Дифференцированный подход к коррекции речевой и двигательной сферы посредством использования логоритмических игр и упражнений в музыкальной деятельности (из опыта работы с детьми с нарушениями речи).
статья на тему

Хорошкина Ирина Александровна

Описан опыт работы по использованию логоритмических игр и упражнений с музыкальным сопровождением в коррекции речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Дифференцированный  подход  к  коррекции  речевой  и  двигательной  сферы посредством использования логоритмических игр и упражнений в музыкальной деятельности (из опыта работы с детьми с нарушениями речи).

Хорошкина Ирина Александровна – музыкальный руководитель

      По статистическим данным ежегодно возрастает число детей, имеющих речевые нарушения. Коррекционная работа представляет проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. В наблюдениях за поведением и развитием детей с нарушением речи была четко установлена непосредственная связь их психического развития с уровнем двигательной активности (Ю.Змановский, 1978г.). Для детей с речевыми нарушениями само двигательное задание представляет большую трудность, не говоря уже о выполнении его под музыку. Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача специалистов, работающих с детьми состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка (В.Гринер, 1958г.).    

     То есть, между  движением  и  речью  прослеживается  тесная  взаимосвязь. Нарушения  моторики  оказывают  прямое  влияние  на  произносительную  сторону  речи,  которая  у  большинства  детей  страдает.  Ни  моторное, ни  речевое  развитие  спонтанно не  достигнут  своего  онтогенетического  уровня. На сегодняшний день в коррекционной педагогике найдено средство, которое является неотъемлемым звеном в комплексной системе коррекционной работы, направленной одновременно на преодоление недостатков и улучшение моторной и речевой сферы ребенка. По мнению ведущих российских ученых им являются логоритмические игры и упражнения (В.А.Гиляровский, Ю.А.Флоренская, В.А.Гринер, Н.А.Рычкова, Г.А.Волкова и др.), как система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

         Логоритмические игры и упражнения в музыкальной деятельности позволяют осуществлять  дифференцированный  подход  к  коррекции  речевой  и  двигательной  сферы.  

      Работая в ДОУ, специалисты постоянно осуществляют поиск оптимальных путей преодоления речевых нарушений детей. Результаты диагностического обследования показали, что   85% детей, поступающих в детский сад по результатам обследования ПМПК г.Новочеркасска имеют низкий уровень развития общих речевых навыков, сформированности общей  моторики:    мышечный  тонус  повышен,  нарушены  статическая  и  динамическая  координация  движений,  переключаемость  движений, согласованность движений с речью,  темп,  ритм. Поэтому, было решено включить в комплекс коррекционных мероприятий логоритмические игры и упражнения в процессе музыкальной деятельности с целью нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи. Учитывая актуальность вопросов, мною была выбрана тема «Использование логоритмических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений у детей в процессе музыкальной деятельности».

      Научно-теоретическими основами темы, над которой я работала стали:

- Исследования А.В.Запорожца, в которых раскрыты вопросы о влиянии развития системы движений на развитие психических процессов, в том числе и речи.

- Исследования теоретических, методических и практических аспектов использования логоритмики в дошкольных учреждениях В.А. Гиляровского, Ю.А. Флоренской, В.А.Гринер, Н.А.Рычковой. В данных исследованиях говорится о том, что ритмика формирует у детей чувство ритма и музыкальности и может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств и заболеваний. Акцентируется внимание на необходимости подхода к средствам логоритмики как к системе постепенно усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком дошкольного возраста с учетом структуры его речевого дефекта. (Г.А.Волкова, 2003).

- Метод Э.Жака -  Далькроза, который заключается в том, что при помощи сочетания ритма, музыки и движения решается задача «воспитания ритма при помощи ритма» с учетом принципов интереса и доступности. Данный метод позволяет развивать у  детей активность, внимание, интеллект и впечатлительность. Движения выполняются свободно, они как бы «вытекают» из музыки. Это позволяет выполнять ритмические упражнения всем детям вне зависимости от интеллектуального, моторного и физического развития (Э. Килинска-Эвертовска, 1978).

- Опыт работы О.С.Боромыковой основан на методе Э.Жака-Далькроза и К.Орфа, ею предложены разнообразные упражнения и попевки, позволяющие формировать умение согласовывать движения с речью, определены требования к проведению занятий с использованием логоритмических игр и упражнений.

- В опыте работы Мухиной А. Я. представлена авторская методика ритмического и логоритмического воздействия в процессе формирования общей моторики и просодической стороны речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

      Для реализации выбранной мною темы и успешности коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо было более глубокое изучение возможностей использования  логоритмических игр и упражнений в комплексном методе коррекции речевых нарушений детей. В связи с этим мною были  пройдены в РО ИПК и ПРО курсы повышения квалификации и курс семинарских занятий по проблеме «Современные программы и технологии музыкального развития дошкольников в воспитательно-образовательном процессе ДОУ», дополнительная профессиональная подготовка по использованию компьютерных технологий в образовании программы Intel «Обучение для будущего». Принимала участие в работе ГМО музыкальных руководителей г.Новочеркасска, изучая   проблему «Развитие детского творчества путем интеграции различных видов музыкальной деятельности». В процессе самообразования мною изучена методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Р.Л.Бабушкиной, О.М.Кисляковой «Логопедическая ритмика», методическое пособие Бурениной А.И. «Коммуникативные танцы – игры для детей», Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», Е.В.Горшковой «От жеста к танцу», опыт работы М.Ю.Картушиной «Логоритмика для малышей», С.Руднева, Э.Фиш «Ритмика. Музыкальное движение», Н.Г.Кононовой «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», О.С.Боромыковой «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением», а также опыт работы педагогов ДОУ, опубликованный в журналах «Музыкальный руководитель», «Дошкольная педагогика».  Н.А.Щербакова в цикле статей по теме «Музыкальное воспитание детей с нарушением речи» акцентирует внимание на особенностях использования логоритмических игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, заиканием. Отмечает, что музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий, выполнение логоритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию  игре, в двигательной импровизации.

            Изученная методическая литература и опыт работы педагогов по данной проблеме позволил мне систематизировать материал, выделить специфику работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, заиканием, общим недоразвитием речи.

                  Основной целью работы стало использование логоритмических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений детей в процессе музыкальной деятельности.

      Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Разработка перспективных планов по использованию логоритмических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений детей в процессе музыкальной деятельности.
  2. Преодоление речевых нарушений детей посредством логоритмических игр и упражнений во взаимодействии со специалистами.

      Работа по теме осуществлялась мною с учетом как общедидактических, так и специфических принципов, таких как:

- принцип развития, который обусловил одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания;

-   принцип всестороннего воздействия обусловил общее влияние на организм ребенка. Действия в качестве неспецефической терапии, ритмические и логоритмические средства способствовали повышению общей тренированности организма, позволяли совершенствовать общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма;

- этиопатогенетический принцип, учет которого позволил осуществлять дифференцированное построение музыкальных занятий с использованием логоритмических игр и упражнений в зависимости от причины и патогенеза речевого нарушения;

-  принцип комплексности обусловил связь логоритмических игр и упражнений с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности.

      Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определили единство развития и коррекции функциональных систем детей с речевыми нарушениями.

      Для решения поставленных задач были выделены следующие этапы работы.

      Информационно-аналитический этап, целью которого стал сбор информационных данных по использованию в коррекции речевых нарушений детей логоритмических игр и упражнений во взаимодействии специалистов ДОУ.

      В результате полученной информации я выяснила, что:

- у 63% детей, посещающих ДОУ отмечается низкий уровень  развития общих речевых навыков, сформированности общей  моторики:    нарушены  статическая  и  динамическая  координация  движений,  переключаемость  движений, согласованность движений с речью,  темп,  ритм, недостаточное развитие дыхательной и голосовой функции, и лишь у 37% детей отмечается средний уровень развития данных показателей;

- на музыкальных занятиях, в праздниках, развлечениях недостаточно использовались логоритмические игры и упражнения;

- анализ показал недостаточное взаимодействия специалистов и воспитателей по данной проблеме в практической реализации.

     Все вышеперечисленное определило необходимость  систематизации имеющегося материала для написания перспективного плана и подбора совместно с учителями-логопедами, инструктором по физической культуре логоритмических игр и упражнений, соответствующих индивидуальным особенностям развития детей и включение их в разные виды деятельности.   На заседании ПМПк учитель-логопед и инструктор по физической культуре ознакомили с результатами диагностического обследования и разработали рекомендации для каждого ребенка. Результаты диагностики и рекомендации стали основой моей работы на планово-прогностическом  этапе и этапе практической реализации.

      На планово-прогностическом этапе мною были разработаны перспективные планы по использованию логоритмических игр и упражнений с музыкальным сопровождением для детей среднего и старшего дошкольного возраста, ориентированные на работу учителя-логопеда и предложенные им лексические темы.

        Учителя-логопеды, инструктор по физической культуре оказали помощь в подборе соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям развития детей логоритмических игр и упражнений.

        Игры и упражнения, включенные мною в содержание плана, направлены на:

  • развитие чувства ритма – музыкально – дидактические, логоритмические игры и упражнения, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического слуха;
  • развитие музыкальных сенсорных способностей – распевки, музыкально-дидактические игры, игры на музыкальных инструментах, направленные на развитие метра, тембра, темпа, чистоты интонирования;
  •  формирование правильного физиологического дыхания;
  • развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
  • развитие коммуникативных навыков – коммуникативные танцы-игры.

