Логоритмические комплексы в работе с детьми ОВЗ
консультация (средняя группа) на тему

Литвинова Л. Н.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения, массаж БАЗ, гимнастика для глаз ..........

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логоритмические комплексы2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Слайд 2

Дети слегка открывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят им движение вперёд-назад. Затем язык убирают в рот. Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность. Дети имитируют звуки ветра в лесу. Логопед использует приёмы крещендо, деминуэндо и глиссандирования звуков. Можно менять темп и ритм выполнения упражнения. «ПРОГУЛКА В ОСЕННЕМ ЛЕСУ» Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок» Пальчиковая гимнастика «Вышла осень погулять» Вышла осень погулять, «Идти» указательным и средним пальцами обеих рук по столу. Стала листья собирать. Одной рукой «подбирать» листья и «класть» в другую руку. Дыхательное упражнение «Ветер и листья» После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносить звук «ф». Затем на одном выдохе произносить несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускать руки вниз: «листья опадают». Голосовое упражнение «Ветер, ветерок, ветрище»

Слайд 3

В лес осенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти. Друг за дружкой становитесь, Крепко за руки беритесь. По дорожкам, по тропинкам, По лесу гулять пойдём. Может быть, в лесу осеннем Мы г рибочки собер ём. Дети берутся за руки. Идут за логопедом хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями. Тили-тили-тили-бом! Сбил сосну Зайчишка лбом! Приставить ладони козырьком ко лбу, энергично разводить их в стороны и сводить вместе. Жалко мне Зайчишку, Носит Зайка шишку. Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам. Поскорее сбегай в лес, Сделай Заиньке компресс. Раздвинуть указательный и средний пальцы. Остальные пальцы сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед ухом и за ухом. Упражнение на координацию речи с движениями «В лес осенний на прогулку» Массаж БАЗ «Тили-тили-тили-бом!»

Слайд 4

Дятел сверху, тук да тук. Д вижения глазами вверх – вниз. Глазки ты закрой – открой, Открывают – закрывают глаза. И скорей беги домой! Бег на месте на носочках. Логоритмическое упражнение «Вдруг закрыли небо тучи» Упражнение для развития зрительно-пространственного гнозиса «Вот стоит осенний лес» Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки. Долго дождик будет плакать, Разведёт повсюду слякоть. Прыгают на носочках, держа руки на поясе. Грязь и лужи на дороге, Приседают. Поднимай повыше ноги. Идут по кругу, высоко поднимая колени. Вот стоит осенний лес: В нём много сказок и чудес! Выполняют круговые движения глазами. Слева – сосны, справа – ели. Выполняют движения глазами влево – вправо.

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика «Язычок здоровается с верхней губой» Дети приоткрывают рот, кладут широкий край языка на верхнюю губу, держат его в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот. Нужно обратить внимание на то, чтобы двигался только язык, а нижняя губа не «помогала» ему. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет его мышцы. «ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА» Мы – певцы, певцы лесные, Песни мы поём простые. О цветах, о солнышке, О маленьком воробышке. «Чик-чирик» в высоком регистре. Пальчики – головка, Крылышки – ладошка. «Фыр-фыр» с пальчиковой гимнастикой. Сидит филин на дубу, И кричит: «Бу-бу, бу-бу!» В низком регистре с пальчиковой гимнастикой. Ударять ладонями рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми. Фонопедическое упражнение «Мы – певцы, певцы лесные» Ритмическое упражнение « Капли » Капля – раз! Капля – два! Капли медленно сперва. Стали капли ударять, Капля каплю догонять. А потом, потом, потом – Всё бегом, бегом, бегом. До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой!

Слайд 6

Пальчиковая игра « Осенний букет » Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. Сжимать и разжимать кулачки. Листья берёзы, листья рябины, Листики тополя, листья осины. Листики дуба Мы соберём. Загибать поочерёдно пальцы. Маме осенний букет отнесём. Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперёд ладошки. Песню осеннюю маме споём. Солнышко с тучками В прятки играло. Солнышко тучки-летучки считало: Посмотреть глазами влево – вправо. Серые тучки, чёрные тучки: Лёгких – две штучки, Низких – три штучки. Посмотреть глазами вверх – вниз. Тучки попрятались, тучек не стало. Закрыть глаза ладонями. Солнце на небе вовсю засияло. Поморгать глазами. Гимнастика для глаз « Солнышко и тучки »

Слайд 7

Горох: « О-хо-хох! » Легко ударять пальчиками по коленкам. Огурец: « Ух! Ух! » Хлопать в ладоши. Динамическое упражнение « Овощи » Плавно идёт капуста, Шаг с носочка. Важно шагает помидор. Шаг на всей стопе. Осторожно идёт редиска, Ходьба на носках. Легко бежит горошек. Лёгкий бег на носках. Не спеша вышагивает редька. Ходьба на пятках. Вприскачку спешит морковка. Подскоки. Маршируют молодцы-огурцы! Шаг марша. Отдувается капуста: « Ах! Ах! » Обмахивать лицо ладошками. Морковка: « Эх! Эх! » Хлопать по коленкам. Релаксационное упражнение « Овощи отдыхают »

Слайд 8

«ПОЛНАЯ КОРЗИНКА» На щётку колючую О чень похож, В клубочек свернувшийся, М аленький (ёж). Дети произносят на активном выдохе: « пых » . Упражнение способствует укреплению губ и обучает равномерному выдоху. Показать мимикой, как испугались какого-то шороха, потом залюбовались красивым пейзажем, обрадовались большому грибу, огорчились червивому. Дети имитируют движения, мимикой передают различные состояния. Дети имитируют звук ветра и шелест листьев. Дыхательное упражнение « Пыхтелка » Мимическое упражнение « В лесу » Фонопедическая гимнастика « Мы по лесу идём » Мы по лесу идём, Листья сыплются дождём. Ветер поднимается, Листья опускаются.

Слайд 9

Массаж БАЗ (биологически активных зон) « Ёжик » Жа-жа-жа, мы нашли в лесу ежа. Слегка касаясь пальцами, провести по лбу. Жу-жу-жу, подошли мы к ежу. Слегка касаясь пальцами, провести по щекам. Ужа-ужа-ужа, впереди большая лужа. Приставить ладони ко лбу, как бы изобразив козырёк, и растереть лоб движениями: в стороны – вместе. Жок-жок-жок, надень, ёжик, сапожок. Кулачками массировать крылья носа. Логоритмическое упражнение « Дружно по лесу гуляем » Дружно по лесу гуляем, Шаги на месте. И листочки собираем. Наклоны вперёд. С обирать их К аждый рад – Просто чудный Л истопад! Прыжки на месте, с хлопками в ладоши. Выполнять движения в соответствии с текстом. Упражнение на координацию речи с движениями « Гуси серые летели » Гуси серые летели, На лужайку тихо сели. Походили, поклевали, И тихонько побежали.

Слайд 10

Это ветер листья носит. Движение глазами по кругу сначала в одну, затем в другую сторону. Координация речи с движениями « Медвежата » Медвежата в чаше жили, Головой своей крутили. Вот так, вот так, Головой своей крутили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так, Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили, И из речки воду пили. Вот так, вот так, Медвежата воду пили. А потом они плясали, К солнцу лапы поднимали. Вот так, вот так, К солнцу лапы поднимали. Выполнять движения в соответствии с текстом. Упражнение для развития зрительно-пространственного гнозиса « Жёлтый – красный » Жёлтый – красный, Красный – жёлтый. Разный красный, Жёлтый разный. Проследить глазами за движением листочка вверх – вниз, вправо – влево. Звонкий ветер – это осень. Поморгать глазами. Закрыть глаза.

Слайд 11

«СУНДУЧОК ОСЕНИ» Словно рыженькая стрелка, По деревьям скачет белка. Поднять верхнюю губу и опустить нижнюю, обнажая сомкнутые зубы. Упражнение развивает подвижность и укрепляет мышцы губ. Кисть лев ой руки располагается вертикально, кисть п равой расположена горизонтально на кисти л евой руки. Рот открыт, язык упирается в нёбо. Передать эмоциональное состояние: вы заблудились в лесу, огорчились, испугались, взяли себя в руки пытаетесь найти выход из сложной ситуации. Логоритмическое упражнение « Листья » Листья осенние тихо кружатся, Кружиться, расставив руки в стороны. Листья нам под ноги тихо ложатся. Присесть. И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо. Будто опять закружиться хотят. Покружиться на носочках. Артикуляционная гимнастика « Белка » Биоэнергопластика « Грибок » Мимическое упражнение « Заблудились в лесу, огорчились »

Слайд 12

Упражнение для развития зрительно-пространственного гнозиса « Осень по опушке краски разводила » Осень по опушке краски разводила, По листве тихонько кистью поводила. Круговые движения глазами: влево – вверх – вправо – вниз, вправо – вверх – влево – вниз. Пожелтел орешник и зарделись клёны, Посмотреть влево – вправо. В пурпуре осинки, только дуб зелёный. Посмотреть вверх – вниз. Утешает осень: не жалейте лета, Посмотрите – осень в золото одета! Зажмурить глаза, потом поморгать. Логоритмическое упражнение «Осень. По утрам морозы» Осень. По утрам морозы. Дети встают на носочки, поднимают руки вверх, потом приседают. В рощах желтый листопад. Кружатся на носочках. Руки на поясе. Листья около березы Золотым ковром лежат. Приседают. Плавные движения руками перед собой влево-вправо. В лужах лед прозрачно-синий, Бегут по кругу на носочках. На листочках белый иней. Останавливаются, приседают.

Слайд 13

Ты красивый, но не рвём! Погрозить пальчиком. И в корзинку не берём! Прямая ладонь от себя – отрицающий жест. Релаксационное упражнение « Мы пришли в осенний лес » Мы пришли в осенний лес, Полный сказочных чудес. Золотом листва сияет, Нежно солнце согревает. Так приятно и легко, Дышим ровно, глубоко. Пахнет хвоей и грибами, И опавшею листвой. Мы прекрасно отдыхаем, Расслабляемся с тобой. Так приятно и легко, Дышим ровно, глубоко. Стали птицы распевать, Ну а нам пора вставать! Дружно, сладко потянулись, И с улыбкой все проснулись! Выполнять движения в соответствии с текстом. Пальчиковая гимнастика « Красный-красный мухомор » Красный-красный Мухомор – Соединить кончики пальцев, изображая шляпу гриба. Белых крапинок узор. Одна рука – « шляпка гриба » , указательным пальцем другой руки показывать « крапинки » .