Логоритмические комплексы в работе с детьми раннего возраста
картотека по музыке (младшая группа)

Зелих Лидия Александровна

 

Логоритмические комплексы в работе с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx17.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Логоритмические комплексы в работе с детьми раннего возраста

Речь маленьких детей в период ее формирования отличается дефектами воспроизведения звуков: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пр. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата и слухового внимания. Эффективным методом, который целенаправленно стимулирует двигательную и речевую активность является логоритмика, объединяющая в себе традиционные приемы работы с детьми раннего возраста.

В педагогическом аспекте логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. Это игры, направленные на развитие моторики и произношения. Они включают в себя музыкальные, двигательные и игровые занятия. Занятия логоритмикой присутствуют в любой педагогической деятельности в дошкольных учреждениях

На сегодняшний день у многих детей раннего возраста имеются проблемы с речевым развитием или с движением, поэтому психологи и педагоги рекомендуют проводить специализированные занятия и упражнения. Благодаря логоритмическим занятиям дети научатся активно двигаться, говорить, быстрее будет развиваться их общая и мелкая моторика. Логоритмика для малышей – это комплекс упражнений, куда входят определѐнные звуки, слова, музыка, ритм и движения.

  Важными условиями для организации логоритмических игр и упражнений является  предметно-развивающая среда.

  • Иллюстрации и репродукции.
  • Малые скульптурные формы.
  • Дидактический материал.
  • Игровые атрибуты.
  • Музыкальные инструменты.
  • Аудио - видеоматериалы.
  • Живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
  • Картотека игр и упражнений.

        При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика, которая развивает мелкую моторику, тренирует дифференцированные и точные движения пальцев рук.

2. Игры или упражнения на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание).Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.

3. Дыхательные упражнения. Так как в речи малышей отмечается задержка дыхания и дополнительные вдохи, важно научить детей правильно использовать речевое дыхание в процессе высказывания.

4. Рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает).

У детей автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов, развивается фонематический слух и слуховое внимание.

5. Игровые упражнения для развития органов артикуляции и по звукопроизношению.В силу своих возрастных особенностей у малышей маловыразительная мимика и малоразвитый артикуляционный аппарат, обусловленные вялостью и малоподвижностью мышц лица. Поэтому обязательным элементом на занятии должны быть упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики.

6. Танцевальная разминка или игра на музыкальных инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан). Включается в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивается чувство ритма, мелкая моторика рук. Данные виды деятельности строятся на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. В танцевальных разминках и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься.

7. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением. У детей формируется умение снижать излишнее напряжение.

Последовательность можно брать любую. Если занятие кажется длительным, можете исключить какие-то разделы. Следует учитывать принцип: двигательные упражнения и игры чередуются со статичными. И, конечно же, все проводится в игровой форме.

Логопедическая ритмика научит:

 При ходьбе ориентироваться в пространстве.

 Выполнять упражнения для дыхания, голоса, артикуляции.

 Акцентировать внимание на ритме музыки.

 Слушать интонацию и повторять за взрослым.

Наиболее популярными на сегодня являются книги Картушиной М.Ю. «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет» и «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет». И серия музыкальных дисков «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых: «Веселая логоритмика» (1-5 лет) и «Игровая гимнастика» (3-5 лет).

Логоритмика по методике Екатерины и Сергея Железновых

Детям не нравится заниматься и выполнять скучные заученные упражнения. Логоритмика Железновых заинтересует малышей. Они с удовольствием будут петь и танцевать. Изначально эти занятия были направлены на слух ребѐнка. Впоследствии было замечено, что дети с удовольствием повторяют все звуки и лучше начинают разговаривать. Поэтому методика Железновых была усовершенствована. Заниматься по методике Железновых с детьми можно с восьми месяцев. В каждой песне поются слова и звуки чѐтко, понятно, разборчиво. Поэтому детям несложно повторять сначала слова, а затем и действия. Логоритмика Железновых предусматривает занятия как с одним ребѐнком, так и с группой детей.

Логоритмические упражнения

Прежде чем заниматься по этой методике, необходимо изучить виды упражнений:

1. Интонационное и коррекционное произношение.

2. Фонетическое (слуховое) восприятие.

3. Артикуляционное упражнение.

4. Песни без музыкального сопровождения.

5. Игры на музыкальном инструменте.

6. Регулировка мышечного тонуса.

7. Упражнения, формирующие ориентировку в пространстве.

На занятии соблюдаются правила последовательности. Сначала изучаются слова или стихи. Затем постепенно усложняется занятие. После того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить. Для этого следует уделять внимание логоритмике ежедневно, начиная с 10 минут. Каждый день время незначительно увеличивается.

Реализация комплексного подхода по развитию речевого аппарата и слухового внимания, посредством введения элементов логоритмики позволяет повысить эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста, развить общие речевые навыки, такие как дыхание, темп, ритм речи, ее выразительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...

Логоритмические комплексы в работе с детьми ОВЗ

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения, массаж БАЗ, гимнастика для глаз .............

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...

Дидактическое пособие « Учимся играя» для работы с детьми раннего возраста как подготовительный этап освоения учебно-методического комплекса Джордж Кюизенера «Цветные счетные палочки Кюизенера»

Дидактическое пособие « Учимся играя» для работы с детьми раннего возраста как подготовительный этап освоения учебно-методического комплекса Джордж Кюизенера «Цветные счетные палочки...