«Нравственное воспитание дошкольников в труде.»
консультация на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Нравственное воспитание дошкольников в труде.»

Воспитатель: Когтева О.В.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются большей, чем малыши, самостоятельностью наличием трудовых навыков. В этот период возрастает способность осознанно воспринимать явления окружающей действительности, не утрачено и желание подражать взрослым. Всё это является хорошей предпосылкой к развитию коллективных взаимоотношений между детьми (сотрудничество, взаимопомощи, умение распределять обязанности) и воспитанию у каждого ребёнка коллективизма, как нравственного качества.

Если в младшей группе взаимопомощь носила относительно случайный, ситуативный характер, то в средней она должна стать достаточно устойчивым проявлением во взаимоотношениях детей. Особенности развития дошкольников пятого года жизни позволяют формировать взаимопомощь на основе таких нравственных проявлений как сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, а также на основе ответственного отношения к трудовым поручениям.

В средней группе продолжается работа по воспитанию у детей умения считаться с интересами товарища, уважать его дела. Педагог должен не только замечать каждое положительное проявление во взаимоотношениях детей, но делать его достоянием всей группы. Саша и Люба подметают веранду. У Любы поломался веник. Саша, заметив это отдал ей свой, а поломанный поменял на другой и продолжал подметать. Когда дети закончили работу, воспитатель, оценивая её качество, подчеркнул: «Саша, я заметила, как хорошо ты поступил, помог Любе и работу все закончили дружно и быстро. Оценка педагога, выраженная в такой форме, позволила ребёнку почувствовать радость, от своего поступка, утвердиться в правильности поведения.

Постепенно внимание воспитателя к проявлению положительных взаимоотношений приводит к тому, что дети начинают замечать такие проявления. Для того, чтобы закрепить умение видеть хорошие поступки, педагог иногда предлагает ребятам рассказать о хорошем поступке товарища.  Во время такой беседы дети с помощью воспитателя вспоминают, кто из них оказал помощь другому, кто проявил сочувствие. Обобщая рассказы детей, педагог старается подсказать им и другие возможные способы проявления доброжелательных взаимоотношений: «Да, Дима правильно сделал, что подсказал Зине, куда упала её варежка, но было бы лучше, если бы он её поднял» или: «Рома, в следующий раз ты не раскладывай за Олю ложки, а научи её делать это так же красиво, как умеешь сам.» Так постепенно у детей будут формироваться представления о разных способах оказания помощи друг другу.

Обучение способам оказания помощи, появление сочувствия, доброжелательности – важная педагогическая задача в работе с детьми пятого года жизни. Недостаточное внимание к этому вопросу может привести к задержке в нормальном развитии коллективных взаимоотношений. Дело в том, что некоторые дети умея оказать помощь, начинают сами выполнять работу за своего товарища, который уже имеет определённые навыки и хочет проявить самостоятельность. Это вызывает недовольство ребёнка.

Воспитателю следует, с одной стороны, научить оказывать и предлагать помощь, а с другой- рассказать ребёнку, как нужно принимать помощь или тактично от неё отказаться.

Педагогу важно знать, какие представления о взаимопомощи сложились у детей. Для выяснения этого дошкольникам предлагается несколько ситуаций, предполагающих разные решения в зависимости от сформированных у них представлений. Например: «все дети собираются на прогулку, а тебя воспитатель просил игрушки убрать быстро и хорошо. Хотел бы ты, чтобы тебе помогли дети, или всё сделал бы сам?»

«Посмотрите на картинку. Девочка стирает куклам платья, а мальчик стоит рядом. Что он хочет сделать? А чтобы сделали вы?»

После выяснения представлений педагог наблюдает за детьми в повседневной жизни, во время выполнения трудовых поручений. Это даёт возможность понять, как формируются взаимоотношения между детьми, на что следует обратить внимание, и планировать индивидуальную работу со всей группой.

Если ребёнку даётся задание, которое одному выполнить трудно, то важность взаимопомощи осознаётся им быстрее.

Прочем воспитатель преднамеренно ставит ребёнка в такую ситуацию: «Галя, пожалуйста, быстро разложи детям на столы кисточки, конверты с цветной бумагой.» Ребёнок сначала пытается выполнить задание самостоятельно, но затем обнаруживает что ему тяжело или он не может сделать это быстро. Тогда воспитатель предлагает обратиться за помощью к товарищу. Так в реальной ситуации дети познают значимость отношений взаимной помощи.

Необходимость оказания помощи дошкольники наглядно видят общаясь с младшими по возрасту. Они с удовольствием учат малышей, стараются их опекать, чувствуют себя взрослыми по отношению к ним. Но прежде чем учить малышей, нужно научиться самому. Мотив «научись сам, чтобы мог помогать малышам» очень привлекает детей пятого года жизни.

На формирование коллективных взаимоотношений детей существенное влияние оказывает деятельность на общую пользу. Труд для других – малышей, взрослых, сверстников – придаёт деятельности детей общую направленность.

Уже в средней группе возможна не только индивидуальная деятельность ребёнка на общую пользу, но и коллективная, когда все подчиняют свою работу общей цели. Но к этому нужно постепенно готовить детей.

Затем задача усложняется.  

Небольшим подгруппам детей (по 2, 3 человека) предлагается одна работа, например: убрать игрушки в шкаф или полить комнатные растения, или подобрать материал к занятию и другое. Здесь перед детьми ставится более сложная задача, не только самому хорошо выполнить поручение, но согласовать свои действия с действием других детей.

Если воспитатель учит детей распределять обязанности в совместном труде, то на первом этапе он делает это сам, затем предлагает детям подумать и выбрать, кто что хочет делать и наконец, не снимая с себя полного руководства, поручает отдельным детям договориться о частичном распределении обязанностей. При этом взрослый трудится вместе с детьми и по ходу деятельности руководит их взаимоотношениями как бы «изнутри»

Если же воспитатель хочет научить детей видеть, когда нужно помочь, то организация деятельности может быть несколько иной. Взрослый даёт детям задание, они сами начинают его выполнять. Через некоторое время воспитатель говорит, что времени осталось мало, пора уходить на прогулку, а работы ещё много и сделать её нужно хорошо. «Я вам помогу и вместе мы скорее закончим» Такой способ организации деятельности оказывается очень эффективным, т. к. здесь сочетаются необходимое детям пятого года жизни руководство со стороны взрослого и условия для проявления самостоятельности. Дети должны заметить когда взрослому нужна помощь и уметь её предложить. Коллективные взаимоотношения детей средней группе могут при соответствующем руководстве взрослого строиться не только на основе доброжелательного отношения друг к другу но и на зарождающемся чувстве ответственности за порученное дело. Также как и младшие дошкольники, дети пятого года жизни с интересом относятся к процессу труда. Опираясь на этот интерес воспитатель стремиться к тому, чтобы между детьми сложились не только дружеские, но и деловые взаимоотношения. Мотив «Делайте всё хорошо, правильно, аккуратно – тогда получится игрушка, которой долго можно пользоваться»

Показателем того, что дошкольники принимают мотив, является более тщательное выполнение каждого действия, стремление совершенствовать трудовые навыки. Дошкольники пятого года жизни уже начинают предъявлять требования к товарищам, например: «Алёша, ты плохо вырезаешь кружочки. Как же мы такими будем украшать группу?»

Заметно, что во взаимоотношениях друг с другом у детей появляется чувство ответственности в том случае, если их совместная деятельность подчинена общественно значимой цели. Конечно, такая цель должна быть доступна и понятна дошкольникам.

В средней группе продолжается работа по воспитанию бережного отношения к результатам труда сверстников и взрослых. На занятиях и в повседневной жизни педагог формирует у детей представление о том, что беречь вещи, книги, игрушки, всё что сделали другие люди – значит с уважением относится к тому, кто трудится.

Дошкольники пятого года жизни с интересом относятся к деятельности взрослых, стремятся им подражать.

В средней группе обогащаются и расширяются представления детей о работе сотрудников детского сада (музыкального руководителя, воспитателя) Кроме того вводится ещё несколько тем: «о том, как трудятся наши папы и мамы» «кто работает в колхозе» «о труде людей работающих на транспорте» «о труде строителя» Воспитатель рассказывает детям о содержании труда людей, названных профессий о его пользе, формирует представление о том, что труд каждого человека важен и нужен всем.

В каждой теме при ознакомлении с трудом взрослых воспитатель так продумывает работу, чтобы предоставить детям возможность узнать о содержании труда непосредственно от того, кто им занимается, а затем организует деятельность в которой дети могут выразить своё отношение к труженикам: изготовление подарков, участие в празднике труда. Всё это делает процесс воспитания отношения к труженикам естественным и доступным детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольника в труде»

  Трудовая  деятельность несёт  в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправ-ленном руководстве взрослого у детей формируются трудолюби...

"Нравственное воспитание дошкольников в труде"

Консультация для родителей по нравственному воспитанию в труде...

Нравственное воспитание дошкольников посредствам приобщения их к труду

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является формирование нравственных ценностей личности.Счит...

Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.

Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства  - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....

Статья: "Нравственное воспитание дошкольников в труде"

laquo;Жизнь тысячу раз убеждает в том, - писал В.А. Сухомлинский, - что подготовка  ребёнка  к отрочеству и юности  невозможна без туда, но труд  должен быть особенным – так...

«Нравственное воспитание дошкольников в труде».

laquo;Нравственное воспитание дошкольников в труде»....