Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями зрения "Построим дом Дружбы"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Соболева Надежда Викторовна

    Рекомендован для использования педагогам дошкольных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность с незрячими детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_postroim_dom_druzhby.docx36.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    по социально-коммуникативному развитию

    в подготовительной группе

    для детей с тяжёлыми нарушениями зрения

    Тема: «Построим дом Дружбы»

                                                                                                               

    Цель: формирование у детей дружеского отношения друг к другу.

    Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи:

     Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг”, "дружба”, "честность”, "справедливость”. Учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте, как едином неотъемлемом качестве человека, учить детей размышлять нравственной сутью поступков.

    Активизировать словарь по данной теме. Обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами, конкретизировать знания детей пословиц о дружбе.  Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.

    Коррекционно-развивающие задачи:

     Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти  друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков общения. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.

    Воспитательные задачи:

     Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них. Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость); закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе. Формировать у детей положительное отношение к себе и окружающим.

    Формы проведения: беседа, игры, упражнения.
    Предварительная работа:

         Беседы с детьми о дружбе, составление описательных рассказов о друзьях, заучивание пословиц  о дружбе,  дидактические игры «Я вежливый», «Если добрый ты», «Помоги ребятам помириться».  

    Материал: 

         Аудиозаписи песен:

    1. «Дружба крепкая»

    2.Песня старухи Шапокляк «Кто людям помогает»

    3.Улыбка (из м/ф "Крошка Енот") текст песни: Михаил Пляцковский, музыка: Владимир Шаинский.

    4.Песня друзей (из м/ф "Бременские музыканты" (текст песни: Юрий Энтин, музыка: Геннадий Гладков).

    5.Кот Леопольд - Песенка «Если добрый ты»

    6.Песня «Давай никогда не ссориться»

    7.Песня «Вместе весело шагать»

    8.Песня  «Как положено друзьям»

    9.Песня «Если друг не смеётся» (из мультфильма «Смешарики».)

    Оборудование: письмо, кирпичи для дома – мягкие модули, цветок-подсолнушек  с лепестками - пословицами, игрушки.

    План:

    • Приветствие ребят.
    • Игра «Игра «Да-да-да, Нет-нет-нет»
    • Письмо старухи Шапокляк.
    • 1 задание. Игра «Передай настроение».
    • 2 задание. Упражнение «Мостик Дружбы».
    • 3 задание. Игра «Паутинки».
    • 4 задание. Игра «Какой твой друг?»
    • 5 задание. Игра «Подсолнушек». Цель: с помощью народных пословиц сформулировать понятие «дружба».
    • 6 задание. Викторина «Кто с кем дружит».
    • 7 задание.  Игра «Узнай по голосу, кто позвал?».
    • 8 задание. «Отгадай, кто в доме поселится».

    Ожидаемый результат: повышение самооценки у детей, развитие важных положительных качеств у каждого.

    Ход занятия

    Звучит песня «Дружба крепкая».

    Дети под музыку встают в круг на ковре.

    Дети здороваются с гостями.

    Воспитатель:

    Собрались все дети в круг.

    Я - твой друг и ты - мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.”

    Дети берут друг друга за руки, поднимают их вверх и произносят: - «Один за всех, и все за одного».

    Воспитатель:

    -Ребята, а вы умеете дружить? Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает.  

    -А как вы живете в группе «Подсолнушки»?

    (дружно, мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).

    -Молодцы!  Давайте поиграем и много про вас узнаем.

    Игра: «Да-да-да, нет-нет-нет»:

    Воспитатель задает вопросы, а   дети отвечают хором.

    Будем долго  мы дружить?

    (да-да-да)

    Нашей дружбой дорожить?

    (да-да-да)

    Научились мы  играть?

    (да-да-да)

    Другу  важно  помогать?

    (да-да-да)

    Друга нужно разозлить?

    (нет-нет-нет)

    А улыбку подарить?

    (да-да-да)

    Друга стоит обижать?

    (нет-нет-нет)

    Чай с друзьями будем пить?

    (да-да-да)

    Будем крепко мы дружить?

    (да-да-да)

    Молодцы!

    Дети садятся на стульчики.

    Воспитатель:

    Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,

    Посмотрите, письмецо.

    Может, это лучик солнца,

    Что щекочет нам лицо?

    Может, это воробьишка,

    Пролетая, обронил?

    Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.

    Звучит песня Шапокляк.

    (Зачитывает письмо).

    _- Молодцы, правильно отгадали. Вы помните, кто такая Шапокляк? 
    Дети: Письмо прислала Шапокляк.

    -Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?

    Дети: Да, она улетела на воздушных шариках.

    Воспитатель: Посмотрим, что же эта дама нам пишет.

    Воспитатель зачитывает письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня на улицу 3-я Мытищинская, д. 5. Но и тут я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуйста, найти друзей. Я больше никогда не буду вредничать и хулиганить. До свидания, Шапокляк.

    Воспитатель: Как же можем помочь Шапокляк?

    Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.

    Воспитатель: Давайте построим дом дружбы, как герои известного мультфильма и позовем туда жить Шапокляк. Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич это часть дома, нашего дома Дружбы.

    А с чего начинается  дружба? С улыбки! Давайте улыбнёмся друг другу. Ведь добрая, открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Ведь улыбка – это начало дружбы.

    1 задание.

    Игра «Передай  настроение».

    - А как можно узнать настроение у человека?

    По выражению лица и  по интонации, с которой он говорит. Я буду произносить фразу, а вы будете называть настроение, с каким я его произнесла.

    Фразу произносят с разной интонацией:

    Скоро наступит весна.

         Ребята теперь вы поняли, что улыбка ничего не стоит, но цениться очень дорого. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

    Хочешь завоевать друзей? Улыбайтесь, как можно чаще.

    Давайте заложим первый кирпичик для дома Дружбы.

    Звучит мелодия «От улыбки хмурый день светлей».

    Воспитатель:

    -Что такое дружба?

    2 задание.

     Упражнение  «Интервью».

    (Предполагаемые ответы детей:

     Дружба – это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться.

     Быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить).

     Не зазнаваться (не завидовать), если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться воспитателю.

    Если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить. Если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого человека).

     Быть честным это значит надо говорить только правду,  быть правдивым, искренним, добросовестным человеком; заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку).

     Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать доброе дело не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы.

    Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.

    Воспитатель: А с кем можно дружить?

    Дети: С тем, кто нравиться тебе. С тем, кто делиться с тобой. С тем, кто не обижает тебя.

    Воспитатель: Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

    Дети: Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.

    Воспитатель: Друзья познаются в счастье или в беде?

    Дети: В беде друзья всегда помогут.

    Воспитатель: Приятно ли вам, когда друзья разделяют с вами радость? А неприятности? Что друзья могут делать вместе?

    Дети: Друзья могут вместе играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать и т.д.

    Воспитатель: Вы очень правильно рассказали о дружбе. Давайте поиграем.

    Воспитатель: Молодцы! Мы прошли второй  этап пути. И можем заложить второй  кирпич дома дружбы. Звучит песня «Ничего на свете лучше нету».
     Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба?

    Пальчиковая гимнастика

    Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

    (соединять пальцы в «замок»)

    С вами мы подружим маленькие пальчики.

    (касание кончиков пальцев обеих рук)

    Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

    (парное касание пальцев от мизинцев)

    Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

    (руки вниз, встряхнуть кистями)

    3 задание.

    2.Игра «Паутинки». 

    Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Кире. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.

    Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

    Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

    Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

    Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

    Звучит песня «Если добрый ты»

    Воспитатель: Третий  кирпичик дома дружбы мы заложили.

    4 задание.

    Игра  «Какой твой друг». 

    Я передаю мячик кому-нибудь из вас и говорю, какой ваш друг. А вы должны  исправить мои ошибки, если я их допустила.
    -Твой друг – плохой? ( Нет, мой друг хороший)
    -Твой друг – капризный? (Нет, мой друг жизнерадостный)
    -Твой друг жадный? (Нет, мой друг щедрый)
    -Твой друг ленивый? (Нет, мой друг трудолюбивый)
    -Твой друг злой? (Нет, мой друг добрый)
    -Твой друг вредный? (Нет, мой друг послушный)
    -Твой друг глупый? (Нет, мой друг  умный)
    -Твой друг грустный (Нет, мой друг веселый)
    -Твой друг страшный? (Нет, он красивый)

    Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей)

    Воспитатель:

    Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же.

    Воспитатель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться? (ответы детей : уметь договариваться). Но, а если вы поссорились, тогда к нам на помощь приходит мирилка:

    Не хотим мы больше злиться,
    Будем, будем мы мириться,
    Злюка, уходи от нас.
    Мы опять друзья сейчас!

