Трудовая деятельность ребенка дошкольного возраста
консультация на тему

Трудовая деятельность ребенка-дошкольника - важнейшее средство в формировании нравственных основ личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Трудовая деятельность ребенка  

дошкольного возраста»

Подготовила: Доронина Ирина Геннадьевна

воспитатель МАДОУ детский сад №2 г. Балаково

Приобщение ребенка  к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, - именно та необходимая деятельность ребенка – дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а так же уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.    

Семья для ребенка – первая в его жизни общественная среда, эмоционально значимая, в которой формируется его личность; одновременно семья является и основным связующим звеном между ребенком и более широкой социальной средой. Поэтому семье и принадлежит решающая роль в воспитании человека и гражданина. Однако исполнение этой ответственной роли требует от взрослых членов семьи повышения педагогической культуры: знаний в область педагогики и психологии, практических умений, навыков, соответствующего отношения к делу воспитания.

Вместе с тем проведенные исследования и опыт практической работы доказывают хорошо известную закономерность: качество воспитания определяется не только структурой семьи, местом ее проживания, образованием родителей т.д., но прежде всего умением и желанием взрослых членов семьи руководить воспитанием своих детей, подавать положительный пример, чувствовать свою ответственность за них.

Одна из важнейших задач, стоящих перед воспитателями детского сада, - всемерное повышение педагогической активности родителей, методы и приемы формирования которой также освещаются в книге.

Основы нравственности вообще и трудолюбия в частности нельзя сформировать только словом, даже самым добрым, умным, и не всякий труд можно считать гарантом развития у ребенка истинного трудолюбия. Поэтому огромная роль в трудовом воспитании отводится способам организации и направленности деятельности дошкольника. И с этой точки зрения также необходимо единство подхода к проблемам воспитания трудолюбия родителей и воспитателей детского сада.

Трудовая деятельность помогает воспитывать важные нравственные качества:  трудолюбие, начала ответственности, умение ставить цель и достигать ее, преодолевать встречающие препятствия, устанавливать взаимоотношения со сверстниками. В труде ребенок учится вовремя прийти на помощь товарищу, правильно оценивать результаты работы, самостоятельно организовывать деятельность, подчинять свои желания требованиях коллектива.

Основная задача трудового воспитания на ступени младшего дошкольного возраста – воспитание самостоятельности. С ней тесно связаны и другие задачи: воспитание положительного отношения к труду, желания работать, выполнение детьми несложных трудовых поручений взрослых (что-то принести, поднять, собрать,  разложить). Выполнение трудовых поручений приучает детей целесообразно направлять усилия, слушаться старших. Результат деятельности, оцененный  взрослым, вызывает у маленьких детей удовлетворение, они становятся увереннее в своих силах, постепенно начинают сами видеть, что нужно сделать (собрать игрушки, поднять уроненную вещь и т.д.).

К концу 4-го и на 5-м году жизни воспитатель может направлять совместную работу детей по уборке игрушек, уходу за комнатными растениями, а также совместную работу детей в саду, на огороде, в цветнике. При выполнении этих заданий  формируются детские взаимоотношения, умение дружно работать, общими усилиями выполнять порученное дело, внимательно относится к сверстникам, помогать им.

В старшей и подготовительных группах  трудовая деятельность развивается уже в более широком плане, при значительно возросших возможностях детей. Воспитатель должен предусмотреть разнообразную трудовую деятельность детей, наметить постепенное возрастание самоорганизации старших дошкольников в дежурствах, в работе на огороде и др. При этом следует помнить, что способность самоорганизации как важный показатель нравственного развития должна сочетаться с многими другими нравственными качествами: доброжелательностью, готовностью к взаимопомощи, взаимовыручкой, трудолюбием.

Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.

Основная задача, стоящая перед педагогами - воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения участвовать в целесообразном преобразовании мира, понимать его; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения комфорта  каждого ребенка.

Эстетически организованная среда – важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое внимание следует уделять подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы (при этом учитывается его соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления)

Важная задача педагога – помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.

Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, позволяющее успешно сочетать игру с формированием навыков и представлений, личностным развитием ребенка. Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений между людьми.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться (понимание смысла учебных задач; осознание способа выполнения действий; навыки самоконтроля, самооценки и др.). В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследований, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия.

Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического питания детей; учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремится к созданию красивого.

Следует приобщать детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.

Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольников. Если труд входит в их жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а не интересно, радостно, увлекательно, дети получают от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам.

Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У дошкольника формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.

Таким образом, мы рассматриваем трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.Различают четыре основных вида детского труда: са...

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов детского сада, конспект занятия...

Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".

Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....

«Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста» Труд детей в детском саду многообразен, который позволяет поддержив...

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Трудовая деятельность дошкольников...

Трудовая деятельность ребенка раннего возраста

В статье исследуются общие аспекты трудового воспитания ребенка в раннем возрасте, представлены подходы к понятию “трудовое воспитание”, рассмотрены основные компоненты понятия...

консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....