программа кружка "Топотушки"
материал (подготовительная группа) на тему

Пшеничная Ольга Кяшафовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

КРУЖКА ПО РИТМИКЕ

«Топотушки»

/программа дополнительного образования

детей 6-7 лет/

воспитателя

 

Пшеничной Ольги Кяшафовны

 

 

 

 

 

Вольск

2017

 

 

Пояснительная записка

           Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания детей. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Ритмика - это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях. Задача педагога – научить детей двигаться в  характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности.

    Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.  На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечнососудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

   Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать такие задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительность;

-   формировать эстетический вкус;

-   развивать познавательное отношение к действительности.

Движение под музыку дополняет этот ряд:

-   дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимает нервное напряжение;

-   создает приподнятое настроение;

-   развивает активность, инициативу;

-   развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

Танец способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков, уверенность в себе. Эти свойства движений изучены  И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменским, Джон Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Б. Базедовым и др.

Возраст 6-7 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами,  ко­торые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнооб­разного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприим­чивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, воз­никает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительно­сти, эмоциональности при исполнении танца.

На 7-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процес­сы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ре­бенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершен­ствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. К 7 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мыш­цы рук. Дети способны изменять свои мышеч­ные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более  быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, свя­занных с работой мелких мышц.

На разминке переходим от простого к сложному, от спокойных к быстрым движениям, а также используем прием контраста для развития быстрого переключения.

В старшем дошкольном возрасте дети уже понимают смысл разучивания и совершенство­вания отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом возрас­те  изучается ряд подготовительных упражнений, при помощи которых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для правиль­ного исполнения многих движений.

Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, тан­цы и игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задор­ных движениях, каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить харак­тер. Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной форме,  дети постепенно приобщаются к миру прекрасного.

Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального восприятия, умению передавать различные средства музыкальной выразительности. В свободных движениях отображать жанры музыки (марш, танец, вальс, польку), переда­вать их «языком движений», мимикой и пантомимикой, в танце и игре музыкальный образ, способствует проявлению творческих способностей детей в движениях под музыку в музыкально-двигательной импровизации.

В  программу «Топотушки» включены детские спортивные танцы, танцы – импровизации. Данная программа своим содержанием выходит за рамки Основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ своим наполнением (используемые танцевальные движения, объем танцевального материала),  репертуаром (в основном современные музыкально-ритмические композиции). Поэтому, предполагается реализация программы «Топотушки» дополнительно, на платной основе, на основании заявления законных представителей детей, посещающих ДОУ.

 

 

Программа по ритмике

Цель

·         углубление и дифференциация восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и развитие на этой основе навыков выразительного движения;

·         обретение опыта публичных выступлений;

·         способствовать владению детьми своим телом, красивой осанке, грациозной походке, развивать координацию движений, музыкальность, гибкость и выносливость.

Задачи программы :

l  способствовать восприятию  детьми динамики развития музыкальных образов и выражения их в движениях, согласованию движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

l способствовать развитию музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);

l способствовать развитию творческих способностей в области искусства танца: способность оценки собственного движения и товарищей, умение придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

Основные педагогические принципы - систематичность, постепенность и последовательность.

В музыкально - ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения.

 

Содержание курса и задачи каждого подраздела.

Занятия проводятся с детьми от 6 до 7 лет.

    Количество детей в группах    дошкольного возраста 15 человек. Такое количество детей является оптимальным для организации игровой деятельности дошкольников и создания творческой атмосферы на занятиях.

Форма занятий – групповая.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми подготовительной к школе группы.

Занятие включает в себя игру, спортивный танец, упражнения, разминку  и общеразвивающие упражнения, а также параллельное знакомство с общими теоретическими понятиями.

1.    Музыкальная игра.

 Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила, которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т. д.    Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

2. Спортивный танец.

Дети знакомятся с основными движениями и вариациями из них, а также с некоторыми популярными танцами. Танцевальный репертуар способствует развитию чувства ритма, координации движений, умения двигаться под музыку, коммуникабельности. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.

Задача – освоение отдельных спортивных танцев, задача которых – отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы.

3. Упражнения.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, танцев. Однако некоторые из них требуют дополнительных  усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

 Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп). динамику, метроритм), передавая это в движениях.

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, танцев, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать общее настроение, характер. Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в первую очередь, от психофизиологических особенностей детей. Разучивание движений только тогда эффективно, когда оно основано на знании возможностей ребенка. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и навыки.

Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков.

Движение под музыку дополняет  ряд задач занятий ритмикой:

-  дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимает нервное напряжение;

-  создает приподнятое настроение;

-   развивает активность, инициативу;

-   развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

Особенность детского восприятия такова, что вырабатывать точность, четкость, осмысленность движения помогает использование подражательных движений или образное сравнение.

Занятия ритмикой доставляют детям радость и удовольствие. Но  должны быть доступны и  содержание, и характер движений. Некоторые дети могут проявлять  манерность, напряженность и передавать лишь внешнюю форму упражнений.

Каждое упражнение имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого руководитель направляет внимание детей на музыку.

В подготовительной группе дети уже понимают смысл разучивания и совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом возрасте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи которых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для правильного исполнения многих движений.

4. Разминка

Проводится на каждом занятии в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

5. Общеразвивающие упражнения

Движения на развитие координации, элементы гимнастики, движения по линии танцев:

  • на носках, каблуках,
  • перекаты стопы,
  • высоко поднимая колени,
  • выпады,
  • ход лицом и спиной,
  • бег с подскоками,
  • галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Перестроения для танцев:

  • линии,
  • хоровод,
  • шахматы,
  • змейка,
  • круг.

Задача – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.

В течение всего курса дети знакомятся со следующими понятиями:

  • позиции ног,
  • позиции рук,
  • линия танца,
  • направление движения,
  • углы поворотов.

 

Занятия по программе позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

   

 

Программа составлена для подготовительной группы ДОУ.

Занятия проводятся:

·         Подготовительная к школе группа – 1 раз в неделю, продолжительность – 30 минут.

Систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке ритмики очень полезны для физического развития, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.

Методические аспекты освоения программы

Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.

Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.

В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается “от пола”, и следует показать и объяснить в последовательности:

  • куда наступает (как переносим вес);
  • как ставим ногу (как работает стопа);
  • что делает колено;
  • как работают бедра;
  • что делает корпус;
  • как танцуют руки;
  • куда направлен взгляд (что делает голова).

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.

В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Предполагаемый результат

Задачи (возраст 6-7лет)

§  развивать ритмический слух, творческие способности, зрительное внимание;

§  развивать быстроту реакций, четкость и ловкость движений, выразительность пластики, мимики, музыкального восприятия;

§  способствовать развитию правильность осанки

Обучающие задачи:

  • Способствовать развитию умения слушать и слышать музыку, понимать команды;
  • разнообразить набор привычных движений, развивать координацию, чувство ритма, память, внимание;
  • развивать коммуникативные навыки в процессе занятий в паре.

Предполагаемый результат

§  способность различать жанр музыкального произведения;

§  стойкий интерес к новым музыкальным произведениям;

§  умение сопереживать, воспринимая музыкальный образ

§  отклик на динамические оттенки в музыке,

§  выполнение простейших ритмических рисунков;

§  реакция на музыкальное вступление;

§  красивое и правильное исполнение танцевальных элементов;

§  умение давать характеристику музыкальному произведению;

§  ориентировка в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;

§  исполнение движения в парах, в группах;

§  умение свободно держаться на сценической площадке.

 

 

План-сетка кружка “Топотушки”.

Подготовительная группа.

 

Месяц.

Строевые упражнения

Игроритмика

Танцевальные шаги

Акробатичес-кие упражнения

Гимнастический этюд

Самомассаж

Дыхательные упражнения

Релаксация.

Октябрь.

Построение в шеренгу, повороты пере-ступанием, перестроение в круг.

Хлопки по счёту. Притопы на каждый счёт. Притопы с хлопками поочерёдно.

Прыжки с ноги на ногу на месте и с поворотами.

- “Петушок”;

- “Ласточка”;

- “Угол”.

“Француа” - разучивание.

Поглаживание рук в образно-игровой форме

“Волны шипят”

“Спокойный сон”

Ноябрь.

Перестрое-ние в шерен-гу и колонну

Поднимание и опускание рук вперёд по счёту. Хлопки в ла-доши. Произвольные упражнения на воспроизведение музыки.

Шаг галопа вперёд и в сторону. Шаг с подскоком

- “Угол”;

- “Пистолет”;

- “Выпад”;

- “Шпагат”.

“Француа” - повторение

Поглаживание рук и ног в образноигро-вой форме:

“Ладошки-мачалка”, “Смываем во-дичку”.

