Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Моисеева Наталия Геннадьевна

Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене

   Разработка программы кружка «Юный баскетболист» для дошкольников обусловлена возрастанием интереса детей к спортивным играм. По результатам диагнорстики сохраняется процент детей с низкими показателями по физической готовности, по развитию физических качеств. Кроме того, анализ медицинской документации показал, что у них наблюдаются частые болезни внутренних органов, травмы, нарушение осанки. Появление данных проблем обусловлено низкой физической активностью, гиподинамией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_basketbolist.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 10 «Белочка»

 

 

Парциальная программа дополнительного образования  

спортивно-оздоровительной направленности

 

                                                «Юный баскетболист»

для детей старшего дошкольного возраста

Нижневартовск 2017

Оглавление

Паспорт программы…………………………………………………………………………3

Пояснительная записка ……………………………………………………………………..4

1.Содержание программы…………………………………………………………………..8 

1.1. Календарно-тематическое планирование работы с детьми……………………………………………………………………………………….131.2. Мониторинг освоения детьми программного материала…………………………...18

1.3. Требования к уровню подготовки воспитанников………………………………….19

2. Контроль за реализацией программы………………………………………………….19

3. Механизм реализации программы……………………………………………………..19

4. Список литературы………………………………………………………………………………….20

 Приложения.

Приложение 1 Примерные упражнения с мячом
Приложение 2  «Подвижные игры с мячом». 


 

 

Паспорт программы

Наименование программы

Парциальная программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист»

Основание для разработки программы  

1. Федеральная целевая программа «Развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года;

3. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2010 - 2015 годы;

4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы;

5. Конвенция о правах ребенка;

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

9. СанПин 2.4.1.3049-от 15 мая 2013 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

10. Программа развития МАДОУ ДС №10 «Белочка» на 2016-2017 г.;

11.Устав МАДОУ города Нижневартовска ДС №10 «Белочка».

12.Программа «Мы играем в баскетбол» З.И. Адашкявичене

Заказчик программы

Родители

Организация исполнения программы

 Спортивный зал МАДОУ ДС № 10 «Белочка»  

Целевая группа

Программа рекомендована для занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Составители программы

Инструктор по физической культуре МАДОУ ДС №10 «Белочка» Моисеева Наталия Геннадьевна

Цель программы

Развитие двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол.

Задачи программы

1.Знакомить детей с элементами игры «баскетбол» в доступной форме.

2.Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, умение сочетать эти действия между собой, применять их в игровой ситуации.

3.Формировать основные физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, силу, в игровой форме у детей с разной степенью физической подготовленности.

4.Формировать правильную осанку, укреплять мышечный корсет, развивать подвижность суставов.

5.Формировать волевые качества: выдержку, смелость, целеустремлённость.

6.Воспитывать организованность и взаимовыручку в команде.

7.Приобщать к основам здорового образа жизни.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы  

  • Развитый интерес к спортивным играм.                                                            
  • Умения владеть мячом. 
  • Умение играть в команде.  
  • Желание продолжить занятия спортивными играми.
  • Укрепить общее физическое состояние, развить физические качества.

Срок реализации программы

1 год

Пояснительная записка

Парциальная программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» разработана в целях  обучения старших дошкольников элементам спортивной игры и упражнений, достижения «запаса прочности» здоровья у детей, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности. При ее разработке учитывалось, что новые двигательные системы, которые зависят от ситуации деятельности, формируются в основном в возрасте 5-7лет. Программа разработана на основе программы «Мы играем в баскетбол» З.И.Адашкявичене.  

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Физические упражнения являются отличным способом для развития общего физического состояния и интеллекта дошкольника. Они побуждают ребенка сравнивать и анализировать ситуацию и обобщать, активизируют мыслительные процессы. Дети приучаются к самостоятельному принятию решений, учатся контролировать свои действия.                                                                                            

Старший дошкольный возраст – особое время, когда среди физических упражнений большое место занимают общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения и спортивные игры.                                                                                              

Спортивные упражнения (езда на велосипеде, катание на санках и т.д.) и начальные элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон и т.д.) всегда очень увлекательны и интересны дошкольникам. Развивающие спортивные игры всегда стимулируют познавательную активность ребенка, учат его контролировать свое поведение, создают ситуацию активного развития общих умственных способностей, прежде всего наблюдательности и любознательности.

 Таким образом, очевидно значение спортивных игр для всесторонней физической подготовленности детей. Однако из всех видов спортивных игр следовало выбрать ту игру, которая бы в наибольшей степени позволила добиться высокого уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Выбор остановлен на спортивной игре с элементами баскетбола, так как игра с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. Дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. У них еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Кроме того, игра в баскетбол может проводиться в здании ДОУ, что делает ее актуальной в региональных суровых климатических условиях. 

  Основные принципы построения программы

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
  • Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
  • Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
  • Принцип взаимодействия – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
  • Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительно результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

      Цель программы: развитие двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол.

Задачи: 

1. Знакомить детей с элементами игры «баскетбол» в доступной форме.

2. Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, умение сочетать эти действия между собой, применять их в игровой ситуации.

3. Формировать основные физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, силу, в игровой форме у детей с разной степенью физической подготовленности.

4. Формировать правильную осанку, укреплять мышечный корсет, развивать подвижность суставов.

5. Формировать волевые качества: выдержку, смелость, целеустремлённость.

6. Воспитывать организованность и взаимовыручку в команде.

  7. Приобщать к основам здорового образа жизни.

Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье.

Работа по обучению подвижным играм с элементами спорта начинается с оценки реального уровня готовности детей к овладению данным видом двигательной деятельности, т.е. с выявления уровня развития двигательных навыков на начальном этапе и заканчивается оценкой достигнутых результатов и определения уровня развития физических качеств.

Возрастные особенности старших дошкольников.

Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Но в целом в характере двигательной активности детей сохраняются еще черты, типичные для предыдущих возрастных периодов – высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, нежелание выполнять действия, лишенные непосредственного интереса, направленные на достижение отдаленного результата. В то же время у детей повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности. Они могут заставить себя преодолевать определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий.

Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные способности (ловкость), гибкость и выносливость.

У детей 5-7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений, времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений. Дошкольники хорошо приспособлены к недлительным скоростно–силовым динамическим действиям, которые составляют основное содержание их игр. К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели, подчиняясь правилам игры. Со сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.

Ожидаемый результат:

1.Развитый интерес к спортивным играм.                                                            

2.Умения владеть мячом.                                                                                        

3.Умение играть в команде.                                                                                  

4.Желание продолжить занятия спортивными играми.

Учебный план.

Время проведения:  2 раза в неделю

месяц

тема

Кол-во занятий

часы

 Октябрь

1.Вводное занятие, знакомство с элементами баскетбола, оборудованием и правилами.                2. Обследование физических умений и навыков владения действий с мячом.                     

4

4

2

2

Ноябрь

Подвижные игры с мячом.

8

4

Декабрь

Игры с передачей, ловлей мяча.

8

4

Январь

Игры на обучение ведению мяча

8

4

Февраль

Игры с броском мяча в корзину

8

4

Март

Игры с ловлей, передачей и ведением мяча

8

4

Апрель

Обучение правилам игры в баскетбол

8

4

Май

 

Игры в баскетбол

Обследование результатов освоения детьми программы.

8

4

итого

 

64

32

Форма оценивания результатов освоения программы

Ф.И.  ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели: овладел +; не овладел  -                       

1

перемещения мяча

+

+

-

 

 

 

 

 

 

2

удержания мяча

+

-

+

 

 

 

 

 

 

3

передача мяча

+

+

-

 

 

 

 

 

 

4

ведение мяча

+

+

-

 

 

 

 

 

 

5

бросание мяча в корзину

+

-

+

 

 

 

 

 

 

Формы подведения итогов реализации программы.

Подведение итогов реализации программы по обучению детей игре в баскетбол «Юный баскетболист» представления и практические умения детей закрепляются в соревнованиях, конкурсах, развлечениях.

Условия реализации программы

Материально-технические условия:

Перечень оборудования и спортинвентаря

 

Наименование имущества

Количество передаваемого имущества

2

Скамейки гимнастические

2

3

Щиты навесные с баскетбольными кольцами

2

4

Щиты-мишени навесные

2

5

Мячи баскетбольные

10

6

Мячи большие резиновые

 Д.20-25

Д.12-14

7

Мячи волейбольные

                        10

8

Мячи малые резиновые

Д. 8            10                       

Д.4-6                 10

9

Конусы - ориентиры

10

10

Шнуры, скакалки

10

 Участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги.

Организация учебно-воспитательного процесса:

  • Количество детей: 10-15.
  • Состав групп: постоянный.
  • Особенность набора: свободный, по желанию детей и родителей.
  • Форма детского объединения: секция.
  • Срок обучения: 1 год.
  • Возраст: 5-7 лет.
  • Группа: старшая, подготовительная.
  • Место проведения занятий: физкультурный зал, спортивная площадка.
  • Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
  • Методы работы с детьми:
    Наглядные: показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация.
    Словесные: название упражнения, объяснение, указания, пояснения, распоряжения, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции.
    Практические: выполнение упражнений без изменений и с изменениями, практическое опробование, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях.

 

Количество групповых занятий и часов по программе в учебном году: 64.

Мотивационные условия:

Для формирования мотивации используется разнообразие действий, разнообразие игровых ситуаций, а также «фактор необычности»: при выполнении привычных действий детям предлагаются усложненные варианты с мячом:

  • ведение мяча с обусловленной реакцией на звуковые или зрительные сигналы;
  • ведение мяча с сопротивлением или с дополнительными заданиями;
  • комбинированные игры – эстафеты;
  • игровые задания: «Мяч между кеглями», «По узкой дорожке», «Точно в цель» и т.д.

В работе с детьми применяется метод поощрения. Он заключается в том, что дети сами выбирают лучшего спортсмена и дают фишки тому, кто, по их мнению, не допустил ошибки за время тренировки.

Научно-методические условия:

  • учебно-дидактический материал: карточки-задания, схемы, рисунки, фотографии, модели.
  1. Содержание программы

 Основные задачи обучения:

  • Заинтересовать детей предстоящими упражнениями и играми с мячом,
  • Научить применять соответствующие движения;
  • Формировать умения действовать с мячом;
  • Учить детей некоторым действиям с мячом с целью подведения их к усвоению приемов передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину;
  • Воспитывать умение играть с мячом, не мешая другим детям, уступать друг другу мяч;
  • Приучать слушать сигнал.
  • Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации;
  • Научить детей передавать, ловить, вести и бросать мяч в корзину, сочетая эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча;
  • Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с ним;
  • Учить ориентироваться на площадке, быстро находить свободное, более удобное место для успешного ведения игры;
  • Воспитывать умение играть коллективно, подчиняя собственные желания интересам коллектива;
  • Оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

   Содержание обучения

В процесс обучения подвижным играм с элементами спорта входит:

  • Общая физическая подготовка – ОФП и специальная подготовка – СФП;
  • Технико-тактическая подготовка;
  • Нравственно-волевая подготовка;
  • Теоретическая подготовка.

Общая физическая подготовка – ОФП

включает разностороннее воспитание физических качеств ребенка, которые не сводятся к специфическим способностям, проявляемым в спортивной игре. Эта сторона подготовки играет первостепенную роль в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, в комплексном развитии физической работоспособности.

Специальная подготовка – СФП

представляет собой воспитание физических способностей, являющихся специфической предпосылкой достижений в играх с элементами баскетбола; она направлена на максимально возможное развитие способностей.

Технико-тактическая подготовка

Техника представляет собой более или менее совершенные способы выполнения соревновательных действий, а тактика является формой объединения всей совокупности данных действий в процессе достижения соревновательной цели.

Нравственно-волевая подготовка

  1. Игра вдвоем.  
  2.  Как нападать и защищать свое кольцо?
  3. Что нужно сделать, чтобы победить?
  4. Вызвать желание самостоятельно осваивать элементы игры баскетбол.

В блоке «Теоретическая подготовка» определены темы и содержание бесед с детьми, дается информация на доступном для дошкольников уровне об истории возникновения игр, национальном отношении к играм с элементами спорта, достижениях и успехах России, местных спортсменов. Включен и познавательный материал, какие бывают мячи и зачем мяч нужен человеку и т.д.

Все виды разделов указанных спортивных подготовок можно разделять весьма условно, так как они находятся в теснейшей взаимосвязи. Поэтому в технологии обучения детей дошкольного возраста играм с элементами баскетбола нет отдельного выделения той или иной подготовки.

 Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол.

При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия.

На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением.

    Прежде чем приступить к игре в баскетбол, необходимо соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры:

  1. обучение технике перемещения и удержания мяча; передача мяча; ведение мяча;
  2. бросание мяча в корзину.

Техника перемещения.
Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки.
Упражнения:
1. Дети разбегаются по площадке с мячом в руках. Они свободно играют на площадке, выполняют разные движения с мячом; после сигнала педагога быстро ловят мяч и принимают правильную стойку.
2. Дети становятся в круг. Все бегают по кругу, по сигналу принимая правильную стойку. Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу.

3. Дети без мячей распределяются по кругу, лицом к его середине, на расстоянии 2—3 шагов друг от друга. Они передвигаются приставными шагами в сторону, указанную педагогом. Педагог часто меняет направление передвижения.

  1. Дети встают в 2—3 колонны на расстоянии 2—3 м одна от другой. Колонны медленно движутся вперед обычным шагом; после сигнала педагога стоящие первыми передвигаются приставным шагом лицом к своей колонне в ее конец и становятся последними.
  2. Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг.  

Техника удержания мяча.
От уровня владения мячом зависит темп выполнения упражнений и протекание игры. Следовательно, основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом.
Формирование чувства мяча. При формировании действий с мячом необходимо, чтобы ребенок почувствовал мяч как часть своего тела, научился легко и точно управлять им.
Задача первого этапа обучения — выработка у детей определенных умений обращаться с мячом, поэтому на начальном этапе обучения целесообразно давать свободные игры с мячом на занятиях физкультуры и в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.
Детей необходимо познакомить с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность броска — от веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. Затем педагог предлагает поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить с одной руки в другую и т.д. В упражнениях дети привыкают к мячу, учатся управлять им.  

Ловля мяча.

Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы чашу, в которую должен поместиться мяч. Затем захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением, принимая исходное положение.

Затем следует научить детей правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, пальцы должны быть расставлены, кисти лежать сзади – сбоку, мышцы рук расслаблены. Не менее важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. При этом ноги согнуты в коленках, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища.

После того как дети научаться правильно стоять держать мяч, передвигаться по площадке, можно учить их ловить мяч обеими руками, стоя на месте, затем с выходом навстречу летящему мячу, в стороны, назад и т. д.  

Выполнение ловли мяча, а также других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствуют совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в игровых ситуациях.

Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча, и как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, он должен захватить его и притянуть к себе амортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки.
Правила ловли мяча:

  1. Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.
  2. Не задерживая мяч в руках, быстро передавать его.

Передача мяча

При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу – вниз – на грудь и, разгибая руки вперед, от себя послать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги.

Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей передаче его двумя руками с места, в дальнейшем — в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди.  Правила передачи мяча:

  1. Локти опустить вниз.
  2. Бросать мяч на уровне груди партнера.
  3. Сопровождать мяч взглядом и руками.

Упражнения:

  1. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 2—3 м. Дети в парах передают мяч друг другу.
  2. Построение то же. Мяч держит один ребенок из первой шеренги. Он передает мяч напарнику из второй шеренги, тот возвращает мяч в первую шеренгу. Второй ребенок из первой шеренги бросает мяч ребенку второй шеренги, стоящему напротив, и т.д. Последний ребенок, поймав мяч, бежит вперед и становится первым в своей шеренге.
  3. Трое детей встают треугольником. Они поочередно бросают Мяч друг другу.
  4. Трое детей встают треугольником, у них один мяч. Дети передают мяч друг другу. После передачи ребенок перемещается на место того, кому бросил мяч.

Ведение мяча

При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело немного вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно, согласованно с передвижением. В результате систематического обучения ведению мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять мячом даже без зрительного контроля, продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча и направление перемещения. Наиболее благоприятным ритмом ведения мяча для детей дошкольного возраста является такой, при котором на два шага ребенка приходится один удар мячом по площадке.

На начальном этапе обучения детям шестилетнего возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах.  При ведении меча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняясь несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч вверху и от себя.  
Правила ведения мяча:

  1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.
  2. Вести мяч спереди — сбоку, а не прямо перед собой.

 3.  Смотреть вперед, а не вниз на мяч.
При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение "на месте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.
Упражнения:

  1. Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, затем левой рукой.
  2. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.
  3. Группа располагается по 6 человек, и подгруппы размещаются по всей длине площадки. Первый игрок ведет мяч ко второму, передав мяч, сам остается на его месте; второй ведет мяч к третьему и выполняет то же самое. Последний — возвращается на место первого.
  4. Дети строятся в колонны по 4—6 человек. Напротив каждой
    колонны выставляются кегли на расстоянии 1—2 м друг от друга-
    После сигнала педагога дети ведут мяч, обходя первую кеглю
    справа, вторую слева. Обратно ведут мячи по прямой, передают
    следующему и становятся в конец колонны.

Броски мяча в корзину

При обучении дошкольников броскам мяча в корзину, можно ограничиться двумя видами бросков: двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

Передачи мяча и броски его в корзину являются сходными по своей структуре движениями. Детей подготовительной к школе группы следует учить броску мяча в корзину с места или с фиксацией остановки после ловли и ведения мяча. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и в способе передачи мяча.  Удерживая мяч на уровне  груди, ребенок должен описать небольшую дугу вниз - на себя и, выпрямляя руки вверх, направить мяч к цели с одновременным разгибанием ног. Кисти и пальцы раскрываются, выполняя направляющий толчок.    
Бросок мяча двумя руками от груди применяется главным образом при бросании мяча в корзину с места. Бросок мяча в корзину  после ведения или после ловли его, когда ребенок получает мяч, выбегая к центру, чаще всего производится одной рукой от плеча. При броске одной рукой от плеча с места одна нога выставляется на полшага вперед. Мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх—вперед, ребенок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину.
Правила броска мяча в корзину:

  1. Бросая мяч, не опускать голову, сопровождать его руками.
  2. Смотреть в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находишься не по прямой перед корзиной, бросай с отскоком от щита — прицеливайся в ту точку, в которую хочешь попасть мячом.

Упражнения:

  1. Дети строятся в две колонны по 4—6 человек в каждой, напротив одной корзины. Одна колонна занимает место с левой стороны корзины, другая — с правой. Стоящие первыми выполняют бросок, ловят мяч и становятся в конец своей колонны. То же повторяют следующие дети.
  2. 5—6 детей свободно располагаются напротив корзины, каждый с мячом. После сигнала  дети бросают мяч, стараясь как можно чаще попасть в корзину.
    Сначала педагог показывает и объясняет детям правила прицеливания, потом предлагает им добросить мяч до щита, затем дает задание перебросить мяч через высоко подвешенную сетку, веревочку и т.д. (150—170 см). Когда они научатся просто добрасывать мяч до корзины, надо предложить попасть в нее любым способом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту.  

Примерные упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи – ловли мяча (приложение 1)

 

Подвижные игры с мячом (приложение 2)

1.1.Календарно-тематическое планирование спортивного кружка «Юный баскетболист»

№ занятия

Программные задачи

Игры и упражнения

Методические приемы

1-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

35-36

37-38

39-40

41-42

43-44

45-46

47-48

49-56

56-64

Вводное занятие, знакомство с элементами баскетбола, оборудованием и правилами.                

Обследование физических умений и навыков владения действий с мячом.                     

Учить детей принимать и сохранять основную стойку баскетболиста, передвижению по площадке бегом в сочетании с ходьбой; учить правильно держать мяч, упражнять в бросках мяча вверх и ловля двумя руками, способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве. Воспитание доброжелательности  друг к другу.

Учить передвигаться по площадке бегом в сочетании с прыжками, упражнять в ловле мяча и принятии правильной стойки.

Учить передвигаться по площадке бегом с остановками и поворотами, упражнять в бросках мяча вниз и ловля его после отскока.

Подвижные игры с мячом.

Учить броску мяча как можно выше и ловля его после отскока от  пола или на лету, упражнять в бросках мяча верх и ловля его двумя руками.

Учить детей перебрасыванию мяча друг другу; упражнять в броске мяча и ловле после отскока от пола.

Учить подбрасыванию мяча правой (левой) рукой, ловля его двумя руками; упражнять в перебрасывании мяча партнеру удобным способом.

Учить ходьбе с подбрасыванием мяча и ловле его двумя руками, упражнять в передаче мяча по кругу вправо, влево; упражнять в перебрасывании мяча партнеру правой и левой рукой и ловля двумя.

Игры с передачей, ловлей мяча.

Учить передаче мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его; учить передаче мяча двумя руками от груди стоя на месте парами; упражнять в подбрасывании мяча в ходьбе и ловле его двумя руками.

Учить передаче мяча двумя руками от груди при движении парами, учить ловле мяча и передаче его одной рукой от груди в движении; упражнять в передаче мяча двумя руками от груди стоя на месте в парах.

Учить в передаче мяча в колоннах с переходом в конец своей, а затем противоположной колонны; упражнять в передаче мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево), упражнять в ловле мяча и передаче его одной рукой от груди (в движении).

Учить ударом мяча о пол одной рукой и ловле двумя руками, упражнять в передаче мяча в колоннах своей и противоположной.

Игры на обучение ведению мяча.

Учить ударам мяча о пол правой рукой и ловлей левой и наоборот. Упражнять в ударах мяча о пол одной рукой и ловля двумя.

Учить ведению мяча на месте, упражнять в передаче- ловле мяча, способствовать координации движений, ориентировки в пространстве. Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь.

Учить ведению мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками, упражнять в ведении мяча на месте правой и левой рукой.

Учить ведению мяча на месте поочередно то правой, то левой рукой, упражнять в ведении мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками.

Учить ведению мяча вокруг себя, упражнять в ведении мяча на месте то правой, то левой рукой.

Учить ведению мяча продвигаясь вперед шагом; упражнять в ведении мяча вокруг себя, в ведении мяча на месте поочередно правой и левой рукой.

Учить ведению мяча с изменением направления передвижения, скорости передвижения, высоты отскока мяча; упражнять в ведении мяча, продвигаясь шагом.

Учить ведению мяча правой (левой) рукой и остановка; упражнять в ведении мяча с изменением направления движения, скорости передвижения, высоты отскока мяча.

Учить ведению мяча, остановке и передаче его; упражнять в ведении мяча правой (левой) рукой и остановка.

Учить перебрасыванию мяча через сетку или веревку, натянутую выше головы ребенка; упражнять в ведении мяча, остановке и передаче его.

Игры с броском мяча в корзину

Учить метанию мяча в баскетбольный щит; упражнять в перебрасывании мяча через сетку или веревку.

Учить броскам мяча в цель двумя руками от груди с места через веревку; упражнять метанию мяча в баскетбольный щит.

Учить броскам мяча в корзину двумя руками от груди с места; упражнять в бросках мяча в цель двумя руками от груди с места через веревку.

Учить броскам мяча в корзину после ведения; упражнять в бросках мяча в корзину двумя руками от груди с места.

Игры с ловлей, передачей и ведением мяча.

Учить броскам мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его; упражнять в бросках мяча в корзину после ведения.

Упражнять в бросках мяча в корзину после ведения; упражнять в бросках мяча в корзину одной рукой от плеча.

Упражнять в ведении мяча, в передаче мяча, в подвижных играх. Развивать ловкость и глазомер.

Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).

Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.

Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.

Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.

Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки.

Обучение правилам игры в  

баскетбол

Игры в баскетбол

Обследование результатов освоения детьми программы.

П/и «За мячом»

М/и «Будь внимателен»

П/и «Поймай мяч»

П/и «Кого назвали, тот ловит мяч»

П/и «У кого меньше мячей»

М/и «Будь внимателен».

П/и «Мяч водящему».

П/и «Мяч в воздухе»

М/и «Будь внимателен»

П/и «Передал – садись».

П/и «Перестрелка»

М/и «Будь внимателен»

П/ и «Борьба за мяч».

П/и «Мяч по кругу»

М/и «Играй, играй, мяч не теряй».

П/и «Десять передач»

М/и «Подбрось еще выше».

П/и «Ловишка в кругу»

М/и «Брось дальше».

П/и «У кого меньше мячей»

М/и «Будь внимателен».

П/и «Стой»

М/и «Сделай фигуру»

П/и «Охотники и звери».

М/и «Раз, два, три».

П/и «Мяч противнику».

П/и «Успей поймать мяч»

М/и «Будь внимателен»

П/и «Займи свободный кружок»

М/и «Играй, играй, мяч не теряй».

П/и «Обгони мяч».

М/и «Подбрось еще выше».

П/и «Круговая лапта»

М/и «Брось дальше».

П/и «Мотоциклисты»

М/и «У кого меньше мячей».

П/и «Ловец с мячом»

М/и «Сделай фигуру».

П/и «Ведение мяча парами»

М/и «Раз, два, три».

П/и «Вызовы по номерам»

М/и «Играй, играй, мяч не теряй».

П/и «Борьба за мяч»

М/и «Подбрось еще выше».

П/и «Мяч ловцу»

М/и «Брось дальше».

П/и «Мяч капитану»

М/и «У кого меньше мячей».

П/и «У кого меньше мячей», «Стой», «За мячом»,

«Охотники и звери», «Играй, играй, мяч не теряй»

В игре – в начале роль ведущего выполняет педагог, затем дети, которые хорошо владеют мячом. Напоминать детям, как правильно ловить мяч.

Беседа «Что такое баскетбол»

Перебрасывание мячей стоя в шеренгах, двумя руками снизу после удара мяча о пол, подбросить вверх двумя руками.

Обучение стойки баскетболиста

Педагог играет индивидуально с теми детьми, которые неуверенно ловят мяч.

Беседа «Какие бывают мячи»

 

Закрепление  стойки баскетболиста, передвижение по площадке

Беседа «Что можно и чего нельзя в баскетболе»

Беседа «Что можно и чего нельзя в баскетболе»

Беседа «Поле и его линии»

Закрепление  стойки баскетболиста

Закрепление  стойки баскетболиста

Беседа «Поле и его линии»

Беседа «Что можно и чего нельзя в баскетболе»

Закрепление правил игры

Часто менять руку.

Закрепление  стойки баскетболиста, передвижение по площадке.

Закрепление  стойки баскетболиста, передвижение по площадке.

Закрепление  стойки баскетболиста, передвижение по площадке.

Закрепление  стойки баскетболиста, передвижение по площадке.

Закрепление  стойки баскетболиста, передвижение по площадке.

Закрепление  стойки баскетболиста, передвижение по площадке.

Закрепление  стойки баскетболиста, передвижение по площадке.

Напоминать детям, что мяч следует толкать рукой вниз, пальцы широко расставлены. Вести мяч вперед и сбоку. Запрещается толкать друг друга, отнимать мяч.

Часто менять руку.

Закрепление  стойки баскетболиста, передвижение по площадке.

Закрепление  стойки баскетболиста, передвижение по площадке.

Вначале роль водящего выполняет – педагог, в дальнейшем – ребенок, хорошо владеющий мячом.

1.2. Мониторинг освоения детьми программного материала

Мониторинг освоения детьми программного материала проводится по методике Волошиной два раза в год (октябрь май).

Челночный бег на 30 м (ловкость)

возраст

высокий уровень      

средний уровень    

низкий уровень

6 лет

9-10  сек.

11   - 11,3  сек          

11,4 и больше

7 лет

9- 9,6 сек                              

9,7- 10,1    сек          

10,2 и больше

прыжки в высоту с места (количественный показатель, сила)

       возраст

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

6 лет

30-35

20-30

20 и ниже

7 лет

35-45

25-35

25 и ниже

прыжки на скакалке

Броски мяча в корзину с расстояния 3 м (глазомер, сила).

возраст

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

6 лет

2-1,5 метра

1 метра

0,5 метра

7 лет

2 метра

2-1,5 метра

1 метра

                   

Оценка знаний старших дошкольников об игре баскетбол

Фамилия Имя ребенка

Что такое баскетбол?

Расскажи о защите и нападении?

Что нельзя делать в баскетболе?

Линии, поле, действия с мячом?

Штрафные очки?          

Какие бывают мячи?

3 балла – самостоятельный ответ

2 балла- с помощью взрослого

1 балл - затрудняется ответить

1.3. Требования к уровню подготовки воспитанников.

Оценка уровня подготовки воспитанников по игре в баскетбол проводится по трем уровням

Высокий уровень усвоения программы – если ребенок самостоятельно, обоснованно отвечает на вопрос или выполняет действия.

Средний уровень усвоения программы - ребенок с помощью взрослого или по подсказке взрослого отвечает на вопрос или выполняет действие.

Низкий уровень – если ребенок затрудняется ответить на вопрос или выполнить действие даже с помощью взрослого.

2. Контроль за реализацией программы.

Инструктор по физической культуре отчитывается 2 раза в год администрации детского сада

3.Механизм реализации программы

Задачи

Мероприятия

Ожидаемый результат

Формирование устойчивого интереса к игре баскетбол, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности

Программно- методическое обеспечение:

-разработка перспективного плана

- разработка методических рекомендаций

Образовательный процесс:

-проведение бесед с детьми;

- организация специальных упражнений с мячом с элементами соревнования;

- разучивание подвижных игр для развития правильной техники выполнения;

Работа с родителями:

-анкетирование родителей;

- оформление наглядно – тематической информации для родителей

Сформирована система представлений у детей старшего дошкольного возраста о баскетболе

Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучать правильной техники выполнения элементов спортивной игры баскетбол;

Программно- методическое обеспечение:

- разработка рекомендаций;

- подбор подвижных игр для обучения правильной техники выполнения;

- подбор упражнений с мячом для развития правильной техники

Образовательный процесс:

- организация подвижных игр для развития правильной техники выполнения;

