Главные вкладки

    Проект "Мини - огород в детском саду"
    проект на тему

    Новикова Татьяна Николаевна

     Проект "Мини - огород в детском саду"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_ogorod.docx553.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»»

    городского округа город  Шарья Костромской области

                    Разработала воспитатель первой квалификационной категории

                     МБДОУ детский сад №18 «Родничок»        

                                                                                               Новикова Т.Н

    г. Шарья

            2016г.        

                                                                            Радость труда - могучая воспитательная сила.

                                                                  В годы детства каждый ребенок должен

                                                                         глубоко пережить это благородное чувство.

     В. А. Сухомлинский

     Пояснительная записка                                                                                                    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

    Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями.

    Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

     Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

    Интеграция образовательных областей: в данном проекте просматриваются все образовательные области.

    Актуальность

    Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними

    Тип проекта

    По продолжительности – среднесрочный.

    По составу участников проекта – групповой.

    По направленности деятельности участников проекта –  познавательно-игровой.

    В проекте участвуют: дети дошкольного возраста, родители воспитанников;

    воспитатели групп;

    Цель: расширение и обобщение знаний о культурных  растениях, которые можно вырастить, ухода за ними, осознание значимости овощей (злаков) в жизнедеятельности человека.

    Задачи:

    • расширять и уточнять представления детей об овощных (злаковых) культурах;
    • учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
    • развивать познавательные и творческие способности детей;
    • формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
    • Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

     Этапы реализации проекта:

    1 этап. Организационно- подготовительный        

    - Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.

    - Подбор литературы и предварительное чтение, загадки по теме, русские народные сказки.

    - Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, инструментов для работы на огороде, приобретение семян, выращивание рассады, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, операционные карты на различных этапах проекта.

    - Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;

    - подбор необходимого материала для создания огорода;

    - выявление знаний детей о жизни растений;

    - составление перспективного плана.

    2 Этап. Рефлексивно диагностический          

     Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

    3 этап.  Практический

    Непосредственная работа в огороде

    Образовательная область «Познание»

    ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):

    Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать грядки, бороздки и т.д.; сосчитать сколько в корзине овощей.

    Игровые задания и поручения на порядковый счет.

    Игровые задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.

    Игровые задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме. Формирование целостной картины мира:

    Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.

    Просмотр видео- и фотосюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Как растёт хлеб», «Что нам дарит огород» и прочее.

    Работа над проектом «Хлеб – всему голова»,

    Беседы: «Для чего человеку овощи и злаки», «Откуда пришёл хлеб» и прочее.

     «Насекомые помощники».

    Выставка зарисовок.

     Беседы, обсуждения: «В чем польза овощей?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?», «Что спрятано в хлебе»

    Вопросы для обсуждения:

    — Можно ли есть немытые овощи? Почему?

     — Можно ли немытыми руками брать овощи и? Почему?

    -  «Что делают с зерном?»

    Рассматривание семян растений;  наблюдение за рассадой;  наблюдение за ростом и развитием растения.

    Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника» «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.

    Сюжетно-ролевые игры -  «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму», «Печём хлеб».

    Проведение семейного конкурса поделок из природного материала.

    Образовательная область «Речевое развитие»

    Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …», «История о корке хлеба» и другие.

    Речевые игры. Копилка вопросов для обсуждения:

    Где выращивают овощи? (на полях, в огородах)

    На чем и где растут овощи? (на грядках, на кустиках, в земле)

    Где выращивают фрукты? (в саду)

    На чем вырастают фрукты? (на деревьях)

    Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)

    Как растёт хлеб?

    Речевая игра «Вершки и корешки» (морковь-корешки, помидор-вершки).

    Словесные игры:

    «Овощное,  фруктовое и мучное»: суп — овощной, компот — фруктовый, печенье – мучное и т. д.

    « Подбери слово»: к прилагательному существительные — яблочный сок, джем, пирог, компот; к существительному прилагательное — игра «Назови сок» (яблочный, морковный и прочее); игра «Назови варенье»; игра «Назови салат»и другое.

    «Где спрятался звук?» (определить место звука в слове).

    Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему: «Овощи — фрукты».

    Примерные вопросы для интервью:

    — Как вы думаете, что такое огород?

     — А что такое сад?

     — В чем отличие между садом и огородом?

     — В чем польза овощей и фруктов для человека?

     — Ваш любимый овощ? Почему?

    - Зачем людям хлеб?

    Составление рассказа по картине «В огороде».

    Чтение сказки «Вершки и корешки», стиха Б. Заходера «Помидор».

    Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».

    Заучивание загадок об овощах и фруктах.

    Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.

    составление рассказа «Лето на огороде»,  «Как я помогаю на  огороде»,

    разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

    - Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород»,  О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах

    Образовательная область «Художественное творчество»

    1. Рисование:

    Рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней».

    Рисование с «натуры» в группе: «Натюрморт с овощами и фруктами», Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры), «Части растения».

    2. Лепка: коллективная композиция «Осенние дары», «Декоративное панно» (коллективная работа); «Что бывает из муки?»; «Насекомые помощники».

    3. Аппликация: создание «рваного огорода» (рваная аппликация), «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

    4. Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище», (Зернохранилище).

    Конструирование из бумаги «Корзинки для овощей».

    Образовательная область «Социально – коммуникативная»

    Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.

    Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.

    Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».

    Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).

     Труд: Посадка семян цветов и овощей;  высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные  индивидуальные трудовые поручения.

    Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

    Здоровье:  «О пользе овощей» (беседа); «Почему у куклы болит живот?».

    Образовательная область «Физическая культура»

    Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.

    Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом — «Огуречик, огуречик» и другие.

    4 этап. Заключительный        

    Оформление материалов проекта:

     Итоговый продукт проекта:

    Выставка гербариев (панно из листьев).

    Выставка плодов и овощей, снопов злаковых культур.

    Подведение итогов проекта «Хлеб всему голова»

    Праздник «Осенины»

    - Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».

    - Макет «Строение растения».

    - Коллекция «Растение и его семя».

    Ожидаемые результаты реализации проекта:

    · Получение знаний детей о жизни растений.

    · Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

    · Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

    · Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

    · Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

    Ресурсное обеспечение проекта

    1. Кадровое обеспечение.

     Участники проекта: - старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);

    - дети средней и старшей группы;

    - родители воспитанников (совместная деятельность);

    - воспитатели группы.

    2. Информационное обеспечение.

    - видео презентации;

    - мультфильмы, фильмы;

    - наглядно-дидактические пособия, книги.

    3. Материально-техническое обеспечение.

    - оборудование для ухода за растениями;

    - семена, рассада;

    - фотоаппарат;

    - компьютер;

    - магнитофон.

    Риски

    1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

    2. Проблема привлечения родительской общественности.

    3. Недостаточность оборудования для работы на огороде

    4. Дефицит необходимых семян

    5. Гибель рассады

    1 вариант – посадка овощей

    2  вариант – посадка злаковых культур


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Мини-музеи в детском саду"

    Цель проекта: Формирование культурно-эстетических компетенций дошкольников посредством создания мини-музеев в детском саду....

    Проект "Мини-музей" в детском саду

    "Мини-музей" в средней группе...

    Проект: «МИНИ-МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

    В данной работе раскрыта актуальность создания мини-музея в группе. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют це...

    Проект: «Мини-музей в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»

    Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики  ост...

    Проект «Мини-футбол в детском саду»

    Проблема: снижение интереса к спортивным играм ведет к дефициту двигательной активности и нарушению функциональных возможностей организма. Актуальность: С раннего детства любимой и одной из первых игр...

    Стихи для презентации проекта " Мини огород в детском саду"

    В детских садах зачастую есть мини огороды, где воспитатели с детьми и их родителями стараются вырастить овощи. По окончании данного проекта администрация детского сада просит презентовать свои грядки...

    Проект "Наш огород в детском саду"

    Цель проекта: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях....