Проект «Экологическая тропинка».
проект на тему

Малинина Евгения Сергеевна

В настоящее время в дошкольных учебных заведениях проходит экологизация развивающей природной среды, создаются новые элементы как внутри детского сада, так и на его территории. Данный процесс способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учебных заведениях, открывает новые возможности для работы воспитателей. Главная цель — формировать начала экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malinina_evgeniya_sergeevna.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Малинина Евгения Сергеевна, воспитатель, ГБДОУ № 5, Санкт — Петербург.

Проект «Экологическая тропинка».

В настоящее время в дошкольных учебных заведениях проходит экологизация развивающей природной среды, создаются новые элементы как внутри детского сада, так и на его территории. Данный процесс способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учебных заведениях, открывает новые возможности для работы воспитателей. Главная цель — формировать начала экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Выделяют в экологических тропинках следующие функции:

  • познавательную
  • развивающую
  • эстетическую
  • оздоровительную.

И два основных этапа можно выделить:

  • на территории ДОУ
  • в природных или приближенных к ним условиях (парки, лес, скверы).

На тропинке проводятся:

  • наблюдения
  • экологические опыты
  • игры
  • театрализованные занятия и развлечения
  • экскурсии
  • эколого — оздоровительные походы.

В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих так и культурных растений (деревьев, кустарников) мхи, грибы на живых и мёртвых деревьях, клумбы, цветники, места регулярного скопления насекомых, небольшие искусственные водоемы. Взаимодействие человека с природой показывают на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, скворечников.

С детьми младшего возраста организовываются наблюдения за растениями с крупными листьями и цветниками (лопухи, ромашка аптечная, одуванчики, клевер и так далее), они любуются растениями, называют их части, узнают об их свойствах.

Средний возраст наблюдает за отмеченными выше растениями и ещё за подорожником. Исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные исследования (шершавые, гладкие, ворсистые листья).

В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными ранее растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора растений, а также с тем, какие именно части используются, применяются для лечения.

Также подразделяются экологические тропинки на типы:поисковый, творческо — игровой, коллективный. Может быть долговременный (до 1 года), краткосрочный.

Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга. Таким образом с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:

  • оздоровительную
  • просветительную.

  1. Зона отдыха «В гостях у лесовичка Мефодия/Феи Флоры».

В начале экологической тропинки детей встречает хозяин тропы — сказочный персонаж. Знакомит с правилами поведения на тропинке. Воспитывает доброе , отношение ко всему живому. Приглашает отправиться в путешествие по экологической тропинке.

  1. «Жужжащий и ползающий мир»

Дети ведут наблюдение за трудолюбивыми насекомыми-муравьями. Дать

представление о полезной деятельности муравьёв. Воспитываем доброжелательное

отношение к живым существам. (По желанию детей на выбор проводятся игры

«Мы - муравьи» (например), или воспитатель предлагает нарисовать насекомых)).

3. «Берёзовая Роща» или остановка «Деревья»

Формируем представление детей о значении деревьев в жизни человека, воспитываем

интерес и желание помогать. Учим сравнивать их между собой (ствол, ветви, листья,

кора и так далее). Проводятся игры «К названому дереву беги», «Мы — деревца».

4. «Живая и зелёная аптека»

Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности.

Высажены — подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка аптечная, мята.

Организовываем труд в природе: рыхление, полив почвы.

5. «Летняя лаборатория» или «Цветочные часы»

Желательно соорудить из пластиковой ёмкости вкопанную в землю и наполненную

водой (Создаём искусственный водоём). По краю песок или мелкий гравий.

Проводятся опыты с водой, определяем свойства воды. Загадка о водоёме:

«Посреди цветника лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная». Также проводятся

игры: «Перепрыгни через ручеёк», «Путешествие капельки», «Карась и щука».

6. «Сказочная опушка»

Развиваем творческие способности, театрализация (персонажи — Кикимора,

Леший, Баба-Яга). Читаем знакомые и любимые сказки.

7. «Метеостанция» или «Роза ветров»

Учить детей наблюдать за изменениями в погоде, анализировать, делать выводы.

Проводятся игры: «Солнышко и дождик», «Ветер дует...», Пузырь». Используются

вертушки, султанчики, ветровые мельницы, термометр.

8. «Дубок» или «уголок леса"

Отмечаем особенности дуба: листья опадают и распускаются позже, чем у других

деревьев. Вспоминаем с детьми лесных жителей. Осенью рассматриваем желуди (на

занятиях с детьми делаем поделки из желудей). Проводится игра: «С какого дерева

листок». Предлагаем нарисовать «Чудо-деревья».

9. «Цветочные часы»

Как известно, многие растения засыпают и просыпаются в строго определенное

суток. Это одуванчики, ноготки. Когда раскрываются это указывает на 9 утра, а

закрываются на 17-18 вечера. Проводятся с детьми наблюдения с занесением в

дневники наблюдений.

  1. «Птичий базар»

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи. Беседа о необходимости

заботы человека о птицах — кормушки, домики скворечники. Научить отличать

зимующих и перелетных птиц. Проводятся игры: «Воробушки», «Перелет птиц».

Художественная литература: сказка «Где обедал воробей?».

11. «Сад» или «Рябинка»

Формируем знания о плодовых деревьях (виды плодовых деревьев). Дать

представление о целебных свойствах ягод рябины красной. Дошкольники

исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды

красные (чтобы их легче было заметить).Плоды также можно использовать при

изготовлении бус и других поделок.

12. «Дорожка здоровья»

На этой остановке целью является: развитие здоровья у детей, формировать

устойчивую привычку к режиму двигательной активности, профилактика

плоскостопия.

Выкладываем дорожку из природного материала (гладкие камушки, чешуйки шишек,

желуди, пластмассовые пробки, речной песок). Дети ходят по дорожке босиком.

Тем самым, «дорожка здоровья», служит для оздоровления воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано  с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).

Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....

Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"

Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...