Обмен опытом Тема: «Роль наглядных средств и индивидуального материала в формировании элементарных математических представлений»
материал (средняя группа) на тему

Власова Алла Викторовна

Обмен опытом

Тема: «Роль наглядных средств и

индивидуального материала в

формировании элементарных

математических представлений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_naglyadnyh_sredstv_i.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опытом

Тема: «Роль наглядных средств и

индивидуального материала в

формировании элементарных

математических представлений»

ГБОУ г. Москвы

"Школа № 2088 "Грайвороново"

Воспитатель средней группы №5

Власова А.В.

     Воспитательно-образовательная работа в детском саду должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований дошкольной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном возрасте. Первоисточником знаний детей о действительности являются ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования представлений и понятий. Характер этих представлений, их точность и полнота зависят от степени развития у детей сенсорных процессов.

     Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками. Это утверждение подчёркивает закономерность, лежащую в основе развития детей дошкольного возраста.

     Многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математике. Они сталкиваются с различными свойствами предметов (цвет, форма, величина, количество), их пространственным расположением. Усвоение сенсорного опыта не должно быть эмпирическим. Первостепенное значение в обучении дошкольников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

     В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях по математике. Однако самой плодотворной в организации внимания дошкольников, их мыслительной активности будет работать с дидактическим материалом, содержащим познавательную задачу; ребёнок же при этом ставится перед необходимостью решить её самостоятельно.

     Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлекать детей. Это относится как к количеству используемого материала, так и к тому, насколько полно материал выполняет свои дидактические функции. Каждая дидактическая задача должна находить своё конкретное воплощение в дидактическом материале, иначе снижается образовательная ценность занятия. Но важно помнить, что неоправданное обилие материала затрудняет целесообразные действия ребёнка с ним, создает только видимость содержательной деятельности, за которой нередко стоит лишь механическое подражание действиям педагога или сверстников.

     Особое значение имеют выбор дидактического материала в соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействие обеспечивает лишь такой дидактический материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак (величина, количество, форма, пространственное расположение). Кроме этого, дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.

Обучение обследовательским действиям должно соединяться со словесным обозначением способов работы с материалом. Целесообразность дидактического материала на занятии определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаниями, ради которых и используются средства наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников"....

Консультация для воспитателей «Использование занимательного математического материала при формировании элементарных математических представлений»

МКДОУ "Краснянский детский сад общеразвивающего вида "Ивушка"Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала при формировании элементарных мат...

Конспект НОД для средней группы . "Использование наглядного и раздаточного материала для формирования элементарных математических представлений у детей среднего возраста". Тема "Пара"

Конспект нОД для детей средней группы "Использование  наглядного и раздаточного материала при формировании элементарных математических представлений"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СЧЕТНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

Цель. Развитие математических представлений через игровую деятельность.Задачи. Закреплять представление детей о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг); учить детей отгадывать ...

Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".

Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников"....