Главные вкладки

    Семинар-практикум «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»
    консультация на тему

    Цель.  Расширить теоретические знания и практические умения пеагогов в вопросах  сотрудничества с семьями воспитанников. Закрепить умение работать в коллективе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_vospitatel_i_roditel_dialog_ili_monolog.docx41.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум

     «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»

    Дата проведения: 17.11.16

    Цель.  Расширить теоретические знания и практические умения в вопросах  сотрудничества с семьями воспитанников. Закрепить умение работать в коллективе.

    Предварительная работа. Анкетирование родителей и педагогов. Изучение литературы  по  теме.

    Психолог:

             Современная  ситуация  в  образовании  предполагает  активное  участие  родителей  в  педагогическом  процессе.  Сегодня  они  выступают  социальными  заказчиками  содержания  воспитательно – образовательной  деятельности  дошкольного  учреждения.  Успешное  функционирование  любого  детского  сада  предполагает  учет  мнений  и  пожеланий  родителей  воспитанников.  Эффективность работы  ДОУ  во  многом  зависит  от  взаимопонимания  между  персоналом  дошкольного  учреждения  и  родителями.

    Часто  от  педагогов  можно  услышать  такие  фразы:  «С  родителями  невозможно  работать!»,  «Родители  ничего  не  хотят.  Разве  можно  с  ними  общаться?»

    Возникает  вопрос,  в  чем  кроется  причина  сложившейся  ситуации?

              Современная  наука  постулирует  именно  равенство  педагогов  и  родителей  в  общении,  диалог  между  ними,  который  возможен  только  при  восприятии  сторонами  друг  друга  на  равных.  Общение  сконцентрировано  на  установлении  контактов  и  педагогическом  просвещении  родителей.  Такая  направленность  обусловлена  противоречием  между  воспитательным  потенциалом  семьи  и  использованием  его  не   в  полной  мере.  Ошибочные  подходы  к  воспитанию,  трудности  родителей  во  многом  связаны  с  их  недостаточной  осведомленностью  в  вопросах  педагогики,  психологии,  физиологии  и  других  областях  знаний.  Родители,  не  владеющие  знаниями  об  особенностях  развития  ребенка,  не  внимательные  к  его  внутреннему  миру,  испытывают  трудности  в  воспитании  и  способны  совершить  ошибки,  которые  могут  повлиять  на  всю  дальнейшую  жизнь  ребенка.

             Педагоги  ДОУ  располагают  потенциальными  возможностями  помочь  родителям  в  воспитании  детей.  Общение  педагогов  с  родителями – это  прежде  всего  общение  профессиональное,  целенаправленное  и  содержательное.  

    Компетентность  педагога  проявляется  в  его  способности  организовать  такое  общение,  которое  характеризуется  личностным  интересом,  педагогическим  смыслом  и  значимостью.

    Ряд  положений,  влияющих  на  характер  общения:

    -  восприятие  воспитателями  родителей  как  социальных  заказчиков;

    -  установка  на  безоценочное  общение,  диалог;

    -  выбор  актуальных  тем  общения;

    -  активизация  и  учет  личного  опыта  родителей;

    -  вариативность  содержания,  форм  и  методов  оказания  педагогической  помощи  родителям.

           Таким  образом,  можно  утверждать,  что  компетентный  педагог  способен  спланировать  и  построить  процесс  общения,  использовать  разнообразные  формы  взаимодействия,  методы  и  приемы  активизации  родителей,  учесть  их  запросы  и  пожелания,  найти  взаимопонимание  с  каждым  родителем,  в  том  числе  и  с  «трудным».

    Задание  1

    Зам. заведующего  по  УВР  дает  определение  слова  «сотрудничество».  Воспитатели  поднимают  руку  в  случае  согласия  с  тем  или  иным  высказыванием.

    • Не только  открытость  и настроенность  педагога  на  работу  с  семьей,  но  и  его  способность  организовать  совместное  творчество;
    • Привлечение  родителей  к  яркой,  интересной,  перспективной  совместной  деятельности;
    • Общие  подходы,  обсуждение  и  поиск  вариантов  предстоящей  деятельности;
    • Психологическое  равноправие  воспитателей  и  родителей;
    • Уважительное отношение  к  различиям  во  мнениях  и  подходах  в  решении  проблем  совместной  деятельности;
    • Обсуждение  мнения  каждого  участника  о  результатах  совместной  деятельности.

    Задание  2

    Воспитатели  поочереди  отвечают  на  вопросы:

    • По  чьей инициативе  проводятся  в  Вашей  группе  встречи  с  родителями?
    • Как  вы  планируете  эти мероприятия,  на  что  при  этом  опираетесь?
    • Участвуют  ли  родители  в  подготовке  этих  встреч  или  вся  работа  ведется  только  Вами?
    • Каким образом  Вы  добиваетесь,  активности  родителей  воспитанников  и  всегда ли  они  охотно  идут  на  контакт?

    (Затем  психолог рассказывает  о результатах  анкетирования  педагогов  и  родителей,  отмечая  общие  тенденции  и  разногласия  в  их  ответах.  Делает  вывод).

          Позитивное  взаимодействие основано  на доверительных  отношениях  педагогов  и  родителей  и  формируется  как  естественное желание  обеих  сторон.  Этому  способствует  соседство  (проживание  на  одной  улице…);  посещение  группы,  которую  посещал  старший  ребенок  (либо  дети  знакомых,  родственников).

    Конфликты  между  взрослыми  (родителями  и  сотрудниками  детского  сада) – следствие  негибкого  стиля  поведения  при  общении.  Споры  по  вопросам  воспитания  создают  дискомфорт,  как  для взрослых,  так  и  для  детей.

    (Психолог  рассказывает  о наиболее  часто встречающихся  стереотипах  поведения  родителей  и  их  взаимоотношениях  с  педагогами).

    Пассивные  родители  постоянно  заняты  служебными  делами  и  поэтому  перепоручают  своих  детей  заботам  профессионалов:  «Вы  воспитатели,  вот  и  следите  за  ребенком,  это  ваша  работа»

    Избегающие  проблем  родители  словно  ставят  перед  собой  цель  убедить  всех  (и  себя  в  том  числе),  что  у  них  все  в  порядке,  даже  в  том  случае,  когда  специалисты  (логопед,  воспитатель,  медицинский  работник)  советуют  обратиться  по  поводу  состояния  их  ребенка  в  специальное  учреждение.  Для  таких  родителей  характерно  утаивание  медицинской  информации  от  специалистов,  которые  могут  и  должны  помочь  детям.  Они  не  считаются  с  результатами  тестирований  и  обследований,  панически  боятся  разглашения  медицинского  диагноза,  поставленного  их  ребенку,  и  могут  сказать: «Тесты  у  вас  неправильные,  вы  ошибаетесь,  у  нас  нет  никаких  проблем!».  Сотрудникам  дошкольного учреждения  необходимо установить  с такими  родителями  особо  доверительные  отношения,  чтобы  они  поверили  в  необходимость  и  безопасность  работы  специалистов  с  их  детьми.

    Агрессивно  недовольные – родители,  постоянно  критикующие  действия  воспитателей,  часто  требуют  разбирательства  их  претензий  в  вышестоящих  инстанциях,  хотя  дело  можно  решить  в  режиме  конструктивного  общения  с работниками  детского  сада.

    Это  может  негативно  сказаться  на  взаимоотношениях  их  детей  с  педагогами,  которые  стараются  любыми  путями  избежать  конфликта.

    Надменные  интеллектуалы  считают  свое  мнение  единственно  верным,  особенно  если  информация о  ребенке  требует  пересмотра  их  роли  в  воспитательном  процессе. Они  могут  перебить  воспитателя,  пойти  на  открытый  конфликт,  не  выполнить  необходимых  рекомендаций,  если  им  покажется,  что  специалист  недостаточно  авторитетен.  Снобизм  родителей  может  быть нейтрализован  созданием  официальной  обстановки,  в  этом  случае  значение  и  роль  специалиста,  дающего  рекомендации,  более  очевидны.

          Психолог:  За  всеми  этими  типами  поведения  скрывается  уязвимость взрослых,  нередко  холодность  по  отношению  к  детям,  непонимание  их  проблем,  растерянность,  боязнь  показать  истинные  чувства,  разрушить  стереотип  своего  поведения.  К  сожалению,  от  этого  в  первую  очередь  страдают  дети,  не  имеющие  возможности  получить  адекватную  помощь  педагогов  и специалистов  до  тех  пор,  пока  родители  не  изменят  своего  отношения  к  их  проблемам.  

           Многие  дети,  посещающие  детский  сад,  имеют  специфические  трудности  в  поведении,  которые  требуют  от  воспитателя  специальных  навыков  работы.  Это  дети  с  энурезом;  плохо  адаптируемые  к  условиям  пребывания  в  группе;  гипперактивные;  робкие;  невротичные;  агрессивные  и  т.д.  проблемы  детей  с  эмоциональными  и  поведенческими  нарушениями – особый  разговор  и  часто  «головная  боль»  воспитателя,  педагога.

            Воспитатель  и  родитель  иногда  могут  совершенно  по-разному  смотреть  на  одну  и  ту же  проблему  ребенка.  От  воспитателей  в  таких  ситуациях  требуются  навыки  конструктивного  диалога  с  родителями  по  проблемам  воспитания  и  развития  ребенка.

            Если  конфликт все  же  разгорелся,  то могут  пострадать  не  только дети,  но  и  взрослые.  Такая  ситуация  часто становится  причиной  уменьшения  внимания  педагога  к  ребенку  из-за  страха  перед  его  скандальной  мамой.  В  результате  таких  проявлений  со  стороны  родителей  у  педагогов  иногда  возникает  подсознательная  антипатия  к  ребенку, которая  может  стать причиной  неэффективности  их  воспитательных  воздействий.  

    Задание  3

    (Педагогам  предлагается  определить  свое  отношение  к  поведению  родителей,  раздать  текст  на  карточках  и  разыграть  ситуацию  воспитатель – родитель).

    1. Воспитатель,  рассказывая  о  роли  двигательной  активности  в  физическом  развитии  дошкольников, советует  родителям  приобрести  детям  облегченную  спортивную  форму  для  физкультурных  занятий,  а  в  ответ  слышит  возмущенный  возглас:  «Ну,  вот  еще,  мой  ребенок  будет  ходить  в  теплом  костюме!  Я  лучше  знаю,  во  что  его  одевать!»
    2. Марина  посещает  логопедическую  группу.  Речь  девочки  требует  регулярного  выполнения  индивидуальных  заданий.  Однако  Марина  их  не  выполняет,  объясняя  это  тем,  что  мама  ходит на  шейпинг  и  не  успевает  с  ней заниматься.
    3. Мама  Тани  со  слезами  на  глазах  приходит  к  заведующей:  «Это  возмутительно!  У  ребенка  опять  синяк.  За  что  только  воспитатели  зарплату  получают?».  После  увещеваний  руководителя  детского  сада,  несколько  успокоившись,  заявляет:  «Примите  меры,  иначе  я  буду  жаловаться  в  вышестоящие  инстанции!»
    4. Саша  замкнут,  на  занятии  пассивен,  часто  проявляет  агрессивность  по  отношению  к  сверстникам.  Социометрические  обследования показали,  что  ребенок  относится  к  категории  отверженных,  и  педагог посоветовал  маме  обратиться  по  этому  поводу  к  психологу.  Мама  бурно  реагирует,  доказывая,  что  у  ее  сына  много  друзей,  рассказывает  о  его  любимых  занятиях  дома.

    (Обобщив  высказывания  педагогов,  психолог говорит  о  негативных  моментах,  встречающихся  в  работе  воспитателей).

             Психолог: Со  стороны  педагогов  сегодня  также  встречается  не  совсем  правильная  позиция и разные стратегии поведения.

    Воспитатель  родителей – считают,  что  мамам  и  папам  (как  и  детям)  требуется  все  объяснить,  так  как  они  менее  компетентны,  чем  специалисты,  которые  занимаются  с  детьми  каждый  день.  Такие воспитатели  обычно  не  учитывают  особенности  семьи  конкретного  ребенка,  считают  свое  мнение  единственно  правильным.  Как  ни  странно,  этот  стиль  отношений  часто  проявляется  не  только  у  опытных  воспитателей,  но  и  у  молодых  специалистов.

    Закрытые  воспитатели  стараются  не  привлекать  внимание  к  своей  работе,  не  любят  делиться  своими  профессиональными  трудностями,  так  как  опасаются  критики  со  стороны  коллег,  родителей,  руководства.  Скованные  и  немногословные  со  взрослыми,  они  сосредоточенны  на  своей  работе,  исполнительны  и  комфортно  чувствуют  себя  только  среди  детей.  С  родителями  не  всегда  делятся  информацией  об  их  детях.

    Интеллектуалы – воспитатели,  которые  игнорируют  коммуникативную  деятельность  дошкольников,  не  учитывают  эмоциональную  мотивацию  их  поведения.  В  своей  работе  они  уделяют  больше  внимания  занятиям,  а  не  игре  и  общению  детей  друг  с  другом.

    Ранимые – неуверенные  в  своей  правоте,  переживают  из-за  каждого  конфликта,  неласкового  слова,  взгляда.  Им  порой  трудно  требовать  от  детей  дисциплины,  трудно  наказать,  заставить  ребенка  что-то  делать, поговорить  с  родителем.  Им  бывают  невыносимы  претензии  родителей  или  администрации,  замечания  к  их  работе.  Они стараются  быть  особенно любезными,  чтобы  не вызвать  гнев  у  окружающих.

    Педанты  требуют  четкого  выполнения режима,  правил  поведения,  соблюдения  тишины  и  порядка.  Любое  бурное  проявление  индивидуальности  ребенка  рассматривается  ими  как  нарушение.  В  результате  тихие  и  послушные  дети  становятся  любимчиками,  а  активные  и  подвижные  часто  наказываются  как  возмутители  спокойствия.  Информация,  которую  получают  родители  от таких  педагогов,  касается  в  основном  вопросов  дисциплины  и  поведения  ребенка.

    (Воспитатель  предлагает  подумать,  какой  тип  поведения  более  соответствует  их  действиям).

           Можно  только  себе  представить,  как  бывают  шокированы  родители,  когда  услышат  жалобы  воспитателя  на  раскованное  поведение  их  ребенка  в  группе.  Ведь  часто  то,  что  разрешается  ребенку  дома,  абсолютно  запрещается  воспитателем  в  д/с.  например,  нельзя  бегать  и  кричать  даже  на  улице,  а  дома это  разрешается  и  рассматривается  как  естественная  поведенческая  реакция  ребенка,  проявление  его  спонтанной  активности.  Таким  взрослым  бывает  очень  трудно  договориться  между  собой,  найти  компромисс,  а  ребенку  еще  труднее  приспособится  к  двойному  поведению.  

           В  результате  родители  начинают замечать,  что  их  ребенок,  придя  из  сада,  начинает  резвиться  гораздо  больше  и шумнее,  чем  обычно,  чтобы  снять  с  себя  накопившееся  напряжение  за  время  пребывание  в  группе.

           Родители  также  реагируют  на  это  по-разному.  Одни  начинают  урезонивать  своего  ребенка,  запрещать  ему  бегать  дома  и  во  дворе,  думая,  что  он  «набегался»  в  саду  и  «лишнее»  ему  вредно.  Таким образом,  ребенок  может  быть дважды  наказан взрослыми  за  естественное  проявление  своих  желаний  и  спонтанной  активности.  Ребенку  трудно  бывает  понять,  почему  его  наказывают  за  то,  что  раньше разрешали.  Ему  также  бывает  скучно  на  занятиях  в  д/с,  которые  часто  строятся  как  ученические.  Профессиональные  ошибки  воспитателей  могут  обострить  негативные  стороны  развития  ребенка.

    Задание  4

    (Педагоги  должны  рассказать  о некоторых  используемых  ими  приемах  работы  с  родителями)

    Беседа

    Потребности  родителей  в  педагогических знаниях  можно  выявить  при  помощи  беседы,  важнейший  принцип которой – двусторонняя  активность  ее  участников. Педагог  придает  беседе  целенаправленность,  задает  тон, его  задача – вызвать  собеседников  на  откровенный  разговор.  При  этом  не  следует злоупотреблять  научной  терминологией – это  создает  барьер  для  полноценного  общения.  Надо  стараться так  ставить вопросы,  чтобы  родители,  отвечая  на них,  приводили  примеры  из  собственного  опыта. По  ходу  беседы  можно  использовать  заготовленные  заранее  опорные  карточки,  схемы,  таблицы.

    Психолог: Основными  условиями  установления  контакта  с  аудиторией  являются  искреннее  уважение  к  слушателям,  признание  в  них  партнеров  по  общению,  доброжелательность,  внимание,  заинтересованность,  которые  помогут  создать  доверительную  атмосферу.

            А  что,  собственно  ожидают  родители  от  работы  воспитателя  и  всего  дошкольного  учреждения:

    • ребенка  будут  развивать;
    • дадут  то,  что  нельзя  дать  дома  (праздники,  музыкальные  занятия,  общение  со  сверстниками  и  взрослыми);
    • учтут  индивидуальность,  окажут  внимание,  помогут  в  решении  их  проблем;
    • обеспечат  безопасность,  чистоту  и  сохранность  одежды,  уберегут  от  травм;
    • не  будут  предъявлять  к  малышу  абсурдных  требований  (запрет  ходить  в  туалет  в  тихий  час);
    • расскажут  о  ребенке,  дадут  рекомендации;
    • будут общаться  деликатно;
    • шире  откроют  двери  детского сада для  родителей,  чтобы  можно  было  внести  свою  лепту  в  развитие  детей  и  помочь  воспитателям.

    Учет  ожиданий  и  мнения  родителей  дает  всему  коллективу  еще  один  вектор  направления  консультационной  и  просветительской  работы  с  родителями  с  целью  улучшить  пребывание  ребенка  в  д/с,  повысить  эффективность  работы.

    (Приложение 1, 2. 3, 4, 5,6).

    Приложение 1

    Формы работы с родителями в течение учебного года  

    в условиях своей группы

    1. «Дневник  настроения»

    Цель.  Учить  родителей  и детей  внимательному  отношению  друг  к  другу.

    Приходя  в  детский  сад,  родители  и  дети  выкладывают  на  столе  цветные  фишки,  соответствующие  их  настроению  (красная – радостное,  желтая – спокойное,  голубое – грустное).  Воспитатель  во  время  утренней  беседы  помогает  проанализировать  причины  эмоционального  состояния  членов  семьи.

