ПРОЕКТ « Мы – Актёры»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Колесникова Ирина Владимировна

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность развития творческого потенциала ребёнка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД

«ВОЛШЕБНИЦА»

(МАДОУ  «Волшебница»)

                                   ПРОЕКТ

          « Мы – Актёры»

               Сроки реализации 2014 – 2017гг.

Выполнила:

воспитатель  МАДОУ «Волшебница»

Колесникова Ирина Владимировна

                 

                                  Лабытнанги 2015г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………2

Реферативная часть……………………………………………………………………..6

1.Развитие эмоциональной сферы

1.1Научное обоснование о театральной деятельности

1.2Понятие о детской театральной деятельности

Проектная часть……………………………………………………………...................10

1.Условия для создания проекта

1.1.Перечень литературы

1.2.Предметно – развивающая среда

1.3.Перспективный план для реализации проекта

1.4.Разработка занятий по театрализованной деятельности

1.5.Формы реализации проекта

1.6.Совместная деятельность при работе со специалистами МАДОУ

1.7.Итоговая диагностика

Заключение……………………………………………………………………………….19

Список литературы……………………………………………………..........................20

Приложения…………………………………………………………………...................21

   


Введение:

Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно – творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического выздоровления детей; выявление художественно одарённых детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.

Поэтому, особое значение в дошкольных образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведённого вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

               Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность развития творческого потенциала ребёнка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

       Кроме того, коллективная театральная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливая при этом  его адаптационные способности, корректирует его коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

Актуальность:

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития.

        В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования особое внимание в дошкольном возрасте должно уделяться формированию интегративных качеств личности каждого воспитанника. При выпуске детей в школу одной из личностных характеристик является качество – эмоциональный, отзывчивый, которое предполагает эмоциональное сопереживание к чувствам других людей, эмоциональный отклик, умение выражать свои эмоции через мимику и жесты и т.д.

      Эмоциональное воздействие - в сфере театрализованного развития ребёнка.  

       Музыкальное и театрализованное действие, являясь мощным средством эмоционального воздействия на сферу индивидуального сознания, создаёт предпосылки для активной деятельности и возможности « выплеснуть» свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве. На основе театральной деятельности могут быть реализованы практически все задачи воспитания, обучения развития детей. Она может успешно использоваться и для развития эмоциональной сферы, т. к. для театрализованной деятельности характерны эмоциональные действия, которые выражаются в мимике( выразительные движения лица), пантомимике( выразительное движение тела), а также в « вокальной мимике»( интонации, тембре, дикции, ритме голоса).

      Эмоционально – комфортное состояние каждого ребёнка в детском саду составляет условие реализации образовательной программы. Опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребёнка препятствует недостаточное развитие именно эмоциональной сферы. Поэтому работа, направленная на развитие различных эмоций, восприятий и воображений очень актуальна и важна.

      Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению чувствительности детей, повышению уровня тревожности, осложнениям в общении, трудностям в выражении своих эмоций, со стремительно развивающейся технологической прогрессией в нашем мире, созданием различных видов виртуальных игр, к сожалению и в большем случае, подрастающее поколение живёт в замкнутом мире, при этом не получая всестороннего социального развития, лишая себя в осмыслении реальных

                                                             

событий в окружающем мире, в развитии и совершенствовании коммуникативных навыков, нравственных норм и правил поведения, эмоционального развития. Исходя из

сложившейся по моему мнению проблеме, создание проекта и его разработки «театрализованная деятельность в детском саду» рассматривается, как один из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребёнка и создающий его всестороннее развитие, т. к. театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие проблемы современной педагогики и психологии.  

Цель проекта:

         Развитие эмоциональной сферы воспитанников, их отзывчивости и сопереживания через приобщение к различным видам театрализованной деятельности.

Задачи

Индикатор

1.Создать условия для развития творческой активности, эмоциональной сферы детей в театрализованной деятельности.

Условия, созданные в группе

2. Приобщать детей к театральной культуре.

Представления детей о различных видах театров

3. Обеспечить условия для взаимосвязи с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

План интеграции различных видов деятельности

4. Развивать коммуникативные навыки.

Речевое развитие детей в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы

5. Способствовать самореализации каждого ребёнка и созданию благополучного микроклимата.

Повышение интереса воспитанников к театрализованной деятельности

                                                                                        Таблица № 1

 Срок реализации проекта: долгосрочный; начало с 2015г. по 2017г.

Участники проекта:

Воспитанники МАДОУ « Волшебница» от средней  до подготовительной группы.

Специалисты; педагог-логопед; педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители.

   

          Краткосрочные результаты:

1.Повышение уровня коммуникативных навыков, воспитание у детей дружелюбия,        отзывчивости, внимания к окружающим сверстникам и взрослым.

2.Снижение высокого уровня агрессивности.

Долгосрочные результаты:

Воспитанник старшего дошкольного возраста:

  • Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь.
  • Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие.  
  • Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнения о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
  • Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.


Реферативная часть:

  1. Развитие эмоциональной сферы

1.1 Научное обоснование о театрализованной деятельности.

Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно-ролевую игру  (в определении Д.Б.Эльконина),  которая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте,  определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий  «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский).

Большинство ученых (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества (Л.С.Выготский, Т.Рибо).

Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности,  живом воздействии художественного образа на личность.

Рассмотрим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по развитию дошкольников.  

Особая роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному,  драматическому,  театральному.  При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника,  дирижера. Дети осознают,  что спектакль готовит творческий коллектив,  а театр дарит радость и творцам,  и зрителям,  что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).  

Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П.Бочкарева и др.). Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих (Я.3.Неверович), что определяется как эмпатия или сочувствие, содействие (Л.И.Божович, Я.Рейковский).

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития —

эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления.

Основная форма организации опыта обобщения детей – наблюдение и экспериментирование (Н.Н.Поддьяков). Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных зависимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой организации опыта ребенка является  «проживание»  им различных ситуаций, выражение своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Театрализованная игра является именно такой формой  «проживания».  Исследователи выделяют две группы способностей, важных для развития детей:  моделирование и символизацию.  В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения.  Игровое употребление предметов  (замещение) —  важнейшая характеристика театрализованной игры.  Основу игры

составляет создание мнимых,  воображаемых ситуаций, т.е. расхождение видимого и смыслового поля (Л.С.Выготский).

Реальные отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. Феномен «заигрывания» является показателем развития ситуационного уровня замещения. Выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает возможность прочувствовать последствия своих поступков,  выявить новые значения своей деятельности,  обеспечить формирование ее новых социальных мотивов.

(Л.Г.Стрелкова).

Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной иинтеллектуальной децентрации, т.е.  умения увидеть,  проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей,  выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка.

 (О.А.Карабанова, В.Розентуллер)

По мнению И.Г.Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других,

поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.

Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены),  движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.

Театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы, где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.

 (М. А. Васильева, Е. И. Тихеева, Н. А. Ветлугина)

Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» (Г.Я.Кудрина, А.А.Леонтьев, Э.Холл). В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать.

Таким образом,  занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности,  но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем,  поверить в себя,  услышать первые в своей жизни аплодисменты.( Выгодский Л. С.)

1.2 Понятие о детской театрализованной деятельности.  

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности  (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием  воли,  развитием памяти,  воображения,  инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

•  созданием положительного эмоционального настроя,  снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность дошкольников  базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

  • снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
  • раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности, эмоциональности.
  • развитие реальных мотивов: игра и обучение не должны быть из-под палки; внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд («У тебя обязательно получится»).

   Новизна (инновационность) данного проекта; заключается в создании театральной студии - «Мы-актёры» для детей, на базе дошкольного учреждения МАДОУ « Волшебница». По мере внедрения данного проекта особое внимание будет удалятся развитию эмоциональной сферы дошкольников.


Проектная часть:

              Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что театральная деятельность развивает эмоциональную сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил, коррекции личностных черт детей. С помощью театра дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализуют свой творческий потенциал.

1.Условия для создания проекта.

1.1 В соответствии с программными требованиями имеется перечень литературы,

                             Возраст

                                  литература

2 – младшая  группа

Книжки – картинки, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроения героев ; « Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова, «Цирк», «Усатый – полосатый» С. Маршака с рисунками В. Лебедева, « Цыплёнок и утёнок», «Под грибом» В. Сутеева  с иллюстрациями автора.

Средняя группа

Произведения , традиционно входящие в круг чтения ; малые формы фольклора, сказки «Гуси – лебеди», «Заюшкина

избушка», «Зимовье зверей», «Два жадных медвежонка», «Три поросёнка», «У солнышка в гостях», произведения  русской классической литературы, современной русской и зарубежной литературы.

Старшая группа

Произведения детской литературы, малые формы фольклора, сказки о животных « Заяц – хвастун», «Котофей Котофеевич»,волшебные сказки, бытовые сказки, былины « Илья Муромец и Соловей – разбойник», « Три богатыря», поэтические произведения.

                                                                                                                      Таблица №2

1.2 Предметно – развивающая среда для театрализованной деятельности в детском саду.

        Развитие ребёнка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и развития, но и где, и в каком окружении он живёт. Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в которой находится ребёнок, способствует его развитию.

        Активность ребёнка в условиях обогащённой развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности.

        В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность дошкольников. Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребёнка к самообучению, развитию его эмоционального состояния, установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

        Для создания условий развития театральной деятельности детей, в разработке проекта ставятся задачи, для расширения зоны не только группового порядка, но и на общей базе детского сада.

        Для реализации проекта « Мы – актёры» просматриваются все варианты и возможности пополнениями атрибутами театральной деятельности детей, куда входят все виды атрибутов к разным видам театров:

        Атрибуты и технические средства оснащения для использования в театральной деятельности в детском саду « Волшебница».

        Костюмерная, разные виды театров:( «би - ба – бо», настольный, плоскостной, пальчиковый и др.), разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей:

( набора кукол, различные ширмы , костюмы, маски и т. д.); элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссёрских игр, игр – драматизаций, а также материал для их изготовления.

        Так же учитывается наличие средств технического оснащения; (плазменные телевизоры, интерактивная доска, для просмотра и ознакомления представленными материалами в театральной области; аудио аппаратура, для прослушивания музыкальных постановок, проведении различных тренингов; уголок художественной литературы, для самостоятельного рассматривания книг, рассматривания иллюстраций и репродукций.

      зона

                   атрибуты

Театральная зона

  1. Ширма, отделяющая зону от зон подвижных игр,; маленькие ширмы для настольного театра, ковролиновое наборное полотно и картинки или фланнелеграф
  2. Набор масок сказочных животных
  3. Звери и птицы , плоскостные на подставках и объёмные
  4. Различные виды театра : на
  5. подставках : сказочные персонажи, стержневой, кукольный( набор наручных кукол би – ба – бо: семья и сказочные персонажи
  6. Костюмы, маски .атрибуты для разыгрывания одной – двух сказок в месяц.

1.3 Составление перспективного плана по театрализованной деятельности.

Чтобы последовательно осуществлять эту работу, необходимо было разработать перспективное планирование по каждой возрастной группе. Оно включает в себя различные методы и приемы, такие как артикуляционная и пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие пластики, дикции и т.д. Данную работу включаю в непосредственно образовательную деятельность,  А также дети имеют возможность самостоятельно пользоваться атрибутами, элементами костюмов в своей театрализованной игре. Как самостоятельно, так и со сверстниками (приложение 2).

