Познавательно-творческий проект для детей "Кем быть?"
статья

Уразова Светлана Андреевна

Познавательно-творческий проект для детей "Кем быть?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк"

Проект

познавательно-творческий

"Кем быть?"

                                                                                       Подготовительная группа

                                                                 Воспитатели:

                                                                                                    Ермолова Евгения Владимировна

                                                                                             Уразова Светлана Андреевна

г.Бердск 2017г.

Цель проекта: 

расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях

труда, о трудовых действиях.

Задачи проекта:

-формировать реалистические представления о труде людей;

-закрепить понятия детей, о важности, необходимости каждой профессии;

-развивать коммуникативные навыки;

-развивать связную речь, воображение, память;

- побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Актуальность:

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.

Ознакомление с различными профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Изучение профессий, основываясь на желания детей, кем быть, способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Вид проекта:

познавательно-творческий

Продолжительность:

краткосрочный

Участники проекта:

 дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители воспитанников

Предварительная работа:

беседы, чтение, рассматривание иллюстраций

Предполагаемый  результат:

- Совершенствование речевой активности детей

- Расширение и обогащение словарного запаса детей

- Формирование представления детей о многообразии профессий и их значимости

- Обогащение знаний детей о современных профессиях

- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы

Реализация проекта

I этап

Подготовительный

  • Чтение художественной литературы:

• «Город добрых дел» Р. Скарри

• «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях)

• «А что у вас? » С. Михалков

• «Кем быть? » В. Маяковский

• «Строители» Б. Заходер

• «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков

• «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари

• «Доктор Айболит» К. Чуковский

• «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов

  • Рисование профессии, кем хочет стать ребенок.

  • Консультация для родителей «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями»

II этап Основной

1. рассказы детей кем хотят быть;

2. беседы о профессиях.

III этап

Заключительный

Продукт проектной деятельности:

  • создание книги « Все работы хороши»

  • презентация проекта.

Список использованной литературы:

  1. программа «от рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы)
  2. «Учимся общаться с ребенком» (В.А. Петровский, А.М. Виноградова)
  3. «Учите играя» (А.И. Максаков, Г.А Тумакова)

Приложения



Предварительный просмотр:

УДК 3.37.374

С.А. Уразова

(студентка 2 курса, магистерское направление «Педагогический менеджмент в системе дополнительного образования», Институт культуры и молодёжной политики, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

СООТНОШЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИМПРОВИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Современное планирование педагога дополнительного образования представляет собой грамотную интеграцию стандартного планирования и импровизации. Целью импровизации в данном случае является, в первую очередь, повышение качества образования, заинтересованность учеников и привлечение новых воспитанников. А использование в планирование современных методов и технологий позволяет повысить уровень образования в целом. В частности, agile – технологии открывают широкие возможности перед педагогом в организации и планировании образовательного процесса.

Ключевые слова: планирование, педагогическая импровизация, педагог дополнительного образования, agile – технологии.

Современный педагог дополнительного образования ведет многообразную деятельность: от работы с родителями и непосредственной образовательной деятельности с детьми до организации дистанционного обучения, отчетных мероприятий, общественных нагрузок, ведения документации и т.п. 

   В нынешних условиях активного внедрения и использования дистанционного обучения, а также цифровых технологий и возможностей, планирование педагога уже не может оставаться таким жестким, как ранее, оно должно становиться более гибким, многозадачным, вариативным. Поэтому, стандартное планирование невозможно без грамотного сочетания с импровизацией, что позволит осуществлять образовательную деятельность с детьми на более высоком, творческом уровне, решать успешнее педагогические задачи в процессе учебно-воспитательной деятельности. 

 Данный вопрос изучали еще К. Ушинский [18], П. Блонский [19], А. Макаренко [20], В. Сухомлинский [12], а также более современные психологи и ученые ( В.И. Загвязинский [2], В.А. Кан-Калик [6,] В.В. Краевский [21], И.В. Кузьмина [22] и др.). 

 Несмотря на достаточное количество информации отдельно по теме планирования и по теме импровизации в деятельности педагога, информации (особенно практической) и исследований по соотношению этих двух компонентов в работе педагога дополнительного образования недостаточно, что повышает ценность моей статьи.

Поэтому, задачей своей статьи я ставлю рассмотрение вопроса соотношения планирования и импровизации в деятельности педагога дополнительного образования, возможности и формы их совместного использования через применение современных технологии и методов.

Дополнительное образование – это сложная педагогическая система. Чтобы эта система функционировала оптимально, необходимо множество факторов. Одним из главных является педагогическое мастерство учителя, как главное условие для дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования .

  Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Он занимается развитием талантов и способностей детей, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность; комплектует состав творческих объединений; способствует сохранению контингента обучающегося, реализации образовательной программы; участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету [4].

    Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности [4].

  Но, несмотря на такую гибкую, более свободную регламентацию и специфику дополнительного образования, педагог не может обойтись без четкого планирования своей деятельности, поэтому составляются годовые, тематические, календарные планы, планы уроков, занятий и т.д.

Планирование педагогического процесса – это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов [5].

Планирование является обязательной частью педагогической работы. Это создание образа предстоящей деятельности, с указанием цели и задач, последовательности, ожидаемых результатов. Но в коллективе, и особенно в детском, различные события и обстоятельства, вынуждают педагогов изменять и корректировать намеченные планы. И в таких ситуациях очень важно умение педагога импровизировать. (Например, если необходимо заменить другого педагога; произошла незапланированная ситуация и мн.др.) [5].

В.А. Кан – Калик отмечает, что «Как только педагог входит в аудиторию, его ожидает масса неожиданностей, как в области учебной деятельности, так и в сфере собственно воспитательных воздействий, которые трудно предвидеть. Вот почему важно быстро ориентироваться и органично импровизировать» [6, с. 62]. 

“Педагогическая импровизация – способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решение сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции” [2].

Импровизация педагогическая — деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью импровизации является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания, а ее сущность составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи [1, с.103]. 

Как отмечает Загвязинский В.И.:  “Импровизация не возникает из ничего. Удачная импровизация возможна только на хорошо подготовленной почве. Ведь недаром полушутя говорят, что лучшая импровизация — это заранее подготовленная импровизация. Опыт анализа типичных ситуаций, предвидения, основанного на знании законов и тенденций, на обоснованной гипотезе, — основа удачной импровизации [3].

Педагог заранее разрабатывает отдельные педагогические импровизации и предугадывает возможность и результат их включения в учебно-воспитательный процесс [15].

Формы осуществления импровизации многообразны, но все они осуществляются в словесном (монолог, диалог, реплика), физическом (жест, мимика, действие), словесно-физическом действии (розыгрыши, игры, мини спектакли и т.д.) [15].

«Творчество, — подчеркивал В. А. Сухомлинский — ни в коем случае не означает, что педагогический процесс — что-то непостижимое, подвластное только наитию и не поддающееся предвидению. Как раз наоборот. Именно тонкое предвидение, изучение зависимостей многих факторов и закономерностей педагогического процесса позволяют подлинному мастеру мгновенно изменить план» [12, с.196].

По мнению Харькина В.Н., “способность к импровизации, сформированная у педагогов, позволяет им творить мысль на глазах детей; включать их в сотворчество, легче разрешать конфликтные и конфузные ситуации; побуждать детей к экспромтам, к нестандартным решениям стандартных задач; обогащать коммуникативные связи и т.д., и т.п. Способность педагога к импровизации бывает незаменимой в экстремальных случаях [15].

Использование импровизации в профессиональной деятельности учителя становится эффективным при наличии ряда условий: глубины знания учителей преподаваемого предмета и его методики; развитости у него воображения, интуиции; уровня умения применять знания педагогики и психологии; распределять и концентрировать внимание, общаться; владения речью и всем своим психофизическим аппаратом, перевоплощаться, мгновенно адекватно анализировать ситуацию и принимать решения, сиюминутно и публично реализовать принятое решение, органично переходить от экспромтного к запланированному варианту реализации деятельности [15].

Каждого педагога можно и нужно научить педагогической импровизации с помощью системы специально разработанных упражнений, специфика которых состоит в целенаправленном сокращении и постепенном снижении до минимума времени, отведенного на решение нетиповой педагогической задачи [15].

Итак, педагогическая деятельность - органическое единство стереотипного и импровизационного, где стереотип отражает накопленный опыт, а импровизация - элементы новизны, импульсы творческого процесса [15].

    На сегодняшний день существуют разнообразные технологии, методики и системы для планирования успешной, продуктивной, творческой, вовлеченной деятельности педагога и учеников.

Одна из них – agile-технология, применяемая в образовании и методика EduScrum, которая на ней основывается. Данная технология может успешно применяться в работе педагога дополнительного образования. EduScrum в образовании – система обучения, в которой ответственность за образовательный процесс частично или полностью передается от учителя ученикам [16].

Главное в EduScrum – ученикам дается свобода самим формировать образовательный процесс внутри обозначенных границ и целей обучения. EduScrum – это не четко прописанный процесс или техника обучения, это, скорее, каркас, смысловая рамка, внутри которой учитель может применять различные приемы и техники [17].

Основными мероприятиями в EduScrum являются:

1. Подготовка и планирование работы. На этом этапе учитель тщательно прорабатывает весь ход изучения материала, разрабатывает запросы к ученическим командам, артефакты (раздаточный материал) для проведения урока (занятия). Результатом является бэклог продукта (Product Backlog) – упорядоченный (и полный) список целей обучения и подходов к работе, которые соответствуют главной цели обучения.

2. Спринт. Спринт – сердце EduScrum, связный набор учебного материала, помогающий достичь определенных учебных задач за ограниченный период. Спринтом может быть серия уроков со связанным содержанием, проект, глава книги и т.д. Спринт начинается с сессии его планирования и формирования команд. Ученические команды самостоятельно определяют, что конкретно они будут делать в течение определенного временного периода. Иными словами, команды всегда сами определяют свое «как» (способы достижения цели, результата). Спринт завершается обзором спринта и ретроспективным собранием, оценкой проделанной работы (как со стороны обучающихся, так и со стороны учителя) и определением областей для улучшения.

3. Работа со Scrum-доской (Scrum Board) Scrum-доска представляет собой хронологию работы спринта. Все задачи передвигаются в ней в соответствии со своим статусом: «В плане», «В процессе», «Контроль», «Выполнено». Scrum-доска – обзор всех задач, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели обучения, поставленной учителем перед началом работы. Кроме того, Scrum-доска также дает понятие и о планировании. Она точно отображает, где команда учеников находится сейчас – что уже сделано, что осталось. Соответственно, Scrum-доска – это и прогноз того, достигнет ли команда поставленной цели. Информация на Scrum-доске должна постоянно обновляться, чтобы всегда отражать актуальный прогресс продвижения команды к достижению результата [16].

В соответствии с требованиями ФГОС EduScrum помогает достичь следующих результатов:

Личностных:

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;

- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах  [16].

     Метапредметных:

- формирование умения прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи урока и отдельного задания, проявлять инициативность и самостоятельность;

- уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой);

- формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, умения находить общее решение, аргументировать свое предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу;

- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить дополнительный материал к уроку;

- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация к учебной деятельности [16].

Таким образом, использование данной технологии педагогом дополнительного образования, может стать новым витком в его деятельности, поспособствует повышению интереса учеников, и престижу учреждения в целом, что в свою очередь приведет к привлечению новых учеников.

В заключении хочется отметить, что, рассмотрев подробно вопрос соотношения планирования и импровизации в деятельности педагога дополнительного образования, мы можем сделать вывод, что эти два понятия необходимо грамотно сочетать в условиях модернизации российского образования. А поиск и внедрение новых современных методик и технологий, позволит педагогу создать социально приемлемую и эффективную образовательную среду, которая основана на специфике сложившейся социальной реальности.

Научный руководитель – канд.пед.наук, доцент

Н.В. Свиридова

Список литературы:

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. – 527 с.
  2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987. – 159 с.
  3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.  2-е изд., стер.  М.: Издательский центр «Академия», 2005.  208 с.    
  4. Гаджибалаева П.А. Особенности работы педагога в дополнительном образовании детей // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039405 (дата обращения:  25.03.2021 ).

  5. Кавера, В.А. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры.  2013.   Т. 195.  С. 159 170. 
  6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1987. – 140 с. 
  7. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 96 с.
  8. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Хорохорина Ю.Н. , Терещенко Г.Ф. Особенности деятельности педагога, осуществляющего профильное обучение в условиях учреждений дополнительного образования // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. – 2009. – Вестник ТГУ, – № 4 (72). С. 28 33. 
  9. Манокин М.А., Ожигова А.Р., Шенкман Е.А. Методология agile в образовательной среде // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – № 22(4). С. 83 96.
  10. Саутиева И. Г. Организация дополнительного образования в общеобразовательной школе. –  М., ООО «ДОД», 2008. – 112 с.
  11. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
  12. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: в 3 т. – М.,1981. Т.3.
  13. Фасоля А.А., Гузеев М.С., Уварина Н.В. Сущность и содержание педагогической импровизации // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11. – No 4. – С. 10 19.
  14. Щербакова, Т. Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. – 2014. – Т. 0. С. 13 16.
  15. Харькин, В. Н. Педагогические импровизации в профессиональной деятельности учителя: диссертация. –– Москва, 1992. – 240с.  http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-improvizatsii-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya#1

     16.  Agile в образовании: http://agileineducation.ru/agile-v-obrazovanii/ 

17. Выйти из тупика: принципы Agile для современного образования, NEWTONEW. Образование как стиль жизни: https://newtonew.com/tech/agilemethodology-in-education.

18. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. — Загл. обл. : Сочинения.

19. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов ; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с. : 1 л. портр. - Указ.: с. 679-688. - Библиогр.: с. 689-691.

20. Макаренко, А. С. «Проектировать лучшее в человеке ...» / А. С. Макаренко ; авт. коммент. Л. Ю. Гордин. – Минск : Университетское, 1989. – 416 с. – (Библиотечка серии «Университет – школе»). – Библиогр. в примеч.: с. 400–416.

21.Краевский В. В. К 774 Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.

22. Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования ; Под. ред. Н. В. Кузьминой. 2-е изд. - М. : Народное образование, 2002. — С. 7-52.

23.http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/4051/Выпуск%2065%20часть%202,%202019%20год.pdf#1

24.https://studfile.net/preview/2622762/page:2/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».

Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....

Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»

Формирование у детей понятия семья и семейные традиции,  повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...

Познавательно-творческий групповой проект "День Победы!"

Данный проект направлен на формирование у детей представленийй о Великой Отечественной войне, воспитание у дошкольников чувства гордости за свою Родину....

Познавательно-творческий кратковременный проект: «Маленькие богатыри» для детей старшей группы .

Познавательно-творческий  кратковременный проект:      «Маленькие богатыри»...