    2.  «Проект  «Родительская  почта»

    Цель.  Собрать  банк  данных  о  проблемах  детского  развития.  Дать  возможность  родителям  анонимно  задать  вопросы  на волнующие  их  темы.  Наладить  динамичную  и  действенную  обратную  связь  в  работе  детского  сада  с  семьей.

    Можно  предложить  несколько  таких  ящиков  для  оперативного  сбора  различной  информации:  «Почта  родительского  гнева»,  «Вы  спрашиваете»,  «Благодарности  родителей»,  «Почта  родительских  идей»  (предложения,  пожелания)

    Важным  в  персонализации  почты  становится  действенность  тематики  обращений  родителей  (название  почты  должно  стимулировать),  ответная  реакция  ДОУ  (ее  адекватность,  оперативность,  доступность  и  гласность).  ДОУ  демонстрирует  свою  заинтересованную,  деятельную  и  действенную  активность,  а  родители – готовность  решать  проблемы  своих  детей  с  помощью  детского  сада  для  полноценного  пребывания   ребенка  в  нем.

    1-й  этап – подготовительный.

    Коллектив  ДОУ  разрабатывает  тематику  и  порядок  представления  ящиков  родительской  почты.  Ящики  должны  устанавливаться  на  видном  и  доступном  месте  в  приемных,  рядом  помещаются  бумага,  ручки.  Важно  продумать  ротацию  ящиков:  в  течение  1 – 2 недель  каждый  ящик  находится  в  одной  группе.  Назначается  педагог,  ответственный  за  сбор  и  анализ  полученной  информации,  а  также  подготовку  ответов  на  обращения  родителей.  После  назначенного  срока,  когда  все  обращения  родителей  проанализированы  и  обработаны,  ящик  перемещается  в  другую  группу.  Собранная  информация  обобщается  и  обрабатывается,  продумываются  формы  информирования  родителей  по  их  обращениям:  непосредственная  (на  собраниях,  встречах,  заседаниях,  консультациях  и  т.д.)  и  опосредованная  (через  информационные  стенды,  отчеты,  плакаты,  брошюры  и  т.д.)

    2-й  этап – основной.

    Родителям  презентуют  разработанные  ящики,  объясняют  механизм  работы,  демонстрируют  их  действенность.  На данном  этапе  важно  продемонстрировать  готовность  ДОУ  отвечать  и  реагировать  адекватно  на  все  обращения,  чтобы  поддержать  желание  родителей  обращаться  к  педагогам  посредством  почты.

    3-й  этап – заключительный.

    Подводятся  промежуточные  и  окончательные  итоги  работы  родительской  почты

    На  данном  этапе  важно  ознакомить  родителей  с  обобщенным  результатом  их  обращений  и  запросов,  а  также  результатами  работы  ДОУ  в  данном  направлении  (принятые  меры  и  их  результаты).

    Чтобы  родительская  почта  стала  рабочим  инструментом,  обеспечивающим  взаимодействие  ДОУ  и  семьи,  необходимо  оперативно  оформлять  тематику  ящиков.

    При  проведении  консультаций,  бесед,  собраний  воспитатель  отвечает  на  вопросы  родителей.

    3.  «Семейная  гостиная»

    Цель.  Привлечь  родителей  к  активному  участию  в  воспитательно – образовательном  процессе.  Научить  самостоятельно  решать  возникающие  педагогические  проблемы.

    Один  раз  в  квартал  семья  (две  семьи)  выбирают  тему,  готовит  и  проводит  собрание.  Педагоги  оказывают  родителям  помощь  в  организационных  вопросах.

    4.  «Семейный  театр»

    Цель.  Познакомить  родителей  с  драматизацией  как  методом  решения  внутрисемейных  и  личностных  проблем.  Привлечь  их  к  активному  участию  в  жизни  группы.

    Родители  под  руководством  воспитателей  выбирают  сказочный  сюжет,  пишут  сценарий,  распределяют  роли,  изготавливают  декорации  и  костюмы.  Спектакль  с  участием  детей  и  членов  их  семей  может  быть  проведен  как  часть  праздника,  досуга  или  родительского  собрания.

    5.  Газета  «Веселая  семейка»

    Цель.  Привлечь  внимание  родителей  к  мероприятиям,  проводимым  в  дошкольном  учреждении.

    Газета  может  выпускаться  один  раз  в  квартал.  На  ее  страницах  размещаются написанные  в  шутливой  форме  заметки  о  мероприятиях,  которые  прошли  в  детском  саду  (группе)  или  запланированы  на  ближайший  период.  Газета  оформляется  фотографиями  или  рисунками  детей.

    Приложение 2.

    Родительское  собрание

    Родительское собрание – это не  просто  форма связи семьи и ДОУ,  это  университет  важной  педагогической  информации.

