Интегрированные формы деятельности в коррекционной работе с детьми с нарушением речи
методическая разработка по теме

Распространение опыта работы по организации интегрированных форм деятельности с детьми с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_na_sayt_2018.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные формы деятельности в коррекционной работе с детьми

с нарушением речи.

Цель: распространение опыта работы по организации интегрированных форм деятельности с детьми с нарушением речи.
Задачи:
- выделить основные направления исследований по проблеме интеграции компонентов в дошкольном образовании;
- определить интегрированные формы организации деятельности с детьми дошкольного возраста;
- поделиться опытом внедрения интегрированных форм деятельности с детьми, имеющими нарушение речи.

    В связи с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования возникает необходимость переосмысления педагогами содержания, форм и методов работы с детьми. В требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено такое условие как «использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психовозрастным и индивидуальным особенностям". Содержание дошкольного образования должно быть направлено на «сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства».

     В последнее время неуклонно растет количество детей, имеющих нарушения в развитии речи. Дети с нарушениями развития речи составляют группу детей (ОНР) и нуждаются в создании особых образовательных условий. В нашем детском саду комбинированного вида для детей с нарушением речи реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа, которая учитывает индивидуальные особенности детей и способствует комплексной коррекции имеющихся нарушений. Каждый специалист в ДОУ для детей с нарушением речи имеет приоритетные цели, задачи, направления деятельности.

      Деятельность учителя-логопеда направлена на коррекцию нарушений в речевом развитии и формирование коммуникативных навыков. Воспитатель развивает личность ребенка в целом, способности, мотивации детей через различные виды деятельности в образовательных областях. Участие большого количества взрослых в коррекционно-образовательном процессе влечет за собой увеличение количества непосредственно образовательной деятельности (НОД) в режиме дня, однако это не дает положительного эффекта в коррекционной работе с детьми. Поэтому возникает необходимость в поиске межпредметных связей, использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОНР и коррекции нарушений в развитии.
    По мнению многих исследователей, целостное развитие личности в образовательном процессе обеспечивает педагогическая интеграция. (С.Д.Сажина, В.М. Лазарева,А.А. Майер, О.В.Дыбина, Б.П. Юсов, Т.И.Комарова и др.) 
Интеграцией называется процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Сущность интеграции в процессе воспитания и обучения заключается в том, что комплексное воздействие образовательных компонентов на воспитанников гораздо эффективнее и предпочтительнее, чем каждого по отдельности. Проблема организации интегрированных форм деятельности отражена в исследованиях различных авторов. В книге С.Д.Сажиной «Технология интегрированного занятия в ДОУ» дается определение интегрированного занятия как занятия, на котором соединяются знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. На интегрированном занятии педагог имеет возможность решить несколько задач развития ребенка. А.А. Майер в книге «Интеграция основных компонентов дошкольного образования» отмечает, что интеграция предусматривает организацию целостного образовательного процесса на уровне цели, содержания и результатов. Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединить внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления образовательного продукта, в создание которого включены дети, педагоги, родители. Таким образом, формы интеграционного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей. 
    Авторы выделяют следующие 
интегрированные формы: творческие проекты, социальные акции, праздники, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, выставки, конкурсы, творческие мастерские, поисковые лаборатории, путешествия, экскурсии, комментированное рисование, интервью, интегрированные дидактические пособия и др. (Дыбина О.В., Сажина С.Д., Микляева Н.В, Самохвалова Е.А. и др.)
     Интеграция в ДОУ для детей с нарушением речи – это взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей), взаимопроникновение направлений коррекционной работы, образовательных областей, видов детской деятельности, которое должно обеспечить целостную и стойкую коррекцию недостатков в развитии. Основной целью этого процесса является сохранение и укрепление здоровья ребенка, стимулирование его познавательного развития при формировании целостной картины мира, развитие ориентировки в пространстве, коммуникативных навыков и успешной социализации.
Рассмотрим некоторые интегрированные формы, используемые в ДОУ для детей с нарушением речи.
Творческие проекты-презентации – это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей, в процессе которой дети совместно с родителями находят ответы на вопросы-исследования, готовят презентации с использованием компьютерных технологий, создают творческие проекты и представляют их в группе. Учитель-логопед подбирает тему в соответствии с целями и задачами коррекционной работы, приоритетными направлениями развития для каждого ребенка. Помогает составить речевое сопровождение презентации с учетом характера речевого недоразвития и этапами коррекционной работы. Воспитатель создает условия для поиска ответов на вопросы, подбирает литературу, направляет и поддерживает детей и родителей. Например, в рамках проекта «Здоровье – наше богатство» дети с родителями, под руководством воспитателей, учителя-логопеда составляют презентации по охране и укрепления здоровья, развитие речи. Создают летбуки, участвуют в различных конкурсах, выставках, а затем представляют созданные работы в детском саду. На заключительном этапе проекта проводится итоговое мероприятие «Секрет здоровья», «Логопедический выпускной» с участием родителей, педагогов и детей.

Конкурсы, выставки – это форма организации деятельности с детьми, основанная на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, направленная на выявление талантов, склонностей детей с ОНР и их успешной социализации в обществе. Через эту интегрированную форму организации деятельности формируются новые взаимоотношения между участниками образовательного процесса. «Шахматный турнир», «Конкурс чтецов», «Выставка художественного творчества», музыкальный конкурс «Алло, мы ищем таланты», «Мама, папа, я – спортивная семья» позволяют не только проявить себя каждому ребенку, поверить в свои силы, но и оценить свои возможности и найти способы правильного отношения к успехам и неудачам. Педагоги, дети и родители взаимодействуют через различные виды детской деятельности: художественно-творческой, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной. Каждый ребенок может проявить свои способности и таланты, а взрослые направляют, поддерживают ребенка и организуют помощь по коррекции нарушений в развитии. Все участники получают поощрительные призы и грамоты.

Сюжетно-ролевая игра как интегрированная форма деятельности с детьми способствует объединению коррекционных направлений деятельности учителя-логопеда, воспитателей в целое. Учитель-логопед учит правильно задавать вопросы, отвечать на вопросы, используя возможные речевые и языковые средства у каждого ребенка в соответствии с уровнем его речевого развития. Воспитатель контролирует коммуникативные навыки и навыки взаимодействия всех участников игры, переносит и закрепляет их в самостоятельной деятельности детей в ходе режимных моментов. Сюжетно-ролевые игры можно организовать через взаимодействие с родителями по альбомам «Я познаю мир». В выходные дни дети совместно с родителями придумывают сюжеты для игр по определенной теме, готовят атрибуты, разучивают диалоги, подбирают информацию по теме через посещение выставок, экскурсий. Во время организации сюжетно-ролевой игры в группе учитель-логопед обращает внимание на звуковую, лексико-грамматическую сторону речи детей при организации диалогов, воспитатель обращает внимание на развитие личности ребенка, волевых качеств, активности, умения взаимодействовать с другими детьми. Педагоги организуют процесс таким образом, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка с ОНР и комплексную коррекцию нарушений в развитии.

Комментированное рисование как интегрированная форма организации деятельности способствует осознанию целостной картины мира ребёнком, формирует мотивацию для познавательного развития ребенка, объединяет направления коррекционной работы в единое целое. Ребенок, рисуя, проговаривает свои действия. Через рисунки происходит закрепление представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, размера, умений выделять цвет, форму и размер в окружающем мире. Дети учатся ориентироваться в микропространстве листа, развивается мелкая и общая моторика. Учитель-логопед посредством составления рассказов по рисунку, проговариванию действий, использованию чистоговорок с элементами рисунка, корригирует речевое недоразвитие ребенка. Воспитатель создает условия для развития способностей и творческого потенциала.

     Таким образом, интегрированные формы деятельности позволяют создать организованную, плановую, контролируемую основу для деятельности всех субъектов образования, равномерно распределить нагрузку между ними, обеспечить комплексную коррекцию недостатков в развитии речи ребенка с ОНР и существенно снизить нагрузку на детей. 

Используемая литература:
- «Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», 2013 г.
- «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ». Под ред.О.В. Дыбиной, М.; Мозаика-Синтез, 2012г.
- «Технология интегрированного обучения», С. Сажина, «Творческий центр», М., 2008г.
- «Интегрированные формы взаимодействия педагогов и детей», О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, «Вектор науки ТГУ», 2014 г.
- «Интеграция основных компонентов дошкольного образования» А. А. Майер, 2013 г.
- «Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях», М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"

Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в   художественноречевой студии "Речецветик"  из опыта моей работы...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

статья"ИКТ  в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи."Безменова Ирина  Юрьевна,Учитель-логопед,МБДОУ№90 г. Мурманск. Использование компьютерных технологий может стать мо...

Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здор...

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....