Статья "Фольклор, как фактор развития ребенка"
статья на тему

Федорова Мария Васильевна

Фольклор, как фактор гармоничного, полноценного развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

               Фольклор, как фактор развития ребенка

                                       

                                                                                      ГБДОУ Д/С №77

                                                                              Приморского района

 Санкт-Петербурга

                                                                                                 Музыкальный руководитель

                                                                                                   Федорова М.В.

                                                                                   

                                         Санкт-Петербург

                                                Содержание

 

1.Введение

2.Значение фольклора для развития ребенка

3. Диагностика

4.Планирование

5.Приложение:

   -Консультация для воспитателей

   -Консультация для родителей

   -Картотека

                                           

  Введение.

 

      Нередко приходится слышать, что фольклор -  это что-то старое, отжившее свое, ненужное для современного человека. Этой  работой, мне хотелось бы доказать, что фольклор незаменим для полноценного гармоничного развития ребенка.

    Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

          Детский фольклор формировался под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

  Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

       Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

   Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.   Особенности   детской   психики,   мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и

задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия   на   юные   поколения   совокупность   и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

       

     

           

            Значение фольклора в развитии детей

       По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной  восприимчивостью.  У  ребенка  интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

       В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных  и ярких  средств  ее,  таящий  огромные дидактические   возможности.   Знакомство   с   народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

     1. Особенности понимания детьми малых фольклорных форм.

           Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

       Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

          Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

           Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

         Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

            Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

            Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

          Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

         Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

         Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

       Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

.

       Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

         Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

       С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

   2.  Песенное творчество

    Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

        В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: “Сорока-ворона, кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…”.

        Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать.

        С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например:

“Ах, поет, поёт

Соловушка!

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженькой.

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:

“Потягунючки, поростунюшки!

Роток – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки.”

Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

Весна красна! На чём пришла?

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.

Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:

С гоголя – вода,

С младенца – худоба!

Укатись вся.

   Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни.

3.  Сказка как фольклорный жанр

   Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.

.  Известно, что многие сказки начинаются с зачина: “Жили-были”, а кончаются приговоркой: “Стали жить-поживать и добра наживать”. Да и самое рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека.

Таким образом сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.

Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевные сил.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовала сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

 

   

         Целенаправленное  и  систематическое  использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент    психофизического    благополучия    ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

                                          Заключение

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

 

                           Консультация для воспитателей

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детской саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

 или:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший!

Ванечка - пригожий!

        Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

или:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ, топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом,Топ, топ!

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Травка - муравка, сосна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку, мышка - за корку,

Детки - за молоко.

или:

Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.

При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят - поспят, всему миру спят велят.

Во время одевания на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем калошики;

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей    дружелюбия,    доброжелательности,    чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая:

«Не плачь, не плачь, куплю калач».

Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...».

В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.

    В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра:

Кря,кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

На дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам,  животным,  людям.  Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Необходимо  подобрать  соответствующие  настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений   народного   жанра,   формировать   умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же поместить фигурки персонажей   знакомых   потешек,   прибауток,   сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с

радостью   рассматривают   иллюстрации,   пересказывают содержания знакомых потешек.

                         

                         

  Консультация для родителей

Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.

  В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.

       Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

      Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

      Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, мама приговаривает:

Валенки - валенки,

Невелички маленьки.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар покачу, гулять хочу

При укладывании спать:

Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,

Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

    Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет. Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или щенка, мишку, зайчика, птичку,

и конечно, куклу.

Среди музыкальных инструментов могут быть «

металлофон, бубен, барабан, треола, дудочка, треугольник. Внимание, необходимое на занятии, будет зависеть от того, на сколько вы заинтересуете малыша, увлечете ребенка своими действиями.

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду. (Потешки и песенки, которые можно использовать в работе с детьми, представлены в Приложении ).

                                 

                                    Картотека:

1.Потешки

Наши уточки с утра Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора -Бал-бал-бал! Балды-балды!

Наши гуленьки в верху -Грру-грру-грру!

Наши курочки в окно -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

 А как Петя - петушок Ранним-рано по утру

Нам споет - ку-ка-ре-ку!

Ранним-рано по утру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чистом поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку -на донышко!

 Ждут меня котята, Малые ребята.

 Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье Молоко коровье.

- Курочка-рябушечка, Куда идешь?

- На речку.

- Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

- За водой.

- Курочка- рябушечка, Зачем тебе вода?

- Цыплят поить.

Они пить хотят,

На всю улицу пищат:

Пи-пи-пи!

Ночь прошла,

Темноту увела,

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька,

Отрыла ставенку:

«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!»

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь?

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

- Кисонька-мурысенька,

Где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысенька,

Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысенька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька-мурысенька,

С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна! Не ешь одна!

- Ладушки, ладушки!

Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили-поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока не пьет -

Забодает,

Забодает,

Забодает!

Сорока-белобока,

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил -

Тебе нет ничего!

- Пальчик-мальчик,

Где ты был?

- С этим братцем -

В лес ходил.

С этим братцем -

Щи варил.

С этим братцем -

Кашу ел.

С этим братцем -

Песни пел!

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик -

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет!

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней.

Огород ты наш полей.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом.

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом.

А лошадка - с фонарем.

А собачка - с помелом.

Серый заюшка - с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди доганяй-ка!

Похвалялися ежи:

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

Иван, Иван, вырывай бурьян,

Чтоб росла морковка,

Большая, как мутовка,

Чтоб росла репка,

Сладкая да крепкая,

Чтобы вырос огурец,

Длинноусый молодец.

2. Колыбельные

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Тихо Машу усыплять:

«Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай».

Баю-баюшки-баю,

Баю Верочку мою.

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

Я тебе-то уж, коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

Да кувшин молока.

 Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

Ой, люли-люлюшеньки,

 Биньки-баюшеньки...

Сладко спи по ночам

Да расти по часам.

Ночь пришла,

 Темноту привела.

 Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставенку,

 Засыпай,

Бай-бай

3.Забавы, игровая гимнастика

Большие ноги

 Шли по дороге:

Топ,топ,топ, Топ,топ,топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ,топ,топ,топ,топ,

Топ,топ,топ,топ,топ.

***

Этот пальчик - детка,

 Этот пальчик - бабка,

Этот пальчик - папенька,

 Этот пальчик - маменька,

 А вот этот- наш малыш,

 И зовут его Денис!

Топ-топ по земле –

Ведь земля-то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

 С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем Кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Скачет зайка маленький

 Около завалинки.

 Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Поехали, поехали

С орехами, с орехами,

К дедке по репку,

По пареньку,

По сладеньку.

Еду-еду

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг ... в яму

Бух!

Ночь прошла,

Темноту увела,

 Замолчал сверчок,

Запел петушок.

 Встала маменька,

Отрыла ставенку:

«Здравствуй, солнышко -Колоколнышко!»

Чики-чики-чикалочки,

 Едет Ваня на палочке,

А Дуня - тележке,

 Щелкает орешки.

4.Игры

ЧЕЛНОК

Участники игры встают двумя шеренгами. Ребята одной шеренги поднимают руки и образуют «воротца». Запевают песню:

Бежит маленький бесок,

Суётся в частенький лесок,

В кусточек ныряет,

Хвосточек теряет¹.

Во время исполнения песни ребята другой шеренги прохо­дят под «воротцами», подражая движению ткацкого челнока между нитками. Затем встают друг против друга. Один из участников приговаривает: «Шили, шили, вышивали тонко бело полотно да белобархатно!». Все поют, изображая движениями воображаемую работу:

В первый раз вышивали — светел месяц со лунáми,

Светел месяц со лунами, с частыми звездáми;

Во второй раз вышивали — красно солнце со лучами,

Красно солнце со лучами, с тёплыми облаками;

В третий раз вышивали — чисто поле со кустами,

Чисто поле со кустами, с рыскучими зверями;

В четвёртый раз вышивали — сине море со волнами,

Сине море со волнами, с белыми кораблями;

Серёдку украшали лазорьевыми² цветами.