    Цели:

    1. Повысить  психологическую,  педагогическую  компетентность  родителей  в  области  воспитания  и  взаимодействия  с  детьми.
    2. Привлечь  родителей  воспитанников  к  сотрудничеству: совместно  решать  задачи  адаптации,  обучения,  развития  и  воспитания  детей.

    Организация  управления  родительским  собранием:

    • в  состав  родительского  собрания входят  все  родители  воспитанников  учреждения;
    • родительское  собрание  избирает  из  своего  состава  родительский  комитет  учреждения;
    • для  ведения  заседаний  родительское  собрание  из  своего  состава  выбирает  председателя  и  секретаря  сроком  на  один  учебный  год. Председателем,  как  правило,  выбирают  председателя  родительского  комитета  учреждения (группы);
    • общее  родительское  собрание  ведет  заведующий  совместно  с  председателем  родительского  комитета;
    • родительское  собрание  группы  ведет  председатель  родительского  комитета  группы;
    • общее  родительское  собрание  собирается  не  реже  двух  раз  в  год,  групповое – не  реже  одного  раза  в  квартал;
    • максимальная  продолжительность -  час-полтора;
    • собрание  должно  начинаться  в  строго  установленное  время;
    • в  ходе  проведения  собрания  могут  быть  использованы  следующие  методы: лекция,  дискуссия, исследование,  социально-педагогический  тренинг,  психологические  игры,  диагностика  и  др.

    Особое  значение  имеет  форма  приглашения  родителей  на  собрание  с  указанием  вопросов,  которые  будут  рассматриваться. Можно  приготовить  индивидуальные  приглашения  каждой  семье  в  виде  аппликаций,  конструкций  с  учетом  темы  собрания. Важно  чтобы  в  изготовлении  приглашений - секретов  для  родителей  принимали  участие  дети.  Приглашения  раздаются  за  неделю  до  собрания.

            Решение – это  обязательный  элемент  родительского  собрания,  так  как  очень  важно  чтобы  каждое  родительское  собрание  имело  последствие,  направленное  на  совершенствование  совместной воспитательной  работы  семьи  и  детского  сада. Поэтому  воспитатели  должны  за  два-три  дня  до  собрания  составить  проект  его  решения. Решение  может быть в  виде  перечня  планируемых  действий  и  ответственных  за  их  осуществление,  но  и  быть  представленным  в  форме  рекомендаций  и  памяток  для  родителей.

            Наглядный  материал: выставка  в  соответствии  с  темой  собрания,  выставка  детских  работ, стенды  с  описанием  индивидуальных  достижений  воспитанников,  выставка  методической  литературы  по  вопросам  воспитания  дошкольников, «раскладушка»,  видео  материал,  музыкальное  оформление. Важно  не  забыть  и  о  том,  что  большинство  родителей  приходят  на  собрание  после  работы, поэтому  целесообразно  предложить  им  в  начале  встречи  чай,  конфеты, печенье. Диалогу  способствует  размещение  родителей  за  столами,  поставленными  в  круг  или  полукругом. На  столах  должны  быть  бумага  для  заметок,  ручки,  карандаши  и  т.д.

            Помните  «Золотое  правило»  педагогического  анализа:  начинать  с  позитивного,  продолжить  о  негативном,  завершать разговор  предложениями  на  будущее.

    Источник: «Родительские  собрания  в  детском  саду»,  С.В. Чиркова,  Москва,  2008 год.

    Приложение 3.

    Памятка  для  воспитателей

    Планирование  работы  с  родителями

    1. В  конце  учебного  года  провести  анкетирование  родителей.  В  соответствии  с  их  заявками  и  просьбами  и  с  учетом  основных  задач  дошкольного  учреждения  продумать  тематику  мероприятий  и форму  их  проведения.  Определить  (указать),  чья  информация  была  бы  уместна  и  интересна  на  каждой  встрече  (заведующей,  зам. заведующего  по  УВР,  медсестры,  логопеда,  музыкального  руководителя  и  т.д.)
    2. Проанализировать  предыдущие  встречи  с  родителями.  При  подготовке  и  проведении  намеченного  мероприятия  учесть  ответы на  следующие  вопросы:
    • Какова  цель  встречи,  ее  педагогическая  значимость  для  родителей?
    • Насколько  четко было  организовано  мероприятие?
    • Какие  методы  организации родителей  были  использованы;  что  вызвало  наибольший  интерес?
    • Проанализировать свой  стиль  общения  с  родителями  во  время  встречи.  Был  ли  он  одинаковым  по  отношению  к  каждому  из  присутствующих?
    • Ваша  речь была  монологом  или  Вы вели  диалог?
    • С  какими  трудностями вы  столкнулись  во  время  встречи?  Что  стало  их  причиной?  Что  помогло  (или  мешало)  Вам  с  ними  справиться?
    • Наблюдали  ли  Вы  во  время  встречи  проявление  рефлексии  родителей  (осознание  себя  на  месте  другого, мысленное  видение  ситуации  «его  глазами»)?  В  чем  это  выражалось?
    • Охарактеризуйте  эмоциональную  сторону  проведенной  встречи  (элементы  юмора,  непринужденность  и  т.п.)
    • Какова  Ваша  точка  зрения  на  соотношение  рационального  и  эмоционального  компонентов  общения  с  родительской  аудиторией?