     Звучит песня «Давай никогда не ссориться»

    Молодцы, четвёртый  кирпичик нашего дома Дружбы можно заложить.

    Физминутка.

     Встаньте дети, встаньте в круг,

    Я твой друг и ты мой друг.

    Влево, вправо повернитесь

    И друг другу улыбнитесь.

    Руки к солнцу протянули,

    Лучики поймали

    И к груди скорей прижали.

    С этим лучиком в груди

    Ты на мир ясней гляди.

    5 задание.

    Игра «Лепестки подсолнушка».

    Пословицы:

     Ссора до добра (не доводит).

     Нет друга – ищи, а нашел, (береги).

     Не имей сто рублей, а имей сто (друзей).

     Один за всех, и все (за одного).

     Человек без друзей, что дерево (без корней).

     Друг за друга держаться - ничего (не бояться).

     Друзья познаются (в беде).

     Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

    Воспитатель: Молодцы много знаете пословиц о дружбе!

    Звучит песня»Вместе весело шагать»

    Пятый кирпичик положили.

     6 задание.

    Викторина «Кто с кем дружит?» 
    Отвечайте все вместе, дружно, но не громко.

    1. Девочка Маша и …

    2. Винни-Пух и …

    3. Мальчик по имени Малыш и …

    4. Добрая Белоснежка и …

    5. Забавный Винни-Пух и …

    6. Зеленый крокодил Гена и …
    Молодцы! Знаете сказки. Читая книжки, вы, ребята, сами того не зная, приобретаете себе настоящих друзей – литературных героев.

    Звучит песня «Как положено друзьям»
    Воспитатель
    :

    Поставим  шестой  кирпичик дома Дружбы.

    ВоспитательМолодцы! Вас ничто не может разлучить.

    7.Задание «Отгадай, кто поселится в доме Дружбы?».

    Постановка крыши. Детям предлагаются знакомые  игрушки. Каждый ребёнок обследует игрушку, описывает и называет её. Затем сажают игрушку около домика. Обследуем дом.

    Воспитатель:  Новоселье жильцов справим позже.  И даже пригласим старуху Шапокляк. А сейчас я хочу похвалить всех вас. Как много трудных заданий мы выполнили, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Благодаря вашим стараниям дом Дружбы получился большим и красивым!

    Сейчас вы только учитесь дружить. Понять цену настоящей дружбы вы сможете позднее. Пришло время составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни. А я эти правила запишу в нашу книгу друзей.

    • Помогать другу.

    • Быть честным.

    • Уступать.

    • Не бояться просить прощения.

    • Не грубить.

    • Не жадничать.

    • Не злиться.

    V. Подведение итогов. 
    О чём мы говорили с вами на нашем занятии. Какие знания вы унесёте сегодня с собой? (ответы детей).
    Помогайте друг другу, ребята, в трудную минуту, ищите верных друзей. А сейчас давайте улыбнёмся и скажем друг другу известные вам слова:

     «Как семечки подсолнушков держимся мы вместе

    Дружим очень крепко, живём мы интересно!»

     И мне кажется, эту дружбу вы пронесёте через всю жизнь. А первым домом Дружбы для вас стал наш детский сад и школа. Растите добрыми и дружными, дорогие мои «Подсолнушки»! Звучит песня «Если друг не смеется».
    Дети прощаются и уходят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе.

    Тема: «Путешествие на остров «Фантиков».Группа: подготовительная группа. Задачи:Образовательная-обогащать знание детей об  истории появления конфет, расширять  кругозор;умение...

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

    Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО « Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Мы- волшебники».

    Цель: развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций. Задачи:• Совершенствовать интонационную выразительность речи; диалогическую речь;• Расширять знания детей...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Матрешки-сестрицы»

    Программное содержаниеЦель: дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов.Образовательные задачи: - познакомить детей с историей рождения русской деревянной матре...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе для детей с нарушением интеллектуального развития "Ромашковое поле"

    Цель: формировать представление детей о луговых цветах.Задачи:Образовательные: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования: восковые мелки и акварель; продолжать знакомить детей с луговыми ц...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему: «Цветок дружбы»

    Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо ОО «Речевое развитие» в подготовительной группена тему: «Цветок дружбы»...