Экологическое воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности
статья (младшая группа) на тему

Сизова Мария Игоревна

Ранний возраст – наиболее благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Именно в этом возрасте дети постоянно встречаются с природой и первые их ощущения связаны именно её с объектами природы: песком и водой, светом и темнотой, солнцем и луной на небе, теплом и холодом, явлениями погоды – ветром, осадками, звуками, красками, формой объектов природы, которые ежеминутно появляются в мире ребенка.

Необходимо с самого раннего возраста обучать детей любить и бережно относиться к природе, ведь в этом возрасте детям интересно все вокруг, они внимательно слушают и запоминают полученные знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologicheskoe_vospitanie_detey.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учиться увидеть, понимать и ценить ее красоту.

Экологическое воспитание — это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе.

Ранний возраст – наиболее благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Именно в этом возрасте дети постоянно встречаются с природой и первые их ощущения связаны именно её с объектами природы: песком и водой, светом и темнотой, солнцем и луной на небе, теплом и холодом, явлениями погоды – ветром, осадками, звуками, красками, формой объектов природы, которые ежеминутно появляются в мире ребенка.

Необходимо с самого раннего возраста обучать детей любить и бережно относиться к природе, ведь в этом возрасте детям интересно все вокруг, они внимательно слушают и запоминают полученные знания.

Мы формируем у детей понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как люди. Сломанная ветка плачет и просит помощи, оторванные листочки погибнут, кошки или собачки могут поцарапать или укусить, если причинить им боль. Учим малышей заботиться о живой природе, правилам поведения в природе. Объясняем почему необходимо беречь и заботиться об окружающем мире, убирать за собой мусор. Но при этом мы сами, взрослые,  должны служить примером для ребенка.

Наша основная задача -  обогатить мир ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений. Наилучшим способом для обогащения  и закрепления впечатлений об окружающем мире в раннем возрасте является игровая деятельность.

Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе - вопрос малоисследованный в науке и неупорядоченный в практике. Между тем, можно предположить, что включение игровых элементов в процесс обучения позволит сформировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологического воспитания, научит детей бережному отношению к природе, что актуально на сегодняшний день.

Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря, игра - это альтернатива действительности, и потому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры - развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Каким образом можно использовать игру в процессе ознакомления дошкольников с природой? Каково ее место среди методов и приемов, способствующих формированию у детей реалистических представлений о растительном и животном мире, об экологической культуре? Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать границ между игрой и обучением. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А.С. Макаренко, У Л. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева и др.). Понимая целесообразность использования игры в обучении детей дошкольного возраста, исследователи разрабатывают дидактические игры, которые помогают детям усвоить различные понятия, сформировать соответствующие навыки и умения.

В младшем дошкольном возрасте основной формой познания окружающего мира выступает игра. Именно игра является ведущим видом деятельности малыша. Играя, ребенок и познает природу, и учится любоваться ею, видеть ее красоту и неповторимость. Через игру начинается процесс воспитания гуманных чувств детей по отношению к объектам природы, ребенок развивается духовно – нравственно. Для детей младшего дошкольного возраста именно игра является средством удовлетворения познавательных потребностей и средством реализации познавательной активности при взаимодействии с миром.

  С помощью игр происходит овладевание способами и приемами познавательной деятельности, что также является значимым и необходимым. В игре ребенок творчески осваивает приобретенные знания о природе, учится применять их на  практике.

   Ориентируясь на возрастные особенности детей 2 – 3 лет, в частности, на наглядный, действенный характер их мышления, особое значение в плане ознакомления детей  с природой имеют настольно – печатные игры, а также игры с предметами природы и подвижные игры природоведческого содержания.

Наблюдения, использование художественной литературы, формирование у детей трудовых умений по уходу за живыми объектами и др. методы также способствуют  обогащению, уточнению, конкретизации знаний об объектах природы, получаемых детьми через игру.

Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый, неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного,  двух условий для их жизни.

Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только зарождается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать  простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Для достижения лучших результатов в обогащении экологических знаний и навыков мы используем следующие виды игр.

  • подвижные игры
  • сюжетно - отобразительные игры
  • сенсомоторные игры
  • дидактические игры

Тему "Домашних животных" мы представляем с помощью персонажей Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходили» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Мы давали возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормили сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их повадкам и звукам.

Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Тему "Дикие животные" мы представляли с использованием игры с пальчиками (развитие речи, имитация движений диких животных)

"В зоопарке мы ходили...,

К каждой клетке подходили,

И встретили волка..."

Ребята, а как воет волк? (речевое развитие, ау - закрепление произношение звука у).

Затем встретили медведя, "Ребята, а как ходит мишка?" (имитация движений) и т.д.

У зайчика ребятки показывают длинные ушки и как зайка прыгает, а лиса, красиво ходит и хвостиком следы заметает.

При этом игру предлагали  начинать сидя за столом и идти двумя пальчиками по столу (пальчиковая гимнастика).

Данная игра позволяет малышам закреплять  названия диких животных, представления об их образе жизни, имитировать движения диких животных, развивать речь, игровые умения, воображение.

В зависимости от индивидуальных особенностей и развития малышей, в разных подгруппах мы предлагали встречу и с другими дикими животными, например, с белочкой, с лосем, с ежиком.

Тему "Домашние птицы" мы представляли с помощью персонажа Курочки Рябы, у которой есть друзья цыплята, гуси и уточки. На занятии -   аппликации "приходила" курочка Ряба и просила кушать. Мы предлагали детям покормить курочку  - они кормили курочку, заранее заготовленными вырезанными зернышками из бумаги желтого цвета, наклеивая на лист бумаги в виде тарелочки.

Чтение потешки "На птичьем дворе" позволяло познакомить, закрепить названия таких птиц как курочка, гуси, уточки, индюка. Мы предлогали детям повторить как крякает утка, гуси говорят га-га-га, курочка ко-ко-ко.

Использование подвижных игр  позволяло развивать у детей имитационные движения по тексту, мы учили детей действовать по сигналу воспитателя. Например, подвижная игра "Вышла курочка гулять".

Таким образом, использование различных игр способствует формированию экологических представлений  и навыков у детей младшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Отчет по самообранию по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Отчет по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2019-2020 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и...

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Перспективный план по самообразованию в старшей группе ДОУ на учебный год....

План работы по самообразованию воспитателя на 2020-2023 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

План работы по самообразованию воспитателя   на 2020-2023 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»....