1.4  Разработка занятий по театральной деятельности:

- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры – драматизации; упражнения для социального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции ( артикуляционная гимнастика );

- задания для развития речевой интонационной выразительность

- ритмические минутки;

- упражнения на развитие пластики;

- игры – превращения;

- пальчиковые игра – тренинги для развития мелкой моторики;

- театральные этюды;

- подготовка к разыгрыванию сказок и драматизаций.

1.5 Формы реализации проекта:

1.        Игровая

2.        Творческая деятельность

3.        Занятия

4.        Чтение художественной литературы

5.        Наблюдения

6.        Беседы

7.        Приобщение к посещению театральных постановок

8.        Детское экспериментирование(при изготовлении атрибутов к постановкам

9.        Подготовка к выразительному высказыванию


1.5.Совместная деятельность при работе со специалистами МАДОУ « Волшебница».

Опыт работы с детьми подсказал мне необходимость объединения усилий всех педагогов для создания театрально-художественной студии « Мы – актёры», что

позволило организовать целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры и развития творчества на основе всех видов художественной деятельности.

Организация студии увлекла и объединила педагогических работников, детей и родителей общими замыслами и идеями.

Разработка планов работы с детьми всех специалистов – эта одна из самых сложных задач реализации проекта, поскольку вся предварительная работа должна входить в основную «сетку» занятий. Поэтому специалисты подбирают и разрабатывают  методический материал базового содержания программы так, чтобы дети при этом осваивали сюжет, понимали смысл предстоящего спектакля, « входили в образ», постепенно разучивали роли. Идея такого проектирования в том, чтобы игра в театр была не дополнительным в процессе образования методом, а самостоятельным процессом реализации творческого потенциала личности ребёнка.

Организация совместной деятельности детей и взрослых на основе различных видов художественного творчества (театрализации, хорового пения, художественного слова, изобразительной деятельности, музицировали) способствует эмоциональному сближению всех участников взаимодействия,  ориентирует детей на успешную самореализацию при последующем переходе в школу и в будущей взрослой жизни. С этой точки зрения театрализованная деятельность даёт возможность осуществить практически все образовательные направления.  

1.6. Мониторинг эффективности реализации проекта

Основной целью мониторинга является отслеживание динамики развития воспитанников в театрализованной деятельности для планирования дальнейшей работы в этом направлении и необходимой коррекции.

Объектом мониторинга являются личностные качества ребенка. Исследования осуществляются путем наблюдений за ребенком и фиксацией результатов в диагностическом листе.

Промежуточная диагностика выявляет динамику развития эмоциональной сферы воспитанников на определённом возрастном этапе.

Промежуточная диагностика

Интегративное качество

Показатели

Метод диагностики

Периодичность

Сроки

Эмоционально отзывчивый

откликается на эмоции близких людей и друзей

наблюдение

2 раза в год

Октябрь,

май

сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Наблюдение

2 раза в год

Октябрь,

май

эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

наблюдение

2 раза в год

Октябрь,

май

                                                                                                                        Таблица №4

1.7 Итоговая диагностика

Итоговая диагностика проводится для отслеживания результата внедрения проектной деятельности для соотнесения ожидаемых результатов с реально полученными.

Ожидаемые результаты проекта «Мы – актеры»

Высокий уровень:

Имеет представления о различных видах театра. Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие.  Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнения о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Владеет коммуникативными навыками. Проявляет повышенный интерес к театрализованной деятельности.

Средний уровень:

Проявляет интерес и желает общаться в театрализованной деятельности. Правильно понимает эмоциональное состояние других людей. Умеет « читать» эмоциональные состояние по мимике, жестам, интонации голоса. При активной помощи взрослого осваивает навыки, умения последовательного и внимательного восприятия прекрасного в окружающем и произведениях искусства, может соотносить воспринятое со своими переживаниями и опытом. Может создать выразительный образ, проявляя самостоятельность и активность.

Низкий уровень:

У ребёнка есть представления о процессе театральной деятельности, некоторых видов театров. Ребёнок владеет навыками использования атрибутов, малоактивен, закрепощён, создаваемые образы разыгрываемых персонажей маловыразительны.


Заключение:

Театральная деятельность оказывает положительное влияние на развитие чувств, глубоких переживаний детей, приобщает их к духовным ценностям.

Театральная игра помогает развить у большинства дошкольников связную речь, коммуникативные навыки, снимает повышенную напряжённость, агрессивность, помогает формированию у детей привычки доброжелательного общения с окружающими, что в будущем поможет им избежать многих проблем в коммуникативной деятельности.

Среди творческих игр особой любовью детей пользуются театрализованные игры. Разыгрывая литературные произведения, дети учатся отражать конкретные образы с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов). В играх – драматизациях дети пропускают через себя характерные черты героев, их поступки, развивая при этом умение анализировать. Выявляют положительные и отрицательные черты характера персонажей, одобряя  или отрицая их. В ходе проведения театрализованных игр и занятий определённо отмечается прогресс развитии детей, снизился уровень зажатости и скованности, воспитанники развивают умение согласовывать свои действия с другими детьми, у детей повысился запас театральной терминологии, развивается культура поведения при просмотре театрализованных представлений.

Проанализировав весь материал, считаю на первом этапе, проделанную работу результативной; разработан комплект методического обеспечения по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности по направлениям; дети, родители, педагоги.

Согласованы действия со специалистами дошкольного учреждения и семьи в вопросах формирования эмоциональной отзывчивости средствами театрализованной деятельности. У детей появилось чувство уверенности в своих возможностях, радость от общения друг с другом, чувство эмоционального благополучия, повысилась эмоциональная отзывчивость и активность в разных видах деятельности.

В заключении, хочу дать обоснование целесообразности своего проекта:

Технически проект театрализованной деятельности в детском саду вполне приемлем и доступен, может использоваться, т. к. не требует больших затрат, связан с перечнем предложенной литературы в программе дошкольного образования, актуален. Поэтому, по завершению своего эксперимента, я обобщу свой опыт и предоставлю перед другими педагогами нашего дошкольного учреждения « Волшебница».


Литература:

1.Агапова И. А., Давыдова М. А. театральные игры и занятия в детском саду; развивающие упражнения, тренинги, сценарии.-М.: АРКТИ, 2010. – 114 с.

2.Виноградова И. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду.-М.: Айрис-Пресс, 2008.-208 с.

3.Мартыненко Л. А., Постоева Л. Д. Играй! Слушай! Познавай!-СПБ.: Речь,2010.-95с.

4.Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика/Сост. Меркулова Т. В. и др.-М.: школьная пресса, 2010.-64 с.

5.Проектный метод в деятельности дошкольного учредения/Авт.- сост. Киселёва Л. С., Данилина Т. А.- М.: АРКТИ, 2012. 95с.

6.Сорокина Н.С. Сценарии театральных занятий-М.: АРКТИ, 2007.-228с.

Приложение 1

Перспективный план занятий «Мы – актёры»

Название

Месяц

1

 

 

1. «Мы играем в театр» - артикуляционная гимнастика

2. «Мы - будущие артисты» - упражнения на развитие выразительной пластики движений, на развитие выразительной мимики.

3. «Изменю себе друзья, догадайтесь кто же я?» - ряжение в костюмы, имитационные этюды

4. Язык жестов – беседа с детьми

Сентябрь

1. Театральный этюд «О грибах» - чтение-беседа по содержанию, поиск выразительных интонаций, мимики, жестов для передачи образа.

2. Сказка «Краски Осени» - работа над отдельными эпизодами, выразительностью речи

3. Показ сказки с деталями декораций, музыкальным оформлением, элементами костюмов. Театральный словарь «Костюмер», «Гримёр».

4. Праздник «Щедрая Осень» - обогатить яркими впечатлениями, вызывать желание принимать активное участие в празднике.

Октябрь

3.

1. «Очень жить на свете туго без подруги или друга!». Чтение стихотворения – «Скажи о друге ласковое слово», Исполнение песни «Если с другом вышли в путь», муз. В. Шаинского

2. Сказка «Теремок на новый лад» - воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонала.

3. Сказка «Теремок на новый лад» - вызывать интерес к происходящему, интонационно и выразительно передавать характер выбранного персонала.

4. Показ сказки детям других групп.

Ноябрь

4

1. Шуточные инсценировки и пантомимы

2. Инсценировка «В гости к ёлочке» - творческие задания, распределение ролей

3. Театрализованная игра «Цирк зверей» - закрепление в игре элементов актёрского мастерства, памяти, воображения.

4. «Новогодний праздник!» - создавать радостное настроение, вызывать желание активно участвовать в празднике.

Декабрь

5

1. Творческие игры: «Хорошо - плохо» - правила поведения в театре, игроки изображают, используя мимику и пантомимику. Игра «Животные в зоопарке», игра «Звериные голоса»

2. «Рождественские гуляния»

3. Театр картинок «Мы играем и поём»

4. Знакомство с театром марионеток

Январь

6

1. Инсценировка знакомых песен

2. Настольный театр

3. «Серый волк и Красная Шапочка», по мотивам сказки Ш. Перро. Беседа по содержанию. Вхождение в образ.

4. «Серый Волк и Красная шапочка» - интонационно и выразительно передать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа.

Февраль

7

1. Показ сказки «Серый волк и Красная Шапочка» на празднике всех Дам, используя музыкальные костюмы, атрибуты. музыкальное оформление.

2. Театрализованная игра «Насос» и надувная игрушка: действовать с воображаемыми предметами , взаимодействовать друг с другом.

3. Пальчиковый театр «Лиса, Заяц и Петух» - работа над отдельными эпизодами, над выразительностью речи.

4. Показ сказки «Лиса, Заяц и Петух» - детям младших групп.

Март

8

1. «Мы играли, танцевали» - имитация сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах.

2. Импровизация на тему звучащими движениями

3. Песенная импровизация

4. Театр фланелеграфа

Апрель

9

1. Шуточные стихи: обыграть, самостоятельно распределить роли

2. Звукотерапия

3. Сказочный концерт. Инсценировки фрагментов сказок. «В мире много сказок – добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них» 

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности средняя группа "Мы актёры"

Проект по театрализованной деятельности средней продолжительности.Средняя группа.Создание всех условий для театра в группе...

Презентация проекта по театрализованной деятельности "Театр юного актёра и зрителя"

В рамках выполнения одной из годовых учебных задач наша группа в декабре 2013 года сделала кукольный спектакль "Три поросёнка". Показали во всех группах. Повторяли на "бис". Просят ещё. И новенькое! С...

Проект по театрализованной деятельности. "Театр юного актёра и зрителя" Спектакль "Три поросёнка"

Краткосрочный (1 неделя)  Участники проекта: дети, воспитатели, родители....

ОД для детей 6 – 7 лет «Знакомство с работой актёра по озвучиванию героев мультфильма» в рамках проекта «Мульти пульти»

Образовательная деятельность , в ходе которой дети знакомятся с основным этапом озвучивания мультипликационного фильма...

Проект по театрализованной деятельности Тема: «Маленькие актёры»

Актуальность: Осознав, необходимость повышения уровня коммуникативных навыков у детей, я, решила начать работу над проектом с формирования развивающей среды, Опираясь на Программу Воспитания и Обучени...

Проект "Маленькие актёры"

театральная деятельность...

Проект "Мы актёры"

Детство - это самый важный период в жизни каждого человека. Насколько ярким, насыщенным будет этот период, настолько полноценно реализуется личность в дальнейшем. Театр – это средство эмоциональ...