Нравственное воспитание дошкольников посредствам приобщения их к труду
методическая разработка (старшая группа) на тему

Якунина Наталья Алексеевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является формирование нравственных ценностей личности.

Считаем, что данную задачу можно решить с помощью системы правильно организованной трудовой деятельности в дошкольном учреждении, которая будет способствовать развитию нравственно-волевых качеств, ответственности, аккуратности, взаимопомощи, умению договариваться и работать коллективно.

Важным средством воспитания в дошкольном возрасте является трудовая деятельность. Эта деятельность, направлена на создание общественно полезных продуктов (ценностей, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №1539

Дошкольное отделение № 3

Индивидуальный отчет

по самообразованию на тему:

«Нравственное воспитание дошкольников посредствам приобщения их к труду»

воспитателя

                Якуниной Натальи Алексеевны

на 2016 - 2017 учебный год

г. Москва – 2017 г.

Индивидуальный план самообразования

на 2016-2017 учебный год

воспитателя старшей группы

Якуниной Натальи Алексеевны

 

Тема: «Нравственное воспитание дошкольников посредствам приобщения их к труду»

Цель: Способствовать формированию нравственных качеств личности, стремлению к самостоятельному труду у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

Познавательные:

  • Расширять представление детей о труде взрослых, систематизировать знание о труде в разное время года.
  • Формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им.
  • Познакомить детей с общественной значимостью результатов труда.

Воспитательные:

  •  Формирование определенного набора нравственных качеств, а именно: гуманности и трудолюбия.
  • Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
  • Формирование начал гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

  • Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
  • Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Предполагаемый результат:

  •  Формирование трудовых умений, умения планировать и организовывать свою работу.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, чувство долга и ответственности, честности.
  • Воспитание умения сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
  • Составление портфолио «Труд в нашей группе»
  • Овладение детьми различными видами трудовой деятельности.

Начало работы над темой: сентябрь 2016 года

Окончание работы: май 2017 года

Труд становится великим учителем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В.А. Сухомлинский.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является формирование нравственных ценностей личности.

Считаем, что данную задачу можно решить с помощью системы правильно организованной трудовой деятельности в дошкольном учреждении, которая будет способствовать развитию нравственно-волевых качеств, ответственности, аккуратности, взаимопомощи, умению договариваться и работать коллективно.

Важным средством воспитания в дошкольном возрасте является трудовая деятельность. Эта деятельность, направлена на создание общественно полезных продуктов (ценностей, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. Под формированием правильного отношения к труду следует понимать не только введение детей в трудовую деятельность, но и обучение их уважению и осознанию цели труда. Важным моментом при планировании трудовой деятельности является формирование трудовой активности ребенка как собственного критерия оценки личности.

Неоднократно подчеркивал высокую значимость дошкольного возраста в становление нравственных черт характера А. С. Макаренко. Именно в данном возрасте, при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Важность трудовой деятельности в правильном развитии человека отмечал К. Д. Ушинский. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» педагог говорит о том, что главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья.

Содержание труда реализуется в разных формах организации. Разработаны и введены в практическую область такие формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста как:

  • Поручения
  •  Дежурства
  •  общий, совместный, коллективный труд.

 Через ряд последовательных трудовых действий решаются задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Одним из важнейших чувств, формирующихся у дошкольника в ходе трудовой деятельности, является чувство ответственности. Например, труд в природе подразумевает проявление заботы о живых существах. Поэтому, давая поручение, следует четко и грамотно формулировать задание («Поливай осторожно, не проливай воду на листья, цветок может сгнить»«Не забудь покормить рыбок, они не могут терпеть голод»). Кроме того можно давать детям поручения с явно выраженной нравственной направленностью («Помоги Оле – она упала и испачкалась»).

Дежурство – труд одного или нескольких детей. Данная форма способствует развитию и формирования личностных особенностей ребенка, а также ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.

Формы организации труда детей как общий, совместный и коллективный труд так же способствуют решению задач нравственного воспитания. Общий труд предполагает деятельность детей в рамках одной цели, при которой каждый дошкольник выполняет какую-то конкретную обязанность. Совместный труд рассматривает деятельность детей в группе, где каждый ориентируется на темп других участников деятельности, качество работы. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело, формируются и развивают гуманные чувства и положительные взаимоотношения. Решение нравственных и трудовых задач является неотъемлемой частью и коллективной формы организации труда. Дети учатся распределять обязанности в ходе трудовой деятельности, в случае необходимости помогают друг другу, решают общую задачу. Коллективный труд воспитывает чувство защищённость, взаимопонимание, создаёт положительный эмоциональный настрой.

Следует отметить неоднозначность представления детей о труде и его значении. Некоторые дошкольники понимают, что дежурят для того, чтобы в группе был порядок. Большинство же детей видят главную цель труда в помощи воспитателю. Подобное отношение к работе снижает уровень мотивации, поведении детей, отражается на конечных результатах деятельности. Значительную роль в формировании положительного отношения дошкольника к труду играет общественное признание.

В труде между детьми складываются как деловые, так и личностные отношения, регулируемые уже усвоенными нравственными нормами и правилами. В совместной деятельности, разделённой на отдельные операции, дети дают оценку действий каждого. При выполнении посильной работы наблюдаем формирование у дошкольников доброжелательности, отзывчивость и ответственность.

 Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в ходе данной деятельности воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Формируются такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, добросовестность, взаимопомощь. У детей наблюдается творческий характер выполнения предложенной работы, желание совершенствовать свои умения и навыки. При решении ряда специфических трудовых задач педагог должен акцентировать внимание дошкольника на общественно полезной деятельности, в которой рождается удовлетворение от проделанной работы, осознание включенности в общее дело. Труд удовлетворяет потребности ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его с взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок. Начинают зарождаться деловые взаимоотношения, отличительной особенностью которых является умение распределять и планировать работу, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. 

Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения.

Таким образом, формированию нравственной компетентности на первой ступени общего образования способствует оптимально подобранный педагогом метод трудового воспитания, направленный не только на развитие трудовых умений и навыков, но и на развитие нравственных качеств личности. Определение таких методов, а также организованных форм воспитания и является одной из важнейших задач современной педагогики.

Перспективное планирование по нравственно- трудовой деятельности в старшей группе

Нравственное воспитание.

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

сентябрь

Беседа «Будь всегда вежливым»

Цель: Воспитывать уважение к окружающим взрослых и сверстникам

Беседа «Как вести себя с игрушками» 
Цель: Формировать бережное отношение к игрушкам, учить правильно использовать их в игре.

Эксперимент «Моё тело-это я» 
Цель: Помочь понять, что тело человека чувствительный организм и может испытывать разнообразные (приятные и неприятные) ощущения.

Игра «Лужа» 
Цель: Воспитывать желание у мальчиков помочь девочкам, а девочек благодарить за помощь.

Информация для родителей «О наказаниях детей»

октябрь

Д/и «Антонимы»

Цель: Обогащение словарного запаса детей добрыми словами

Беседа «Что такое милосердие»

Цель: Побуждать и проявлять чувство милосердия                       к окружающим людям

Работа над содержанием сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 
Цель: Воспитывать умение трудиться вместе, развивать доброжелательные отношения друг к другу.

Общение по ситуации «Вася ударил своего товарища» 
Цель: воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение.

ноябрь

С/р «Чаепитие в кругу друзей» 
Цель: Формировать знания о правилах поведения за столом.

Беседа «Самые любимые»

Цель: Закрепить представление о самых близких людях.

Упражнение «Радость — грусть» 
Цель: Формировать представления о признаках состояния радости, помочь понять, что грусть – это плохое настроение.

Чтение стихотворения Е.Благинина «Посидим в тишине» 
Цель: Воспитывать желание заботиться о близких людях.

декабрь 

Упражнение «Умей сострадать» 
Цель: Воспитывать сострадание к чужим неприятностям.

Дидактическая игра «Комплемент»

Цель: Дать представление о том, что такое комплимент. Учить выражать свои отношения к друзьям используя добрые слова.

Беседа «Хлеб – всему голова»

Цель: Воспитывать бережное отношение к хлебу

Беседа «Новогодний праздник»

Цель: Воспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, страны. Знакомить с традициями праздника.

январь

Беседа «Каким должен быть друг» 
Цель: Выяснить, как дети понимаю значение слов «друг», «дружба», какие качества больше всего ценят дети в своих друзях.

