"Чудо - тыква"
проект (младшая группа) по теме

Кибец Елена Яковлевна

В этой разработке вы найдёте много интересного материала о тыкве: дидактические и хороводные игры, стихи и загадки,занятия и развлечение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Проект в первой младшей группе

                      «Чудо-тыковка»  

                                                  Воспитатели: Кибец Е. Я,

                                                                                                                                                               

             

                                                                                                                                                                                                 

Проект:  долгосрочный;

Вид проекта: творческо-исследовательский;

Продолжительность: апрель – октябрь;

Участники проекта: дети 1 младшей группы, родители, воспитатели.

Актуальность: С самых ранних лет ребёнок учится взаимодействовать с миром природы. Задача взрослых: помочь ребёнку найти ответы на возникающие при этом вопросы. Выращивая овощи на огороде, дети увидят состояние семян после посадки. Наблюдая и экспериментируя. Они смогут объяснить причины изменений растения, научатся за ним ухаживать.

 Кроме того, поисково-исследовательская деятельность неразрывно связана с развитием речи (дети не могут работать, не разговаривая).

Чтобы внести некоторую интригу, мы решили посадить тыквы нескольких сортов и наблюдать: что из этого получится.

Ценность наблюдения и экспериментирования для развития познавательной сферы ребёнка давно доказана.

 Всё это стало основой разработки проекта «Чудо-тыковка»

  Цель проекта: Формирование у детей представлений о потребностях растений во время роста.

  Задачи:

    1.Учить детей высаживать семена тыквы и ухаживать за ними во время роста.

    2.Развивать интерес к исследовательской деятельности, словарный запас.

    3.Воспитывать бережное отношение к растениям, уважение к труду.

 Предварительная работа: наблюдения, сбор материала,  беседа, чтение художественной   литературы. (стихи и загадки:  Леонов В. А.,  Владимир-Георгий Ступников,  Виталий Тунников,   Фёдор Костюк,  Александр Измай,  Авдеенко К.)

  Предполагаемый результат

    1.Получение знаний детей о росте и развитии растений;

    2.Развитие речевой и познавательной активности детей;

    3.Вовлечение родителей в жизнь ДОУ;

    4.Формирование уважительного отношения к труду

                                                                                                 

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

1.Беседа «Чудо – тыква»

2.Подбор необходимого материала

3.Привлечение родителей к поиску разных сортов тыквы

2 этап – исследовательский

1.Сравнение семян тыквы и подсолнечника

2.Посадка семян

3.Наблюдение: «Прорастание семян тыквы»

4.Дидактические игры:  «Овощной магазин», «Полезные и неполезные продукты», «Чьи семена», «Что нужно растению»

5.Стихи и загадки о тыкве

6.Полив огорода, прополка, защита от вредителей

7.Рисование: «Вот у тыковки листочки», «Появились цветочки», Лепка «Тыковка»

8.Опытно-экспериментальная деятельность: наблюдение за ростом, сравнение разных сортов, «Тонет-не тонет»,  «Узнай на вкус»

3 этап – заключительный

1.Сбор урожая

2.Выставка поделок из тыквы

3.Запекаем тыкву                                                            

                                                                       

 Дополнительный материал.

                  Игры

 Дидактическая игра  «Кто скорее соберёт»

 Цель: учить детей группировать фрукты и  овощи, воспитывать быстроту реакции,  выдержку.

 Дидактическая игра  «Узнай на вкус»

 Цель: закреплять знания об овощах, умение  распознавать овощи на вкус.

  Дидактическая игра «Что растёт в саду, в огороде»

  Цель: закрепить знания о фруктах и овощах,  развивать умение  действовать по сигналу быстро.

  Дидактическая игра «Узнай по описанию»

  Цель: развивать память, внимание, умение выслушивать педагога.

Игра-хоровод «Тыковка»

Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Ход игры. Один из детей становится тыквой. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Тыква, тыква, тыковка,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Тыква  танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится тыковкой.  Тыква может танцевать в паре с тем, кого выбрал.

     Игра малой подвижности

Цель:  развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

                         Огород у нас в порядке,

               Мы весной вскопали грядки (имитируем работу

                                                                 с лопатой).

               Мы пололи огород (наклоняемся, достаем

                                                                 руками пол).

                                                        Поливали огород (показываем, как поливали

                        лейкой).

               В лунках маленьких не густо

               Посадили тыковку (присесть на корточки, обхватить руками

                                                                      колени).

               Лето все она толстела,

                Разрасталась вширь и ввысь (медленно

                                                                поднимаемся).

               А сейчас ей тесто, бедной,

               Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в  конце фразы)

                                                                                         

                                               

                                           

                                                                                               

                        Подвижная игра «Тыква»

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет тыква. Все ходят вокруг тыквы по кругу:

Мы посадим тыкву – вот, вот!

Пускай наша тыква растет, растет!

Вырастай ты, тыква, вот такой вышины;

Вырастай ты, тыква, вот такой ширины;

Вырастай ты, тыква, вырастай в добрый час!

Потанцуй, ты тыква, покрутись для нас!

А мы эту тыковку будем все щипать.

И от нашей тыковки убегать будем!

Тыква в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» в стороны. Когда поют: «А мы эту тыковку будем все щипать», все приближаются к груше, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а «тыква» -  ловит.

 Сюжетно – ролевая игра

                      «Увозим урожай с дачи»

 Цель:  уточнить знания детей о хозяйственно – бытовой деятельности

человека осенью, побуждать детей принимать  активное участие развитии сюжета игры.

  Ход игры. Воспитатель предлагает детям создать игровую ситуацию сбора урожая на  даче и отъезда семьи в город.

  Материал: корзинки, коробки, сумки, предметы заместители.

                  Дидактическая игра  «Что нужно цветочку»

   Цель: закрепить знания детей об условии роста растений.

   Ход игры: из предложенных вперемешку карточек с изображением   солнышка, леечки, горшочка с землёй и различных предметов, дети выбирают те карточки, на которых  изображено то, что необходимо растению для роста.

                                               Стихи и загадки   

                                 Груданов Е.

Там, на солнышке, сверкая,
Дремлет тыква золотая.
И растёт, растёт, растёт,
Заполняя огород!
Если солнце припечёт,
Если дождичек польёт,
То одной огромной тыквы,
Хватит нам на целый год!
Будем жарить, печь, томить,
Будем кашу с ней варить!


                     

                         Круглолица, желтокожа,
                        На Луну она похожа.
                        Словно спелая Луна,
                        Из травы густой видна.
                                                            (Тыква)

                                             Днепровская М.

                          Желтая как солнце тыква,
                         Как арбуз больших размеров.
                         Но мы к ней давно привыкли,
                         И в ее полезность верим.
                         Замечательные каши
                         Нам готовят мамы наши,
                         И пекут нам пироги,
                         Что вкуснее всех других.
                         Надо маму, папу слушать,
                         И побольше тыквы кушать.

                           Голова съедобная,

                           Цвета Солнца жёлтого,

                           Варят, жарят, запекают,

                           Даже семечки съедают!

                                             Ответ: Тыква

                                   Автор: Леонов В.А.

          Конспект занятия по нетрадиционному рисованию    

                                в младшей группе

                Тема: «Цветочки нашей тыковки»

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования (оттиск шаблоном и мятой бумагой).

 Задачи: Показать детям возможность получения изображения с помощью шаблона и смятой бумаги.  Формировать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге. Закрепить знания о форме и цвете листьев и цветов тыквы. Развивать мелкую моторику рук.

Активизировать речь детей, побуждая повторять за воспитателем слов и целых предложений.

Оборудование: лист бумаги на каждого ребёнка, гуашь жёлтого и зелёного цвета, бумага и вырезанные из губки шаблоны в форме тыквенного листика, влажные салфетки.

Предварительная работа: наблюдение и уход за посевами тыквы, сравнение листьев тыквы и листьев других цветов, растущих на участке,  игры-эксперименты с бумагой, с целью закрепления её свойств: мягкая, плотная. Чтение стихов и загадок про тыкву.

                                      Ход  занятия:

   Воспитатель показывает детям мягкую игрушку  пчёлку и рассказывает о том, что пчёлка расстроилась – пора мёд собирать, а цветов очень мало, значит и мёда будет тоже мало. Пчёлке можно помочь, нужно         нарисовать много цветов. Предлагает детям вспомнить – какие цветы мы рассматривали на участке, у какого растения самые крупные цветы.   (подвести детей к  выводу, что крупные и яркие цветы у тыквы).    

 Воспитатель показывает листья,  вырезанные  из поролона, обращает внимание на  форму,  похожи на сердечки. Приложив лист поролона  к  краске, а потом к бумаге, получают оттиск листа.

   - А цветочек мы нарисуем с помощью салфетки. Её  так же прикладываем к краске, а  затем отпечатаем  возле зелёного листика.

    После того, как работы готовы, уточняют: что  рисовали, какого цвета листья, на что похожи, какого   цвета цветочки тыковки.

   

                     Динамическая пауза «Огородники»

                     Мы лопатки взяли, (движения, изображающие   носку лопаты

                                                        на плече)

                     Грядки раскопали.

                     Раз-два, раз-два -

                     Вот как раскопали. (движения в  соответствии с  текстом)

                     Грабли в руки взяли

                     Грядки причесали.

                     Раз-два, раз-два -

                     Вот как причесали.                                    

                     Семена рядами

                     В землю мы сажали.

                     Раз-два, раз-два -

                     Вот как мы сажали

                                                           (движения в соответствии с текстом)

                    Мы водой прохладной

                    Грядки поливали.

                    Раз-два, раз-два -

                    Вот как поливали

                                                           (изображать полив грядок из лейки)

                   Урожай богатый

                   Дружно собирали.

                   Раз-два, раз-два -

                   Вот как собирали     (наклоны)

                    Танцы и песни

                    Сами затевали

                    Раз-два, раз-два -

                    Вот как затевали.    (хлопки в ладоши)

                                По окончании работы устраивают выставку рисунков.

                               Лепка «Тыква – тыковка»  

Цель: учить лепить предметы круглой формы, развивать воображение и мышление.

Задачи:

1. Закрепить знания об овоще тыква и его свойствах;

2. Закреплять навыки и умения лепки из пластилина;

3. Развивать мелкую моторику, чувство цвета и формы;

4. Способствовать обогащению и активизации словаря детей;

5. Развивать умение рассматривать созданные композиции.

                                       Ход занятия:

Круглолица, желтокожа,

На луну она похожа.

Словно спелая Луна

Из травы густой видна.

  - Что это за Луна в траве видна? А давайте мы пойдём на наш огород и проведаем нашу тыкву. (Дети с воспитателем  идут на огород, находят под листьями подросшие тыквы)

  - Наши тыквы подросли, но всё равно они ещё небольшие. Мы будем продолжать за ними ухаживать, поливать их, наши тыквы будут ещё расти.

  - А на что похожи тыквы?

  - В загадке говорится «словно спелая Луна». Похожи наши тыковки на Луну?

  - Очень похожи. Круглые, жёлтые.  А ещё на что похожи? (шарик, мячик, солнышко).

Желтая как солнце тыква,
Как арбуз больших размеров.
Но мы к ней давно привыкли,
И в ее полезность верим.

     - Тыкве хорошо на грядке. Солнышко её  согревает, мы – водичкой поливаем. А давайте,  мы и в группе поселим тыквы. Мы их из  пластилина слепим.

     - Тогда идём в группу и достаём пластилин.

 Дети садятся на места, где для них приготовлены  доски, салфетки, пластилин.

     - Напомните, ребята, какая же у нас тыква? (круглая)

     - Покажите мне, как мы будем лепить круглую тыкву.

  (Наблюдение за работой детей, при необходимости воспитатель помогает)

      - У нас, ребята, теперь и  в группе    настоящий огород. Вот сколько  тыковок выросло. Становитесь в кружок, станцуем для малышек  тыковок.

                       Игра-хоровод «Тыковка»

Ход игры. Один из детей становится тыквой. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Тыква, тыква, тыковка,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Тыква  танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится тыковкой.  Тыква может танцевать в паре с тем, кого выбрал.

                                « Выросла тыква в огороде»

                  Развлечение для детей младшей группы

                                                                                                                                                                                                                                                                        Ведущая: Ребята, какое у вас сегодня настроение? Я очень рада, что вам весело, вы радуетесь и у вас хорошее настроение. Покажите мне: как живёшь?  А как плывёшь?  Какие молодцы. Тогда давайте   играть.

                      Музыкальная игра: «Как живёшь?

              Как живешь? – Вот так! (Показывают большой

                                                          палец)

              Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя

                                                        пальцами по ладони.)

             А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и

                         показывают, как работают ими при беге.)

             Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку,

                                                         а на них – голову.)

             Как берешь? Вот так! (Делают руками

                                                    хватательные движения.)

            А даешь? – Вот так! (Делают руками движения,

                                                      как будто дают что-то.)

             Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и

                                     слегка  шлепают по ним ладонями.)

            А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему

                                                                                 соседу.)

            Топаешь? – Вот так; (топают)

            Хлопаешь?- Вот так (хлопают)                

Ведущая: Слышите: кто – то к нам спешит и листочками шуршит. Садитесь на места, посмотрим: Кто это к нам идёт?

Появляется Дед, метёт метёлочкой листву.

Дед – Эх! Эх!

Ведущая – Здравствуй, дедушка! Дед остановился.

Дед - Здравствуйте! А кто это к нам пожаловал?

Ведущая: Это – мы: девочки и мальчики из детского сада. Мы пришли повеселиться. А ты, дедушка, что делаешь?

Дед – А, я вот работаю. Осень наступила, ветерок холодный дует и листики с деревьев срывает. Падают листочки прямо на дорожки. Вот я их и подметаю, чтобы чисто было.

Слышен голос внучки Маши:- Дедушка! Дедушка!

Появляется Маша - Здравствуй, дедушка!

Дед - Здравствуй, Машенька! (обнимаются).

- Посмотри, Маша, сколько к нам гостей пожаловало Поздоровайся с ними. .

Маша - Здравствуйте, девочки…. Здравствуйте мальчики! (Ответы детей).

Меня зовут Маша. Я очень весёлая девочка. Люблю петь и танцевать.                                                            Ведущая - Маша, и наши дети тоже любят повеселиться. Они очень любят играть в разные весёлые игры. Хочешь поиграть вместе снами?

Маша - Конечно, хочу! 

Дед - Ну, ладно веселитесь, а я пойду - у меня на огороде работы ещё много. (Дед уходит).

Маша: А в какую игру мы будем играть?

Ведущая: Ребята, солнышко- это хорошо или плохо? А дождик? Дождик тоже нужен. Он поливает огород, травку. А сейчас, осенью дождик будет идти всё чаще и чаще. Но мы его не боимся, правда, ребята? Мы дажеигру про солнышко и дождик знаем и любим. Поиграешь с нами, Маша?

           Музыкальная игра «Солнышко и дождик»

Маша: Ой, ребята, кажется меня бабушка и дедушка зовут. Садитесь скорее на места.

Слышны голоса деда и бабы: - Маша! Внученька!

Маша – Точно, ребята, это бабушка и дедушка. Спрячусь – ка я от них, поиграю в прятки (прячется). 

На ширме появляется Дед и Баба.

Дед – Это кто тут веселится?

Баба – Это, наверное, птички поют.

Ведущий – Бабушка, Дедушка, это не птички поют. Это играют  девочки и мальчики.

Баба– Здравствуйте, девочки и мальчики.  А вы внучку Машеньку нашу здесь не видели?

Маша (голос) – Ку – ку!

Баба – Ой, а это кто ещё (оглядываются, ищут). Здесь – никого, и здесь никого. Кто бы это мог быть?

Маша (голос) – Ку – ку!

Дед (ищет) – А, это –ты, Машенька. Всё песни поёшь, да в прядки играешь? Пора уже и дедушке с бабушкой помочь.

Маша – А, чем же я вам помогу? Что сделать нужно?

Баба – А, вот пойдём на огород, да урожай собирать будем. (Двигаются по ширме «на огород»).

Маша: Ой, как много здесь всего выросло!  Вот морковка сладкая выросла на грядке. (Показывает детям, затем подаёт ведущему в корзину)

Дед: А, вот капуста, сочная, полезная.  (Показывает детям, затем подаёт ведущему в корзину)

Баба: Ну, а это – лук ребята, витаминами богатый. Хоть и слёзы проливает, но от простуды защищает. (Показывает, затем подаёт ведущему)

Дед – Ну, что, друзья, всё на огороде собрали? Ничего не забыли? (Смотрят по сторонам).

Баба – Забыли, ой, забыли! Тыкву на грядке оставили (тыква на ширме).

Маша – Наша тыква – то большая, да красавица какая!

Дед: Сейчас я её сорву. Эх, раз, эх два (тянет) Ох и тяжела, не поднять её мне одному.   Ну – ка, бабка, подойди, поднять тыкву помоги. (тянут вдвоём)

Ведущий – Поднимали вместе, да не смогли поднять.

Баба: Ох, тяжела. Не поднять нам её. Ну – ка, внучка, подойди, поднять тыкву помоги.

Ведущий – Втроём взялись они за дело. Да не тут-то было.  Не могут поднять. Так тяжела.

Хором - Эх, раз, эх два (тянут втроём под слова ведущего).

Маша – Ох, не поднять её нам втроём.

Дед - Вот, - не справились и с внучкой!

Маша - Позовём на помощь Жучку.

Ну – ка, Жучка, приходи, поднять тыкву помоги.

Появляется Жучка – Гав, гав, гав! А вот и я! Помогу я вам, друзья.                                                            

Ведущий – Взялись они вчетвером, да ничего не получается.

Тянут – потянут, - а поднять не могут.

Хором - Эх, раз, эх, два.

Маша - Вот, не справились опять!

Жучка – Нужно в помощь кошку звать. Кошка Мурка, приходи, тащить тыкву помоги.

Появляется Мурка – Мяу, мяу, а вот и я! Помогу я вам, друзья.

Ведущий – вот взялись они дружненько. Тянут – потянут, а поднять не могут.

Дед - Не справились и впятером.

Мурка – Может, мышку позовём? Мышка, мышка, приходи, тащить тыкву помоги.

Появляется Мышка – Пи-пи-пи, а вот и я! Помогу я вам, друзья.

Ведущий вшестером они к тыкве подошли, дружно взялись…

Хором - Эх, раз, эх два! (тянут втроём под слова ведущего).

Ведущий - Тянут – потянут, и подняли тыковку!

Баба – Ай - да тыква, круглая да золотая!

Дед - Наша тыква велика, наша тыква тяжела.  Но мы дружною семьёй тыкву сорвали и вместе подняли.

Маша – И на радости такой попляшите все со мной!

                 Хоровод «Как на тыквы день рожденья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД для детей 5 – 6 лет Тема: «Я расскажу вам о чудо-тыкве…»

Конспект ООД  для детей 5 – 6 лет Тема: «Я расскажу вам о чудо-тыкве…»...

Проект «Чудо тыква»

АКТУАЛЬНОСТЬ:  участие ребёнка – дошкольника в проекте «Чудо-тыква» даёт возможность этому ребёнку максимально систематизировать знания и представления о тыкве,  её свойств...

Конспект НОД "Чудо - тыква" для детей среднего дошкольного возраста

Образовательная деятельность познавтельного характера. Будет полезна для занятий по формированию здорового образа жизни детей....

Чудо-тыква.Овощи на грядке.

Золотая головаВелика и тяжела.Золотая голова отдохнуть прилегла.Голова велика,Только шея тяжела.Тыква-чудо-в два обхвата,Витаминами богата.Как разрежешь-посмотри:Есть и семечки внутри!...

ПРОЕКТ «Чудо-Тыква» (подготовительная группа)

Участие детей – дошкольника в проекте «Чудо-тыква» даёт возможность этому ребёнку максимально систематизировать знания и представления о тыкве, её свойствах и применении...

Конспект открытого интегрированного занятия для детей подготовительной группы на тему: «Чудо – тыква»

Конспект открытого интегрированного занятиядля детей подготовительной группы на тему: «Чудо  – тыква» Интеграция образовательных областей: «Художественно - Эстет...

Исследование объектов живой и неживой природы. НОД "Золотистое чудо-тыква"

Исследование объектов живой и неживой природы. НОД "Золотистое чудо-тыква"...