- закрепление упражнений с мячом в совместной деятельности;

Работа с родителями:

- участие родителей в выполнении домашнего задания;

участие родителей в открытых занятиях «Играем вместе с детьми»

Владение детьми старшего дошкольного возраста техникой игры в баскетбол, в соответствии с правилами

Воспитывать положительные  морально- волевые качества

Программно- методическое обеспечение:

- Оформление карт- схем «Что нельзя делать в баскетболе»

Образовательный процесс:

- работа с детьми по карточкам –схемам;

- использование командных игр  

Работа с родителями:

Рекомендация «Знай не нарушай»

Умение дошкольников давать правильную оценку отношениям и поступкам, самостоятельно находить решения проблем

4.Список литературы

  1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983.- 79 с., ил.
  2. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.: ил. –ISBN 5-09-003255-6.
  3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя  дет. сада. – М.: Просвещение, 1981.- 96 с., ил.
  4. Вавилова Е.Н.  Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с., ил.
  5. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144с., ил.
  6. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004. – 144 с. (Развитие и воспитание)
  7. Гришин В. Г. «Игры с мячом и ракеткой». - М.: Педагогика, 1975.
  8. Зельдович Т. А.; Кераминас С. А.  «Подготовка юных баскетболистов». - М.: Физкультура и спорт, 1964.
  9. Кедрина Т.Я. Большая книга игр и развлечений для детей  и родителей.- М.: Педагогика-Пресс,1992.-224с
  10. Логинова В.И, Бабаева Т.И, Ноткина Н.А и др.; Под ред. Бабаевой Т.И, Михайловой З.А, Гурович Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1996.-224с. ISBN 5-88375-020-6
  11. Физическое воспитание  детей дошкольного возраста.: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы  / В.А. Андерсон, Л.А. Вик, Л.С. Жбанова и др.; Сост. Ю.Ф. Луури- М.: Просвещение, 1991.- 63 с: ил.
  12. Цвек С.Ф. «Спортивные игры для детей дошкольного возраста»
  13. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. – 320 с.

Приложение 1

Примерные упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи – ловли мяча.

  1. Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.
  2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.
  3. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом, одной и двумя руками.
  4. Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.
  5. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.
  6. Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.
  7. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.
  8. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.
  9. Передача мяча в шеренге и по кругу.
  10. Передача мяча двумя и одной рукой друг другу в паре.

 Упражнения, подготавливающие к ведению мяча.

  1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.
  2. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.
  3. Ведение мяча на месте правой и левой рукой.
  4. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.
  5. Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками произвольным способом.
  6. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
  7. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).
  8. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
  9. Ведение мяча вокруг себя.
  10. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.

Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину

  1. Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).
  2. Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния   2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.
  3. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.
  4. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.
  5. Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки.

 

Приложение 2

 1. Подвижные игры с мячом

«Играй, играй мяч не теряй».

Задачи. Учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать физические качества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не мешая товарищу, находить свободное место на площадке.

Описание игры. Все дети располагаются на площадке  и каждый играет с мячом по своему усмотрению. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется.

Варианты. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста.

Методические указания. Перед игрой воспитатель называет движение с мячом, которые дети могут выполнять.

 

2. Игры с передачей, ловлей мяча

«10 передач».

Задачи. Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.

Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.

Методические указания. Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.

«Обгони мяч».

Задачи. Учить передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды становятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч передают следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

«За мячом».

Задачи. Учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать умения ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Дети делятся на несколько команд. Каждая команда делится на  две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч противстоящему в колонне ребенку по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мечом. Поймавший тоже передает мяч на против стоящему и отправляется за мячом. Игра продолжается пока все игроки не вернутся на свои места, а мячи не окажутся у водящих.

Методические указания. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если им объяснить, что они должны передвигать вслед за мячом, по тому направлению, куда они бросали мяч.

3. Игры для обучения ведению мяча.

«Ловец с мячом».

Задачи. Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот кого он задел становится водящим, а водящий игроком.

Методические указания. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, а в дальнейшем – ребенок, свободно управляющий мячом.

4. Игры с бросками мяча в корзину.

«Пять бросков».

Задачи. Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины. По сигналу воспитателя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.

5. Игры с ловлей, передачей  и ведением мяча.

«Мяч капитану».

Задачи. Учить применять в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера.

Описание игры. Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, нарисованный в конце чужой площадке. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану.

Методические указания. Мяч можно вести, передавать товарищу по игре, нельзя бежать с ним.

6. Игры с мячом              

«Мяч соседу!»

Играют на площадке или в зале. Для игры требуется 2 волейбольных мяча. Участники становятся в круг, мячи находятся на противоположных сторонах круга. По сигналу руководителя игроки начинают передавать мяч в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Участник, у которого одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются на противоположные стороны, и игра продолжается. После игры отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, встать на свое место и продолжить игру. Во время передачи мяча нельзя пропускать игроков. 

«Стой!»

Игра может проводиться на площадке или в зале. Для ее проведения требуется волейбольный или резиновый мяч. Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с мячом с руках стоит в центре круга. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет любой номер. Вызванный игрок старается поймать мяч, а остальные разбегаются в стороны. Если игрок ловит мяч, не дав ему упасть, он называет другой номер и подбрасывает мяч снова вверх. Игрок, поймавший мяч с отскоком от земли (или пола), кричит «Стой!» Все останавливается, а водящий пытается попасть мячом в ближайшего игрока, который старается увернуться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то вновь бежит за мячом, а взяв в руки, снова кричит «Стой!» и старается осалить мячом ближайшего игрока. Осаленный игрок становится водящим, а игроки снова становятся в круг, и игра продолжается. После команды «Стой!» все игроки останавливаются, а пока водящий не поймал мяч, игрокам разрешается передвигаться по площадке в любом направлении.


«Передал — садись!»

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется 2–3 волейбольных мяча. Играющие делятся на 2–3 равные команды, которые строятся за линией в колонку по одному. Впереди каждой команды в б–8 метрах становится капитан с мячом: в руках.
По сигналу капитан передает мяч первому игроку своей команды. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку и т.д. Получив мяч от последнего Игрока, капитан  поднимает его вверх, а вся команда быстро встает. Выигрывает команда, которая первой выполнит задание и ее капитан поднимет
мяч вверх. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, вернуться на свое место и продолжать передачи. Также игроки не должны пропускать свою очередь.

«Охотники и утки»

Играющие делятся на 2 команды: одна — охотники, другая — утки. Чертится большой крут, за которым становятся «охотники», а «утки» внутри. По сигналу «охотники» стараются попасть волейбольным мячом в «уток», которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все «утки» будут выбиты, команды меняются местами, и игра продолжается. Игры можно проводить на время. Отмечается, какая команда выбила больше «уток» за одинаковое время. «Утка», которой коснулся мяч, считается осаленной.

«Защита укрепления»

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется волейбольный мяч и 3 гимнастические палки, связанные вверху в виде треножника. Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками на полу (земле) чертится круг, в центр которого ставится укрепление (треножник). Для защиты укрепления выбирается водящий, который становится в центре круга. Волейбольный мяч находится у игроков, стоящих по кругу. По сигналу играющие начинают передавать друг другу мяч, чтобы выбрать удобный момент для попадания в треножник. Водящий старается закрыть его, отбивая мяч руками и ногами. Игрок, который попал в укрепление мячом, меняется местом с водящим. Игра продолжается 5–7 минут. Отмечаются лучшие водящие, защищавшие укрепление дольше всех. Во время игры нельзя заходить за черту круга. Водящий не имеет права держать укрепление руками. Если защитник сам уронит укрепление, то на его место встает игрок, у которого в этот момент окажется мяч.

«Мяч среднему»

Участники делятся на 2–3 команды, которые образуют круги. В центре каждого круга находится капитан команды с мячом в руках. По сигналу капитан бросает мяч первому игроку своей команды. Тот ловит мяч и бросает его второму игроку и т.д. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает руки с мячом вверх. Затем выбирают другого капитана, и игра продолжается. Передача мяча может выполняться определенным способом (двумя руками из-за головы, от груди, с отскоком от пола, одной рукой) или произвольно. Во время игры нельзя наступать на линию круга, за которой стоят участники. Игрок, уронивший мяч, должен взять его, встать за линию круга и продолжить игру. Выигрывает команда, которая первой правильно выполнит броски мяча.

«Живая цель»

Играющие делятся на две группы. Одна группа становится на одной линии. Вторая линия проводится на расстоянии 10–12 м от первой. На ней становится вторая группа. Между играющими находится водящий, в которого участники стараются попасть мячом. Они могут перебрасывать мяч друг другу, выбирая удобный момент для броска. Водящий увертывается от мяча, подпрыгивает, приседает, бегает по всей площадке. Игрок, попавший мячом в водящего, меняется с ним местами, и игра продолжается.

«Салки мячом»

Участники находятся на площадке, у одного игрока мяч, который он гоняет ударами ноги и старается осалить им кого-нибудь из играющих» Они бегают, увертываются от мяча. Тот игрок, которого задел мяч, становится салкой, и игра продолжается. После игры отмечаются игроки, которые ни разу не были салкой.

«Поймай мяч» 

Дети делятся по трое. Двое из них располагаются друг против друга на расстоянии 3—4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч

«У кого меньше мячей»

Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130—150 см). Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

«Передал — садись»

Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2—3 м от нее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по английскому языку "FUNNY ENGLISH" для детей старшего дошкольного возраста

Данная программа по английскому языку была создана с учетом новых ФГТ и возрастными особенностями дошкольников. В ней используются инновации и многие педагогические технологии, используемые в обу...

Программа дополнительного образования по обучению плаванию (стилем брасс). Для детей старшего дошкольного возраста .Физкультурно-оздоровительной направленности (адаптированная) «Дельфиненок».

Пояснительная записка. Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МДОУ №156 является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования по воспитанию духовно – нравственной культуры для детей старшего дошкольного возраста «Горенка».

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами и родителями. В современном мире...

Презентация по теме : "Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»"

В презентации представлен результат работы по программе дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в дет...

Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»

Данная  программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры составлена и разработана на основе программ и пособий: программы «Детство» под редакцией Т. ...