Чтение сказки «Гуси — лебеди» 
Цель: Учить детей заботится о близких людях, воспитывать правила безопасного поведения.

Обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка» 
Цель: Учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание.

февраль

Д/и «Добрые слова» 
Цель: Вызвать желание использовать свои речи добрые и вежливые обращения. 

Д/и «Защитники девочек» 
Цель: Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек.

Беседа «Будь терпеливым»

Цель: Учить сдерживаться, быть вежливым в общении  с окружающими.

Тренинг «Ласка»

Цель: Учить детей проявлять ласку к своим друзьям.

март

Экскурсия «Поздравление сотрудников детского сада с наступающим праздником 8 Марта»

Цель: Воспитывать уважение к старшим, отработать культуру поздравления

Беседа «Детский сад – моя вторая семья»

Цель: Вызывать положительные эмоции о детском саде, умение выражать свои чувства.

Информация для родителей «Правила взрослых по хорошему поведению»

Игра «Угадай, кто это?» 
Цель: Помочь детям лучше узнать друг друга, укреплять дружеские отношения, развивать тактильные ощущения.

Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами» 
Цель: Учить оказывать посильную помощь, воспитывать в детях отзывчивость и доброжелательность.

апрель

Изготовление лизунов для благотворительной ярмарки.

Цель: Воспитывать чувство сострадания к детям, живущим в детском доме.

Экскурсия библиотеку Цель: Воспитывать любовь и бережное  к книгам.

Д/и «Что моя вещь расскажет обо мне?» 
Цель: Способствовать самораскрытию и самопознанию детей.

Чтение сказки «Два жадных медвежонка» 
Цель: Учить детей делиться с товарищами, воспитывать культуру поведения.

май

Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами»

Цель: Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.

Чтение книги

Г.П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»

Цель: Воспитывать и прививать правила поведения в различных жизненных ситуациях.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин» 
Цель: Совершенствовать знания о культуре поведения в общественных местах.

Беседа «Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу»

Цель: Способствовать усвоению детьми нравственных норм, развивать умение решать нравственно – смысловые задачи

Трудовое воспитание.

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Складывание кроват-

ных покрывал

Полив комнатных

растений

Мытье строительно-

го материала

Наблюдение за рабо

той завхоза, показ

хранения продуктов

Закреплять умение правильно складывать покрывало; воспиты

вать аккуратность.

Закрепить правила полива растений, требующих особого режи-

ма полива; воспитывать желание правильно ухаживать за

растениями.

Учить участвовать в организованном труде большого количес-

тва сверстников; формировать привычку к чистоте и порядку.

Формировать обобщенные представления о труде взрослых; вос

питывать уважение к труду взрослых.

 

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Уборка кровати

Мытье комнатных

Растений

Мытье стульчиков

Наблюдение за рабо-

той медсестры

Обращать внимание на нерасправленную простынь, сбившееся

одеяло в пододеяльнике; учить поправлять постельное белье по

сле сна; воспитывать привычку к порядку, аккуратность.

Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; воспитывать бережное отношение к природе.

Учить соотносить свою деятельность с трудом других; совер –

шенствовать трудовые навыки; воспитывать ответственное отно

шение к труду.

Уточнить имеющиеся знания о данной профессии; воспитывать

положительное отношение к ней

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Застелание кровати

покрывалом

Замена воды в аквари

уме

Мытье игрушек

Знакомство с профес

сией «хлебороб»

Учить накрывать постель покрывалом; обратить внимание на

красивый вид такой кровати; воспитывать нетерпимое отноше –

ние к небрежности.

Закрепить знания  об условиях, необходимых для жизни рыбок;

воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

Формировать культуру труда; учить работать рационально, ре

зультативно, в общем темпе; воспитывать трудолюбие, стара-

тельность.

Повышать уровень знаний о труде людей, живущих в сельской

местности; воспитывать уважение к труженникам села за их

благородный труд.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Привести в порядок

кукол

Посадка лука в ящик

Изготовление украше

ний к празднику

Знакомство с профес

сией «животновод»

Закреплять навыки ухода за игрушками; воспитывать береж –

ное отношение к ним.

Учить подготавливать ящики  для посадки; развивать любозна-

тельность; воспитывать стремление трудиться самостоятельно.

