Парциальная программа дополнительного образования " Секреты природы" для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему

Чиркова Елена Николаевна

Актуальность программы: довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде.Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно - экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chirkova_enprogramma_sekrety_prirody_1.docx73.19 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Улыбка»

                                                                                                                           

Парциальная программа дополнительного образования

«Секреты природы»

ОО Познавательное развитие

Программа предназначена для детей 5 -6 лет

Срок реализации программы – 1 года

628327 Российской Федерации

Ханты – Мансийский автономный

округ – Югра Нефтеюганский район,

сельское поселение Салым,

улица Солнечная, дом 2

2017\2018 учебный год

Составил: воспитатель

Чиркова Елена Николаевна

       

Оглавление

Пояснительная записка        3

Направленность программы        3

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность        3

Актуальность программы        4

Педагогическая целесообразность программы        4

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы        4

Принципы и подходы к формированию парциальной программы        4

Планируемые результаты (целевые ориентиры)        5

Возраст детей, условия набора, режим занятий        5

Режим занятий        5

Наполняемость групп        5

Сроки реализации программы        5

Содержание программы.        5

Формы и методы организации образовательного процесса        6

Учебно - тематический план.        7

Перспективное планирование        8

Перспективное планирование работы с родителями по формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания        14

Список источников        16

Пояснительная записка

Программа «Секреты природы» составлена для организации дополнительного образования детей, ориентирована на активное приобщение детей к миру природы и носит образовательный характер. Программа учитывает специфику учреждения, его материально-техническое обеспечение, разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению общеобразовательных программ дополнительного образования детей, утверждёнными Минобразованием России. При разработке программы учитывались социальный заказ, рекомендации специалистов в данной области.

Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:

    -Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

    -Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":

   -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);

   -СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный № 28564);

Направленность программы

Общая направленность Программы «Секреты природы» (ФГОС, п. 2.4.):

-создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; творческой, познавательной, игровой;

 -создание развивающей образовательной среды, которая обеспечивает активную познавательную деятельность ребенка 5-6 лет («Лаборатория», «Мини – планетарий», «Огород на подоконнике», «Метеорологическая площадка»).

 -охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

 -обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна программы состоит в том, что дети с 5 лет знакомятся с проектной деятельностью, в ходе которой дошкольники совместно с родителями и педагогом создадут мини-проекты «Времена года», «Мое дерево», «Юные исследователи!».

Все теоретические занятия данной программы обязательно подкрепляются практическими занятиями, практической экологией. Материал занятий способствует воспитанию у детей, прежде всего доброжелательности, человечности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру     -   отобранные по определенным критериям произведения искусства, в том числе детская художественная литература.

Настоящая программа является аспектом нравственного воспитания. Она развивает представление о ценности природы, эмоционально - положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают так же первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Актуальность программы

В нашей стране охрана природы — дело государственной важности. В Конституции России записано: «Граждане России обязаны беречь природу, охранять ее богатства». Но чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Работа по начальному экологическому образованию особенно важна в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте закладывается доброта, забота о людях и «братьях наших меньших». Именно этот период важно успеть заложить ростки ответственности за свои поступки, любовь к людям, природе, своему краю, направить интерес детей от любопытства к любознательности и потребности в познании. Природу любят многие, но внимательно и бережно относиться к ней могут только понимающие её и экологически грамотные люди.

Актуальность программы состоит в том, чтобы довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что знания, полученные детьми после прохождения тем программы, могут использоваться ими в последующем освоении школьных предметов, в их повседневной жизни:

-знания о жизнедеятельности растений и животных, о связях их с окружающей средой и сезонных изменениях в природе послужат основой для изучения школьного курса «окружающий мир»;

- знания по практической экологии способствуют развитию навыков творческой, исследовательской работы;

Занятия по данной дополнительной программе стимулируют познавательную деятельность детей, развивают их коммуникативные умения, творческие способности.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно - экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательные: дать дошкольникам элементарные знания о природе и формировать на этой основе ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы; формировать экологическую культуру как неотъемлемую часть культуры духовной;

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;

 Развивающие: развивать память, внимание, восприятие; творческое и художественное мышление, воображение и фантазию

Принципы и подходы к формированию парциальной программы

Принципы, лежащие в основе программы;

-комплексная образовательная деятельность, в которой реализуется одновременно несколько видов деятельности;

-педагогика сотрудничества, позволяющая максимально раскрыться всем потенциальным возможностям личности ребенка;

-научность.

Планируемые результаты (целевые ориентиры)

 Дети

      1.Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

      2.Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

      3.Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

      4.Рост уровня любознательности, наблюдательности.

       Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей. Активное участие в педагогической деятельности ДОУ.

      Педагоги. Повышение педагогического мастерства, овладение педагогическими технологиями.

      Детский сад. Повышение качества педагогической деятельности, имиджа ДОУ.

Возраст детей, условия набора, режим занятий

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа предназначена для детей 5-6 лет.

Условия набора детей в объединение

Для занятий в объединении принимаются все желающие.

Режим занятий

Кратность посещения занятий для детских садов: 1 раз в неделю по 25 мин (всего 32 занятия в год).

Наполняемость групп

Наполняемость групп – 15 человек согласно рекомендуемым санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам Сан.Пин. 2.4.4.1251-13.

Сроки реализации программы

(Продолжительность образовательного процесса, этапы)

Программа «Секреты природы» рассчитана на один год обучения. В данной программе обучения дети получают первоначальные экологические знания, занятия носят ознакомительный характер. Дошкольники знакомятся с окружающим миром, сезонными явлениями природы, основными видами растений и животных. У детей воспитывается гуманное отношение к растительному и животному миру.

Содержание программы.

 Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам.

  Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.

 Блок «Ворота в ХМАО - наш посёлок Салым»

Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями родного поселка, обобщение и систематизацию знаний детей о природных уголках округа. Предусмотрено ознакомление с основными традициями коренных жителей хантов. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровьесбережения: «Школа гномика Здоровячка». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:

       Диагностика знаний детей о родном поселке.

       Консультирование родителей об экологическом воспитании в семье.

       Экскурсия к озеру.

       Выставка детских рисунков «Я люблю свой посёлок!»

       Тематическая интегрированная НОД «Я знаю свой посёлок».

       Оформление папки-передвижки «Осенние праздники. Отмечаем всей семьей»

        Блок «Мы – друзья природы». Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей об особенностях животного мира округа. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса.

        Рекомендованы также такие виды работы, как:

        Экологическая акция «Рождественская елочка», «Кормушка».

      Развлечение совместно с родителями «Как на масляной неделе».

      Выпуск информационного буклета «Природа родного края в вопросах и ответах».

      Конкурс экологических рисунков-плакатов «Береги природу родного края!»

       Блок «Я – исследователь». Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а также пожеланий родителей.

        Блок «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека.

        В ходе НОД происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса - значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:

        Экологическая акция «Наша клумба».

        Развлечение совместно с родителями «Русская красавица – берёза»».

        Выпуск информационного буклета «Советы здоровья».

        Конкурс экологических рисунков-плакатов «Наш дом-планета Земля!».

        «Семейный поход».

Формы и методы организации образовательного процесса

Методы обучения

Специфика программы: особо эффективное формирование познавательного интереса детей различными средствами.

Основными средствами воспитания познавательного интереса выступают:

      -    игры и занимательные игровые задания;

      -  эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий с зарисовкой деталей для воспроизведения перед слушателями картины явления или события;

      -    прогулки;

      -  собственная продуктивная деятельность детей в природе и уголке природы.

     Методы:

     -    игровая деятельность;

     -    наблюдение;

     -    экспериментальная деятельность.

Работа по данной программе предусматривается по двум направлениям:

С детьми:

-самостоятельная деятельность детей;

-совместная деятельность взрослых с детьми;

-специально запланированная образовательная деятельность.

Со взрослыми (педагогами и родителями):

-выставки;

-КВН, викторины, конкурсы;

-праздники;

-природоохранные акции;

-семинары-практикумы;

-собрания;

-тестирование;

-экскурсии;

Сотрудничество с родителями:

-выполнение домашнего задания «Где можно найти воду дома?» (Опыт: Дети должны показать в доме места, где можно найти воду: раковина, унитаз, кувшин для полива цветов и другие места). После этого в группе проводится развивающее мероприятие «Путешествие капельки воды»;

      -конкурс на лучшую поделку из бросового материала;

      -конкурс на лучшую экологическую сказку;

      -проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу;

      -совместная работа детей и родителей «Осенний калейдоскоп» (поделки из овощей, фруктов);

      -участие в конкурсе «Мы – друзья природы»;

      -участие в природоохранных акциях («Жалобная книга природы», «Спасем первоцветы»);

      -фотоконкурс «Дети и домашние животные»»

      -экологический марафон «Моя Югра – моя планета»

Учебно - тематический план.

Учебно-тематический план по программе «Секреты природы»

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Количество занятий

1.

I блок. «Ворота в ХМАО- наш посёлок Салым»    

       Темы:

       Приметы осени.

       Наш посёлок – Салым.

       Знакомые незнакомцы.      

Школа гномика Здоровячка.

       8

3

2

2

1

2.

II блок. «Мы – друзья природы»

         Темы:

         Животный мир нашего края.

         Рождественская елочка.

         Птичья столовая.

         Как на масляной неделе.

         Школа гномика Здоровячка

       7

3

1

1

1

1

3.

III блок. «Я – исследователь»

         Темы:

         Живое – неживое.

         Наши друзья-растения.

         Путешествие по эко-тропе.

         Это интересно знать.

         Школа гномика Здоровячка.

        8

1

2

2

2

1

4.

IVблок. «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

         Темы:

         Русская красавица - берёза

         Волшебница-вода.

         Солнечный секрет.

         Ветер, ветер, ты могуч!

         Яблочный Спас - яблочки припас.

         8

1

2

2

2

1

5.

         Итоговые занятия

         1

         ИТОГО:

        32ч.

                                                     

Перспективное планирование

Дата

Тема разделов

Кол-во

     Задачи

Содержание

Материал

Сентябрь

Приметы осени

3

Учить детей сравнивать природные явления в разное время года, продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; систематизировать  знания детей о лете и осени;

умение делать простейшие выводы

В гости приходит Осень. Беседа, игровые упражнения,

коллективная  аппликации: «Цветы в вазе»

2 берёзовых листочка (зелёный и желтый), бумажные осенние листочки и цветы, чудесный мешочек, муляжи овощей, фруктов и ягод, 2 листа А 3 с изображением вазы.

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

Рассматривание иллюстраций, вопросы, речевые упражнения;

Практические: дидактические игры и упражнения.

картинки с признаками осени; сюжетные картинки  для составления рассказов; мяч; осенние листья

Обобщение и систематизация знаний детей об осени. Развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Воспитывать любовь к природе.

Отправляются в путешествие, выполнение заданий, рассматривание иллюстраций, вопросы, речевые физминутки.

Практические: дидактические игры

Письмо, фишки-листочки, карточки «Овощи», картина «Осенний лес», иллюстрации с птицами

Наш посёлок – Салым

2

Расширять и обобщать знания детей о своей малой Родине. Развивать познавательный интерес к родному посёлку

В гости к детям приходит Каркуша.

Беседуют, что такое Родина. Показ Каркуше иллюстрации с интересными местами посёлка.

игрушка Каркуша, маски птиц

(для каждого ребенка)

Формировать у детей элементарные представления о крае, в котором мы живем.

Познакомить с изображением герба Ханты - Мансийского автономного округа - Югра.

Продолжать знакомить детей с национальной народной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.

Закрепить знания элементов на костюмах народов ханты и манси.

Воспитывать любовь, уважение, гордость к родному краю.

Воспитатель в национальном костюме выходит к детям.

Вводная беседа.

Рассматривание национальных костюмов, орнаментов. Рассказывание сказки.

Физминутка.

Самостоятельная работа детей по украшению одежды

сборник сказок народов ханты и манси; герб нашего округа, района; фотографии людей в народных костюмах; краски, трафареты орнаментов, губки; аудиозапись с национальной музыкой.

Октябрь

Знакомые незнакомцы

2

Формировать у детей представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны

Сегодня мы отправимся с вами в гости. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»). Мы отправимся в мир птиц!

Вспоминают о разнообразие птиц. Рассказывают, почему птиц поделили на две группы (перелётные и зимующие), как люди заботятся о птицах.

Проводится игра «Четвёртый лишний».

Сравнивают птиц по разным признакам.

Проводят опыт: жир отталкивает воду (защищают свои перья от намокания)

Схема жизненного цикла птиц. Схема строения птицы. Ёмкость с водой, лист бумаги, кусочек жира

Познакомить  детей  с  дикой  птицей, которая живет в лесу, устройстве гнезда,  той  пользе, которую  приносит эта птица  лесу. Формировать  умение логически мыслить. Воспитывать бережное отношение к миру птиц.

