Педсовет Тема: « Художественная литература - средство развития духовно богатой, здоровой личности ребенка »
материал на тему

Власова Алла Викторовна

Педсовет

Тема: « Художественная литература - средство развития духовно богатой, здоровой личности ребенка »

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

Тема: « Художественная литература - средство развития духовно богатой, здоровой личности ребенка »

ГБОУ г. Москвы

"Школа № 2088 "Грайвороново"

воспитатель группы №5

Власова А.В.

     Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

     Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

     Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

     Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

     Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

     В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний.

     Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет упираться на фундамент, который мы закладывает в дошкольном детстве.

     Основная задача воспитателя – привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

     При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

     Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

     На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а так же в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

     Под словесным творчеством подразумевается деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов и т.п. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.

     Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха на приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей.

     В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а так же следить за развитием действия в сказке, сочувствуя положительным героям.

     Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

     Например, после слушания сказок «Козлятки и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц.

     Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

     Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.

     Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения.

     Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

     Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

     В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.

     Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка.

     После рассказывания сказок воспитатель учит детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а так же на самые простые вопросы по художественной форме.

     Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

    При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

     В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

     Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

     Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понят и почувствовать её глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

     При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

     Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

     В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

     Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

     Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности меткости, образность.

     Частое чтение, рассматривание рисунков, наблюдения природы, соединенные со звучанием стихов, научит детей вглядываться в окружающие, вслушиваться в образное художественное слово, понимать и любить произведения искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка с помощью игры

Развитие  духовно-нравственных качеств личности ребенка с помощью игры Острецова Марина Григорьевна,воспитатель, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение Куйбышевско...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Готовясь к занятиям, нужно постоянно думать, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не лишало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?...

"Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО"

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приортет духовно-нравственного воспитания докольников. В материале просмотрено положение, касающееся духовно-нравственного воспитания до...

Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка посредством народной культуры

   Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические це...

БЫЛИНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассказывается о былинах как средстве воспитания патриотических и нравственных качеств старших дошкольников....