Гендерное воспитание в ДОУ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше- уже с дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание в ДОУ.
Полоролевое воспитание детей в России осуществлялось естественно. С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребенка. Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочке обрезали ножницами над веретеном или гребенкой, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. А пуповину мальчика обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Как же сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или в искусстве, но и станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они ещё с детства поняли и приняли свои роли?
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Что же делать? Ученые считают: нужно качественно перестроить систему образования, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков.
А полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретёт все необходимые качества женственности, было бы серьёзным заблуждением, что эти качества возникают сами по себе.
Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше- уже с дошкольного возраста.
Интегрированное занятие
«Волшебный цветок дружбы»
Цель:
Выявить и закрепить понятия ребёнка о себе как о представителе определённого пола.
Формировать представление о своём «я» и позитивное отношение к нему.
Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку.
Воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего
и противоположного пола.
Материал: муз.сопровождения: муз. Б.Окуджавы, «Комплименты».
Песня «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки …».
Песня о дружбе.
Ширма – выставка разграничена на зоны по цветовому спектру для мальчиков и девочек (голубая и розовая).
Цветок «Дружбы» со съёмными листьями, живой цветок.
Куклы Миша и Маша.
Сердце – игрушка.
Фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия:
На ковре стоят напротив друг друга полукругом стулья девочек и мальчиков. Звучит музыка «Из чего же, из чего же……? Входят мальчики – девочки (под сопровождение песни).
Воспитатель. Девочки и мальчики, я приглашаю встать в круг и подарить друг другу хорошее настроение, при этом назвать своё имя и подарить улыбку друг другу.
(Дети стоят в кругу, называют своё имя по кругу друг другу, улыбаются).
Воспитатель. Что вы сейчас называли?
Дети. Имена.
Воспитатель. У вас у всех одинаковые имена?
Дети. Нет – имена мальчиков и девочек!
Воспитатель. А теперь «ушки на макушки». Я назову слова, а вы назовёте лишнее слово.
Воспитатель называет имена детей – 5 имён девочек и одно мальчика – дети называют лишнее слово, объясняют свой выбор. Затем называет 5 имён отчества женщин и одно имя отчество мужчины – дети объясняют свой выбор.
Воспитатель предлагает присесть детям. Раздается стук в дверь – оба воспитателя идут к двери, берут кукол на руку, возвращаются к детям , обращаясь к ним:
- Здравствуйте, девочки и мальчики! Меня зовут Миша, а меня Маша! А вас как зовут? Давайте познакомимся! Вы сейчас все вместе назовёте каждый своё имя !
(Дети хором, вместе называют каждый своё имя).
Куклы. Очень приятно! Вот и познакомились! А вы хотите узнать, как мы познакомились?
(Дети соглашаются).
Миша. Я увидел Машу на прогулке и подошел к ней познакомиться, потому что она из всех девочек была самая добрая и аккуратная.
Маша. А мне Миша понравился, потому что он очень воспитанный мальчик. Так мы и подружились. А к вам мы пришли в детский сад, чтобы узнать, что вы думаете, друг о друге и как вы умеете дружить. Мы принесли «цветок дружбы», который поможет вам выразить свои чувства друг другу. Давайте, встанем в круг, и будем передавать этот волшебный цветок и называть комплименты друг другу.
(Звучит музыка тихо, фоном «Комплименты» Б.Окуджавы, дети передают живой цветок по кругу и говорят комплименты, например: «Ты, сегодня хорошо выглядишь!», «У тебя красивая улыбка!» и т.д.)
Куклы. Девочки и мальчики, вы очень нас порадовали – вы показали, что вы добрые и внимательные друг к другу.
(Садятся, кукла Миша берёт цветок со съемными лепестками и обращается к детям).
- А вот девочек и мальчиков из другой группы рассорила злая колдунья и их «Цветок дружбы» рассыпался. Что делать, не знаем?
(Предложение детей – собрать их цветок).
Миша. Он соберётся если вы, взяв лепесток, назовёте хорошее качество девочки или мальчика (например: мужественный, сильный (мальчик); добрая, воспитанная (девочка)).
Дети собирают цветок.
- Спасибо вы нам очень помогли. Ребята будут очень рады. До свидания! (Уходят)
Воспитатель. (Берёт разнос с листочками. Обращается к детям):
- Мальчики и девочки! Возьмите по листочку и оторвите от него кусочек (дети берут и отрывают) ещё раз оторвите и ещё раз. Посмотрите на них. Они все одинаковые? (Нет).
- А мы с вами одинаковые?
Дети. Нет! (разные).
Воспитатель. Я предлагаю сейчас вам нарисовать себя. Вы можете нарисовать себя любым цветом, какое у вас сегодня настроение, как вы себя чувствуете.
(Дети идут к столам, мальчики несут девочкам стулья, потом садятся сами. Рисуют себя – мальчика и девочку. Когда рисунки готовы воспитатель обращается к детям).
Воспитатель. Девочки и мальчики, обратите ваше внимание на выставку и подумайте, где бы вы на ней (в каком месте выставки) вы бы расположили рисунок.
(Дети прикрепляют свой рисунок, ориентируясь по цвету и оформлению – розовая сторона с картинками девочек по канту, голубая сторона с картинками мальчиков по канту).
Воспитатель. Наши рисунки похожи друг на друга?
Дети. Нет.
Воспитатель. Чем они отличаются? (высказывания детей).
Воспитатель обобщает: Да мы с вами разные. Вы девочки, а вы мальчики!
Воспитатель. Я предлагаю встать в круг (показывает сердце-игрушку). Посмотрите, какое большое сердце. Как вы думаете, у какого человека может быть такое большое сердце? (доброго). Давайте мы сейчас друг другу подарим частичку добра, пожелаем друг другу что-нибудь доброе, приятное. (Дети передают сердце по кругу, называя приятное пожелание, например: желаю тебе быть доброй девочкой; желаю тебе быть мужественным (смелым), здоровой, красивой и т.д.).
Воспитатель. А вам, девочки и мальчики, я бы хотела пожелать вот такие красивые слова:
Ты расти, расти, расти,
Кашу ешь для скорости!
Но расти не только телом,
А умом, душой и делом!
Вместе с папой, вместе с мамой
Будешь ты счастливым самым!
В школе весело учись,
Никогда не горячись!
Желаю счастья - безмерного,
Друга - самого верного,
Зимы - самой снежной,
Любви - самой нежной,
Солнца лучистого
И неба чистого-чистого.
Во всем желаю удачи.
Пусть будет так, а не иначе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...

Игры наиболее эффективно создают педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель: развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу; закрепи
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано....
