Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Матрешки-сестрицы»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Бауэр Лариса Петровна

Программное содержание

Цель: дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрешки;

- показать разнообразие видов данной игрушки;

- расширять знания детей о народных промыслах России посредством знакомства с русской матрешкой;

- увлеченно и творчески создавать дизайн - изделия;

- совершенствовать умение составлять композицию, используя растительные мотивы народных орнаментов

Развивающие задачи:

- развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России;

- развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;

- формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной

Воспитательные задачи:

- содействовать патриотическому воспитанию дошкольников. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;

- воспитывать у детей эстетический и художественный вкус,  умение работать в группе, самостоятельность, активность

Предварительная работа: рассматривание матрешек, просмотр анимационного фильма «Секрет матрешки», документальных фильмов «Русская традиционная деревянная игрушка», «История русской матрешки», прослушивание русских народных мелодий.

Материал и оборудование. Матрешки-игрушки и иллюстрации. Фото с изображением процесса изготовления матрешек. Портрет художника              С.В. Малютина. Записи русских народных мелодий. Кисти; краски; заготовки матрешек, вырезанные из бумаги. Импровизированный «зеленый луг».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Современные образовательные технологии: технологии ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технологии художественного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshki-sestritsy.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе

«Матрешки-сестрицы»

Воспитатель:                                                                         Бауэр Л.П.

Славянск-на-Кубани

2016

Программное содержание

Цель: дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрешки;

- показать разнообразие видов данной игрушки;

- расширять знания детей о народных промыслах России посредством знакомства с русской матрешкой;

- увлеченно и творчески создавать дизайн - изделия;

- совершенствовать умение составлять композицию, используя растительные мотивы народных орнаментов

Развивающие задачи:

- развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России;

- развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;

- формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной

Воспитательные задачи:

- содействовать патриотическому воспитанию дошкольников. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;

- воспитывать у детей эстетический и художественный вкус,  умение работать в группе, самостоятельность, активность

Предварительная работа: рассматривание матрешек, просмотр анимационного фильма «Секрет матрешки», документальных фильмов «Русская традиционная деревянная игрушка», «История русской матрешки», прослушивание русских народных мелодий.

Материал и оборудование. Матрешки-игрушки и иллюстрации. Фото с изображением процесса изготовления матрешек. Портрет художника              С.В. Малютина. Записи русских народных мелодий. Кисти; краски; заготовки матрешек, вырезанные из бумаги. Импровизированный «зеленый луг».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Современные образовательные технологии: технологии ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технологии художественного творчества

Ход НОД:

Воспитатель: О чем сегодня на занятии пойдет речь, вы узнаете, дети, отгадав мою загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока

А внутри секреты есть:

Может – три, а может шесть.

Разрумянилась немножко,

Это русская …….?

Дети: Матрешка!

Воспитатель: Правильно, разговор сегодня пойдет о старинной русской народной игрушке матрешке. А что вы знаете о матрешке? (Ответы детей)

Воспитатель: Матрешка – одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Сегодня я приглашаю вас в музей деревянной игрушки, где вы познакомитесь с историей появления матрешки.

(Дети вместе с воспитателем входят в импровизированный музей).

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут

Кукла первая толста,

А внутри она пуста

Разнимается она

На две половинки

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую –

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая,

В ней живет шестая.

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд

Сестры – куколки стоят.

- «Сколько вас?» - у них мы спросим

И ответят куклы: «Восемь!»

(чтение стихотворения сопровождается показом матрешек).

Воспитатель: Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100  лет назад. Придумал её художник Сергей Васильевич Малютин. Первая русская матрёшка была выточена токарем В. Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина.  Художник назвал её старинным русским именем – Матрёшей. Именно так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку Матрёну в сарафане и платке. Матрёшку сразу полюбили взрослые и дети. Каждый радовался игрушке. Уж больно она хороша! Проста, приветлива, да ещё внутри целое семейство прячется.

В 1900 году матрёшки появились на Всемирной выставке в Париже и сразу завоевала признание. Тема матрёшки постоянно развивалась и совершенствовалась.

Сегодня появились самые разнообразные матрёшки – персонажи из произведений известных писателей и народных сказок. Стали появляться матрёшки – мужчины. Это герои – богатыри из различных сказок и просто весёлые молодцы с балалайками, цветами и другими предметами. Матрёшки отличаются формой, размером, росписью, количеством вкладышей (мест). Наиболее распространенными были 3, 8, и 12 местные матрёшки. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций и игрушек-матрёшек). Наиболее известны матрёшки, сделанные в городах Семёнове и Загорске. Семёновские – более стройные. Перед росписью их деревянная поверхность покрывается картофельным клейстером, потом раскрашивается и лакируется. Матрёшек изображают бойкими девушками в ярких цветных полушалках. Загорские художники расписывают фигурки без подготовки поверхности, сразу гуашью по дереву. Их матрёшки более приземистые, а верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. Полхов-Майданские матрёшки тоньше и выше семёновских и загорских. Роспись нарядная, весёлая, цвета: малиновый, зелёный, синий, красный. Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране. Она стала традиционным русским сувениром.

Сейчас мы посмотрим процесс изготовления матрешки. (Рассказ сопровождается показом слайдов).

Воспитатель. Ребята как вы думаете,  из чего делают матрешку? (Ответы детей). Вы правы  матрешек делают из дерева.  Как вы думаете, из какого дерева? (Ответы детей). Для того чтобы матрёшки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке, затем грунтуют, расписывают и после этого покрывают несколько раз лаком.

Каждая игрушка хороша по-своему: одна – весёлая, другая - задумчивая, третья – озорная. Всё зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы. Но у них и много общего – все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Наступит время, и, может быть, кто-то из вас придумает своих, новых матрёшек, которые будут двигаться и разговаривать.

Физминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

 Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)

Девчонки озорные, Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

 Вы похожи словно сестры.

 Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель.  Вот тут у меня целая семья матрёшек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Матрёшки очень яркие, красивые, но чего-то им не хватает… Ах, да ведь у них совершенно чистые фартуки! Да и наряд скучный, слишком однотонный для русской игрушки. Давайте мы их сейчас украсим. А чтобы лучше отличать сестричек друг от друга, мы сейчас их распишем, каждый на свой вкус.

Нарисуем на платочках

Очень яркие цветочки,

Завитки, листочки,

Маленькие точки.

Постараемся немножко –

Станет радостной матрёшка.

(Дети проходят к столам и занимают свои рабочие места.) - Дети, давайте ещё раз повторим, какие элементы, декоративной росписи лучше использовать для украшения наших матрёшек.

Дети: Цветы, листочки, точки, кружочки, волнистые линии, завитки, целые букеты.

Воспитатель: А какие цвета лучше использовать?

Дети: Жёлтый, красный, синий, зелёный.

Воспитатель: Подбирайте цвета так. Чтобы матрёшка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисти, лепестки цветов короткими толстыми штрихами. Дети расписывают матрёшек. Звучат русские народные мелодии в записи. А теперь, скажите мне, что нового и интересного вы сегодня узнали о матрёшках? (Ответы детей)

Воспитатель: Теперь давайте поиграем в такую игру – кто больше хороших слов о матрёшке скажет, какая она? (Ответы детей) Какие вы молодцы! Сколько слов о матрешке подобрали! И вот за это матрёшка прислала вам угощенья. (Угощенья для детей.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы?  А теперь расскажите о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке. (Ответы детей) Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому творчеству(аппликации) в средней группе «Снеговики катаются на лыжах».

Цель:  продолжить работу, проделанную дома с родителями по пособию «Детский календарь» Задачи: - учить рассказывать о зиме и зимних забавах.- продолжать учить наклеивать готовые формы на лис...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие на остров «Фантиков».Группа: подготовительная группа. Задачи:Образовательная-обогащать знание детей об  истории появления конфет, расширять  кругозор;умение...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО « Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Мы- волшебники».

Цель: развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций. Задачи:• Совершенствовать интонационную выразительность речи; диалогическую речь;• Расширять знания детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями зрения "Построим дом Дружбы"

Рекомендован для использования педагогам дошкольных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность с незрячими детьми....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему: «Цветок дружбы»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо ОО «Речевое развитие» в подготовительной группена тему: «Цветок дружбы»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебное перевоплощение соли »

Cоздать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Закреплять представления детей по познавательно -исследовательскому развитию в обла...