Главные вкладки

    Семинар практикум для педагогов
    консультация на тему

    Бочкарева Наиля Гильмуллаевна

    Семинар

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar_praktikum_dlya_pedagogov.doc84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное

    дошкольное образовательное учреждение

    города Нижневартовска

    детский сад №66 «Забавушка»

    Семинар – практикум для педагогов

     «Экологический мост»

    Подготовила и провела воспитатель

    высшей квалификационной категории

    Бочкарева Наиля Гильмуллаевна

    г. Нижневартовск

    Семинар – практикум для педагогов

     «Экологический мост»

    Цель: 

    развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

    Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их по организации исследовательской, и опытно-экспериментальной деятельности.   процессуальной деятельности.

    Задачи:

    Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии

     (явления живой и не живой природы, растения, животные);

    Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

    Развивать познавательный интерес у педагогов;

    Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

    План семинара-практикума:

    Экологический тренинг для педагогов.

     Представление названия команды.

     Разминка.

     Блиц – конкурс

     Решение педагогических ситуаций

     Кроссворд “С днем рождения, земля!”

     Творческий конкурс.

     Музыкальный конкурс.

    Итоги.

    Ход семинара:

    Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я проведу для вас семинар-практикум  на тему: «Экологический мост»

    Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов.

    Предлагаю сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга (мяч по кругу с представлением).

    Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

    Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

    Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

    Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

    Третья задача – формирование у детей любви к природе.

    Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

    Разминка.

    И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

    Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

    Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

     Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

    Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

    Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

    Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

    Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

    (Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

    Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это:
     уголок природы в группе; участок детского сада.)

    Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

     Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)

    Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)

     Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

    Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)

     Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

    Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.  (Наблюдение.)

    Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

    У вас есть карточки с заданием  попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

    Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

    Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);

    Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

    Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);

    Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

    Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

    Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

    Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

    И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

    Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

    1.3.Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

    Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

    - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

    - Уж на дороге греется – (перед дождем).

    - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

    - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

    - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

    - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

    - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

    - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

    - Цветы перед дождем –  (пахнут сильнее).

    - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

    - Ворона кричит зимой – (к метели).

    - Лягушки квакают – (к дождю).

    - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

    - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

    Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

    1.4. Решение педагогических ситуаций.

    Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

    1.5.  А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

    1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

    2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

    3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

    4. Бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

    5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

    6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

    7. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

    8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

    9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

    10. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

    11.Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

    12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

    13. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

    14. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

    15. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

    16.Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

    17. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

    18. Опустел наш  сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

    1.6. Творческое задание.

    Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

    1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

    2.Увидел грача – весну встречай.

    3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

    4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

    6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

    7. Яблоко от яблони недалеко падает.

    1.7.Музыкальный конкурс.

    Командам поочередно исполнить отрывок  из песен о природе.

    А сейчас  музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)

    Лебедь -  это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах.  Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту.  Недаром все народы почитают  лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

    Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (педагоги выполняют задание)

    Заключение:

    На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам  успехов  в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.  Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Это не последняя наша встреча.

    И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

    Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

    Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

    Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

    Общение педагогов ДОУ с родителями. Семинар-практикум для педагогов ДОУ.

    В теоретическом разделе  семинара - практикума подробно  рассказывается о традиционных и нетрадиционных формах общения педагогов ДОУ с родителями, о правилах конструктивного взаимодействия с...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

    Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

    Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

    27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

    семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

    Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...