    По  итогам  мероприятия  провести  консультации,  индивидуальные  беседы,  открытые  занятия,  выставки  и  т.п.

    приложение 4.

    Анкета  для  родителей

    Уважаемые  родители!  Предлагаем  Вам  подумать  над  причинами,  стимулирующими  или  сдерживающими  Ваше  желание  приходить  в  детский  сад  на  собрания,  беседы  и  т.п.  Прочитайте  высказывания  и  обведите  те  номера,  с  которыми  Вы  согласны.  Зачеркните  номера  высказываний,  с  которыми  Вы  не  согласны.  Остальные  оставьте  без  пометок.

    1. Мне  всегда  приятны  встречи  с  педагогами  группы  и  другими родителями,  возможность  общения  с  ними.
    2. Обычно  собираюсь  пойти  на  мероприятия,  которые  проводятся  в  детском  саду,  но  всегда  что-нибудь  неожиданное  нарушает  мои  планы.
    3. Прихожу  на  собрания  потому  что  мне  интересно  то,  что говорят  воспитатели.  Есть  возможность  обсудить  и  уточнить  важные  для  меня  вопросы.
    4. Опасаюсь,  что  на  собрании  меня  начнут  спрашивать  о  том,  что  не  хочется  обсуждать  или  прилюдно  оценивать.  Не  всегда  хочу  идти  потому,  что  будут  воспитывать.
    5. Меня  привлекает  посещение  детского  сада  тем,  что  я  могу  узнать  что-то  новое  о  моем  ребенке  или  о  семейной  педагогике.
    6. Приходить  каждый  раз  на  мероприятия  не  хватает  времени.  Я  буквально  разрываюсь  между  ребенком,  работой  и  домашними делами.
    7. С  удовольствием  иду  в  детский  сад,  чтобы  узнать,  в  чем  мой  ребенок  успешен,  как  развит  по  сравнению  со  сверстниками,  понять  причины  его  отставания.
    8. Вызывает  напряжение  ожидание  критики  со  стороны  воспитателя  в  мой  адрес  и  адрес  моего  ребенка.
    9. Считаю  присутствие  родителя  в  группе  (на  занятии  или  во  время  другой  деятельности)  важным  для  эмоциональной  поддержки  ребенка.  Мое  участие  в  жизни  ребенка  необходимо  и  мне,  и  ему.
    10. Часто  не  хочется  идти  на  собрание:  ведь  если  открыто выражаешь  свое  мнение,  тревогу  или  сомнение  по  поводу  пребывания  ребенка  в  группе,  его  контактов  со  сверстниками  и  воспитателями,  это  может  быть не  услышано  или  превратно  истолковано  педагогами.
    11. Мне  приятно  (когда  предоставляется  такая  возможность)  общаться  не  только  со  своим ребенком,  но  и  его  сверстниками.
    12. Думаю,  что  если  я  приду  на  занятие  в  группу,  мой  ребенок  будет  смущаться,  шалить  или  капризничать.  Поэтому  не  всегда  хожу  на  мероприятия – пусть  чувствует  себя  свободно.

    Благодарим  за  искренность  и желание  приоткрыть  нам  мир  Ваших  родительских  переживаний.  Пожалуйста,  не  сомневайтесь  в  корректности нашего  обращения  с  данными,  которыми  Вы  с  нами  поделились.  Спасибо!

    Приложение 5.

    Анкета  для  педагогов

    Уважаемые  коллеги!  Предлагаем  Вам  подумать  о  возможных  причинах  нежелания  родителей  общаться  с  педагогами,  о факторах,  сдерживающих  их  активность.  Прочитайте  высказывания  и  обведите  те  номера,  с  которыми  Вы  согласны.  Зачеркните  номера  высказываний,  с  которыми  Вы  не  согласны.  Остальные  оставьте  без  пометок.

