Самообразование «Дидактическая игра как форма обучения детей 3-4 лет»
материал (младшая группа) по теме
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития детей. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по обучению будет использование дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 920.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Воспитатель должен создавать условия для развития детей. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по обучению будет использование дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения игры – занятия и дидактические или автодидактические игры , где ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом и… С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей Содержит два начала: учебное (познавательное) игровое (занимательное) Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности . Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила . Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.
Основные виды игр Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом) настольно-печатные игры словесные игры
Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки). К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Настольно-печатные игры Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании Подбор картинок по парам, по общему признаку, запоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картине с показом действий, движений.
Словесные игры Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Словесные дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога; быстро находить ответ на поставленный вопрос; точно и четко формулировать свои мысли; применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Структура дидактической игры Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача игровые действия игровые правила
Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания , представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.). Игровые правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку. Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Проведение дидактических игр Ознакомление детей с содержанием игры , с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); Объяснение хода и правил игры . Показ игровых действий , в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); Определение роли воспитателя в игре , его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. (определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Выставка «Дидактическая игра своими руками»
Выставка «Дидактическая игра своими руками»
Разрезные картинки по теме: «Животные»
Геометрическое лото
«Найди половинку»
Лото
«Цветные коврики»
«Предметы и контуры»
«Ты откуда?»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/23/picture-1114530-1561253630.jpg)
План по самообразованию: "Дидактическая игра, как форма обучения детей"
План по самообразованию: "Дидактическая игра, как форма обучения детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/05/picture-1164962-1654454113.jpg)
Самообразование "«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Самообразование "«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/15/picture-1255942-1708022994.jpg)
План по самообразованию: "Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста"
План по самообразованию: "Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/29/picture-1309800-1611905402.jpg)
Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста"
Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-1376751-1641916452.jpg)
Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста"
Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/10/picture-1392774-1646894436.jpg)
План работы по теме самообразования: «Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»
План работы по теме самообразования:«Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»Старшая группа ...