Воспитатель  предлагает  детям  в  хороший,  солнечный  день отправиться  в  лес (звучит  аудиозапись  с  голосами  птиц). Но  одну  птицу  всегда  легко  узнать.  (Стук  дятла).  Это,  ребята,  так  стучит  птица  –  дятел.  Выставляю  картинку  – изображение  дятла. Воспитатель рассказывает о дятле.

Дятел  свой  домик  устраивает  на  дереве – дупло. В конце занятия дети раскрашивают силуэт дятла.

картинка  с  изображением  дятла,  запись  голосов  птиц  леса, сосновые шишки, силуэты дятла

Школа гномика Здоровячка

1

Формировать у детей представление о необходимости заботы о своём здоровье

В гости к детям приходит гномик Здоровячок. Рассказывает, как нужно заботиться о своём здоровье, из чего мы состоим.

Иллюстрации с изображением основных человеческих органов; картинка больного человека

Ноябрь

Животный мир нашего края

3

Формировать представление о многообразии и особенностях жилищ животных нашего края. Закреплять знания об охраняемых животных родного края.

Воспитатель читает отрывки из книги В.Танасийчука «Экология в картинках». Дети рассматривают картинки с изображением животных и раскладывают их в графы таблицы «Редкие животные ХМАО, подлежащие охране».

Проводится Д/И «Кто где живёт?». Дети рассматривают картинки с изображением жилищ животных, называют их, рассказывают, из каких материалов они построены и какие условия проживания в них созданы.

Отрывки из книги В.Танасийчука «Экология в картинка», картинки:  животных, жилище,

д/и «Кто где живёт»

Знакомить со значением окраса (защитного, предупреждающего и отпугивающего) в жизни животных. Расширять представления о сезонных изменениях внешнего вида животных. Развивать внимание, память.

Воспитатель загадывает загадки о животных, проводит беседу и показывает иллюстрации по теме.

Проводится Д/И «Загадочная тропинка». Дети подбирают парные картинки (с изображением животных и соответствующей природной среды), объясняя, чем обусловлен тот или иной окрас животного.

загадки о животных, иллюстрации к ним, Д/И «Загадочная тропинка»

Расширять представление о сезонных изменениях в жизни  диких животных и их причинах. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать связную речь.

Воспитатель загадывает загадки о животных, проводит беседу и показывает иллюстрации по теме.

Проводится Д/И «Лесное справочное бюро». Каждый ребёнок получает карточку с изображением животного. От имени этого животного рассказывает, какие изменения в его жизни произошли с приходом зимы.

загадки о животных, иллюстрации к ним, Д/И «Лесное справочное бюро».

Декабрь

Рождественская ёлочка

1

Познакомить с историей появления в России традиции украшать елку к Новому году и Рождеству; воспитывать интерес к истории и традициям своей Родины

Показ презентации «История ёлочных украшений».

Воспитатель показывает коллекцию ёлочных игрушек своего детства и предлагает смастерить новогодние ёлочные игрушки

Оформление плаката «Сохраним ёлку – красавицу  наших лесов»

Птичья столовая

1

Закрепить и расширить новыми сведениями представления детей о жизни зимующих птиц;

расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц

Наблюдения за жизнью птиц зимой.

Беседа: «Зачем подкармливать птиц?»; «Кто и как помогает птицам зимой?»

Экологическая акция «Помогите птицам перезимовать» (изготовление вместе с родителями кормушек)

  Январь

Как на масляной неделе

1

Дать представление детям о русском народном празднике Масленице, познакомить с традициями, обычаями празднования. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным традициям, русскому народному творчеству.

Проводится развлечение на участке детского сада или в зале. Роли Скоморохов, Масленицы, Весны  (дети

подготовительной группы). Масленица «въезжает» на «тройке», которую изображают одетые в костюмы лошадок.

Сценарий развлечения «Открываем широкую масленицу»

Школа гномика Здоровячка

1

Формировать элементарные представления  о строении и функциях органов и систем организма человека; понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.

 «Посмотрите, это Я», «Наши помощники».

Все объекты живой природы нуждаются в бережном обращении. Чтобы это понять, представь себя одним из них. Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились умные и сильные люди? Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы.

