Самообразование «Дидактическая игра как форма обучения детей 3-4 лет»
материал (младшая группа) по теме

Швецова Елена Николаевна

 

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития детей. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по обучению будет использование дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_shvetsova_e.n.ppsx920.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самообразование по теме: «Дидактическая игра как форма обучения детей 3-4 лет» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2051" дошкольное отделение №2 «Почемучка» Подготовила: Швецова Е.Н.

Слайд 2

Актуальность Воспитатель должен создавать условия для развития детей. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по обучению будет использование дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Слайд 3

Дидактическая игра как игровой метод обучения игры – занятия и дидактические или автодидактические игры , где ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом и… С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Слайд 4

Дидактическая игра как форма обучения детей Содержит два начала: учебное (познавательное) игровое (занимательное) Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Слайд 5

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности . Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила . Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

Слайд 6

Основные виды игр Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом) настольно-печатные игры словесные игры

Слайд 7

Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки). К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Настольно-печатные игры Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании Подбор картинок по парам, по общему признаку, запоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картине с показом действий, движений.

Слайд 8

Словесные игры Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Словесные дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога; быстро находить ответ на поставленный вопрос; точно и четко формулировать свои мысли; применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Слайд 9

Структура дидактической игры Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача игровые действия игровые правила

Слайд 10

Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания , представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.). Игровые правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку. Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Слайд 11

Проведение дидактических игр Ознакомление детей с содержанием игры , с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); Объяснение хода и правил игры . Показ игровых действий , в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); Определение роли воспитателя в игре , его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. (определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Слайд 12

Выставка «Дидактическая игра своими руками»

Слайд 13

Выставка «Дидактическая игра своими руками»

Слайд 14

Разрезные картинки по теме: «Животные»

Слайд 15

Геометрическое лото

Слайд 16

«Найди половинку»

Слайд 17

Лото

Слайд 18

«Цветные коврики»

Слайд 19

«Предметы и контуры»

Слайд 20

«Ты откуда?»

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»...

План по самообразованию: "Дидактическая игра, как форма обучения детей"

План по самообразованию: "Дидактическая игра, как форма обучения детей"...

Самообразование "«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Самообразование "«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»...

План по самообразованию: "Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста"

План по самообразованию: "Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста"...

Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста"

Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста"...

Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста"

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста...

План работы по теме самообразования: «Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»

План работы по теме самообразования:«Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»Старшая   группа ...