“Насос”

“Мы лежим на мягкой травке”

Декабрь.

Бег по кругу и ориентирам (“змейкой”)

Выполнение раз-личных простых движений руками в различном темпе.

Попеременный шаг. Шаг с при-топом.

- “Шпагат”;

- “Берёзка”;

- “Корзинка”;

“Вару-вару” - разучивание.

Сидя поглажи-вание рук, ног с расслабле-нием в конце в образно-игровой форме.

“Ныряние”

“Море волнуется…”

Январь.

Построение в круг.

Выполнение простых движений руками в различном темпе (руки в цеп-лении вверх, вниз).

Композиция из изученных ра-нее шагов.

- “Корзинка”;

- “Самолёт”;

- “Мостик”;

- “Верблюд”.

“Вару-вару” - повторение

Поглаживание отдельных частей тела в оп-ределённом порядке в образно-игровой форме.

“Подуем”

“Дует ветерок”

Февраль.

Построение в круг.

Шаги вперёд, руки в сцеплении вверху, внизу.

Композиция из изученных ра-нее шагов.

- “Мостик”;

- “Верблюд”;

- “Замок лёжа”;

- “Кольцо”;

- “Стрела”.

Гимнастический этюд с обручем– разучивание.

Поглаживание отдельных частей тела в оп-ределённом порядке в образно-игровой форме.

Упражнение на осанку в седе “по-турецки”

“Спокойный сон”

Март.

Построение в шеренгу, сцепление за руки.

Приседания с движениями рук. Подскоки с вытянутыми руками вверх – поочерёдно.

Композиция из изученных ра-нее шагов.

- “Кольцо”;

- “Стрела”;

- “Шпагат”;

Гимнастический этюд собручем– повторение.

Поглаживание отдельных частей тела в оп-ределённом порядке в образно-игровой форме.

“Шарик красный надуваем”

“Тишина”

Апрель.

Построение в рассыпную.

Плавные движения рук вниз, вверх, в стороны, вниз.

Композиция из изученных ра-нее шагов.

Повторение всех упражнений.

“Спенк” - аэробическая композиция – изучение.

Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме.

“Плаваем”

 

Май.

Построение в круг

Плавные движения рук поочерёдно вверх, вниз

Композиция из изученных ра-нее шагов.

Повторение всех упражнений под музыку.

“Спенк” - повторение

Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме лёжа на спине.

Дыхательные упражнения с подниманием рук вверх:

Вдох – подни-маем руки вверх, выдох – опускаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая значимость занятий:

Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.

Формы контроля: открытое мероприятие в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях.

Знания и умения детей:

-  уметь ориентироваться в пространстве;

-  правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;

-  сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;

-  выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;

-  выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;

-  различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа;

-  выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.

Пособия: иллюстрации, фонограммы, СD, DVD диски, кассеты. 

Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки, палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки, зонтики…

 

Литература:

  • Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. 2 изд. испр. и  доп. – СПб:  ПОИРО. 2000 г.
  • Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», 3-изд.    Испр. и доп. – Москва 2005г.
  • Васильева Т.К. «Секрет танца», ТОО «Диомант», ООО «Золотой век» 1997г.
  • Громов Ю. «Танцуйте дети»  – Чебоксары 1967 г.
  • Зацепина М.Б. Музыкальное воспитания в детском саду. Раздел «Музыкально-ритмическое движение» - М: Мозаика-Синтез, 2005
  • Костровицкая В. «100 уроков классического танца» Ленинград «Искусство» ленинградское отделение 1981 г.
  • Коренева Т. Ф. «Музыкально - ритмические движения» для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1-2 часть. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2001 г.
  • Пуртова Т. В., Беликова А.Н. «Учите детей танцевать» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2003 г.

 

Аннотация

Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Цель программы: создать условия для эстетического развития личности ребенка средствами хореографии.

Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка двигаться красиво, в свободной непринужденной манере, владеть ритмопластикой танца, а также способствовать общему оздоровлению ребёнка.

Содержание курса предлагает обширный материал, включающий в себя разные виды деятельности: тренировочные упражнения, выполнение танцевальных движений и этюдов, прослушивание музыки и сказок, игровой материал, которые используются на занятиях.

Данный материал может творчески использоваться преподавателем ритмики, хореографом, учитывая возможности и способности своих воспитанников.

