Главные вкладки

    Семинар-практикум для педагогов:
    консультация на тему

    Бочкарева Наиля Гильмуллаевна

    семинар

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar-_dlya_pedagogov.doc88.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска

    детский сад №66 «Забавушка»

    Семинар-практикум для педагогов:

    «использование дидактических игр

    в экологическом образовании дошкольников»

                                Подготовила воспитатель :

    высшей квалификационной категории

    Бочкарева Наиля Гильмуллаевна

    г. Нижневартовск 2015 год

    Введение

                  Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

                  Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности.

                     Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой влияет на формирование начал экологической культуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой.

                      Роль же детского сада определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.    Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

                       Целью данной работы является: определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

    1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

    2. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение в экологическом воспитании.

    3. Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания в разных возрастных группах детского сада.

    1. Роль дидактических игр в экологическом образовании детей дошкольного возраста

            Игра - путь детей к познанию мира. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Игра обогащает и развивает личность, она доставляет радость ребенку, содействует его всестороннему развитию, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.

               Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры. Эти игры помогают детям уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся у детей знания о предметах и явлениях природы, растениях и животных, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами), сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

             Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе, способствуют художественно-эстетическому воспитанию.

                        2. Структура и классификация дидактических игр

                  Рассмотрев роль дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенности руководства ими.

                 Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как метод, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие составные элементы игры:

    - дидактическая задача;

    - игровая задача;

    - игровые действия;

    - правила игры;

    - результат (подведение итогов).

                 Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

                                         Игровая задача осуществляется детьми.

           Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

            Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи.

            Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования и взаимоотношениям детей к выполнению норм поведения.

               Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Очень важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств их личности в игре; как проявилась их взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели.

                 Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности. Наиболее адекватными поставленной задаче как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических особенностей дошкольников являются дидактические игры.

                 Веретенникова С. А. предлагает следующую классификацию игр, которые используются в дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой: дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные:

               Предметные игры - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке».

               Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья»,  лото, парные картинки, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

              Словесные игры - «Кто летает, бегает, прыгает?», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно». Игры сопровождают словом.

              Игровые упражнения и игры-занятия - «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.

             Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание.

               Подвижные игры. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Творческие игры. В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе. Для развертывания творческих игр природоведческого характера необходимо иметь наборы игрушек - сельскохозяйственные машины, животные. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками.

                 Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач.

    При разработке и проведении таких игр необходимо придерживаться следующих положений:

    - старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

    - дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;

    - в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

    Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей дошкольного возраста:

    - о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

    - о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

    - о человеке как части природы;

    - о культуре поведения в природе.

                  Дидактические игры данной серии целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня формирования экологических представлений дошкольников.

                Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в её ход куклы, сказочного персонажа, который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят.

               Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций. Пример проведения одной из таких дидактических игр мы представляем игру «Путешествие в мир природы».

    б) дидактические игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе.

              Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующие отношения к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.

              Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока:

    1) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

    2) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

             Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте; прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.) должны рассказывать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

                При проведении этих дидактических игр мы рекомендуем учитывать следующее:

    - у дошкольников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;

    - игры лучше проводить в естественно природной среде (или в группе, если игра проводится с комнатными растениями, животными уголка природы), чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (это имеет большое значение для развития эстетического, эмоционального восприятия природы);

    - дидактические игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, вызвать их на откровенный разговор, даёт возможность высказаться всем ребятам, с одной стороны, а с другой - препятствует утомляемости, не задерживает ход игры;

    - игры целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

                 Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность.

                При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие - возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя; во-вторых, - создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, то есть проявляется разносторонний интерес к познанию.

              Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

              Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и сверстников, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.

            Особенностью дидактических игр этого блока является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственных выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать. В качестве примера дидактических игр для формирования нравственно-оценочного поведения в природе мы представляем игру «Необычное путешествие».

    в) дидактические игры для приобщения к экологической ориентированной деятельности

    Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке.

                Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей.         Поэтому содержание экологической деятельности для детей дошкольного возраста включает: систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов.

              Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Трудовую деятельность экологического содержания следует организовывать систематически, с постепенным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших» находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т.д.

             Серия дидактических игр для приобщения дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличается от игр предыдущих серий большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры, содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

              Дидактические игры данной серии также целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детей трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами.            В связи с этим следует подбирать игровые задания.

              На основании приведенных выше примеров использования дидактических игр в практике экологического воспитания детей дошкольного возраста мы можем сделать выводы об их эффективности в педагогическом процессе. Эффективность дидактических игр экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие игрового материала: комплекты игрушек, куклы, изображающие персонажей известных сказок, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно - печатных игр. А также эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.

    Заключение

             Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому она широко используется нами в практике. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

              Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников. С введением в практику новых игровых приемов и видов деятельности конечный результат стал более высоким и эффективным.

              А результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, мы расширили и обогатили знания детей о родной природе, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, вопросы: « Зачем? Почему? Где?». Мыслительная деятельность стала проявляться активнее, а ответы детей стали более развернутыми. Проявляется любознательность, сформировался широкий круг представлений о природе. Они самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого. Дошкольники уверенно стали ориентироваться в правилах поведения в природе, применяют их в жизненных ситуациях.

              Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

    Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

    Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

    Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

    Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

    Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

    Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

    Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

    Семинар-практикум "Организация работы педагогов в зимний период"

    Материал будет полезен для педагогов  дошкольных образовательных учреждений.Задачи  семинара-практикума:·          закрепить знания о содержании ...

    Семинар – практикум «Профессиональные компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФТГ» Тема выступления: «Обеспечение охраны жизни и здоровья детей, как условие профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях реализации ФГТ»

    Семинар – практикум«Профессиональные компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФТГ» Тема выступления: «Обеспечение охраны жизни и здоровья детей, как условие профессиональной компетентности ...

    Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

    Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...