Проект «Первые шаги к театру» для работы с детьми с нарушением слуха
проект на тему

Цель проекта: способствовать развитию творческих  и речевых способностей детей с нарушением слуха.

 

Задачи:

1. Создать все необходимые условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельность.

2. Формировать речевую деятельность, как средство общения в устной и устно-дактильной форме.

3. Расширять словарный запас детей, внятность речи.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты).

5. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности, приобщать детей к художественной культуре.

6. Формировать навыки общения, совместного взаимодействия, коллективного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_tetralizovannoy_deyatelnosti_-_kopiya.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №465»

Проект

«Первые шаги к театру».

Выполнила

 Воспитатель первой категории

 МБДОУ д/с №465

Мишина И.В.

г. Нижний Новгород.

2015 г.

Проект

«Первые шаги к театру».

Краткая аннотация проекта

Цель: формирование общей культуры детей с нарушениями слуха, развитие интегративных личностных качеств, выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, раскрытие потенциала детской личности.

Актуальность: 

 Театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребёнку, поскольку в основе её лежит игра.

Театральная деятельность в развитии дошкольников имеющие нарушения слуха выполняет немаловажную роль. Участвуя в ней, глухие и слабослышащие дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

 В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется эмоциональный словарь неслышащего ребенка. Даже маленькая исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Театрализованная деятельность так же является источником  развития чувств, глубоких переживаний и открытий у глухого или слабослышащего ребенка, приобщает его к духовным  ценностям. Позволяет формировать у глухих и слабослышащих дошкольников опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность: дружба, доброта, честность, смелость и др.

Слышащему человеку трудно, невозможно представить себе, насколько сложен процесс обучения и овладения словесной речью у глухого ребёнка. Без специальных занятий с сурдопедагогом речь просто не сформируется, и такие люди на протяжении всей жизни будут вынуждены общаться только жестами и дактильной речью (пальцевая азбука). В зависимости от того, как формируется речь – развивается и интеллектуальная сфера детей; их кругозор, познавательные процессы, мыслительная деятельность, а это, в свою очередь, влияет на развитие навыков коммуникации, на эмоциональное состояние, настроение детей.

Радостные лица детей после спектакля, убедительно свидетельствуют, что дети очень любят этот вид искусства. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой. Необычность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение ребёнка к действующим лицам и их поступкам. Кроме того на дошкольников, с нарушением слуха благотворно влияет коллективная  театрализованная   деятельность, направленная на целостное воздействие, на личность неслышащего  ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на развитие всех ведущих психических процессов; способствует его самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения. Театральная деятельность как средство коррекции и развития весьма актуальна и отражает перспективное направление современной сурдопедагогики, так как ребёнок с нарушенным слухом не может в полной мере самостоятельно овладеть данными качествами.

Цель проекта: способствовать развитию творческих  и речевых способностей детей с нарушением слуха.

Задачи:

1. Создать все необходимые условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельность.

2. Формировать речевую деятельность, как средство общения в устной и устно-дактильной форме.

3. Расширять словарный запас детей, внятность речи.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты).

5. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности, приобщать детей к художественной культуре.

6. Формировать навыки общения, совместного взаимодействия, коллективного творчества.

Участники проекта:

-дети  группы

- воспитатели группы

- учитель-дефектолог

-музыкальный руководитель

- педагог-психолог

- родители

Вид проекта:

долгосрочный, творческий.

Сроки:

Проект рассчитан на два года и включает в себя следующие этапы.

План реализации проекта.

Направления работы

Сроки,  ответственные

ответственные

Подготовительный этап

Планирование деятельности

Сентябрь – декабрь  2013

Воспитатели.

Подбор методических и диагностических  материалов

Октябрь 2013

Воспитатели. Учитель дефектолог

Анкетирование родителей

Октябрь 2013

Воспитатели.

Подбор и работа над сценариями

Октябрь – ноябрь 2013

Воспитатели.

Подбор музыкального материала

Октябрь – ноябрь 2013

Музыкальный работник

Основной этап

Проведение первичной диагностики развития музыкально-артистических способностей детей.

Январь – февраль 2014

Воспитатели.

Проведение индивидуальных консультаций  для родителей.

в течение всего проекта

Воспитатели.

 Проведение игр  имитации (отдельных действий человека, животных и птиц, основных эмоций человека, образов хорошо знакомых сказочных персонажей)

в течение всего проекта

Воспитатели.

Проведение игр - импровизаций по адоптированным текстам. текстам

в течение всего проекта

Воспитатели, учитель дефектолог

Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в группе, оснащение групповой комнаты новой многофункциональной ширмой, ширмой для кукольного театра и декорацией для спектакля, а также играми, новыми куклами для театра;

Февраль - март

Воспитатели, родители

пошив и приобретение костюмов для тетра и выступлений

Февраль - апрель

Родители.

- Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра (настольный, бибабо, плоскостной, варежковый, конусный)

в течение всего проекта

Воспитатели.

-Обыгрывание этюдов, сказок в индивидуальной и коллективной работе.

в течение всего проекта

Воспитатели, музыкальный руководитель, педагог - психолог.

- обогащение словаря через дидактические игры «Животные», «Семья», «В лесу, около дома», «Идет, бежит, прыгает» с использованием табличек, дактиля.

в течение всего проекта

Воспитатели.

работа над постановкой звуков и внятностью речи на индивидуальных занятиях

в течение всего проекта

учитель-дефектолог

Организация фото- и видеосъёмки для последующего проговаривания

в течение всего проекта

воспитатели, учитель-дефектолог

- просмотр кукольного спектакля «Теремок»

май

Воспитатели.

Заключительный этап.

Показ спектакля ребятам других групп детского сада и родителям

июнь

Воспитатели.

Музыкальный работник

Обновление предметно-развивающей среды, театрального уголка.

Август - сентябрь 2014

Воспитатели.

 Проведение итоговой диагностики развития музыкально-артистических способностей детей.

май

Воспитатели.

Двигательные этюды.

 

1-й квартал – листочки, дождь, птички, ветер, дерево.

2-й квартал – зайчики, мишки, лиса, волк, снежинка,

3-й квартал – собачки, котята, куклы, цветок, лягушка.

Большое внимание в драматизации уделяется движениям, жестам, речи. Поэтому начинать работу надо с этюдов, а именно, с мимических этюдов с выразительными жестами – соответствующих эмоциональному состоянию того или иного персонажа.

Эти этюды проводятся на протяжении всего учебного года. Во время каждого этюда можно дать установку на любой характер персонажа – грустный зайчик, сердитая кукла и т.д.

Мимические этюды с жестами

Эмоциональное состояние персонажа

Действие ребенка

1.

Грустный.

грустное лицо, вытирает слезы

вздыхает, пожимает плечами

2.

Веселый, радостный.

улыбка, смех, хлопает в ладоши

3.

Сердитый, злой.

Нахмуренные брови, топаем ногами

4.

Испуганный.

Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

5.

Усталый.

Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

6.

Упрямый, недовольный.

Мотать головой из стороны в сторону, махать руками

7.

Удивленный.

Развести руки, посмотреть удивленно

Ожидаемый результат:

1.Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» у детей

2.  Развитие эмоционального фона и расширение словарного  запаса у детей, внятности речи.

3. Участие в проекте 100 % семей группы;

4. Знакомство родителей и детей с видами театра, способов их изготовления и обыгрывания;

5. Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования в группе;

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации театрализованной деятельности детей в детском саду.

7.Обогащение опыта взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей).

Ресурсы проекта

Кадровые ресурсы

Воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, учитель -дефектолог, психолог.

Материально-технические ресурсы

Музыкальный зал, групповое помещение, музыкальный центр, видеокамера, фотоаппарат, усилители, колонки, компьютер, сенсорная комната.

Учебно-материальные ресурсы

Оборудование для театрализованной деятельности в группе: костюмы, маски  для уголка ряженья, пальчиковый, настольный театры, куклы бибабо, ширмы; материалы для художественной деятельности детей: бумага для рисования, краски, кисточки, карандаши; детская художественная литература; для постановки спектакля: костюмы, декорации, предметы реквизита.  

Нормативно-правовые ресурсы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ  «Об образовании  в Российской Федерации»
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 г., регистрационный № 30384)
  5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
  6. Программа развития МБДОУ д/с № 465 на 2011-2016 г.г.
  7. Положение о работе творческой группы

Осуществление интегративных  связей в процессе работы над проектом

Образовательные

области

Виды детской музыкально-театрализованной деятельности

Задачи

Социально-коммуникативное развитие.

Театрализованные игры.

Репетиционные занятия.

Показ спектакля.

Коммуникативные игры.

Учить сотрудничать, действовать коллективно, согласованно; строить простейшие диалоги на сцене и в играх, взаимодействовать с пластической импровизации.

Познавательное развитие.

Беседы по темам: «Что такое театр», «Кто работает в театре»,

Расширить представления детей о театре, театральных профессиях, культуре зрителя.

Знакомить с видами спектаклей

Речевое развитие.

Чтение адаптированных сказок, стихотворений.

Разучивание текста спектакля.

Речевые игры и упражнения.

Формировать навыки чтения и интерес к  нему.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование, лепка, аппликация по сюжету сказки.

Работа над пластическими номерами спектакля.

Развивать образное восприятие.

Развивать умение аккуратно обращаться  с красками, кистями.

Знакомить с искусством грима.

Физическое развитие.

Упражнения :

игры на память физических действий, на напряжение и расслабление мышц, на умение распределяться по площадке и др.

Обогащать двигательный  опыт. Развивать координацию, умение ориентироваться в пространстве, свободно выполнять простейшие физические действия.

Диагностическая карта развития музыкально-артистических способностей

Показатели

Ф.И.

Основы театральной культуры

Актёрские способности

Музыкальные способности

Общий уровень

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

3.1

3.2

 

Диагностика результатов музыкально-артистического развития детей проводится на основе оценки устойчивых проявлений детей в различных видах музыкально-театральной деятельности методом наблюдения на занятиях, репетициях и выступлениях. При проведении диагностики на основе предлагаемых показателей педагог может отмечать каждый пункт в диагностической карте, что будет соответствовать определённым баллам.

Средний возраст

Показатели музыкально-артистического развития детей

  1. Основы театральной культуры
  1. Общие знания.

Ребёнок проявляет интерес к театральной деятельности.

  1. Культура зрителя.

Ребёнок проявляет эмпатию к персонажам.

  1. Культура актёра.

Ребёнок обладает определенной выдержкой, вниманием на протяжении репетиции и спектакля.

  1. Актёрские способности.
  1. Передача образа.

Ребёнок способен изображать персонажа выразительными средствами (мимика, жест, поза, движение) с использованием элементов костюма.

  1. Речь.

Ребёнок использует звукоподражания, лепетные и полные слова, запоминает текст с опорой на плакат или таблички.

  1. Коммуникация.

Ребёнок с помощью взрослого согласует свои действия с действиями других детей.

  1. Чувство сцены.

Ребёнку нравится выступать перед зрителями, он чувствует в присутствии зрителей подъём, воодушевление, играет лучше, чем на репетиции и занятиях.

  1. Музыкальные способности.
  1. Ритмические способности.

Ребёнок может передать простой ритмический рисунок хлопками, в движении.

  1. Передача музыкального образа.

Ребёнок импровизирует под музыку, создавая пластические образы.

Старший возраст

  1. Основы театральной культуры
  1. Общие знания.

Ребёнок проявляет устойчивый интерес к театральной культуре, знает правила поведения в театре.

  1. Культура зрителя.

Ребёнок умеет понимать чужие эмоциональные состояния, проявляет симпатию к персонажам, у него есть своё отношение к увиденному, может выразить своё мнение по этому поводу, соотносит своё проявление эмоций с общепринятыми нормами поведения.

  1.  Культура актёра.

Ребёнок дисциплинирован, ответственен, обладает выдержкой, произвольным вниманием, способен выполнять указания «режиссёра» на протяжении репетиции, спектакля.

  1. Актёрские способности.
  1.  Передача образа.

Ребёнок понимает эмоциональное состояние персонажа и выбирает соответствующие выразительные средства для передачи образа (мимика, жест, поза, движение, голос, интонация), может продемонстрировать, проявляя творческий подход.

  1.  Речь.

Ребёнок обладает некоторыми элементами интонационно-выразительной речи, правильной артикуляцией поставленных звуков, запоминает текст.

  1.  Коммуникация.

Ребёнок хорошо согласует свои действия с действиями других детей, проявляет инициативу и творческую активность, ориентируется в новой ситуации.

  1.  Чувство сцены.

Ребёнку нравится выступать перед зрителями, он чувствует в присутствии зрителей подъём, воодушевление, играет лучше, чем на репетиции и занятиях.

  1. Музыкальные способности.
  1.  Ритмические способности.

Ребёнок может точно передать ритмический рисунок хлопками, в движении, с использованием детских музыкальных инструментов.

  1.  Передача музыкального образа.

Ребёнок импровизирует создавая выразительные пластические образы.

Степень выраженности показателей:

Ярко выражен – 3 балла

Выражен слабо– 2 балла

Не выражен – 1 балл

Соответствие общего количества баллов и уровней развития:

9-13 баллов – низкий уровень

14-23балла – средний уровень

24-27 баллов – высокий уровень

Литература

  1. Акулова О. И. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2003.
  3. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
  4. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры: уч.-метод.  пособие – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2008.
  5. горохова Л.А. Музыкальная и тетрализованная деятельность в ДОУ. – Творческий Центр. Москва 2005 г.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М., 1991.
  7. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. Афанасенко Е. Х. и др.  -  Волгоград, «Учитель», 2009.
  8. Лейтес Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.
  9. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .
  10. Маханева М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
  11. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. М., 2007.
  12. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  13. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.
  14. Туник, Е.Е. Опросник креативности Дж. Рензулли / Е.Е. Туник // Школьный психолог. 2004. № 4. С. 16–23.
  15. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: «Владос», 2001.
  16. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание. – 1991. - №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"

"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"...

плпн проекта первые шаги к театру

план проекта первые шаги к театру во второй младшей группе...

Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.

В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....

Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата

нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...