    1. Родителям  всегда  приятна  встреча  с  нами – воспитателями  группы,  возможность  искреннего  общения  по  вопросам  развития  и  воспитания  их  детей.  
    2. Часто родители  не  приходят  на  собрания,  потому  что им  не  хватает  времени.  Они  разрываются  между  ребенком,  работой  и  домашними  делами.
    3. Родители  приходят  на  встречи,  потому  что  им  интересно  общение  друг  с  другом,  важно  узнать,  как  другие  семьи  решают  интересующие  их  вопросы.
    4. Родители  безответственно  относятся  к  посещению  родительских  собраний.
    5. Родители  приходят  в  детский  сад,  чтобы  узнать  что-то  новое  о  своем  ребенке  или  о  семейной  педагогике.
    6. Большинство  родителей  приходят  в  детский  сад  с  удовольствием,  чтобы  увидеть,  в  чем  их  ребенок  успешен,  как  развит  по  сравнению  с  другими  детьми  группы,  а  иногда,  чтобы  понять  причины  отставания  в  развитии  своего  ребенка.
    7. Желание родителей  прийти  в  детский  сад  нередко  сдерживает то,  что  они  опасаются  публичной  критики  в  адрес  своего  ребенка  со  стороны  педагогов.
    8. Родителей  привлекает  возможность  присутствовать  на  занятиях  или  во  время  другой  деятельности,  так  как  они  понимают  важность  эмоциональной  поддержки  своего  ребенка.
    9. Родителей  удерживает  от  визита  в  детский  сад  опасение  оказаться  не  услышанными  или  неверно  понятыми,  если  они  выскажут  свою  точку  зрения  по  поводу  жизни  ребенка  в  группе.
    10. Посещение детского  сада  привлекает родителей  возможностью  общения  не  только  со  своими  детьми,  но  и  с  их  сверстниками.
    11. Нередко  родители  избегают присутствовать  на занятиях,  боясь,  что  их  ребенок  будет  смущаться,  шалить  или  капризничать.  Они  хотят,  чтобы  он  чувствовал себя  свободнее.  Иногда  им  не  хочется  лишний  раз  видеть,  что  их  ребенок  менее  успешен,  чем  его  сверстники.

    Благодарим  Вас  за  сотрудничество  и  искренность!

    Приложение 6

    Обработка  анкет  по  теме  

     «Организация  сотрудничества  детского  сада  и  семьи»

    п/п

    Вопросы  анкеты

    Количество  в  %

    Всего  приняло  участие

    1

    Мне  всегда  приятны  встречи  с  педагогами  группы  и  другими родителями,  возможность  общения  с  ними.

    2

    Обычно  собираюсь  пойти  на  мероприятия,  которые  проводятся  в  детском  саду,  но  всегда  что-нибудь  неожиданное  нарушает  мои  планы.

    3

    Прихожу  на  собрания  потому  что  мне  интересно  то,  что говорят  воспитатели.  Есть  возможность  обсудить  и  уточнить  важные  для  меня  вопросы.

    4

    Опасаюсь,  что  на  собрании  меня  начнут  спрашивать  о  том,  что  не  хочется  обсуждать  или  прилюдно  оценивать.  Не  всегда  хочу  идти  потому,  что  будут  воспитывать.

    5

    Меня  привлекает  посещение  детского  сада  тем,  что  я  могу  узнать  что-то  новое  о  моем  ребенке  или  о  семейной  педагогике.

    6

    Приходить  каждый  раз  на  мероприятия  не  хватает  времени.  Я  буквально  разрываюсь  между  ребенком,  работой  и  домашними делами.

    7

    С  удовольствием  иду  в  детский  сад,  чтобы  узнать,  в  чем  мой  ребенок  успешен,  как  развит  по  сравнению  со  сверстниками,  понять  причины  его  отставания.

    8

    Вызывает  напряжение  ожидание  критики  со  стороны  воспитателя  в  мой  адрес  и  адрес  моего  ребенка.

    9

    Считаю  присутствие  родителя  в  группе  (на  занятии  или  во  время  другой  деятельности)  важным  для  эмоциональной  поддержки  ребенка.  Мое  участие  в  жизни  ребенка  необходимо  и  мне,  и  ему.

    10

    Часто  не  хочется  идти  на  собрание:  ведь  если  открыто выражаешь  свое  мнение,  тревогу  или  сомнение  по  поводу  пребывания  ребенка  в  группе,  его  контактов  со  сверстниками  и  воспитателями,  это  может  быть не  услышано  или  превратно  истолковано  педагогами.

    11

    Мне  приятно  (когда  предоставляется  такая  возможность)  общаться  не  только  со  своим ребенком,  но  и  его  сверстниками.

    12

    Думаю,  что  если  я  приду  на  занятие  в  группу,  мой  ребенок  будет  смущаться,  шалить  или  капризничать.  Поэтому  не  всегда  хожу  на  мероприятия – пусть  чувствует  себя  свободно.

    Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

    Данные игровые ситуации помогут при проведение семинаров по теме Игра....

    Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

    В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

    Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

    Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...

    Семинар – практикум воспитателей ДОУ

    Квест- игра. Современная игровая технология в ДОУ...

    Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: монолог или диалог?

    Цель.  Расширить теоретические знания и практические умения в вопросах  сотрудничества с семьями воспитанников. Закрепить умение работать в коллективе....