И, бросая на середину заранее приготовленные цветы, за­канчивают игру.

Огородник

Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редиской и т.д., и становится в круг. Один из участников игры - «огородник» - выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

- Кто там?

- Огородник!

- За чем пришел?

- За репой!

После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

Посерёдке толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдёт,

Всяк за вихор возьмёт.

«Огородник» должен отгадать, кто из ребят назвал себя «репой». Если он угадывает верно, «репа» должна убегать, иначе «огородник» поймает и оттреплет за вихор.

Вокруг пенька или колоды чертят круг - «огород», в цент­ре складывают «репу» - шапки, пояса, венки и т. п. Все играющие стоят за кругом, а «огородник» садится на пенёк стеречь «репу» и при этом поёт:

На пенёчке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу,

Белу репоньку сажу.

По команде одного из ребят все стараются быстро забежать в «огород» и унести «репу». До кого «огородник» дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет «репы»

Кострома

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Нитки пряду!

(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Клубки мотаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большие

вьюшки)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Поработала - пообедаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Легла, да уснула...

(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)

(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Проснулась - попрыгаю!

(Все дети прыгают)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Сейчас догонять вас буду!

(Все разбежались кто куда).

ЗАЙЧИК

Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет, поглядывая, как бы выпрыгнуть из круга; а хоровод ходит вокруг, напевая:

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи,

Кружком бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, в ладоши,

Серенький, в ладоши,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Есть зайцу куда выскочить,

Есть серому куда высочить,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

При этом некоторые из играющих ослабляют руки, указывая, где зайчик может прорваться.

Зайчик припадает к земле, высматривает место, откуда выскочить, и, прорвавшись там, где не ждали, убегает.

______________

ГОРЕЛКИ

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, смело,

Глянь на небо –

Звезды горят,

Журавли кричат:

«Гу-гу-гу, убегу!

Гу-гу-гу, убегу!»

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Прежде чем начать эту игру, ребята рисуют на земле маленький кружок и в центр втыкают ветку березы. Дети выстраиваются парами друг за другом рядом с кружком, берутся за руки и поднимают их вверх, образовав «золотые ворота».

Все поют:

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!

Один участник, оставшийся без пары, - «водящий» - пошел в «золотые ворота» и ребром ладони разъединил руки одной из пар. Ребята, стоявшие в этой паре, побежали в разные стороны, к кружку. Первый, выдернувший ветку, пошел в «золотые ворота», а неудачник встал в пару с «водящим» впереди всех.

5.Считалки

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф, паф! Не попал.

Серый зайчик убежал.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Раз, два, три –

Поди водить ты!

Раз, два, три –

Полетели комары!

Раз, два, три , четыре, пять,

Надо солнышку вставать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Солнце спит, на небе месяц.

Разбегайся кто куда,

Завтра новая игра.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь, восемь —

Ходит бабка

С длинным носом,

А за нею дед.

Сколько деду лет?

Говори поскорей,

Не задерживай людей!

Шишел вышел,

вон пошел —

Красну шапочку нашел!

Шла машина темным лесом

За каким-то инте-ресом.

Инте-инте-инте-рес,

Вы-ходи на букву эс.

А на буковке звезда,

Там не ходят поезда.

Если поезд там пойдет,

Ма-шинист с ума сойдет!

Вот и поезд не пошел,

Машинист с ума сошел.

Мы сейчас уху варили,

Посолить уху забыли –

Не солены караси…

Сбегай соли принеси!

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит,

Если веришь, стой и жди,

А не веришь - выходи!

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое,

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

Ходит свинка

По бору,

Рвет траву-мураву.

Она рвет

И берет

И в корзинку кладет.

Этот выйдет,

Вон пойдет!

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое,

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот водить пойдет!

На высокой кочке

Стоит большая бочка.

Пчелы бочку стерегут,

Мишке меду не дают.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду тебя искать!

Раз - полнушка, два - волнушка,

По грибы пошла старушка.

Целый день в лесу ходила

И волнушкам говорила:

- Раз - волнушка, два - волнушка,

Ждет вас новая кадушка. -

Начинаем новый кон,

А поганка выйди вон!

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Сидит грызет.

Ай, кто-то идет!

Раз, два шли утята.

Три, четыре шли домой,

Вслед за ними плелся пятый,

Впереди бежал шестой.

А седьмой от всех отстал.

Испугался, запищал:

— Где вы, где вы?

— Не пищи.

— Мы тут рядом — поищи.

Чики, чики, кички,

Березовые лычки.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели

Все люди глядели.

Как они садились

Все люди дивились.

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

Шел по берегу пастух.

Подсользнулся, в речку — бух.

Будет знать пастух, что впредь,

Нужно под ноги смотреть.

Тише, мыши,

Кот на крыше!

А котята еще выше,

Кот пошел за молоком,

А котята кувырком,

Кот пришел без молока,

А котята: «Ха, ха, ха».

Аты-баты — шли солдаты ,

Аты-баты — на базар,

Аты-баты — что купили?

Аты-баты — самовар.

Аты-баты — сколько дали?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — кто выходит?

Аты-баты — чур не я.

Сидели два медведя

На липовом суку,

Один читал газету,

Другой месил муку,

Раз ку-ку, два ку-ку.

Оба шлепнулись в муку.

Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Шла бабка с заморья,

Несла кузовок.

В том кузовочке

Лежали грибочки,

Кому – гриб,

Кому – два,

А тебе, дитятко,

Весь кузовок.

Кан, кан, капитан,

Чем коней ты пропитал?

Я не житом, не овсом,

Только белым калачом.

Из копыта, под копыта,

Из телеги прямо в грязь.

Оставайся белый князь!

Уж как зоренька-заря

Русы косыньки плела.

Кто те косы расплетет,

Первый кон водить идет!

Сидел петух на палочке,

Считал свои булавочки:

— Раз, два, три,

В этот счет выходишь ты!

Кони-огони

Сидели на балконе,

Чай пили,

Чашки били,

По-турецки говорили:

- Чоби, ачоби,

Челябичи и чоби,

Челябичи и чоби,

Кончается игра!

Мы набрали в рот воды

И сказали всем:

- Замри!

Раз – елка,

Два – дубок,

Три – березовый гаек

А четыре – это травка,

Пять – пчелка трудится опять,

Шесть – еж колючий под пеньком.

Семь – гриб под дубом вырос.

Восемь – кошечка,

Девять – птичка,

Десять – цветок ромашки.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Белка прыгала-скакала

И на ветку не попала,

А попала в царский дом,

Где сидели за столом:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кем ты будешь такой?

Выбирай поскорей,

Не задерживай добрых

И мудрых людей!

Плыл у беpега пескаpик,

Потеpял воздушный шаpик.

Помоги его найти -

Сосчитай до десяти.

Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

Жили-были два кота:

Восемь лапок, два хвоста.

На ногах подушки,

Серенькие ушки.

Подрались между собой

Серые коты,

Поднялись у них трубой

Черные хвосты.

Дрались днем и ночью,

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кончики хвостов.

На лугу цвели фиалки,

А вокруг ходили галки.

Чтоб конец был у считалки,

Галки съели все фиалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции - фактор развития ребенка дошкольного возраста

Семейные традиции - фактор развития ребенка дошкольного возраста.Дошкольное детство – это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни....

Предметно пространственная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной ра...

Интерактивная образовательная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Эффективное использование мультимедийных презентаций в коррекционно - логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

Двигательная деятельность, фактор развития ребенка.

Содержание методики развития двигательных качеств в дошкольных учреждениях носит классический характер. Но вместе с тем все чаще и чаще имеют место различные подходы к оздоровлению, воспитан...

Овладение речью - основной фактор развития ребенка.

Овладение речью – основной фактор развития ребенка. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития ...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...

Дидактические игры - как фактор развития ребенка

Дидактические игры - как фактор развития ребенка.В. В. Давыдов так описывает ситуацию, которая сложилась в современном детском саду:  в жизни ребёнка «идёт форсированная подготовка к школе, из ре...