Программа «Топотушки» предназначена для реализации в  ВМР МДОУ «Детский сад № 25» г. Вольска

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_po_ritmike_topotushki.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель заведующей по ВМР

_____        /Гаганова Ю.В./

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ______        

от«___» _________ 20 __г.

«Утверждено»

Заведующий МДОУ «Детский сад №25 «Теремок»

_____        /Стрекнева С.В./

Приказ №        ______

  от «___» _________ 20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ПО РИТМИКЕ

«Топотушки»

/программа дополнительного образования

детей 6-7 лет/

воспитателя

Пшеничной Ольги Кяшафовны

Вольск

2017

Пояснительная записка

           Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания детей. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Ритмика - это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях. Задача педагога – научить детей двигаться в  характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности.

    Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.  На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечнососудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

   Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать такие задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительность;

  • формировать эстетический вкус;
  • развивать познавательное отношение к действительности.

Движение под музыку дополняет этот ряд:

  • дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимает нервное напряжение;
  • создает приподнятое настроение;
  • развивает активность, инициативу;
  • развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

Танец способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков, уверенность в себе. Эти свойства движений изучены  И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменским, Джон Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Б. Базедовым и др.

Возраст 6-7 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами,  которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.

На 7-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. К 7 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более  быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

На разминке переходим от простого к сложному, от спокойных к быстрым движениям, а также используем прием контраста для развития быстрого переключения.

В старшем дошкольном возрасте дети уже понимают смысл разучивания и совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом возрасте  изучается ряд подготовительных упражнений, при помощи которых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для правильного исполнения многих движений.

Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы и игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях, каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер. Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной форме,  дети постепенно приобщаются к миру прекрасного.

Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального восприятия, умению передавать различные средства музыкальной выразительности. В свободных движениях отображать жанры музыки (марш, танец, вальс, польку), передавать их «языком движений», мимикой и пантомимикой, в танце и игре музыкальный образ, способствует проявлению творческих способностей детей в движениях под музыку в музыкально-двигательной импровизации.

В  программу «Топотушки» включены детские спортивные танцы, танцы – импровизации. Данная программа своим содержанием выходит за рамки Основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ своим наполнением (используемые танцевальные движения, объем танцевального материала),  репертуаром (в основном современные музыкально-ритмические композиции). Поэтому, предполагается реализация программы «Топотушки» дополнительно, на платной основе, на основании заявления законных представителей детей, посещающих ДОУ.

Программа по ритмике

Цель 

  • углубление и дифференциация восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и развитие на этой основе навыков выразительного движения;
  • обретение опыта публичных выступлений;
  • способствовать владению детьми своим телом, красивой осанке, грациозной походке, развивать координацию движений, музыкальность, гибкость и выносливость.

Задачи программы :

  •  способствовать восприятию  детьми динамики развития музыкальных образов и выражения их в движениях, согласованию движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
  • способствовать развитию музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
  • способствовать развитию творческих способностей в области искусства танца: способность оценки собственного движения и товарищей, умение придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

Основные педагогические принципы - систематичность, постепенность и последовательность.

В музыкально - ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения.

Содержание курса и задачи каждого подраздела.

Занятия проводятся с детьми от 6 до 7 лет.

    Количество детей в группах    дошкольного возраста 15 человек. Такое количество детей является оптимальным для организации игровой деятельности дошкольников и создания творческой атмосферы на занятиях.

Форма занятий – групповая.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми подготовительной к школе группы.

Занятие включает в себя игру, спортивный танец, упражнения, разминку  и общеразвивающие упражнения, а также параллельное знакомство с общими теоретическими понятиями.

  1. Музыкальная игра.

 Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила, которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т. д.    Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

2. Спортивный танец.

Дети знакомятся с основными движениями и вариациями из них, а также с некоторыми популярными танцами. Танцевальный репертуар способствует развитию чувства ритма, координации движений, умения двигаться под музыку, коммуникабельности. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.

Задача – освоение отдельных спортивных танцев, задача которых – отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы.

3. Упражнения.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, танцев. Однако некоторые из них требуют дополнительных  усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

 Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп).

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, танцев, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать общее настроение, характер. Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в первую очередь, от психофизиологических особенностей детей. Разучивание движений только тогда эффективно, когда оно основано на знании возможностей ребенка. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и навыки.

Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков.

