Особенности экспериментирования с воспитанниками старшего дошкольного возраста
консультация на тему

Белозерцева Елена Львовна

Доклад на педчасе на тему: «Особенности экспериментирования с воспитанниками старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedchase.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педчасе на тему: «Особенности экспериментирования с воспитанниками старшего дошкольного возраста»

       В эпоху, когда обучение в детских учреждениях направлено на личностное развитие подрастающего поколения, один из наиболее эффективных методов является экспериментальная деятельность в группе детей, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, научить их собирать и обрабатывать интересную информацию. Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, логическое мышление.

        Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.

       В детских садах в настоящее время много вниманию уделяют экспериментальной деятельности.

Каковы особенности этого вида деятельности в старшей группе дошкольного учреждения?

     Основными особенностями экспериментирования в детском саду считаются организация экспериментов в игровой деятельности и в процессе общения.

     Игра, как известно, является ведущим видом деятельности, по этой причине занятия экспериментирования всегда должны содержать множественные элементы игры. Так детям легче будет усваивать даже сложные понятия. Если сразу начинать с длительных и ненужных объяснений, пусть даже с наглядными материалами, ребенок может отвергнуть данный вид деятельности. Следует заинтересовать детей экспериментом, и тогда он еще и еще раз будет возвращаться к  деятельности такого рода. И даже сможет самостоятельно выстраивать свои личные исследования и опыты.

Условия поддержания интереса к эксперементированию

       Толчком к началу экспериментирования часто служило удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Поэтому мы используем в работе все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)

        Стараемся поддерживать интерес детей к творческому экспериментированию.  

        Во время исследований  можно использовать театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала.       Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решаются возникшие проблемы,  приносят интересные вещи юным исследователям.

          Например, сказку «Колобок» используем, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и  прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды можно использовать сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогает понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогает сказка «Три поросёнка».

          Отправной точкой для развертывания опытной деятельности может служить обращение к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита).

         Изучив методику (С. Н. Николаева, И. С. Фрейдкин, П. Г. Саморукова) были выделены требования, предъявляемые к проведению опытов:

  • Воспитатель просто и четко формулирует стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать), например, тепло травке под снегом или нет?
  • Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный, например, одни посевы овса поливать, другие – нет.
  • Воспитатель осуществляет руководство опытом: продумывает вопросы, обращает внимание на существенное, учит рассуждать, сравнивать факты.
  • Один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.

      Подготовка  к проведению  экспериментов   начинается  с  определения  педагогом  текущих дидактических  задач.  Затем  выбирается  объект,  соответствующий  требованиям.

Воспитатель  знакомится  с  ним  заранее  -  и  на  практике,  и  изучая  теоретические источники.  Одновременно  он  осваивает  технику  экспериментирования,  если  та ему незнакома.

В  процессе  экспериментирования  нет  строгой  регламентации  времени  и возможно  варьирование  заранее  намеченного  плана,  так  как  непредсказуемы предложения  и  предположения  детей.  Продолжительность  эксперимента определяется  и  особенностями  изучаемого  явления  и  наличием  свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.Предлагая  детям  поставить  опыт,  воспитатель  сообщает  им  цель  или задачу,  которая  должна  быть  решена,  дает  время  на  обдумывание  и  затем привлекает  детей  к  обсуждению  методики  и  хода  эксперимента.  Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на  вопрос  ребенка  получить  их  самостоятельно,  поставив  небольшой  опыт.

Желательно  проверить  все  предложения  детей,  позволить  им  на  практике убедиться  в  верности  или  неверности  своих  предположений  (безусловно,  если при этом  никому не будет нанесен вред  -  ни объекту наблюдений, ни  ребенку). В процессе  работы  воспитатель  поощряет  детей,  ищущих  собственные  способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.

