«Точечный массаж и игровые упражнения»
статья на тему

Искакова Флюра Габдулахатовна

 «Точечный массаж и игровые упражнения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc61.5 КБ
Файл rol_vospitatelya_na_fizkulturnyh_zanyatiyah.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

 «Точечный массаж и игровые упражнения»

Мастер-класс из опыта работы на педчасе

для воспитателей детского сада

Провела:

 инструктор по физической культуре д/с 11

Искакова Флюра Габдулахатовна

г.Нижнекамск, 20017.

Для более эффективного оздоровления и профилактики, простудных заболеваний рекомендована активизация биологически активных зон, точечный массаж (по Уманской). Уманская Алла Алексеевна  кандидат медицинских наук, ею были предложены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма.

Каждый  организм имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылается информация о своем состоянии и откуда, получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма. При возникновении нарушений в области кожи и регуляторов могут ухудшаться защитные свойства, связанного с ними участка слизистой оболочки верхних дыхательных путей. И, наоборот, при возникновении воспалительных процессов или дегенеративных изменений в слизистой появляются нарушения в области кожи и регуляторов.

Вот почему у людей с хроническими риносинуситами, тонзиллитами, отитами и другими заболеваниями лор- органов рано или поздно возникают вегето-сосудистые, нейроэндокринные, иммунные, дисфункции, приводящие к тяжелым заболеваниям сердечно-сосудистой  системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и др.

Насморк – одна из ступеней развития разнообразных заболеваний.

Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм человека начинает вырабатывать своё собственное лекарства, такое, как интерферон, которое намного эффективней и безопасней таблеток. Выполнять их надо по порядку, массируя точку за точкой.

Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахей, бронхов, а так же костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2  связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а так же  с тимусом (вилочной железой), регулирующих иммунные функций организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма инфекционными заболеваниями.

Точка 3 связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки и гортани.

Точка 4 связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки, гортани и верхним  симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки активизируется кровоснабжения головы, шей, туловище.

Точка 5 расположена в области VII шейного и I грудного позвонка. Она связана со слизистой оболочкой трахей, глотки пищевода, а главное – с нижним шейным позвонком  симпатическим  нервным узлом.  Массаж этой точки способствует нормализаций деятельности сосудов, сердца, бронхов, легких.

Точка 6 связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжения слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное – гипофиза. Дыхание через нос становиться свободным, насморк проходит.

Точка 7  связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращения слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга.

Точка 8 положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9 нормализирует многие функций организма, так как руки человека через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий головного мозга связана со всеми вышеперечисленными точками.

Итак, нужно потереть ладонь о ладонь, чтобы как следует их разогреть. Потеплели руки, побежала по ним кровь – можно приступить к массажу. Кончиком указательного или среднего пальца надавить на участок кожи соответствующей до появления незначительной болезненности. Делая затем девять вращательных движений по часовой стрелки и девять движений против. Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 18-20 сек. Постепенность увеличения интенсивности воздействия.

Симметричные зоны 3 и 4 массируется иначе. Для этого растирающие движения пальцами сверху вниз, от задней к передней поверхности шеи, одновременно двумя руками. Это, способствует активизации щитовидной железы, что является далеко не маловажным моментом. Сегодня на организм человека, в связи с катастрофически меняющейся экологической обстановкой ложится непомерная тяжесть, нагрузки возрастают, и для того чтобы противостоять им, надо, чтобы лучше функционировала именно щитовидная железа. Заодно проделать разогревающие движения по верхней части груди: ладонь правой руки от левого плеча к правой подмышке, и левой рукой  от правого плеча к левой подмышке. И другие симметричные зоны 6,7,8, тоже массируются одновременно двумя руками.

Для того чтобы точечный массаж не выполняя  чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру «Скульптор», в которой, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, можно дать возможность ребенку творчески подойти  к процессу и почувствовать внутренний настрой создаваемого образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только «руками любви», так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью доверие к создателю – внутреннего Я.

Эта игра – фрагмент авторского комплекса «Гимнастика маленьких волшебников», включает элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем.

Подобный массаж, оказывает возбуждающее действие, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно  в тех случаях, когда сочетается с «Общением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно - эмоционального напряжения нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Если от легкого надавливания пальцами боль ощущается, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и по центробежной спирали - от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали – от себя влево.

При проведении «Гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения известного метода Шиацу ребенок здесь не просто «работает» - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.

Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что–то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу.

        Игровые упражнения.        

I . Потягивание.

И.п. – позиция, лежа на спине. 1. Тянем левую ногу пяткой  вперед по полу, левая рука – вдоль туловища на вдохе. Задерживаем дыхание. На максимальном растяжении руки и ноги. На выдохе, расслабляясь, произносим «ид-д-да-а-а».

Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц (происходит прочистка левого энергетического канала).

2.Тянем правую ногу пяткой  вперед по полу, правую руку вверх, вдоль туловища на вдохе. После задержки дыхания на выдохе произносим «пин-гал –ла –а».

Цель почувствовать удовольствие от растяжки мышц правой стороны тела (происходит прочистка правого энергетического канала).

3.Тянем обе ноги пяточками вперед по полу, обе руки - вверх вдоль туловища. Задерживанием дыхание и на выдохе медленно произносим «су-шум-м-м-на».

Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление (прочистка центрально энергетического канала).

II. Массаж живота.

И.п. –  позиция, лежа на животе.

1. Поглаживаем,  живот по часовой стрелке. Похлопываем ребром ладони, кулачком, снова поглаживаем, пощипываем, имитируем движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживаем.

Цель: улучшить работу кишечника.

С левой стороны пальчиками нажимаем несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяем готовность теста.

Цель: воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула ребенка.

III. Массаж грудной области.

 И.п. – позиция, сидя по - турецкий.

1. поглаживаем область грудной клетки со словами: « Я милая, чудесная, прекрасная».

Цель: воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя.

2.«Заводим машину». Ставим пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все 8 остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делаем вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж». Затем 5-6 раз – вращательные движения против часовой стрелки.

3.Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимаем на точку между грудными отделами  в области сердца (сигнал – машина завелась).

Цель: воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, вызвать ощущение радости от звукового сопровождения.

IV. Массаж шеи.

И.П. –  позиция, сидя по – турецкий.

1. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

2. Развернув плечи, гордо поднимаем голову на вытянутой шее.

3. Ласково похлопываем по подбородку тыльной стороны кисти рук.

4. Представив, что у нас красивая лебединая шея, «Любуемся» ее отражением в «зеркале»

цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной шеи лебедя.

V. Массаж ушных раковин.

И.п. –  позиция, сидя по – турецкий .

Лепим ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.

1. Поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

2. Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).

3. Нажимаем на мочки ушей («вдеваем в них красивые срежки»).

4. Лепим ушки внутри. Пальцами внутри раковины делаем 7-8 вращательных движений по часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всё слышащими).

5. С усилием «Примазываем глину « вокруг ушных раковин – проверяем прочность, заглаживаем поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-15 см.

Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.

VI. Массаж головы.

  1. Сильным нажатием пальчиков имитируем мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведем от затылка, то висков, ото лба к середине головы, словно сгребаем сено в стог.
  3. Спиралевидными движениями ведем пальцы от висков к затылку.
  4. «Догонялки». Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «Бегаем» по поверхности головы. Пальцы обеих рук, то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
  5. С любовью и лаской «расчесываем» пальцами, словно расчесывая на конкурс причесок».

Цель: воздействие на активные точки головы, которые улучшают ток крови.

VII. Массаж лица.

Лепим красивое лицо.

  1. Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняем ее, чтобы она была упругой.
  2.  надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные, движения по часовой, затем против часовой стрелки(5-6 раз).
  3. С усилием, надавливая, рисуем желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками «лепим» густые брови от переносицы к вискам.
  4. Мягко и нежно «лепим» глаза, надавливая на уголки глаз и расчесывая длинные пушистые реснички.
  5. Надавливая на крылья носа, ведем от переносицы к носовым пазухам, подергиваем за нос и представляем, какой красивый нос для Буратино у нас получился.

 Цель: предотвращение простудных заболеваний при воздействии на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой.

VII. Массаж шейных позвонков.

«Буратино». Буратино своим  любопытным длинным носом рисует «солнышко», «морковку», «дерево».

  1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  2. Повороты головой в стороны, вверх, вниз.
  3. наклоны головой во время «рисования» вправо, затем в лево.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какой вкус, цвет и ощущения вызывают рисунки, выполненные движением носа в воздухе.

IX. Массаж рук.

  1. «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла.
  2. Надавливаем и вытягиваем каждый пальчик.
  3. Фалангами пальцев одной руки трем пол ногтям другой, словно по стиральной доске.

Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы (выходящие на биоактивные точки пальцев) сердце, легкие, печень, кишечник. Вызывать ощущение легкости,  радости внутри организма.

  1. Трем «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча и предплечья, «смываем водичкой мыло» - ведем одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхиваем воду».

 Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

«Солнечные зайчики». Встряхиваем кистями рук «брызги» (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляем, что, словно солнечный зайчики, водичка блестит на солнце. Строим радугу из водяных капелек, любуемся цветом и блеском. Тянем ладошками вверх к солнышку, представляя, как добрая сила вливается в нас.

Цель: ощутить внутреннюю радость.

«Птичка»

  1. Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то влево, то вправо.

Цель: воздействие на грудные железы помогает предотвратить образование мастопатии.

  1. Птичка вырвалась на свободу. В расслабленном состоянии, руки поднимаются вверх и, разъединившись, в свободном парении опускаются. Манипуляция рук в свободном парении  в зависимости от фантазии ребенка.

 Цель: почувствовать радость освобождения и полета.

X. Массаж ног.

И.п. – сидя по – турецкий.

  1. Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы ног, поглаживаем между пальцами, раздвигаем пальцы ног. Сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, делаем стопой вращательные движения, вытягиваем вперед носок, пятку, затем похлопываем ладошкой по всей стопе, словно вбивая пожелания, говорим: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым..!» То же – с правой ногой.

2. Поглаживаем, пощипываем, сильно растираем голени и бедра. Делаем пассовые движения поочередно над каждой ногой, «надеваем воображаемый чулок, затем снимаем его и сбрасываем», встряхивая руки.

Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.

  1. «Покачай малышку». Прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку», касаться  лбом колени, стоп ноги, поднимаем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица.

Цель: развитие гибкости суставов, возникновение радости то гармоничного движения ног.

XI. Массаж спины.

И.п. – лежа на спине.

1. «Качалочка» .Лежа на спине, подтянуть колени к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем сбоку на бок (боковая качалочка).

2. «Велосипед». Лежа на спине, «крутим» педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж...ж…ж.).

Цель: улучшение кровообращения в ногах, восстановление работы кишечника.




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 " Детский сад общеразвивающего вида  № 11"

Консультация для воспитателей

Тема: «Роль воспитателя на физкультурных занятиях».

 

 

 

                                                                    Подготовила и провела:

Инструктор

 по физической культуре

Искакова Ф.Г.

 

 

 

г. Нижнекамск


   Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.

Цель физического воспитания в детском саду - формирование у детей основ здорового образа жизни.

Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя.

Так как воспитатель является активным участником воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.

Воспитатель должен накануне физкультурного занятия ознакомиться с его содержанием, обговорить с инструктором по физической культуре организационные моменты, расстановку оборудования.

При ознакомление детей с новыми общеразвивающими упражнениями инструктор по физической культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает. Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то инструктором по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних.

Существуют разные способы организации детей во время обучения движения: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный.

При использовании группового способа организации обучения инструктором по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой. При организации поточного способа – «станционального» (кругового) воспитатель и инструктором по физической культуре делят «станции» между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений.

Также воспитатель оказывает помощь при размещении оборудования, его  уборке. При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и д.т. воспитатели должны оказывать посильную помощь инструктором по физической культуре.

Примерное распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя (варианты):

  1. Инструктор занимается ослабленными детьми, воспитатель остальными (и наоборот).
  2. Инструктор занимается отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот).
  3. Инструктор берет по одному ребенку для индивидуального обучения, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью.
  4. Инструктор работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения с другой подгруппой на спортивных снарядах.
  5. Инструктор занимается с талантливыми детьми, воспитатель с остальными.
  6. Инструктор и воспитатель занимаются со всей группой тогда, когда движения освоены всеми и показывают друг другу свое творчество, придумывая все новые и новые комбинации движений.
  7. Эти разные варианты можно использовать в зависимости от ситуации.

Например, в группе много ослабленных детей, значит им следует уделять больше внимания.

 

 

Литература:

  1. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре. – М, 2005
  2. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. -  М, 1996

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа

Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа младший дошкольный возраст...

Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа

Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа старший дошкольный возраст...

КОМПЛЕКС ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ «ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ»

ВВЕДЕНИЕ. Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру "Скульп...

КОМПЛЕКС ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ «ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ»

КОМПЛЕКС ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ «ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХВОЛШЕБНИКОВ»...

Комплекс точечного массажа в игровой форме.

Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает ...

Комплекс точечного массажа в игровой форме

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру "скульптор". В ней...