Движение под музыку дополняет  ряд задач занятий ритмикой:

-  дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимает нервное напряжение;

-  создает приподнятое настроение;

-   развивает активность, инициативу;

-   развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

Особенность детского восприятия такова, что вырабатывать точность, четкость, осмысленность движения помогает использование подражательных движений или образное сравнение.

Занятия ритмикой доставляют детям радость и удовольствие. Но  должны быть доступны и  содержание, и характер движений. Некоторые дети могут проявлять  манерность, напряженность и передавать лишь внешнюю форму упражнений.

Каждое упражнение имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого руководитель направляет внимание детей на музыку.

В подготовительной группе дети уже понимают смысл разучивания и совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом возрасте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи которых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для правильного исполнения многих движений.

4. Разминка

Проводится на каждом занятии в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

5. Общеразвивающие упражнения

Движения на развитие координации, элементы гимнастики, движения по линии танцев:

  • на носках, каблуках,
  • перекаты стопы,
  • высоко поднимая колени,
  • выпады,
  • ход лицом и спиной,
  • бег с подскоками,
  • галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Перестроения для танцев:

  • линии,
  • хоровод,
  • шахматы,
  • змейка,
  • круг.

Задача – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.

В течение всего курса дети знакомятся со следующими понятиями:

  • позиции ног,
  • позиции рук,
  • линия танца,
  • направление движения,
  • углы поворотов.

Занятия по программе позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

   

Программа составлена для подготовительной группы ДОУ. 

Занятия проводятся:

  • Подготовительная к школе группа – 1 раз в неделю, продолжительность – 30 минут.

Систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке ритмики очень полезны для физического развития, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.

Методические аспекты освоения программы

Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.

Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.

В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается “от пола”, и следует показать и объяснить в последовательности:

  • куда наступает (как переносим вес);
  • как ставим ногу (как работает стопа);
  • что делает колено;
  • как работают бедра;
  • что делает корпус;
  • как танцуют руки;
  • куда направлен взгляд (что делает голова).

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.

В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Предполагаемый результат

Задачи (возраст 6-7лет)

  • развивать ритмический слух, творческие способности, зрительное внимание;
  • развивать быстроту реакций, четкость и ловкость движений, выразительность пластики, мимики, музыкального восприятия;
  • способствовать развитию правильность осанки

Обучающие задачи:  

  • Способствовать развитию умения слушать и слышать музыку, понимать команды;
  • разнообразить набор привычных движений, развивать координацию, чувство ритма, память, внимание;
  • развивать коммуникативные навыки в процессе занятий в паре.

Предполагаемый результат

  • способность различать жанр музыкального произведения;
  • стойкий интерес к новым музыкальным произведениям;
  • умение сопереживать, воспринимая музыкальный образ
  • отклик на динамические оттенки в музыке,
  • выполнение простейших ритмических рисунков;
  • реакция на музыкальное вступление;
  • красивое и правильное исполнение танцевальных элементов;
  • умение давать характеристику музыкальному произведению;
  • ориентировка в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;
  • исполнение движения в парах, в группах;
  • умение свободно держаться на сценической площадке.


План-сетка кружка “Топотушки”.

Подготовительная группа.

Месяц.

Строевые упражнения

Игроритмика

Танцевальные шаги

Акробатичес-кие упражнения

Гимнастический этюд

Самомассаж

Дыхательные упражнения

Релаксация.

Октябрь.

Построение в шеренгу, повороты пере-ступанием, перестроение в круг.

Хлопки по счёту. Притопы на каждый счёт. Притопы с хлопками поочерёдно.

Прыжки с ноги на ногу на месте и с поворотами.

- “Петушок”;

- “Ласточка”;

- “Угол”.

“Француа” - разучивание.

Поглаживание рук в образно-игровой форме

“Волны шипят”

“Спокойный сон”

Ноябрь.

Перестрое-ние в шерен-гу и колонну

Поднимание и опускание рук вперёд по счёту. Хлопки в ла-доши. Произвольные упражнения на воспроизведение музыки.

Шаг галопа вперёд и в сторону. Шаг с подскоком

- “Угол”;

- “Пистолет”;

- “Выпад”;

- “Шпагат”.

“Француа” - повторение

Поглаживание рук и ног в образноигро-вой форме:

“Ладошки-мачалка”, “Смываем во-дичку”.

“Насос”

“Мы лежим на мягкой травке”

Декабрь.