Игры «Что общего», «Наши помощники», «Кто, где живёт»

Февраль

Живое – неживое

1

Закреплять понятия «неживая» и «живая природа», рукотворный мир. Учить классифицировать объекты окружающего мира, выделяя существенные признаки группы однородных предметов. Формировать интерес к изучению окружающего мира. Развивать наблюдательность, внимание.

Проводятся д/и: «Не ошибись». Дети находят в группе объекты, относящиеся к живой и неживой природе, к рукотворному миру.

«так бывает или не бывает». Педагог высказывает суждения, дети подтверждают или опровергают их.

Экспериментальная деятельность: проведение опытов с песком, глиной, камнями.

Наши друзья-растения

2

Продолжать знакомить с основными стадиями роста и развития растений. Рассказывать о распространении семян (ветром, водой, животными, человеком). Формировать познавательный и эстетический интерес к миру растений.

Педагог рассказывает о своеобразии растений, показывает семена. Д/И «Семена» (дети рассматривают картинки с растениями  и находят семена).

«Что сначала, что потом?»

(дети раскладывают в хронологическом порядке картинки, иллюстрирующие стадии развития растений)

Семена,

Д/И: «Семена», «Что сначала, что потом?».

Домашнее задание: с родителями провести эксперимент «Что вырастет из зёрнышка»

Расширять представления о лекарственных растениях, о правилах их сбора, о ядовитых растениях. Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.

Воспитатель проводит беседу по теме.

Д/И «Зелёная аптека» (дети получают карточку с изображением растений и рассказывает о их лекарственных свойствах).

«Зелёная загадка» (дети узнают и называют растения по словесному описанию, затем находят фотографии с их изображением).

Д/И  «Зелёная аптека», «Зелёная загадка». 

Путешествие по эко-тропе

2

Развивать у детей устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям. Формировать у детей систему экологических знаний и представлений; чувство близости к природе и сопереживание всему живому, заботу и бережное отношение к природе.

Занятие проводится в игровой форме, дети по приглашению Зимы, по карте-схеме отправляются на поиски самой хозяйки письма, делая остановки у указанных в письме экологических объектов. На маршруте дети используют  зрительные  ориентиры в природе, действуют по словесному указанию.

Ёлочка, красиво оформленный снежинками конверт, карта-схема

Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.

Дети с воспитателем выходят на улицу. На участке находят письмо. Отправляются в путешествие. Воспитатель сообщает, что  сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке.  Рассматривают деревья и рассказывают, какие изменения произошли с ними.

Игры: «Покажи ствол, ветви, корни, листья», «Тропинка».

Под деревом находят корзинку  с еловыми и сосновыми шишками, рассматривают их.

Игра «Кто быстрее передаст шишку».

Появляется Лесовичок, играют в  игру «Я – дерево».

Письмо детям от хозяина тропинки старичка – Лесовичка.

Шишки  сосны и ели для каждого ребенка в корзинке. 

Это интересно знать

2

Познакомить детей со свойствами статического электричества.

Выявить особенности зеркального отражения.

Расширить знания детей о применении магнита. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического вывода.

Игровой момент - появление Ириски.

Ириска предлагает детям научиться показывать фокусы, используя самые простые предметы.

Создание интереса: Ириска с помощью воздушных шаров, зеркал и магнита вместе с детьми проводит элементарные фокусы, в процессе которых, дети знакомятся с различными свойствами предметов и их применением.

воздушные шары, шкатулка, бумажные салфетки, салфетки из ткани, прищепки, двойные зеркала, картинки-карточки с изображением половинки разнообразных предметов, трубочка из картона, конфеты, цветные рыбки из картона, контейнер, удочка для ловли рыбок, с привязанными на нее магнитами

Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы. Его значение для живых организмов.

Развивать умение определять наличие воздуха на практике.

Познавательное занятие «Как увидеть воздух?»

Опыт «Как увидеть воздух?»;

Опыт «Как услышать воздух?»;

Эксперимент «Движение воздуха».

Емкость с водой, прозрачный стакан, воздушный шар, тонкие полоски бумаги.

Школа гномика Здоровячка

1

Воспитывать осознанное отношение к собственному здоровью. Сформировать у детей представление о различной ценности продуктов питания.

Гномик Здоровячек знакомит детей с правилами питания, употребляемых в пищу. Д/Игра «Отгадай-ка!».

