Деловая игра для педагогов "Знаю. Умею. Могу"
методическая разработка на тему

Мельник Анастасия Константиновна

Эта методическая разработка поможет старшему воспитателю в игровой форме провести мероприятие с педагогами ДОУ, направленное на повторение и закрепление знаний ФГОС ДО, СанПин и использование этих знаний на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_znayu._umeyu._mogu.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Знаю. Умею. Могу»

Целевая аудитория: педагоги ДОУ

Цель: 

- используя игровую форму взаимодействия активизировать мыслительную деятельность и выявить уровень компетенции педагогов в знании основных положений и принципов ФГОС ДО, по вопросам здоровьесбережения, возрастных особенностей детей дошкольного возраста в контексте  реализации ФГОС ДО;

- создание условий, способствующих развитию креативного и творческого мышления.

Задачи:

• активизировать мыслительную деятельности педагогов;

• создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

• выявить уровень компетенции педагогов по заданным направлениям.

Оборудование: карточки с вопросами для ведущего, табло с темами игры, ноутбук, проектор, экран, общая таблица баллов игроков, колокольчики или бубны, треугольники, металлофон, музыкальный центр, накидки для игроков, воздушные шары,  бумага, ручки.

Место проведения: музыкальный зал.        

Участники: воспитатели всех возрастных групп.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, коллеги. Сегодня мы хотим вам предложить поучаствовать в деловой игре, под названием «ЗнаюУмеюМогу». Название выбрано не случайно, поскольку именно эти три слова характеризует выбранную нами профессию.

    Деловая игра позволит выявить уровень компетенции педагогов  в знании основных положений и принципов ФГОС ДО, по вопросам здоровьесбережения, возрастных особенностей детей дошкольного возраста в контексте внедрения и реализации ФГОС ДО. Сегодня  мы с вами вспомним то, что подзабыли или узнаем что-то новое из нашей профессиональной деятельности.      

     Начать нашу игру я бы хотела с небольшой разминки. Всем людям свойственно волнение, страх перед началом чего-то нового, неизведанного. Вы видите перед собой воздушные шары, выбирайте  каждый себе понравившейся шарик. А теперь я предлагаю вам лопнуть их и, вместе с этими хлопками, уйдёт и ваше волнение. (воспитатели лопают шарики зубочистками) Обратите внимание: в нутрии каждого шарика была записка с номером. В соответствии с этим номером занимайте места за нашим игровым столом.

     Без чего не может начаться игра? Правильно - без правил. Не зная правил или инструкции, мы не сможем играть. Перед тем, как я познакомлю вас с правилами игры, предлагаю вам пройти  небольшой тест. (Раздать каждому участнику чистый лист и ручку)

 

Упражнение «Подчинение инструкциям»

     В этом упражнении важно, чтобы вся группа начала делать его одновременно, поэтому его следует использовать в том случае, когда вся группа уже в сборе.      

     Упражнение, как правило, вызывает бурную эмоциональную реакцию и позволяет взбодрить приунывшую или подуставшую группу.

     «Умеете ли вы четко следовать инструкции? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью»

1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно всё прочитайте.

2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.

3. Обведите ваше имя.

4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.

5. В каждом квадрате поставьте крестик.

6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.

7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.

8. Шепотом назовите номер, который вы написали.

9. Обведите этот номер.

10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

11. Обведите этот знак треугольником.

12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.

14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие

дырочки.

15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»

 Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.

     Вот так! Теперь, я думаю,  вы будете очень внимательны.

    Для создания необходимой атмосферы я попрошу вас облачиться в четырехуголки и накидки.

    Жюри (заведующий ДОУ) будет вести подсчет набранных вами очков.

    На стенде вы видите темы игры и стоимость каждого вопроса. В каждой теме есть «кот в мешке», которого вы можете передать любому игроку для ответа.

    И так, первый игрок выбирает тему и стоимость вопроса. Отвечать могут все. Если ответ готов, звоните в колокольчик или бубен. Вам предоставляется право на ответ. Если вам попался «кот в мешке», вы переадресуете этот вопрос любому игроку. Дальше выбирает тему и стоимость вопроса тот игрок, который правильно ответил на поставленный вопрос.

     Игрок № 1, выбирайте категорию и стоимость вопроса.

Категория «Документы»

«Документы» 100 ФГОС ДО – это?  Назовите направление и образовательные области по ФГОС ДО 

Федеральный государственный образовательный стандарт?

познавательное развитие, речевое, социально – коммуникативное, худ. -эстетическое, физическое развитие

«Документы» 200  На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования;

«Документы» 300  Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?

а) это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования;

б) это знания и навыки, которыми должен овладеть воспитанник, такие как: навык письма, счета, чтения;

в) это достижения педагога, оцениваемые в качестве грамот, призовых мест, побед в конкурсах.

«Документы» 400  Согласно ФГОС ДО родитель:

а) становится активным участником образовательного процесса;

б) исключается из образовательного процесса;

в) нет правильного ответа.

