Семинар-практикум "Воспитатель-мастер своего дела"
методическая разработка

Сараева Оксана  Васильевна

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для воспитателей

«Воспитатель-мастер своего дела»

Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.

Задачи.

  1. Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления педагогической деятельности.
  2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.
  3. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.
  4. Создать психологически комфортную атмосферу.

Средства: практические упражнения, игровые ситуации, беседа.

Форма работы: подгрупповая.

Длительность мероприятия: до 1 часа

Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы (на каждом флажок жёлтого, синего, красного цветов), ноутбук.

 Раздаточный материал: карточки с заданиями, ручки, магнитная доска с цветными                                     магнитами, бумага.

Предварительная работа: знакомство с литературой по теме семинара-практикума.

Жюри выбирается из администрации ДОУ.

5 баллов - полный, развернутый правильный ответ на вопрос; 3 балла - ответ частично правильный, но неполный;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

Ход мероприятия

Каждый педагог выбирает конверт и занимает место в группе с флажком соответствующего цвета. На карточках с обратной стороны записаны слова аббревиатуры, воспитатели должны расшифровать их. Разделившись на команды, участники составляют своё слово аббревиатуру, связанное с образование. На задание отводится 3минуты.

Данное задание помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации развивает воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью педагогического мастерства также являются профессиональные знания и умения. И наш сегодняшний семинар направлен на совершенствование мастерства педагогов. Сегодня мы имеем возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе. И пройдет данный семинар не в традиционной форме, а в форме деловой игры.

1 тур. Игра “Вопрос-ответ”

Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им необходимо обсудить и записать правильные ответы. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).

Цель: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ, знание содержания работы ДОУ в течение года.

  1. карточка

  1. Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организаций учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей: воспитатель, правление Отдел образования, администрация ДОУ? (Администрация ДОУ)
  2. Напишите все учреждения, с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.
  1. карточка

  1. Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (Не более 15 минут)
  2. Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена)? (Не менее 3-4 часа)
  3. Из каких частей должна состоять образовательная программа  дошкольного образования? (из 3 частей: целевой, содержательный и организационный)

2 тур. “Пятью пять”

Знания являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. Эрудиция педагога складывается из общих и специальных знаний. Насколько вы эрудированны в специальных знаниях мы сейчас и узнаем.

Цель: проверить эрудицию коллектива.

На магнитной доске расположена таблица с темами для обсуждения. Каждая тема состоит из вопросов.

Участники из команд по очереди выбирает тему и зачитывает вопрос. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 1 раза.

Художественная литература

Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения.

  1. С. Маршак «Сказка об умном мышонке» (мл.гр)
  2. С. Михалков «Дядя Степа» (средн. гр)
  3. «Крылатый, мохнатый да масляный» (старшая гр)
  4. В. Драгунский «Друг детства» (старшая гр)
  5. П. Ершов «Конек-Горбунок» (подгот.гр)
  6. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (подготов)

Образовательные области

К какой образовательной области относятся данные задачи?

  1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка ("Социально-коммуникативное развитие")
  2. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ("Познавательное развитие")
  3. Становление эстетического отношения к окружающему миру, развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ("Художественно-эстетическое развитие")
  4. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ("Физическое развитие»)

3 тур. Педагог-искусствовед

Поочередно каждой команде показываются репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада. Необходимо назвать автора и  название картины.

Иван Шишкин «Рожь»

 Исаак Левитан «Март»

Алексей Саврасов “Грачи прилетели”

Архип Куиджи «Березовая роща»

Одним из важных моментов становления педагогического мастерства является умение педагога общаться. Зачастую педагогу в ходе своей деятельности сталкивается с различными ситуациями и проблемами, требующими незамедлительного решения, поиска компромисса.

Какие же бывают стили общения педагогов с воспитанниками?

Называют по очереди. (Презентация)

Демократический стиль - основан на взаимопонимании и взаимодействии в ходе воспитания, когда воспитатель совместно с детьми обсуждает все проблемы коллектива, деятельность которого строится на свободе мышления, инициативе, творческом отношении к работе, стремлении проявить свои возможности и способности.

Дружеские отношения - это стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками на основе взаимоуважения и требовательности. Этот стиль позволяет педагогу видеть перспективы развития личности каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности применять меры поощрения и наказания. Этот стиль очень близок к предыдущему, он создаёт условия для перехода от официальных отношений к дружеским, сохраняя при этом в нужные моменты определённую дистанцию между педагогом и воспитанниками.

Общение-дистанция - этот стиль достаточно распространён, использование его оправдано в тех случаях, когда необходимо предъявить официальные требования к воспитанникам, или потребовать от них выполнения определённых условий. Но нельзя злоупотреблять этим стилем это может привести к отчуждению воспитанников, к излишней официальности взаимоотношений. Этот стиль больше подходит к учебному процессу, чем к воспитательному.

Стиль запугивания - основан, как правило, на стремлении самоутвердиться таким путём, ограничивая тем самым активность воспитанников, их инициативность.

Стиль высокомерия - как правило, этим стилем пользуются неопытные педагоги или люди, неверно понимающие свой статус, не верящие в свои силы, поэтому они пытаются поставить воспитанников в позицию «подчинённого». Если педагог вовремя не откажется от этого стиля, между ним и воспитанниками возникнут трения, конфликты.

Как видно, первый и второй стили общения могут обеспечить педагогу эффективные результаты в воспитании, третий стиль рекомендуется использовать лишь при необходимости, четвёртый и пятый стили в его работе не должны использоваться вообще.

4тур. Решение педагогических ситуаций

  1. Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ее, раздраженно проговаривая:
  • Посмей, только не спать! Сейчас же закрой глаза! Воспитатель, заметив это, говорит:
  • Так с дочкой мамы не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку, она и заснет.

Но девочка не слушает ее, возражает:

  • А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.

  • Как объяснить действия ребенка в игре, основываясь на психологических особенностях девочки? Назовите их.
  • Что воспитатель должна была ответить девочке? Какую беседу провести с мамой?
  • Какую роль в воспитании играют такие особенности как подражательность, стремление быть похожим на близких?

  1. Мать делает замечание 5-летней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:
  • Плохо себя ведешь. Братик меньше тебя, ему надо уступать.
  • Все уступать да уступать! А если он мне мешает?! Если в моем рисунке чертит каляки- маляки?!
  • Все равно, ты же старше его!

Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.

  • Ах, так? - сердится девочка, - будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это! Девочка в сердцах толкает брата, конфликт разрастается, в результате оба плачут.

В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом, у дочери нет заботливости и терпения как у будущей мамы по отношению к младшему брату.

  • В чем вы видите причину разросшегося конфликта между братом и сестрой?
  • Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности?

Подведение итогов

У жюри есть время подвести итоги и назвать имена победителей нашей встречи. А мы разгадаем кроссворд

Разгадывание кроссворда

Ни для кого из нас не секрет, что одно из главных рабочих инструментов педагога – его речь. Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов произношения, может ли моя речь служить образцом для ребят?

Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно.

Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель, разговаривая с детьми, должен использовать многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.

При разгадывании кроссворда у вас должно было появиться ключевое слово "молодцы".

Командам дается задание - произнесите слово:

1 команда – громко, медленно

 2 команда - быстро, грустно

3 команда – весело, протяжно

Жюри- вопросительно

Все участники - утвердительно.

Подведение итогов семинара-практикума.

Литература

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М. Сфера. 2001.
  2. Казанский О. игры в самих себя., М., 1995.
  3. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство". С. Птб. Акцидент. 1997.
  4. Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.// Дошкольное воспитание. 2003. N11. С. 66-68.
  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia. 1996.
  6. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск. 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер своего дела

Мой педагогический девиз:            Чувствовать – Познавать – Творить!  А чтобы творить с детьми, педагогу самому необходимо быть увл...

Опыт работы "Я мастер своего дела"

Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста». Цель: изучить и использовать в работе с детьми принципы полоролевого воспитания....

я мастер своего дела

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависят их духовная жизнь и мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний...

Я мастер своего дела

Описание опыта работы музыкального руководителя...

Эссе "Я мастер своего дела"

Материал содержит размышления о профессиональном мастерстве педагога-музыканта....