Гномик Здоровячек предлагает составить меню, что хотели бы съесть дети сегодня на обед (рисуют блюдо).

Конспект НОД

   Март

Ветер, ветер, ты могуч!

2

Расширять и углублять знания детей о неживой природе.

Закрепить представление детей о явлении как ветер.

Формировать интерес к природным явлениям.

Наблюдение на улице, исследовательская деятельность.

Конспект наблюдения

Продолжать формировать у детей познавательный интерес

к природе: знания о ветре, о его особенностях и значениях для человека и

окружающего мира. Формировать умение делать выводы и обобщения,

устанавливать связи между предметами и явлениями.

Рассказ, объяснение, беседа.

Рассматривание (воспитатель показывает детям два «портрета» ветра). Дети определяют, какой портрет изображает злой ветер, а какой –

добрый. 

Игра «Ветер добрый, ветер злой».
 Наблюдения (создать «искусственный» ветер; спустить на воду легкий кораблик: почему кораблик стоит?).

Практическая работа:

дети рисуют ветер, выдувая краску из трубочки.

Два «портрета» ветра, набор

карточек для д/и «Ветер добрый ветер злой»; соломки-

трубочки для рисования, гуашь разных цветов, стаканчики для воды, ватман;

кораблик с парусом, веера

Волшебница - вода.

2

Знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.

Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.

Отгадывают загадку. Узнаем новое, будем рассуждать, играть и

поговорим мы сегодня о воде.

Игра «Мама тучка».

Диалог между девочкой и капелькой.

Воспитатель предлагает  Капитошке показать, где живут сестрички-капельки, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят. 

Дети идут по группе и рассказывают, где живут сестрички-капельки. Затем вместе с Капитошкой проделывают опыты.

В конце занятия проводится  творческая работа (запускают в чистую речку рыбок)

Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, заготовка панно «Речка».

Дать представление об источниках загрязнения воды, о значении чистой воды для здоровья людей. Прививать навыки экономного расходования воды.

Воспитатель загадывает загадки. Затем рассказывает о том, как питьевая вода попадает в дома.

Проводятся д/и «Помоги речке», «Правильно ли мы расходуем воду?». Дети рассматривают сюжетные картинки и высказывают свои предположения.

Загадки о воде.

Д/и «Помоги речке», «Правильно ли мы расходуем воду?», сюжетные картинки.

Экологическая акция «Берегите воду» (с родителями)

Солнечный секрет.

2

Раскрыть и расширить представления детей о солнце, а также о том, какое большое значение имеют свет и тепло для всего живого на земле; развивать умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь к природе.

Организационный момент. Психологический настрой. Воспитатель предлагает детям вспомнить время года. Что же происходит в природе с приходом весны?

Работа с доской (на доске круг жёлтого цвета), дети дарят лучики солнцу из добрых слов. Воспитатель рассказывает, что  солнце – источник света и тепла, оно помогает  животным, растениям, людям.

круг жёлтого цвета, полоски

(лучи)-на каждого ребёнка, иллюстрации

Закрепить знания детей о Солнце как о звезде, источнике света, тепла, жизни; способствовать развитию у детей наблюдательности, любознательности, умения исследовать окружающий мир, при проведении опытов высказывать догадки, делать умозаключения.

Дети вместе с воспитателем выходят на участок детского сада. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака, плывущие по небу, скрывают на время Солнце от наших глаз. Предлагает рассказать  детям, что они  знают о Солнце.

- Ребята, как можно проверить, действительно ли Солнце греет?

Дети с воспитателем проводят опыты:

1.Летом можно босиком ходить по траве, асфальту под открытыми солнечными лучами, ощущать тепло, походить в тени и ощутить прохладу.

2.Солнечные спички» 3.Солнечные зайчики 4.Цвета радуги в стакане воды. 

5.Солнечный луч может «превращаться» в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды. 

Игра «Ждут нас быстрые ракеты… »

Глобус,

фломастеры, пластилин, цветные карандаши, зеркало, увеличительное стекло, тарелка, небольшой кусок газеты, стакан с водой, белый лист бумаги, картон, пластмассовая коробка, кубики, пластмассовые игрушки, стеклянная посуда, металлические предметы,

9 обручей для игры

Апрель

Яблочный Спас -яблочки припас

1

Познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа. Приобщать к русским народным традициям.

Беседа с детьми «Яблочный Спас»;

Д/и: «Чего не стало»,  «Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу».  Познавательная игра «Как Яблоки вырастить».

Д/и: «Чего не стало»,  «Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу».  

Коллективная нетрадиционная аппликация: «Наша яблонька»

Русская красавица - берёза

1

Расширять знания детей о лиственных деревьях. Закреплять умение узнавать березу по расположению ветвей, форме, цвету, величине листьев. Расширять знания о значении деревьев в жизни человека.

На лесной полянке лежат различные цветы из бумаги и стоят кубики–пеньки. Входит на полянку Лесовичок, рассказывает, что  лес – мой родной дом, и все тут мои друзья. Загадывает загадку про берёзку. (показ картинки березы с сережками), беседуют.

Сюрприз: корзина с веточками берёзы (рассматривают).

Лесовичок рассказывает, какую пользу берёза приносит для людей. В конце занятия дети рисуют весеннюю берёзку с распустившимися листочками.

цветы из бумаги, кубики–пеньки;

Лесовичок – взрослый; картинки березы с сережками; корзина с веточками берёзы; листы А4, краски

Итоговое занятие «Волшебное путешествие в лес»

1

Продолжать учить общаться друг с другом, развивать воображение. Закрепить обитателей леса, насекомых, птиц, некоторые виды деревьев.

Дети отправляются в сказочный лес, там их поджидают разные чудеса

Конспект НОД

                                                                                                   

Перспективное планирование работы с родителями по формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Месяц

                       Проводимые мероприятия

Октябрь

Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу».

Создать семейные архивы «Мы – друзья природы!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).

Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня».

Оформить фотостенд в группе «Природа нашего посёлка». Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.

Ноябрь

Провести консультацию «Мусор-проблема №1». С помощью этой темы донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем посёлке.

Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы посёлку.

Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть посёлок будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по посёлку. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем посёлке промышленные отходы для переработки.

Декабрь

«Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по посёлку с целью сбора пластика.

Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов).

Январь

Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.

Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»

«Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.

Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш посёлок чище»

Февраль

Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.

Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу». Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.).

Март

«Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». Выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?

«Экологический десант» «привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.

«Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические прогулки по поселку.

Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.

Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый дом!»

Апрель

Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А посёлок чистый?» Провести беседу с родителями на тему «Животные в посёлке». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.

«Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.

Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

Май

«Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за посёлок. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу?

Предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.

«Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.

Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».

Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.


Список источников

           Гончарова, Е. В. Технология экологического образования детей второй младшей группы ДОУ [Текст] : учебное пособие / Е. В. Гончарова, Л.      

           В. Моисеева. – Екатеринбург : [Центр Проблем Детства], 2002. – 192 с.

          Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст] / В. А. Дрязкунова. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.

          Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

         Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49.

         Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. Г. Фокина,

         О. М. Газина. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/static/trials/09/74/ 11/09741121.a4.pdf

          Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – М.: Учитель, 2012. – 232 с.

          Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 336 с.

         Павлова, В. А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ [Электронный ресурс] / В. А. Павлова. – Режим доступа: estival. 1september.ru/articles/601740/

         Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. [Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501710

         Чуверова Л. Н. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 548-551.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста

Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене   Разработка программы кружка «Юный баскетболист»...

Aвторизованная парциальная программа дополнительного образования "Детство с французским языком"

Обучение иноязычной культуре является средством обогащения духовного мира ребёнка, развития у него способности к восприятию французского языка и интереса к родному. Таким образом закладывается фундаме...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 – 7 ЛЕТ) «Lego КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам Осн...

Парциальная программа дополнительного образования кружка «Говорящие пальчики» по направлению «Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Цель кружка:    -способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; ...

Парциальная программа дополнительного образования кружка «Говорящие пальчики» по направлению «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Развитие  мелкой  моторики, координации движений пальцев и кистей рук  у детей дошкольного возраста через различные виды продуктивной деятельности; создание условий для развития мелкой ...

Парциальная программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности «Умелые руки (аппликация)» для детей 4-5 лет

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личност...

Парциальная программа дополнительного образования "Фантазёры" художественно-творческого развития детей 3-6 лет средствами театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность - оказывает: целостное воздействие на личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала, раз­витие познавательных процессов; способствует самопознанию и само­...