Совместная деятельность взрослы и детей в зеленой зоне ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Лошкарева Ирина Анатольевна

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная деятельность взрослы и детей в зеленой зоне ДОУ

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей  понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в России - свои в каждом регионе. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новые направления в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: « экологическое сознание», « экологическое мышление», « экологическая культура», « непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов», и многих других,  в том числе и понятия « экологическое воспитание дошкольников» В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи.

Экологическое  воспитание и образования детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике. В практике работы детских садов это направление может быть реализовано  только через совместную деятельность взрослых и детей, путём создания определенной  экологической среды.

Создание развивающей среды в дошкольном учреждении - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологического пространства», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условии, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о « братьях меньших»- растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможность дошкольника знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость  и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зелёной зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях ДОУ; через наблюдения деятельности взрослых; посредством своего практического участия. Например, создаем зимний сад. Крупномасштабные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы производится одними взрослыми без участия детей. Тем не менее, старшие дошкольники могут стать участниками этого процесса, если воспитатель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким замечательным будет зимний сад, кто в нем поселится и что в нем будет расти: время от времени показывает, как продвигаются дела, поясняет, зачем сделаны большие окна, зачем электрики повесили много ламп, почему поставлены высокие вольеры, а не маленькие клетки и т.д Дети еще практически ни во что не включились , но уже являются участниками процесса: они в курсе событий и переживают за них. На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые найдут дела, доступные для детей 5-7 лет, и они станут действительно участниками серьёзного мероприятия.

В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушное отношение к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может, осуществляется в любом « экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности – создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор с животными и растениями, спокойные и ясные понятия о том, что  и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух - трех ребят участвовать в поливе комнатных растении, воспитатель говорит примерно следующее: « Пойдемте со мной к окну, осмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. ( Подходят к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке- вы зеленые , красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть! ( Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а ведь им нужна вода- они живые , без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: « огонек, мы нальем в твой горшок воды, пей, сколько хочешь, и расти дальше - мы будем любоваться! Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держан лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях – это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малышей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной. В  средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: Я делаю - вы мне помогаете, вы мой помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!». В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей  интенсивно нарастает, становиться возможной  дежурство детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает ( при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно - как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: « Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я  ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность  и инициативу.

Литература:

1.Николаева С.Н. Эколог в детском саду - М.; Мозаика-Синтез, 2004, 120с.

2.Николаева С.Н. Методическое пособие к программе « Зеленая тропинка» - М.; Просвещение, 2001.-63с

3.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.-М.; Издательский центр « Академия», 1999.- 184с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»

Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

"Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности"; Автор: Лебедева Г.А. 2016г. СПб. Воспитетель ГБДОУ № 100 Невского района СПб

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его мес...

Конспект совместной деятельности взрослых и детей старшей группы по изобразительной деятельности. Конструирование из нетрадиционных материалов «Летающая тарелка»

Конспект по изобразительной деятельности в старшей группе "Летающая тарелка". Конструирование из нетрадиционных материалов....

Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе

Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе...