анализ сюжетно - ролевой игры
материал (старшая группа) на тему

Коротеева Мария Дмитриевна

анализ сюжетно-ролевой игры  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevaya_igra.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой 5-ти летнего  мальчика  Андрея  Шмелева(старшая группа)

Анализ проведен по схеме:

  1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Замысел игры возникает по инициативе самого ребенка. Обсуждает замысел игры с партнерами, учитывает точку зрения партнера в процессе игры. Замысел игры устойчив. Ребенок видит перспективу в игре. Замысел игры статичен. Иногда происходит импровизация, придумывает  по ходу игры что-то новое (« Автобус меняет свой маршрут и едет до остановки музей») добавляет или изменяет картину в сюжетной игре. Умеет сформировать игровую цель и игровую задачу и словесно предложить ее детям.

  1. Содержание игры.

Основное  содержание игры  составляет производственные взаимоотношение, отражающий профессиональный труд людей (служба охраны, обслуживающий труд  на транспорте), игра в путешествия, в том числе и космические. Разнообразие содержание сюжетно-ролевой игры определяется знанием ребенка тех сторон действительности, которые изображаются в игре, чувствам ребенка, его личному опыту. Игры часто повторяется с одинаковым содержанием. Илья в основном игры предпочитает производственные(водитель автобуса, продавец автомашин).

  1. Сюжет игры

Игра в космическое путешествия, игра в транспорт, игра в магазин. Сюжет игры устойчив. Не отвлекается на игры других детей. В основном два-три события в игре (например,  игра водителя автобуса, он уже на работе за рулем, затем у него перерыв на обед, он идет в столовую, после он меняется с другим шофером  и возвращается домой. Совместно строить и творчески развивать сюжет игры происходит через общение. Источники  сюжетов игры это наблюдения и рассказы взрослых.

                       IV.Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Выполняемую роль обозначает словом до игры. Для взаимодействия с партнером по игре использует ролевую речь. В игре появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражается отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Отличительная особенность ролевого диалога: длительность ролевого диалога. Обозначение предметов словом, действий-жестом, строит ролевое поведение.  В игре меняет интонацию в голосе, жестикулирует. Активно участвует в распределении ролей. Руководит Илья в распределением ролей ( с помощью считалок ). В основном любит главные роли исполнять. Если есть необходимость участвовать во второстепенных ролях, то он соглашается, но с условием что в следующий раз он возьмет инициативу на себя. Илья предпочитает  входить в игровое объединение. Численность объединения 3-4 человека. Характер взаимоотношений: дружеский. Игра для него становится интересна, в игре он становится активным, внимательным. Любимые роли: водитель автобуса или  капитан космического корабля. Он может выполнять в игре две роли ( отрицательную, например играть пирата космического корабля и положительного , например спасателя планеты ).

                        V.Игровые действия и игровые предметы

Ребенок использует предметы- заместители. Играя водителя такси, ребенок берет крышку из под кастрюли и говорит что это мой руль, кубики пластмассовые у него педали ( два кубика) и залезая под стол говорит что он уже в машине. Инициатором выбора предмета-заместителя является Илья, так как игру он знает и поэтому легко может найти к этой игре предметы- заместители. Образные игрушки использует, но редко в основном когда играет в космических героев. Любимые игрушка одна это человек-паук. Илья любит совместно развивать и творчески придумывать сюжет. Старается согласовывать свои действия с действиями партнера по игре. Роль слова в осуществлении игровых действий является главным. Илья адекватно  и легко воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ее условность. Играет с воображаемыми предметами, ( игры-фантазирования; космические корабли).

                                     VI.Игровые правила

Правила регулирует Илья( в знакомой игре), правило сознается ребенком. Есть логика событий.(« продавец и покупатель») « Я продавец  и раскладываю товар на витрину, а вы ребята- покупатели, вы выбираете товар и покупаете. Он становится ответственен, решительным. Следит за другими детьми, контролирует чтобы все было согласованно , учитывает пожелание партнеров по игре, если кто-то из детей нарушает правило то он старается объяснить этому ребенку почему так мы не играем, а играем по другим правилам. Если правила регулирует другой ребенок, то Илья придерживается  правилами партнера.

                                VII.Достижение результата игры

Сначала замысел игры возникает до начала игры, дети планирует его, договариваются о правилах ,замысел статичен(по ходу событий развивается) и реализуется в игре. Достижение реализации замысла происходит через общение, общих интересов, личных симпатий.

                            VIII.Особенности конфликтов в игре

Конфликтные ситуации возникают чаще всего из-за право обладание любимой игрушкой. Способы разрешение конфликтов: беседа, объяснение. Конфликт также  возникает из-за распределение ролей. Илья в основном любит играть главные роли, но воспитателю интересно знать как другие дети, играют первые роли, поэтому возникает конфликт. Способы решения: беседа, объяснение, то что не обязательно быть первым, что есть и второстепенные роли, которые тоже важны, так как без вторых ролей не было бы и первых.

                              IX.Игровая среда

Игровую среду готовит заранее (если играет в водителя автобуса, то ставит стулья, делает талончики на проезд из бумаги и т. д). использует игровую среду(уголок магазин), когда играет в магазин ( готовит инвентарь: весы, кассу, гири, готовит витрину магазина: овощи, фрукты.

                               X.Роль взрослого в руководстве игрой

Роль взрослого в руководстве игрой уходит на второй план. В процессе игры ребенок  обращается к взрослому часто по поводу  конфликтов происходящие в игре. Взрослому ребенок предлагает вступить в игру ,в основном когда не хватает партнера по игре.

Организуется игра в первой и  во второй половине дня . Организуя игру воспитатель учитывает интересы детей к определенным игрушкам, сюжетам, действиям. Игровой материал включает в себя как образные игрушки, так и неоформленный материал, который дети наделяют игровым значением, и используют в игровых ситуациях.

Взрослый способствовал развитию новый игры полет на Луну. Предлагал  роль космонавта , предлагал новую роль диспетчера ответственного за полет. Организовывал и руководил полетом. Расширял знания о планете Земля. По средствам беседы, конструирования ракет. После игры подводился итог. Как прошел полет на ракете.

« Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается учесть человека», - говорил  В. Г. Белинский.

Почему дети не любят читать?

Родители являются примером для ребенка. Если родители не читают дома книг( по ряду причин),  не посещают библиотеки, книжных магазинов и выставки книг, то вряд ли у ребенка возникнет желание читать и вообще полюбить книгу. Сейчас большой поток информации и развлечений: телевизор, комиксы, компьютерные игры, интернет. Детям  не до книг. У детей нет мотивации к чтению( ведь это труд и усилие). Родители пускают это на самотек.

Очень многие родители заставляют детей читать. А это вызывает у ребенка негативные эмоции. Выход из этого: завести ритуал совместного чтения, это не только пойдет на пользу, но и еще больше сблизит родителей с ребенком.

Другая причина: невыразительное чтение. Очень часто родители или педагоги, не умеют эмоционально и выразительно читать. Это тоже влияет на ребенка. Ребенку становится скучно, не интересно, воображение и увлеченность отсутствует. Он не сопереживает героям, ему не интересно, чем закончится рассказ или  сказка.

Бывает так, что ребенок не хочет читать, потому что ему просто скучен сам процесс. Можно попробовать превратить чтение в игру. Разыграть образы, ситуации, в которых требуется что – то прочесть.

Бывает ребенку трудно, почти невозможно даже небольшой текст сразу прочесть гладко, соблюдая интонацию. Но и читать несколько  раз одно и тоже ему скучно. Следует , на этот случай придумать какой – нибудь мотив чтобы ему захотелось потренироваться: « Почитаем вечером папе» или  « Поиграем в школу. Ты будешь учителем и научишь меня читать».

Следующая причина, когда  книга подобрана не по возрасту ребенка. Детская литература делится на четыре возрастные группы: дошкольников, младших школьников, детей среднего и старшего возраста. Имея много общего между собой, книги для каждой из этих групп обладают и своими особенностями. Родители и педагоги не могут не считаться с этим.

Другая причина: вандализм по отношению к книге. Дети неуважительно относятся к книгам: бросают где попало, отрывают странички. У детей нет трепетного отношения к книге. Желания помочь книге -  спасти ее когда возникает такая необходимость ( приклеить, заклеить, стереть нарисованное и т.д.).

Также формальное отношение к книге. Вроде дома книги есть( а их не читают) , и можно сказать на это что их нет. Стоят  или лежат на полке, для интерьера.

Мысль о том, что литература – учебник жизни, не нова, но несмотря на банальность, это утверждение удивительно верно.

Если ребенок будет часто видеть родителей с книгой в руках, а не с пультом от дистанционного управления телевизора, тогда и для него чтение не станет проблемой.

Если ребенок увидит, что книга для вас – удовольствие, то повзрослев, он сам потянется к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии уровней анализа сюжетно-ролевой игры

Критерии уровней анализа сюжетно-ролевой игры...

Педагогический анализ сюжетно-ролевой игры.

Дан полный анализ сюжетно-ролевой игры: анализ уровня развития игровой деятельности, анализ  сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений. Анализ деятельности воспитателя...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...

Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности.

Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности.При анализе игры ответить на вопросы: по чьей инициативе возникла игра?Планировали ли дети заранее её ход? Сколько детей участв...

Сравнительный анализ сюжетно-ролевой игры «Дочки-Матери»

Сравнительный анализ младшего и старшего возраста в сюжетно-ролевой игре "Дочки-Матери"...

Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребнос

Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том...