Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"
статья на тему

Сучкова Наталья Михайловна

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pprs_fgos.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сучкова Наталья Михайловна

МДОУ Филинское

Особенности организации предметно-пространственной  развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС

С введением ФГОС ДОвопрос организации предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды ДОО.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Правильно организованная развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить.

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка,  способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

По ФГОСДОразвивающая предметно-пространственная среда должна быть:

●содержательно-насыщенной (оснащение средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)

●трансформируемой (изменение ППС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

●полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм т.д.);

●вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);

●доступной (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям и т.д.);

●безопасной.

Предметно-пространственнаясреда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

-спокойная: учебная,«уголок уединения», уголок книги;

-средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;

-зона насыщенного движения: спортивный уголок.

И надо помнить, что формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей.Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра – станет тормозить его.

Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:

-зона познавательного развития (учебная);

- может быть представлена мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;

-зона художественно-эстетического развития, которая представляется средствами для изодеятельности, детскими музыкальными инструментами, ''стеной'' творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;

-«лаборатория», содержащая материалы для проведения опытов;

-театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;

-зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;

-в зоне экологического воспитания имеются макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;

-игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;

-конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

-«уголок уединения»;

-для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей.Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель и оборудование, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Нами было проведено анкетирование педагогов с целью выяснить их отношение к организации ППРС в группах ДОО. На вопрос «Как часто вы обновляете предметно-пространственную развивающую среду в группе?» мы получили следующие ответы: 50% педагогов ответили «да, часто», 50% - «в зависимости от ситуации».

На вопрос «Соответствует ли ППРС в вашей группе указанным принципам?» получили следующие результаты: 25% педагогов считают, что среда в их группах полностью соответствует всем принципамрекомендованным ФГОС ДО. Ряд педагогов отмечают частичное соответствие ППРС их группследующим принципам:

-насыщенность - 50%;

-трансформируемость - 67%;

-полифункциональность- 32%;

-вариативность - 25%.

И только 8% педагогов считают, что среда в их группах не соответствует принципам вариативности и трансформируемости. Основные причины, которые указали педагоги относительно несоответствия их ППРС в группах указанным принципам следующие:

-недостаточная площадь группы – 34%;

- недостаточно материалов - 66%.

При оценке педагогами степени значимости принципов ППРС было получено следующее: на первую, вторую и третью позицию были отнесены соответственно такие принципы как – безопасность, доступность, насыщенность. На последние позиции педагоги отнесли трансформируемость, полифункциональность, вариативность. Вероятно, это связано с тем, что часть воспитателей не владеют достаточной информацией о сущности ряда принципов, которые оказались на последних позициях.

Таким образом, организация предметно - пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.  Ее необходимо обогащать элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной среды группы в условиях введения ФГОС.

Как организовать развивающую предметно- пространственную среду в ДОУ по ФГОС ДО и требования к ней....

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с введением ФГОС

Создание предметно-развивающей среды группы ДОУ, учитывая психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса....

«Организация предметно – развивающей среды в связи с введением ФГОС. Из опыта работы»

Доклад воспитателя  для педагогического совета «Организация предметно – развивающей среды  в связи с введением ФГОС. Из опыта работы» на татарском языке...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСПодготовила: Балашова Е. В.,воспитатель МКДОУ д/с «Улыбка»...

Опыт работы на тему "Предметно - пространственная развивающая среда как необходимое условие реализации ФГОС ДО"

Предметно - пространственная развивающая среда - система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценног...