Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Развитие ребенка на основе приобщения детей к народной педагогике"
проект на тему

Батомункуева Сэсэгма Васильевна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Развитие ребенка на основе приобщения детей к народной педагогике"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Развитие ребенка на основе приобщения детей к народной педагогике».

Воспитатель: Батомункуева С.В.

1. Название инновационной идеи

Дошкольная образовательная организация – как первая ступень изучения бурятского языка.

2.Актуальность

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С ведением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии в системе образования. Это повлекло изменения в содержании образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Дошкольное детство – это тот этап, когда возможно развитие и приумножение речевого богатства в процессе приобщения детей к культуре своего народа.

Возрождение бурятского языка может начаться, только если создавать для языка новые и современные площадки для развития. Будущее языка — это дети, поэтому на них и должны быть направлены основные усилия.

Изучение родного языка необходимо начинать с самого раннего возраста через колыбельные песни, потешки, пословицы, игры-забавы и сказки. В старшем дошкольном возрасте изучение бурятского языка возможно с использованием начальных курсов бурятского языка в   дошкольном учреждении «Табан Хурган» Д.Могоевой , «АМАР МЭНДЭ!» Г.-Х.Ц. Гунжитова, «Амар мэндэ-э!» О.А. Дареева,Б,Д,Шожоева .  При изучении языка общественность сталкивается с проблемами. Невозможно освоение языка только в семье без погружения в среду общения на родном языке и без приобщения к родной культуре.  

3. Цель и содержание инновационной  модели

Основная цель:  формирование у детей чувства любви к своему родному краю и языку, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому своего народа через сотрудничество дошкольной образовательной организации с  социальными институтами.

 Задачи:

1.Расширить и закрепить знания детей о культуре бурятского народа и бурятского языка.

2. Способствовать развитию речи, раскрытию творческих возможностей, интереса к истории родного края.

3.Создать единое образовательное пространство для изучения  национальной культуры и родного   языка.

Целью обучения бурятскому языку воспитанников детского сада является приобретение ими элементарных умений и навыков устной речи. Игра, являясь основным видом детской деятельности, может стать главным мотивом,  поддерживающим интерес ребёнка к языку и желание овладеть им.

Народные игры являются одним из условий развития субкультуры ребёнка. В педагогической науке  народные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка. Народную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и ценностей общества. Через них ребенок  осмысливает и познаёт окружающий мир, развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Игры всегда являются творческой деятельностью, в которых реализуется естественная потребность в движениях, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребёнок не только познает  окружающий мир, но и преображает его. Умение импровизировать, выразительно и эмоционально рассказывать, шутить, петь, танцевать, развиваться, и совершенствуется именно в ходе различных игр.  

   Одним из важных компонентов народной педагогики является сказка, первый воспитательный аспект сказки – это её содержание. Грамматический строй языка лучше осваивается детьми в практике живой речи. Поэтому сказочные персонажи помогут детям успешнее и быстрее осваивать бурятский язык. Для развития и поддержания произносительных навыков предусмотрены использование скороговорок, стихов, физических разминок на бурятском языке, которые сопровождаются стишками и речёвками.

Для создания  развивающей среды  оформляются мини - музей «Юрта»,  галерея «Одон»,    уголок «Природа и дети Бурятии»,  фотоальбомы,  папки – передвижки.

4. Основные этапы:

1 этап – подготовительный этап:

  • анкетирование родителей;
  • изучение методической литературы;
  • подбор учебно-методических комплектов;
  • разработка программы дополнительного образования со сроком обучения 3 года;
  • заключение договоров с Центром дополнительного образования детей и Краеведческим музеем имени В.А. Обручева.

2 этап – основной этап:

  • Реализация программы дополнительного образования.
  • Анализ промежуточных итогов.
  • Внесение изменений в программу дополнительного образования с учетом анализа.

3 этап – заключительный этап. Анализ работы и подведение итогов.

5. Механизмы реализации идеи:

1. Этап – подготовительный этап:        
Анкетирование родителей. На основе полученных данных планирование дальнейшей работы. Разработка технологии использования бурятских народных сказок для формирования речевых навыков и умений устной бурятской речи, отбор и методическая организация сказочных текстов для экспериментального обучения.  

 2.    Этап – основной этап:

Возрастная группа детей

Пути реализации

Взаимодействие с социальными партнерами

Младшая группа

Игры- «Бээлэй», «Бумбэгэн» театр кукольный «Рэпкэ», беседы, работа с наглядным пособием, чтение художественной литературы «Гэрхэн», прослушивание музыки Реализация разделов программы по теме «Народные сказки»

памятка для родителей;

Помощь родителей в изготовлении атрибутов для театра.

Центр дополнительного образования – факультативная деятельность «Театр»; Родительская общественность – открытые мероприятия, тематические собрания, круглые столы

Средняя группа

Игра, театр, беседы, работа с наглядным пособием, чтение художественной литературы, прослушивание музыки, экскурсии, наблюдение, конкурсы, рассказывание,  инсценирование, драматизация сказок,

Реализация разделов программы по теме «Родной дом. Семейная этика», «Национальные праздники», «Устное народное творчество»

Памятка для родителей;

Проведение совместных мероприятий с родителями;

Совместная работа по оформлению уголков и мини-музеев.

Центр дополнительного образования – факультативная деятельность «Театр», «Фольклорная мастерская»;

Родительская общественность – открытые мероприятия, тематические собрания, круглые столы.

Старшая группа

Игра, театр, беседы, работа с наглядным пособием, чтение художественной литературы, прослушивание музыки, экскурсии, наблюдение, танцы, конкурсы, драматизация сказок, занятия – путешествия в сказки, игры – экскурсии в сказки, моделирование сказок, игры – придумки, игры – фантазирования, комбинированные, комплексные и интегрированные занятия, танцы, исследование, посещение музеев.

Реализация разделов программы по теме «Моя родословная», «Родной дом. Семейная этика», «Песенно-танцевальный фольклор»  

Памятка для родителей;

Проведение совместных мероприятий с родителями;

Совместная работа по пошиву национальных костюмов;

Исследовательская работа по составлению родословной.

Центр дополнительного образования – факультативная деятельность «Театр», «Фольклорная мастерская», «Бурятские танцы»;

Родительская общественность – открытые мероприятия, тематические собрания, круглые столы.

3. Этап – заключительный этап: анализ и обобщение результатов, и оформление их в методические разработки.

6. Ожидаемые результаты:

Реализация дополнительной образовательной программы через сотрудничество дошкольной образовательной организации и социальных институтов позволит:

1. Добиться понимания и восприятия детьми бурятского языка.

2. Знания детьми культуры, традиций и обычаев бурятского народа.

3. Повышение интереса родительской общественности к изучению детьми бурятской языка и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Приобщение детей к традиционной культуре Бурятии"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Приобщение детей к традиционной культуре Бурятии"...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию ( в социально-значимой деятельности) "Расскажем детям о войне" для старшего дошкольного возраста

Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к  наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, у...

Проект Досуговая деятельность дошкольников как одна из форм приобщения детей к народной культуре в мини музее "Русская изба"

Целью данного проекта является приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре: ее истоками, традициями и обычаями, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, не...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе . Тема: « Партизаны – дети войны».

Показать важную роль детей и подростков для Победы в ВОВ, воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей-дошкольников, воспитывать чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отече...

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА» (рассчитан для детей старшего дошкольного возраста)

   Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать па...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой город самый, самый» для детей 4-5 лет

В материале рассказывается о реализации проекта о патриотическом воспитании дошкольников...

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Я И МОЯ СЕМЬЯ" для детей 3-4лет

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоционал...