"Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО"
методическая разработка по теме

Черемискина Елена Алексеевна

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приортет духовно-нравственного воспитания докольников. В материале просмотрено положение, касающееся духовно-нравственного воспитания дошкольников. Раскрываются образовательные области в сфере духовно-нравственного воспитания а также даются понятия "духовности" и "нравственности" с точки зрения психологии и педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon педагогический всеобуч45 КБ

Предварительный просмотр:

Первое заседание городской школы-студии

воспитателей логопедических групп

«Технология реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания в логопедических группах» (первый год)

Тема: Педагогический всеобуч «Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО»

Руководитель:

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 4»

Е.А. Черемискина

Березники, 2015

В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А также категории, как нравственность и духовность занимают далеко не первые места.

Недаром говорится: «Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать также условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут  нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Отрадно то, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи:

Слайд 2

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основных духовно-нравственных  и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

ФГОС ДО представляет собой совокупность образовательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положение, касающееся духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и её объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечить развитие личности и охватывать определенные направления развития и образование детей, так называемые, образовательные области.

Слайд 3 Социально-коммуникативное развитие

Слайд 4 Познавательное развитие

Слайд 5 Речевое развитие

Слайд 6 Художественно-эстетическое развитие

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности.

Слайд 7 Виды деятельности

Часть программы, которая составляет не более 40 % общего объема, может включать различные направления и должна учитывать образовательные потребности интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Эта часть может  быть ориентирована на специфику национальных и социокультурных условий, традиции ДОО и группы.

В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы ДО, говорится о том, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предлагают:

Слайд 8 Создание социальной ситуации

  • обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национальным, культурным, религиозным общностям и социальным слоям;
  • взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе и посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Одним из Требований к развивающей предметно-пространственной среде является:

Слайд 9 Развивающая предметно-пространственная среда

С учетом национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО представляет в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых отражены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольника складывается из

Слайд 10 Духовно-нравственная культура дошкольника

  • Установка положительного отношения к миру
  • Способность оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам
  • адекватное проявление своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками

Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Очевидно, что одной из величайших задач педагога становится поиск эффективных средств осуществления и оптимизации духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОО. А для этого мы должны познакомиться с характеристиками понятий

Слайд  11 Понятия «духовность» и «нравственность» с точки зрения психологии и педагогики

Таким образом, духовность можно определить как потребность и способность личности в присвоении и реализации жизненных ценностей, познании и осознании себя в мире.

Сущностью духовности можно считать совокупность впечатлений, идей и ценностей, которые, так или иначе, образуются в сознании и реализуются в действительности.

А нравственность – это социально-педагогическая категория, свод нравственных норм, правил, ценностей, внутреннее глубоко осмысленное “Я личности”.

Это определенный уровень развития личности, при котором усвоенные ею (личностью) нравственные ценности социума становятся регуляторами её жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нравственность – это внешнее проявление духовности.

Основы духовно-нравственных качеств закладываются в младенчестве: в сознании ребенка формируется определенное отношение к окружающему миру, закладываются начала добра, любви, красоты.

В младенчестве появляются первые эмоции, которые становятся ответной реакцией ребенка на раздражителя, таким образом, начинает формироваться эмоционально-личностная сфера.

В дошкольном возрасте происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм, которые впоследствии и при определенных условиях накладываются на приобретенный в младенчестве эмоционально-личностный опыт, и становится внутренним “Я” детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения.

В результате такого усвоения ребенок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей, т.е. формируются основы духовно-нравственных ценностей.

Обобщая вышесказанное, можно определить духовно-нравственное воспитание следующим образом:

Слайд 12 Духовно-нравственное воспитание

Целенаправленный процесс содействия развитого эмоционально-личностной сферы детей, создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, определяющих дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование личности.

Актуальным в практическом отношении выступает разработка развития духовно-нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста.

Их наличие и использование позволяет нам педагогам определить динамику развития соответствующих качеств ребенка, его достижений в пределах области «Социально-коммуникативное развитие».

Учитывая положения “Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России” и особенности развития детей выделены группы ценностей, которые являются основой для формирования духовно-нравственной сферы личности.

Слайд 13 Основы формирования духовно-нравственной сферы личности дошкольника

- семейные / любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, моральные ценности;

- культурные (произведения искусства / фольклор, национальные традиции).

В настоящее время разработано содержание развития духовно-нравственной сферы личности дошкольника. Для удобства использования в педагогической практике эти показатели скомпонованы по трем уровням (см.)

Обобщая все сказанное, можно сказать, что отслеживание динамики развития духовно-нравственной сферы личности дошкольника на основе предложенных показателей позволяет нам педагогам выстроить содержащие деятельности в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», скорректировать при необходимости педагогический процесс в целом и индивидуальные образовательные маршруты детей в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.

В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...

Духовно-нравственное воспитание как целостная система в условиях реализации ФГОС ДО

          Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное» Все дел...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

План по повышению профессионального уровня воспитателя на тему: " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях введения в ФГОС ДОУ"

План по повышению профессионального уровня целью которого является создание условий для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями....

Конспект ООД на тему: : “Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО”

Актуальность задач отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения детей к ...

«Семейный клуб как форма духовно-нравственного и эстетического воспитания детей в условиях реализации ФГОС ДО»

Опыт работы педагога Бочарниковой И.А. в ДОУ сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в ДОУ и в семье, обеспечение всестороннего развития ли...