«Центры открытий - базовые и творческие способности»
консультация (старшая группа) на тему

Волкова Лариса Анатольевна

Проблемная ситуация - состояние умственного состояния детей. Наша задача- помочь детям научиться самостоятельно справляться с проблемными ситуациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №5 города Сызрани городского  округа Сызрань Самарской области структурное подразделение,  реализующее общеобразовательную программу дошкольного образования - «Детский сад»,  расположенного по адресу: 446022, Самарская область,  г. Сызрань, ул. Новостроящаяся,22

   

Выступление из опыта работы на тему:

«Центры открытий - базовые и творческие способности»

                                                   

                                                       Составила:  воспитатель

                                           структурного подразделения

                                              ГБОУ СОШ №5 Волкова Л.А.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

И наша задача – помочь детям научиться самостоятельно справляться с проблемными ситуациями, уже начиная с дошкольного возраста.

Отсюда вытекает достаточно четкий вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира.

Для формирования у детей вкуса к исследовательской работе и в целях  развития их интеллекта и формирования у них представлений об окружающей природе в группе   создан «Центр открытий», состоящий из уголка природы и места для детского экспериментирования и опытов с оборудованием и материалами.  

В «Центре открытий» дети превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства   различных природных материалов. В процессе постановки простейших экспериментов («Очистим воду» «Игра цвета» «Вырастим кристаллы», «Мир в цветном стекле» и др.) они учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет детям применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания.

В центре поместила пособия:

-картотека проблемных ситуаций;

- схемы-алгоритмы решения проблемных ситуаций;

- «Источники знаний»;

- схемы «Решаем проблемы вместе»;

-«Карта Открытий», на которой дети фиксируют свои открытия, сделанные ими;

- «Летопись Открытий» – куда с помощью символов заносятся те открытия, которые сделали дети;

- «Копилка решенных проблем», в которую дети складывают картинки, символы или алгоритмы тех проблем, которые они решили;

-«Книга про Петю и Мишу» – это книга с рассказами – проблемными ситуациями, которые дети помогают решить ее героям.

Эти пособия помогают детям закреплять знания – открытия, сделанные ими, а также их можно использовать на последующих НОД. Для стимулирования детей к будущим открытиям в уголке есть “Доска успеха” – куда выставляются фотографии детей, сделавших открытия, и символы тех открытий, которые они сделали.

Проблемные ситуации и творческие задачи с детьми я решаю как на НОД, так и на прогулках и в режимных моментах. Для активизации детей решение проблемных ситуаций проводилось в виде соревнований: чья команда предложит как можно больше способов решения той или иной проблемной ситуации.

Для формирования у детей понятия «противоречие», играла  с детьми в игры: «Скажи наоборот», «Где прячутся противоположности?», «Хорошо – плохо», «Объяснялки». Постепенно дети понимали, что в противоречии всегда есть противопоставление «хочет, но не может». Важным моментом является представление детьми места ситуации. С целью развития у детей воображения и умения мысленно входить в поле объекта использовала игры: «Угадай, где я была», «Назови, что ты видишь?» и другие.

Успешность решения проблемных ситуаций и творческих задач зависела от проделанной предварительной работы. Мы с детьми читали книги на интересующую нас тему, рассматривали объекты живой и неживой природы, иллюстрации, фотографии. Всё это помогало заинтересовать детей, сформировать умение самостоятельно использовать приёмы решения проблемных ситуаций.

К созданию познавательно-развивающей среды в группе привлекаю родителей. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в центре нравственно-патриотического воспитания.

Учитывая приоритетное направление нашего детского сада (военно-патриотическое воспитание), большое внимание уделяю созданию центра патриотического воспитания «Моя Родина – мой дом», «Под надёжной защи...

обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников социально-реабилитационного центра

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник в условиях социаль...

Развитие творческих способностей. Участие в конкурсе "Екатеринбургу посвящается" в Библиотечном Центре

laquo;Екатеринбургу посвящается!»26 апреля в Библиотечном Центре «Екатеринбург» состоялось торжественное награждение победителей творческого конкурса «Екатеринбургу посвящаетс...