«Документы» 500  Перечислите основные зоны в группах и требования ФГОС ДО к РППС 

Игровая, природная, двигательная, познавательного развития, продуктивная, музыкально-театральная. РППС должна быть:…содержательно – насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

«Документы» 600 (кот в мешке) Укажите два вида диагностики (мониторинга) в соответствие с ФГОС ДО и кто их проводит: 

 педагогическая диагностика – пед. работник, психологическая диагностика –педагоги – психологи, психологи 

На что направлена педагогическая диагностика? индивидуализация образования, оптимизация работы с группой детей

«Документы» 700 Требования ФГОС ДО к структуре программы дошкольного образования: обязательная часть программы – не менее 60%, формируемая участниками часть – не более 40%. 

«Документы» 800  Обозначьте три группы требований ФГОС ДО 

1)требования к структуре программы и ее объему, 2)условиям реализации программы, 3)результатам освоения программы

Категория «Сбережём здоровье, играя»

«Сбережём здоровье, играя» 100 Перечислите факторы, угрожающие здоровью дошкольника

«Сбережём здоровье, играя» 200 Назовите виды здоровья  Физическое, нравственное, психическое.

«Сбережём здоровье, играя» 300  Сколько, согласно СанПин 2.4.1.3049 – 13, должна по времени длиться ежедневная прогулка дошкольников и что может повлиять на изменение её длительности? 3-4 часа, при температуре воздуха -15С  и ветре 7 м/с время прогулки сокращается, а в младшей группе отменяется.

«Сбережём здоровье, играя» 400 Назовите технологии сохранения и стимулирования здоровья Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

«Сбережём здоровье, играя» 500  Здоровьесбережение – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

«Сбережём здоровье, играя» 600 Классификация игр, предложенная отечественной дошкольной педагогикой:

 Сюжетно-ролевые игры:

  - игры - драматизации;

  - строительные.

 Игры с правилами:

  - подвижные;

  - дидактические;

  - игры – забавы.

«Сбережём здоровье, играя» 700   Назовите по подгруппам игрушки.

   Игрушки, моделирующие семейные отношения. (Куклы, кукольная мебель, комната для кукол, телефон, посуда, одежда, щётки, расчёски и т.д.)

    Игрушки, моделирующие отношения вне дома. (дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта и др.; техника, игрушки, связанные с трудом других людей (докторский чемоданчик, набор парикмахера и др.))

    Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний. (Военизированные игрушки – солдатики, ножи, пистолеты, наручники, дротики; подушки разных размеров, боксёрская груша и перчатки, надувные мячи, маски, головные уборы, старые газеты и др. материалы)

«Сбережём здоровье, играя» 800 Чем отличаются сюжетно – ролевая игра, игра – драматизация и режиссёрская игра?

    Сюжетно – ролевая: основой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт  на себя роль взрослого и выполняет её созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт с. – р. игры – самостоятельность детей. Элементами с. – р. игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.

    Игра – драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, - сюжетом игры; ребёнок может сюжет видоизменять.

    В режиссёрской игре ребёнок, проявляя творчество и фантазию, сам создаёт сюжет игры, определяя её участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, малыш развивает её в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссёрской игре – речь.

        

Категория «Организация работы »

«Организация работы» 100 Сколько длится перерыв между периодами непосредственно образовательной деятельности?  Не менее 10 минут

«Организация работы» 200 Что должен знать воспитатель, собирающийся с детьми на экскурсию?  Точное количество детей, маршрут

«Организация работы» 300 В какое время следует организовывать  образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-2013г.  В первую половину дня.

«Организация работы» 400   Содержание работы в утренние часы 

Приём детей, игры малой подвижности, индивидуальная работа, беседы, труд в уголке природы, подвижные игры

«Организация работы» 500 Кот в мешке (кому вы отдаете этот вопрос) Какие требования (принципы) к развивающей предметно-пространственной среде необходимо учитывать при реализации Программы? РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

«Организация работы» 600 Кто обеспечивает разработку примерной основной образовательной программы дошкольного образования:

уполномоченные федеральные органы;

уполномоченные региональные органы;

образовательная организация. 

«Организация работы» 700  Классификация методов обучения дошкольников, согласно ООП

 По источнику знаний:

  - словесные;

  - наглядные;

  - практические.

По характеру образовательной деятельности детей:

  - информационно – рецептивный;

  - репродуктивный;

  - проблемное изложение;

  - частично – поисковый;

  - исследовательский;

  - активные методы;

  - метод экспериментирования;

  - моделирование.

«Организация работы» 800   Назовите приёмы обучения дошкольниками.

Голосовая и эмоциональная модуляция  (изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса)

Модуляция темпа речи  (выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи)

Прерывание речи, использование  антиципации (догадки)  (прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы,  с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь)

«Провалы  памяти» («Забывание» достаточно очевидных фрагментов речи, с просьбой напомнить)

Жестикуляция  (Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные)

Риторические вопросы (повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы даёт ответ сам педагог)

Контрольные вопросы  (задаются по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа)

Активное ассистирование  (закончив или прервав  смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний)

Экстрараздражители  (как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает (закрывает)  окно (дверь), включает (выключает) музыку (свет) и т.п.)

«Ошибка воспитателя»  (педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны её отметить. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке  и спросить: «Я верно говорю?»)

Разминка в середине игры

   Уважаемые коллеги, предлагаю вам немного отдохнуть, отвлечься от серьёзных тем и вопросов и поиграть в  «Перевертыши».

   Мы работаем с детьми, а они не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае мы должны уметь их понимать. Я вам предлагаю отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу. 1.Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».

2. Грустные взрослые – «Веселые ребята».

3. Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».

4. Крик баранов – «Молчание ягнят».

5. Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».

6. С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

7. Холодные ноги – «Горячие головы».

8. Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».

9. В симфоническом оркестре только парни – «В джазе только девушки».

10. Ручной кактус – «Дикая орхидея».

          Подведение итогов игры. Награждение победителя.                                 

Педагогическая притча

Жизнь подобна симфонии, а каждый из нас – инструмент, играющий свою неповторимую  партию в этом прекрасном музыкальном произведении. Ни один инструмент не может сыграть мелодию, написанную для другого. Каждый важен и необходим для достижения гармонии.

 Если мы, как инструменты,  играем свою мелодию, не согласуясь с другими инструментами, то тем самым мы создаём дисгармонию, препятствуем благозвучному исполнению Земной симфонии. Если инструмент теряет ноты, по которым должен играть, и забывает, что он должен исполнять, то, скорее всего, он станет подыгрывать другим. Но эта игра уже не будет его неповторимой партией. Он не найдёт истинного счастья и радости, исполняя партии, написанные для других.  Если инструмент расстроен, то никакую партию он благозвучно исполнить не сможет.  Инструмент нужно каждый день настраивать и исполнять на нём свою партию. Знаете ли Вы свою партию?  Исполняете ли Вы её? Не фальшивите ли Вы?

Рефлексия.

                 Упражнение «ДА!»

     Клаус Фопель предлагает это упражнение для детских групп, но, немного модифицировав его, тренер может использовать его и для взрослой аудитории.

    Участникам, сидящим в кругу, предлагается согнуть руки в локтях, направив ладони вперед и вверх. Затем тренер проговаривает инструкцию: «Мысленно возьмите в левую руку все то, что вы сегодня получили от занятия, в правую — то, что было вашим собственным вкладом в работу. И когда я скажу: "Готово!", вы все одновременно соедините руки в громком хлопке и громко скажете: "Да!"»

     Тренер должен сделать небольшую паузу, прежде чем скомандовать: «Готово!», чтобы у участников группы было время вспомнить события дня и действительно сформулировать для себя то, что они «возьмут в руки», иначе у них останется некомфортное ощущение незавершенности работы. Тренеру нужно быть наблюдательным и интуитивным, чтобы зафиксировать момент готовности группы и не затягивать процесс.

      Таким образом, процедура проходит в двух звуковых режимах: сосредоточенное молчание, затем громкое одновременное «Да!» с хлопком, и наступившая после этого громкого всплеска тишина. Этот контраст служит эффектным фоном завершения дня. (А совместное действие работает на сплочение группы.) Резкий громкий звук и хлопок в ладоши, кроме того, помогают быстро снять напряжение, копившееся в течение всего дня.

        Инструкцию можно модифицировать любым целесообразным образом. Например, использовать знание о функциональной асимметрии больших полушарий, предложив участникам группы в правую руку взять идеи, которые они сочли рациональными, и будут использовать в своей жизни, а в левую — те позитивные эмоции, которые вызвал у них тренинговый день. Или в левой руке окажется то, что они получили на группе, их опыт, а в правой — их планы на будущее, проистекающие из этого опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «ЗНАЮ. УМЕЮ. МОГУ»

Цель: Систематизировать знания педагогов, расширять профессиональную компетентность  в разных вопросах.Задачи:1. Активизировать интеллектуально - творческую, культурологическую и профессиональную...

Конспект интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!"в средней группе

Разработка интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!" в средней группе. Включает в себя различные задания согласно по возрасту детей....

Интеллектуальная игра "Знаю,умею,могу"

Интеллектуальная игра "Знаю,умею,могу" в старшей группе...

Деловая игра с педагогами ДОУ «Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ»

Деловая игра с педагогами ДОУ«Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ»...

Деловая игра для коллег "Знаю.Умею.Могу"

Деловая игра способствует систематизировать знания педагогов, расширять профессиональную компетентность в разных вопросах....

Деловая игра с педагогами ДОУ «Я всё умею и всё могу»

Деловая игра с педагогами ДОУ «Я всё умею и всё могу»Цель:Используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов по вопросам здоровьесбережения, возрастных особенност...