ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
материал

Балашова Екатерина Викторовна

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Подготовила: Балашова Е. В.,

воспитатель МКДОУ д/с «Улыбка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Подготовила: Балашова Е. В.,

воспитатель МКДОУ д/с «Улыбка»

С введением ФГОС ДО вопрос организации предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды ДОО. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Правильно организованная развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. По ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

 ● содержательно-насыщенной (оснащение средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)

● трансформируемой (изменение ППС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

● полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм т.д.);

● вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);

● доступной (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям и т.д.);

 ● безопасной. Предметно- пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

 -спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги;

-средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;

-зона насыщенного движения: спортивный уголок.

И надо помнить, что формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра – станет тормозить его.

Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:

 -зона познавательного развития (учебная); - может быть представлена мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;

 -зона художественно-эстетического развития, которая представляется средствами для изодеятельности, детскими музыкальными инструментами, ''стеной'' творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;

 -«лаборатория», содержащая материалы для проведения опытов;

 -театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;

 -зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;

 -в зоне экологического воспитания имеются макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;

 -игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;

-конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

 -«уголок уединения»; -для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей. Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель и оборудование, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Таким образом, организация предметно - пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Ее необходимо обогащать элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

Организация предметно-пространственной среды группы в условиях введения ФГОС.

Как организовать развивающую предметно- пространственную среду в ДОУ по ФГОС ДО и требования к ней....

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....