Консультации для педагогов ДОУ
консультация по теме

Чернова Екатерина Николаевна

Консультации для педагогов ДОУ от музыкального руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 12»      

Влияние музыки на здоровье детей

        Подготовила: Музыкальный руководитель Наганова Е.Н.

Урай, 2017г.

Здравствуйте коллеги! Здравствуйте Екатерина Николаевна.(пропеть)

(2)Влияние музыки на здоровье человека давно всем известно. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека. По - этому особенно эффективно, оздоровительную работу, проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач. В нашем детском саду музыка активно используется в оздоровительной работе с детьми.

(3)Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. В современной медицине есть целое направление - музыкотерапия. Различные исследования свидетельствуют, что музыка может способствовать более быстрому излечению от многих болезней. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, которая может быть использована для достижения этой цели - общение с детьми на музыкальных занятиях и кружках.

(4)Музыка и красота объединяются еще до рождения ребенка. Некоторые полагают даже, что классические произведения способны оказать благотворное влияние не только на здоровье и умственные способности, но и на внешние данные ребенка. Сегодня уже доподлинно известно, что от качества музыки, которую слушают дети, зависит состояние их здоровья.

Музыку сейчас достать не проблема – диски продаются на каждом шагу, можно также скачать с интернета любую мелодию. Попробуйте в действии эту музыку, возможно, это действительно помогает или усиливает лечение.

Очень благотворное влияние музыки на здоровье детей уже не раз доказано учёными и врачами-практиками. А вы знаете, что музыка способна улучшать язык и память детей? При серьёзном изучении музыки стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.

(5)Каждый день в детском саду начинается с утренней гимнастики под музыку, которая мобилизует физические силы, улучшает дыхание, укрепляет и развивает мышцы. Музыка создает положительный настрой и задает определенный темп движения.

На музыкальных занятиях все виды деятельности способствуют укреплению и сохранению здоровья. Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, музыкально-ритмические движения. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей).

(6)Слушание   необходимо  и эффективно  на музыкальных занятиях, оно  помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала.   Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. 

Но следует знать также некоторые подробности при прослушивании музыки с детьми: музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это самое оптимальное прослушивание. При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки, поэтому Вы должны понимать, какую музыку и какого ритма стоит включать ребенку, а какую нет.

(7)Музыкально-ритмические движения  мобилизуют физические силы, вырабатывают  координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Подвижные игры вырабатывают грацию, координацию движений. Данная коллективная деятельность развивает у детей организованность, дисциплину, ответственность, взаимовыручку, внимательное отношение к окружающим, самостоятельность.

(8)Пение – снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов, так же это идеальный способ помочь детям с нарушениями речи, оно улучшает их артикуляцию, дикцию, способствует правильному формированию дыхания.  Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы – во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стресс и помогает детям избавиться от страхов. Голос – это своеобразный индикатор здоровья. Особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.

(9)В нашем детском саду проводятся календарные праздники. Для подготовки к ним дети тратят много сил, при этом идёт развитие всех групп мышц, тренируется память, мышление, психологически готовим детей. А сам праздник – это всплеск положительных эмоций полезных для здоровья.

Музыкальное сопровождение присутствует на спортивных соревнованиях, общих мероприятиях детского сада, занятиях, а так же в группе с воспитателями.

Таким образом, музыка  имеет большое оздоровительное значение. Кроме того диагностика, проводимая на занятиях позволяет выявлять одаренных, талантливых детей и привлекать их для участия в праздниках. Я уверена, что их певческие, танцевальные, театральные навыки, приобретенные во время образовательной деятельности, всегда пригодятся им в жизни.

Таким образом, если приучать ребёнка к хорошей музыке, то он вырастет здоровым, эмоционально и психически уравновешенным и спокойным человеком.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру прыг скок. Данное упражнение подходит для координации слуха и голоса, вырабатывает быстроту реакции голоса. Правила такие: Когда мячик бьется об пол вы поете ПРЫГ в нижнем регистре, а когда я его подброшу вы пропоете СКОК в верхнем регистре. Давайте попробуем сначала без мячика. (Ля малой октавы, Ля первой октавы).

Спасибо за внимание!

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 12»

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

        Подготовила: Музыкальный руководитель Наганова Е.Н.

Урай, 2016г.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.  

Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.  

      В раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П.И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка должна звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Не останавливаясь на конкретном репертуаре, поясню принцип ознакомления детей с творчеством русских композиторов-классиков.

  1. Классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, и не обязательно в разделе Восприятие музыки.
  2. Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.
  3. Начиная со старшего возраста можно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.

       Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. И оказывает на детей большое нравственно-патриотическое воздействие.

На русских песнях, прибаутках, частушках, стихах Барто положенных на музыку, которые я использую на своих музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста воспитываются: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. На музыкальных занятиях под русские народные мелодии мы играем на элементарных музыкальных инструментах. Во второй младшей группе это колокольчики, погремушки, индивидуально ложки. В средней группе: ложки, палочки Карла Орфа, шаркуночки, бубенцы, бубны. В старшем и подготовительном возрасте все выше сказанные, а так же трещотка, колокольчики с палочками по тонам, играются сложные ритмические рисунки с добавлением танца и слова.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, которые я активно использую на музыкальных занятиях. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.

Хочется добавить, что в своей работе уделяю внимания красоте родной природы, той которую дети могут постоянно наблюдать, той, с которой они соприкасаются и являются её частью. Это индивидуальные постановочные танцы и песни в старшем и подготовительном возрасте: «Во поле березка стояла», «Девичий хоровод», «Танец журавлей», песня «Весны», песня «Речки».

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.

Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

    В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить:

1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества».  

Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятам. Особенно популярные «Бравые солдаты» Филлипенко и «Будем в армии служить» Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей родины. Начиная со среднего возраста для массовых танцев использую атрибуты – например, воздушные шары для обогащения рисунка танца или атласные ленты. Дети выполняют различные перестроения, осваивают разные виды ходьбы, с большим желанием исполняют различные танцевальные движения, осваивают танцы с предметами.

2. Говоря о защитниках нашей родины нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Большое влияние оказывает встреча дошкольников с настоящими ветеранами войны.

 3. Праздники с мамой, «День матери», «Праздник 8 марта»;

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:

Цветы раскрылись для нее, все птичьи трели ей.

Я эту песенку пою, для мамочки моей. (Горючкина)

Мамочка милая, мама моя, пусть эта песенка будет твоя... (Тиличеевой)

В мелодиях этих песен звучит и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.

Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:

Пускакй узнает ветер и звезды и моря,

Что лучше всех на свете мамочка моя.

4. Приобщение детей к истокам народной и православной культуре происходит через открытые мероприятия, для детей всего детского сада  Калядки, «Масленица». Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказывают пословицы поговорки, играют в игры.

Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.        

    Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, танцы с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить.  

    Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.

Для достижения поставленных целей в формировании нравственно – патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими  педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом, физкультурным работником. Это отражается в проведении совместных мероприятиях, с физ. работником, например «Рыцарский турнир»,  «День защиты детей», подбор музыкального репертуара для занятий воспитателям, мероприятия, в подготовке, которых принимают участие все педагоги детского сада.

При подготовке к тематическим праздникам, движения танцев разучиваются и показываются воспитателям, подробно разбираются. Весь репертуар песен, танцев предоставляется воспитателям, сценарий выдается в печатном виде и также подробно разбирается в каждой группе.  

Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, детского сада и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.

Всем известно, что детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от города, республики и страны в целом, поэтому в данном направлении мы также проводим работу.  

  • Учувствуем в тематических  городских вокальных и танцевальных конкурсах, фестивалях.
  • Подготавливаем номера для выступления в социальной защите и для шефов детского сада
  • Так же дети ходят в библиотеку
  • А детская школа искусств №1 ходит с концертами к нам в детский сад

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.  

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной, нравственно - патриотической культуры, которую стремимся привить детям.



Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям от музыкального руководителя

на летне-оздоровительный период  

Подготовила: Наганова Е. Н.

  • Создайте в группе фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др.
  • Музыку импровизационно-романтического характера и спокойную классическую музыку прослушивайте специально, включайте негромко при чтении сказок, сопровождайте ею рисование, лепку, процесс укладывания детей спать и др.
  • Организуйте групповой оркестр из детских музыкальных инструментов и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий.
  • Организуйте и поощряйте двигательные импровизации детей под музыку. Это развивает координацию и грациозность движений.
  • Пойте с детьми знакомые вам песни (не заглушая детского пения). Включайте музыку и знакомые песни в различные виды игр (сюжетно-ролевые, подвижные) и трудовой процесс.
  • Развивайте чувство ритма детей при помощи пальчиковой гимнастики, специальных дидактических игр и упражнений: «Похлопай как я» (воспитатель хлопает в ладоши, затем дети стараются точно повторить его хлопки), «Повтори имя» (ребёнок хлопает в ладоши по слогам своё имя, имена всех сидящих перед ним детей), проговаривать и прохлопывать небольшие стихотворения и др.
  • Бывая на прогулке, прислушивайтесь вместе с ребёнком к песенке ручейка, дождя, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас - звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития детей.

Пусть музыка способствует обогащению жизни ребенка

яркими, эмоциональными впечатлениями!

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы.

 Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогам важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

Предлагаю Вам формы работы, которые могут соответствовать этим условиям.

Музыкальные часы.

Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры.

Игры-путешествия.

Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они путешествуют по царству Кощея и ищут сладкое дерево). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги должны разделить между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.

Творческие площадки.

При организации творческих площадок на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды - в зале) создаётся несколько «мастерских», в каждой их которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте лепят, в другом рисуют и т. д.

Летние праздники.

Настоящий клад для организатора летнего досуга детей - народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме. Также актуальны в летнее время народные подвижные игры с разными предметами

Уважаемые педагоги! На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей. Такой отдых летом укрепит иммунитет и позволит набраться сил.
Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....