В  то  же  время  он  не  выпускает  из  поля  зрения  тех,  кто  работает  медленно, по  какой - то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным  этапом  эксперимента  является  подведение  итогов  и формулирование  выводов.  При  формулировании  выводов  необходимо

стимулировать  развитие  речи  детей  путем  постановки  неповторяющихся  по содержанию  вопросов,  требующих  от  детей развернутого  ответа.  При  анализе и фиксировании  полученных  результатов  необходимо  помнить,  что непредусмотренный  результат не является неправильным. Результаты опытов и экспериментов фиксируются для того, чтобы дети лучше их запоминали. Для этого можно использовать следующие формы: дневники наблюдений, календарь пррироды, календарь погоды или карты-схемы

После  эксперимента  дети  должны  самостоятельно  привести  в  порядок рабочее  место  -  почистить  и   спрятать  оборудование,  протереть  столы,  убрать мусор и вымыть руки с мылом.

При  правильной  организации  работы  у  детей  старшего  возраста

формируется устойчивая привычка задавать вопросы и самостоятельно искать на них  ответы. Теперь инициатива  по  проведению  экспериментов  переходит  в  руки детей.  Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем  так…», «Давайте  посмотрим,  что  будет,  если…».  Роль  воспитателя  как умного  друга  и  советчика  возрастает.  Он  не  навязывает  своих  советов  и рекомендаций,  а  ждет,  когда  ребенок,  испробовав  разные  варианты,  сам обратится  за  помощью.  Да  и  то  не  сразу  даст  ответ  в  готовом  виде,  а  пробует разбудить  самостоятельную  мысль  детей,  с  помощью   наводящих  вопросов направить  рассуждения  в  нужное   русло.  Однако  такой  стиль  поведения будет   эффективным  лишь  в  том  случае,  если  у  детей  уже  выработан  вкус  к экспериментированию и сформирована культура работы.

В  подготовительной  группе  проведение  экспериментов  должно  стать нормой  жизни.  Их  надо  рассматривать  не  как  самоцель  и  не  как  развлечение, а как  наиболее  успешный  путь  ознакомления  детей  с  окружающим  миром и   наиболее  эффективный  способ  развития  мыслительных  процессов.

Эксперименты  позволяют  объединить  все  виды  деятельности  и  все  стороны воспитания.  Инициатива  по  их   проведению  распределяется  равномерно  между воспитателем и детьми.

Всегда  необходимо  помнить  о  соблюдении  правил  безопасности.

Например,  все  незнакомые  сложные  процедуры  осваиваются  в  определенной последовательности:

- действие показывает педагог;

-  действие  повторяет  или  показывает  кто-нибудь  из  детей,  причем  тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

-  иногда  ошибку  сознательно  совершает  сам  педагог:  с  помощью  такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

-  действие  осуществляют  все  вместе  в  медленном  темпе,  чтобы  педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и  задачам,  решаемым  в  ходе  эксперимента,  отдавая  предпочтение  тому,  у  кого данный признак выражен ярче.

          Из сказанного следует, что конечный результат во многом определяется качеством постановки работы. Если в свое время ребенка целенаправленно не готовили к экспериментаторской деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень. Такой ребенок и в 5, и в 6, и в 7 лет не умеет ни играть, ни экспериментировать, ни трудиться. Он умеет только манипулировать предметами: вытаскивает из ящиков все игрушки, раскладывает ровным слоем по квартире — и больше ничего.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.,

В дошкольнойй педагогике выделены типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И.М. Коротковой):

•  Опыты (экспериментирование). Задача – освоение причинно-следственных связей и отношений. Деятельность:

- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;

- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;

- формулирование причинно-следственных связей (если..., то...; потому..., что...);

- самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.

•  Коллекционирование. Задача – освоение родовидовых отношений. Деятельность:

- поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;

- размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

•  Путешествие по карте. Задача – освоение пространственных схем и отношений, представления о пространстве мира. Деятельность:

- обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;

- обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;

- изучение растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.;

- заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).

•  Путешествие по «реке времени».  Задача – освоение временных отношений, представления об историческом времени – от прошлого к настоящему.

Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1)     дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;

2)     дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только потому, что достиг того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни, опаленные войной»

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

Перспективное планирование по экспериментированию для воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Планирование составлено по блокам. Поможет познакомить воспитанников со свойсвами предметов....

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея "Песни опаленные войной"

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Игры - экспериментирования с водой»

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему :"Игры-экспериментирования с водой!"...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

ВведениеВ разработке теории и методики воспитания и обучения отечественная педагогика опирается на ведущий принцип воспитания ребенка в трудовой деятельности. Трудовая деятельность содержит в себе бол...