Бег по кругу и ориентирам (“змейкой”)

Выполнение раз-личных простых движений руками в различном темпе.

Попеременный шаг. Шаг с при-топом.

- “Шпагат”;

- “Берёзка”;

- “Корзинка”;

“Вару-вару” - разучивание.

Сидя поглажи-вание рук, ног с расслабле-нием в конце в образно-игровой форме.

“Ныряние”

“Море волнуется…”

Январь.

Построение в круг.

Выполнение простых движений руками в различном темпе (руки в цеп-лении вверх, вниз).

Композиция из изученных ра-нее шагов.

- “Корзинка”;

- “Самолёт”;

- “Мостик”;

- “Верблюд”.

“Вару-вару” - повторение

Поглаживание отдельных частей тела в оп-ределённом порядке в образно-игровой форме.

“Подуем”

“Дует ветерок”

Февраль.

Построение в круг.

Шаги вперёд, руки в сцеплении вверху, внизу.

Композиция из изученных ра-нее шагов.

- “Мостик”;

- “Верблюд”;

- “Замок лёжа”;

- “Кольцо”;

- “Стрела”.

Гимнастический этюд с обручем– разучивание.

Поглаживание отдельных частей тела в оп-ределённом порядке в образно-игровой форме.

Упражнение на осанку в седе “по-турецки”

“Спокойный сон”

Март.

Построение в шеренгу, сцепление за руки.

Приседания с движениями рук. Подскоки с вытянутыми руками вверх – поочерёдно.

Композиция из изученных ра-нее шагов.

- “Кольцо”;

- “Стрела”;

- “Шпагат”;

Гимнастический этюд собручем– повторение.

Поглаживание отдельных частей тела в оп-ределённом порядке в образно-игровой форме.

“Шарик красный надуваем”

“Тишина”

Апрель.

Построение в рассыпную.

Плавные движения рук вниз, вверх, в стороны, вниз.

Композиция из изученных ра-нее шагов.

Повторение всех упражнений.

“Спенк” - аэробическая композиция – изучение.

Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме.

“Плаваем”

 

Май.

Построение в круг

Плавные движения рук поочерёдно вверх, вниз

Композиция из изученных ра-нее шагов.

Повторение всех упражнений под музыку.

“Спенк” - повторение

Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме лёжа на спине.

Дыхательные упражнения с подниманием рук вверх:

Вдох – подни-маем руки вверх, выдох – опускаем.

 

Практическая значимость занятий:

Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.

Формы контроля: открытое мероприятие в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях.

Знания и умения детей:

-  уметь ориентироваться в пространстве;

-  правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;

-  сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;

-  выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;

-  выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;

-  различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа;

-  выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.

Пособия: иллюстрации, фонограммы, СD, DVD диски, кассеты.  

Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки, палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки, зонтики…


Литература:

  • Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. 2 изд. испр. и  доп. – СПб:  ПОИРО. 2000 г.
  • Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», 3-изд.    Испр. и доп. – Москва 2005г.
  • Васильева Т.К. «Секрет танца», ТОО «Диомант», ООО «Золотой век» 1997г.
  • Громов Ю. «Танцуйте дети»  – Чебоксары 1967 г.
  • Зацепина М.Б. Музыкальное воспитания в детском саду. Раздел «Музыкально-ритмическое движение» - М: Мозаика-Синтез, 2005
  • Костровицкая В. «100 уроков классического танца» Ленинград «Искусство» ленинградское отделение 1981 г.
  • Коренева Т. Ф. «Музыкально - ритмические движения» для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1-2 часть. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2001 г.
  • Пуртова Т. В., Беликова А.Н. «Учите детей танцевать» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2003 г.


Аннотация

Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Цель программы: создать условия для эстетического развития личности ребенка средствами хореографии.

Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка двигаться красиво, в свободной непринужденной манере, владеть ритмопластикой танца, а также способствовать общему оздоровлению ребёнка.

Содержание курса предлагает обширный материал, включающий в себя разные виды деятельности: тренировочные упражнения, выполнение танцевальных движений и этюдов, прослушивание музыки и сказок, игровой материал, которые используются на занятиях.

Данный материал может творчески использоваться преподавателем ритмики, хореографом, учитывая возможности и способности своих воспитанников.

Программа «Топотушки» предназначена для реализации в  ВМР МДОУ «Детский сад № 25» г. Вольска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...