презентация для педагогов "методики развития речи"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема : Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность темы. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.
Задачи . формировать словарь детей; обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги; развивать речь как средство общения, то есть создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения ко взрослому или сверстнику; развивать внимание, память, мышление; воспитывать желание говорить правильно и красиво, умение слушать друг друга.
Пассивный словарный запас Развитие речи ребенка начинается с формирования пассивного словарного запаса, когда малыш уже понимает слова и значения, но пока еще не способен самостоятельно их воспроизвести. Активный словарный запас. Следующим этапом в развития речи ребенка является формирование активного словарного запаса. Он характеризуется активизацией слов из пассивного словаря и правильное их применение в речи. Для развития этих навыков и существуют специализированные методики.
Методики развития речи у детей А. М. Бородич – автор книги “Методика развития речи детей”
Главные принципы методики: · Ежедневное увеличение словарного запаса путем изучения новых слов. · Понимание значений новых слов с помощью разбавления их другими словами. Контроль над точным воспроизведением и произношением. · Обогащение разговорных или активных слов за счет пассивного словарного запаса.
Рекомендации : Эта система обучения больше подойдет для детей возрастом от 3 лет и выше, которые имеют пассивный запас слов. Для активации этих слов и обучения новым следует придерживаться следующих рекомендаций: 1. Изучение слов по группам: еда, одежда, животные. При этом характеризовать каждый предмет, наполняя его максимальным смыслом. 2. Повторение слов и использование их в разговоре, чтоб они зафиксировались в памяти. Обучение ребенка повторять слова и выражения. 3. Использование синонимов (подобных по значению слов), антонимов (противоположных по значению слов). Показывая разницу предметов, сравнивая их. 4. Чтение книг ребенку поможет наполнить словарь фольклорными выражениями и словами. 5. Объяснение многозначности слова (ручка для письма, ручка дверная). 6. С каждым разом усложнять процесс разговора, требуя от ребенка более точного высказывания.
Рассказывание по восприятию по методике А.М.Бородич . Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребёнка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление, воображение. Ребёнок, называя определённые свойства предмета, ярче их выделяет, т.с. упражняет свои ощущения и восприятия. Описание игрушек. Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарём.(со средней группы)
Ф.А. Сохин - автор книги “Развитие речи детей дошкольного возраста.» Идеи Ф. А . Сохина легли в основу " Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" . Основные направления работы по развитию речи рассматриваются по задачам: развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Затем все эти задачи даются в возрастном аспекте, начиная со 2-й младшей группы. Ф.А. Сохин отмечал, что "на каждом возрастном этапе языковые средства, которыми владеет ребенок, представляют собой определенную систему, т.е. речь ребенка нужно изучать (и разрабатывать методы обучения), рассматривая словарь и грамматику не изолированно, а в единстве, во взаимосвязях, в системе"
Рассказывание об игрушках по методике Ф.А. Сохина. Занятия по рассматриванию и описанию игрушек с детьми младшего дошкольного возраста проходят в живой эмоциональной форме. Большое значение имеет правильный подбор игрушек. Предпочтительнее игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря и развитие связной речи на основе использования приёма сравнения. Описание игрушки начинается с тщательно продуманных вопросов педагога. Отвечая на вопросы, дети обращают внимание на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), подбирают сравнения, определения (с помощью воспитателя), и переход к составлению рассказа становится естественным. Рассказ воспитателя является образцом. На занятиях по описанию игрушек можно использовать литературные произведения. Хороши для этой цели потешки , прибаутки , загадки.
Образовательные задачи занятия: Воспитывать звуковую культуру речи упражнять в произнесении звукоподражаний с разной силой голоса( громко - тихо.) обогащать словарь существительными обозначающими название диких животных(медведь, лиса, заяц,волк , ёж) прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус побуждать детей принимать участие в чтении потешки (договаривать слова и некоторые несложные фразы) Развивать связную речь: продолжать обучать детей понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие вопросы.
Воспитательные задачи занятия: Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Методы: Наглядный Словесный Практический
Приёмы: Наглядный (показ игрушки) Словесный (речевой образец, повторение, указание, вопрос, договаривание детьми слов, показ с называнием, поощрение говорящих) Игровой («Волшебный мешочек», использование наглядного материала по колличеству детей, правильный подбор игрушек, инсценировка потешки с помощью игрушки).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-224482-1381856007.jpg)
Презентация к занятию (развитие речи, старшая группа) на тему: Непосредственно-определенная деятельность по теме: "День памяти А.С. Пушкина" Презентация в старшей группе.
Образовательная область "Коммуникация"...
Презентация занятия по развитию речи (приложение)
Презентация занятия по развитию речи для интерактивной доски...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-305416-1390128612.jpg)
Презентация уголка по развитию речи
Презентация уголка по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-1172704-1580586324.jpg)
Презентация на тему "Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка"
Презентация на тему "Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка" Презентацией можно воспользоваться при проведении родите...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/01/picture-1210110-1591011965.jpg)
презентация проекта по развитию речи в 1 младшей группе "Речь и игра рядом всегда"
Презентация проекта по развитию речи в 1 младшей группе "Речь и игра рядом всегда"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/28/picture-1293696-1606542918.jpg)
Презентация к самообразованию:"Развитие речи с помощью художественно - эстетического развития"
Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей ч...