      Методическим обеспечением стали разработанные мною:

- серия конспектов музыкальных занятий, развлечений,  в которые включены логоритмические игры и упражнения;

- составлены картотеки логоритмических игр и упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста, распевок.

       Для реализации плана во взаимодействии мною были разработаны и проведены консультации для педагогов   по проблеме «Влияние логоритмических упражнений на здоровье детей на занятиях и в совместной деятельности», «Использование элементов музыкотерапии в организации жизнедеятельности детей в течение дня», для родителей ДОУ по проблеме «Развитие общей моторики ребенка посредством использования логоритмических упражнений», «Музыка в жизни ребенка», которые способствовали более активному использованию логоритмических игр и упражнений в других видах деятельности.

      Целью этапа практической реализации стала реализация разработанных перспективных планов в комплексе мероприятий по преодолению речевых нарушений детей во взаимодействии со специалистами.

       С этой целью в музыкальном зале была создана коррекционно-развивающая среда, позволяющая решать задачи коррекции речевых нарушений и развития слухо-зрительно-двигательной координации  у детей: музыкальное оборудование для развития ритмического, звуковысотного, фонематического слуха и  правильного физиологического дыхания, шумовые инструменты, подбор фонограммы для развития тембрового, ритмического и фонематического слуха, а также  изготовлены музыкально-дидактические игры и пособия для развития  общей моторики, физиологического дыхания. Игровой дидактический материал располагался в поле зрения ребенка, что благотворно влияло на самостоятельную его активность и деятельность.

      В группах  также были созданы условия для развития ритмического, звуковысотного, фонематического слуха (шумовые инструменты, металлофон и др.), использовались фонограммы для развития тембра, ритма, изготовлены музыкально-дидактические игры («Ритмические рисунки (2 и 4 четверти)» и др.), а также подобраны игры для развития общей моторики, физиологического дыхания, что позволило осуществлять работу в данном направлении во взаимодействии. По моим рекомендациям воспитатели включали логоритмические игры и упражнения в утренние ритуалы приветствия, минутки здоровья, как физминутки на занятиях. Инструктор по физической культуре использовал логоритмические игры и упражнения, включая их в комплексы утренней гимнастики.

       Логоритмические игры и упражнения я включала в содержание музыкальных занятий. Содержание данных игр и упражнений я напрямую связывала с задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе и согласно речевым диагнозам детей, программным требованиям по музыкальному воспитанию, а также изучаемой лексической темой («Игрушки», «Осень», «Сад. Огород» и т.д.). Сюжетно – тематическая организация  занятий  позволяла  каждому ребенку  чувствовать себя  комфортно, уверенно,  так как в  игре максимально  реализуются  потенциальные  возможности детей. 

Используя разнообразные игры и упражнения на музыкальных занятиях, я постепенно отбирала те, которые давали наиболее ощутимые результаты в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР), с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН), с задержкой психического развития (ЗПР), с заиканием: коммуникативные танцы-игры, музыкально-дидактические игры и упражнения,  речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение; ритмические игры для развития музыкально-ритмического слуха: «Капли», «Ежик и барабан», «Мосток», «Лягушки», «Мороз», «Ритмическое эхо», «Строители», игра не музыкальных и шумовых инструментах и т.д.

      Особенно привлекательны  были для детей коммуникативные танцы-игры («Поиграем веселей!», «Веселые дети» и т.д.), поскольку они построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие и радостные эмоции.  Тактильный контакт, осуществляемый в танце-игре, еще более способствовал развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в подгруппе. Игры с выбором участника или приглашением позволяли задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитывала то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах - играх я не оценивала качество выполнения движений, что позволяло ребенку раскрепоститься и наделяло смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

      Большую помощь в коррекционно-развивающей работе оказали музыкально-дидактические игры, которые  вызывали у детей желание не только участвовать в них, но и решали умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме.  А также явились хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

  Речедвигательные упражнения на музыкальных занятиях  («Мы шагаем», «Деревья», «Мы листочки», «Башмачок», «Мы идем», «Мы слепили снежный ком», «Звери на елке» и др.) проводились совместно с учителем-логопедом. Данные упражнения позволяли решать задачи автоматизация поставленных звуков, ритмического исполнение стихотворного текста, согласованного с движениями. Упражнения мы разучивали поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Дети выполняли движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, амплитуда и темп упражнений согласовывались с динамикой звучания музыки. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями проходило без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Постепенное усложнение и повторяемость речевого материала способствовало четкому произношению поставленных и автоматизированных  звуков, отработке ритмической структуры слова, обогащению словаря детей.

        Игра на музыкальных и шумовых инструментах  способствовала развитию  музыкально-ритмических чувств, координации движений, общей и мелкой моторики. На первых этапах я предлагала ребенку игру только на самых простых инструментах (маракас или колокольчики, шумелки), в ходе дальнейших занятий ему становились доступными все большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требовали от него более развитой координации движений и воспроизведения ритмического рисунка мелодии. Впоследствии я предлагала инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, бубенцы, металлофон и т.д.).

      При работе над дыханием я обращала особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Способствовало развитию продолжительности выдоха и мелодико-интонационной стороны речи пение, сопровождаемое движениями, согласованными с характером музыки. Я подбирала эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, короткими фразами.

      Для заинтересованности детей использовала разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, разные музыкальные (колокольчики, бубенцы, свистульки, бубны, треугольники, металлофоны) и шумовые инструменты.

      В коррекционной работе с детьми  с общим недоразвитием речи (ОНР) использовала фонограмму для развития слухового восприятия: «Шуршащие звуки», «Деревянные звуки», «Стеклянные звуки», «Металлические звуки», «Зимние звуки», «Весенние звуки», «Голоса природы», «Пение птиц».

       На занятиях я отрабатывала не только технику дыхания, голоса, темпа, ритма,  движения, но и их взаимосвязь, слаженность. Связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяла развивать детские эмоции и повышала интерес ребенка к занятиям, пробуждала его мысль и фантазию.

       Занятия проводились с учетом речевого нарушения, индивидуальных возможностей детей. Так, для детей с ОНР занятия строились особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, для детей с ФФН использовалось больше упражнений, направленных на развитие слуховых и зрительных представлений, совершенствование их двигательных навыков.

    Таким  образом, музыкальные занятия с использованием логоритмических игр и упражнений, разнообразные  по содержанию, по видам  музыкальной  деятельности, способствовали  нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.  

     Логоритмические упражнения и игры использовались мною не только на музыкальных занятиях. Но также и в процессе организации развлечений, праздников.

     Сценарии разрабатывались с учетом особенностей речевого развития детей. Речевой материал подбирался совместно с учителями-логопедами. В процессе подготовки к праздникам воспитатели совместно с учителями-логопедами разучивали включенные в сценарий логоритмические игры без музыкального сопровождения, а затем на музыкальном занятии они проигрывались под музыку.

      Организованные развлечения, праздники позволяли совершенствовать речедвигательные навыки детей, формировать умение сочетать движения с речью под музыку разного характера, развивать динамическую сторону речи: темп, ритм, дыхание, выразительность речи.  Родители на организованных праздниках и развлечениях могли увидеть результаты работы с детьми, а педагогический коллектив, кроме того, - подвести итоги за определенный период и наметить задачи на следующий отрезок времени.

            Вся проделанная работа требовала оценки полученных результатов, что и стало целью итогового этапа. Оценивая реализацию разработанных планов с детьми   мною и специалистами ДОУ была проведена первичная и итоговая диагностика уровня развития динамической стороны речи, сформированности общей  моторики. Сопоставив их результаты, я увидела положительную динамику.

ДР – динамическая сторона речи;

ОМ – общая моторика.

       По результатам диагностического обследования было выявлено,  что у детей улучшились динамическая сторона речи, пространственные представления, умение сочетать движения с речью под музыку разного характера.

   Выводы:

      Организованная мною работа по использованию логоритмических  игр и упражнений в коррекции речевых нарушений детей в процессе музыкальной деятельности, рассчитанной на детей среднего и старшего дошкольного возраста,  позволила достичь следующих результатов:

- составлены и реализуются во взаимодействии со специалистами перспективные планы по использованию логоритмических игр и упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста;

- используется опыт работы М.Ю.Картушиной «Логоритмика для малышей», С.Руднева, Э.Фиш «Ритмика. Музыкальное движение», Н.Г.Кононовой «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», О.С.Боромыковой «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением»,       Н.А.Щербаковой «Музыкальное воспитание детей с нарушением речи»;

- в результате интеграции деятельности родителей, педагогов, специалистов у детей прослеживается положительная динамика развития динамической стороны речи: темпа, ритма, голоса, дыхания, выразительности; общей моторики: статической и динамической координации движений, переключаемости движений, согласованности движений с речью.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здор...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную...

Интегрированные формы деятельности в коррекционной работе с детьми с нарушением речи

Распространение опыта работы по организации интегрированных форм деятельности с детьми с нарушением речи....

Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В данной статье описывается совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи на занятиях по логори...

Использование кинезеологических упражнений на координационной лестнице в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

Цель: развивать моторное планирование движений общего и артикуляционного праксиса.Задачи: развивать координацию, общую и мелкую моторику с регуляцией мышечного тонуса, закреплять правильные движения а...

Консультация "Использование логосказкок при постановке, дифференциации и автоматизации звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи"

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, ...