 

Совершенствовать навыки ручного труда в работе с бумагой;

воспитывать бережное отношение к результатам своего труда.

Формировать обобщенные представления о социальной  значи-

мости труда людей; расширять знания о труде людей в сельской

местности; воспитывать уважение к труду взрослых.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Привести в порядок

кукольную одежду

Навести порядок в

шкафу с инвентарем

по уходу за уголком

природы

Разобрать новогод –

ние украшения в

группе

Знакомство с профес

сией «садовод», «ово

щевод»

Закреплять умения стирать( сортировать белье на светлое и тем

ное, замачивать и т.д.); знать правила стирки; учить пришивать

пуговицы; воспитывать привычку к чистоте, аккуратность.

Формировать умение трудиться индивидуально, проявляя самос

тоятельность, планировать работу; воспитывать аккуратность.

 

Продолжать учить действовать в организованном труде большо

го количества сверстников; уметь соотносить свою деятель-

ность с трудом других; воспитывать ответственное отношение к

труду.

Показать путь попадания фруктов и овощей на прилавки мага-

зинов; воспитывать уважение к результатам деятельности лю –

дей.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Складывание одежды

в шкафу

Посев семян укропа и

петрушки

Мытье игрушек

Беседа о том, кем ра

ботают родители

Закреплять умение замечать непорядок, устранять его; продол-

жать учить использовать отделения шкафчика по назначению;

воспитывать бережное отношение к вещам, привычку к порядку.

Учить подготавливать бороздки для посева семян; воспитывать

желание помогать взрослым, развивать трудолюбие.

Продолжать учить соотносить свою деятельность с трудом других; формировать культуру труда; прививать любовь к труду

Расширять кругозор; воспитывать уважение к различным про

фессиям, гордость за родителей

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Отбор игрушек, под

лежащих ремонту

Пересадка комнат –

ных растений

Мытье шкафчиков в

раздевальной комна-

те

Дидактическая игра

«Кому что нужно для

работы»

Развивать внимательность, умение замечать испорченные иг –

рушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Совершенствовать навыки ухода за растениями различных ви-

дов; формировать умение работать аккуратно, старательно.

Совершенствовать трудовые навыки; закреплять умение прави-

льно пользоваться оборудованием, инвентарем; воспитывть от-

ветственное отношение к труду.

 

Уточнить знания о различных профессиях; расширять круго –

зор; воспитывать интерес к труду.

 

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Помощь малышам в

одевании после сна

Посадка фасоли в

ящики

Генеральная уборка

игровых уголков

Подбор иллюстраций

о труде взрослых

Учить общаться с маленькими детьми; прививать любовь к ма

лышам, желание их опекать.

Продолжать учить подготавливать бороздки для посадки; упра

жнять в умении сажать самостоятельно; воспитывать любознате

льность.

Учить работать рационально, результативно, в общем темпе;

формировать умение давать оценку труда своей бригады и

коллектива в целом.

Закреплять знания детей о различных профессиях; расширять

кругозор; воспитывать положительное отношение к труду.

 

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ремонт книг

Генеральная уборка

в уголке природы

Уборка в умываль –

ной комнате

Оформление портфолио «Труд в нашей группе»

Совершенствовать навыки ручного труда; воспитывать береж-

ное отношение к книгам.

Совершенствовать навыки ухода за обитателями природного

уголка; воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Продолжать формировать культуру труда; воспитывать акку –

ратность.

Обобщить знания о различных видах трудовой деятельности; поддерживать

стремление подражать взрослым в процессе игровой деятельнос

ти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством их приобщения к ценностям православной культуры.

Статья апробирована на научной конференции для работников дошкольного образования в г. Алексеевка Белгородской обл. в 2012г....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам....

Мастер - класс для воспитателей «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к православным праздникам».

Расширение знаний педагогов о традициях празднования православных праздников на примере «Благовещение  Пресвятой Богородицы»...

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)".

Известно, что дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются и развиваются первые представления об окружающем ми...

Презентация на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)"

Малая  Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё....

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям»

Выступление на IX педагогических чтениях "Духовно-нравственное воспитание современного дошкольника и младшего школьника" г. Кандалакша. Опыт работы по теме самообразования....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к историческим традициям своего народа

. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру...