Консультация для педагогов на тему: «Экспериментирование как способ направления детской инициативы и самостоятельности»
методическая разработка по теме

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Формирование личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_avdoshkina_ms_eksperiment_2016_1-2.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экспериментирование как способ направления детской инициативы и самостоятельности»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Формирование личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Значимость развития детской инициативы и самостоятельности в частности отражены в  целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и других;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

Самостоятельность дошкольника неразрывно связана с проявлением его инициативы. Что такое инициатива и самостоятельность?

Инициативность характеризуется как черта детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям.

Самостоятельность - не только выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определения собственной задачи и способов ее решения, но и свобода поведения.

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования уделено большое внимание познавательно-исследовательской деятельности и экспериментированию детей дошкольного возраста. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является детское экспериментирование. В настоящее время в образовательном процессе реализуются далеко не все возможности, заложенные в экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Мною была поставлена цель: организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей, используя современные подходы к организации деятельности детей. Реализация данной цели достигалась мною через решение следующих задач:

- Создание в группе условий, способствующих проявлению самостоятельности, познавательной активности каждого ребенка.  В первую очередь работала над созданием развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую активность детей, экспериментирование с доступными материалами. Организовала развивающие центры: экологический, исследовательский, познавательный, составила картотеки опытов и экспериментов, подобрала детскую познавательную  литературу (энциклопедия «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия», «Книга эрудита» под редакцией Н. Рыльникова, «Почемучка» Александра Дитриха, «Жизнь насекомых» Жана Фабра, «Жизнь животных» Альфреда Брема, серии книг: «Один дома» под. ред.А. Киселева, Н. Острун, «Веселые научные опыты для детей» Е.Белько и многие другие).

Не только наблюдение за демонстрацией опытов, но и самостоятельное экспериментирование позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Детям дошкольного возраста свойственна ориентация на познание окружающего мира и непосредственное действие с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Поэтому особое внимание обращаю   на организацию самостоятельной  экспериментальной деятельности воспитанников, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, развивает познавательные интересы и активность, дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний. Для этого использую следующее оборудование, приборы и  материалы для исследования: колбы, пробирки, штатив, мензурки, микроскоп, магниты, песок, глина, камни и т. д. Альбомы по экспериментированию: «Свойства воды», «Тонет – не тонет», «Огонь», «Домашняя лаборатория» и др. Методическое пособие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Удивительное рядом».

Экспериментируя, дети знают много нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными.

Чтобы дети не потеряли интереса к исследованию и экспериментированию, у меня всегда есть для них в запасе новые игры и упражнения, загадки и предметы окружающего мира:

- палочки Кюизенера, мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры  «Береги живое», «Птицы», «Дикие животные», «Деревья нашего леса», «Тропинки-лабиринты», «Земля и солнечная система», «Океаны и материки», «Чей малыш», «Чей домик», «Парочки», «Берегите наш лес».

- глобус и физические карты позволяют виртуально путешествовать по всему миру, изучить  растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д.;

- настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;

- микроскоп, лупы, магниты и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.

Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может свободно действовать с ними.

В развитии познавательной активности дошкольников большое место отвожу организации непосредственно образовательной деятельности детей. Мною разработаны и проведены  такие мероприятия как: «Виртуальное путешествие по заводу «Тяжмаш», опыты с водой «Волшебная водица», «Веселые магнитики», разработаны презентации, на котором воспитанники эксперементируют с разными предметами: «Свойства песка», «Железный рыцарь».

В процессе образовательной деятельности всегда стараюсь поощрять взаимодействие детей со сверстниками, ведь именно совместная деятельность способствует развитию познавательного интереса, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, сопереживания. В своей работе стараюсь создавать такие ситуации, которые побуждали бы детей оказывать помощь друг другу.

Большое внимание уделяю работе с родителями, стараюсь сделать их  активными участниками воспитательно-образовательного процесса.  Для этого использую следующие формы работы:

  •  Консультации об особенностях организации познавательной деятельности ребёнка с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.
  •  Размещение памяток и  рекомендаций на информационном стенде, интернет-сайте.
  •  Семинары-практикумы по организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
  •  Мастер-классы для знакомства родителей с элементарными опытами и экспериментами, которые можно организовать с ребенком в домашних условиях.

Систематическая  работа по познавательно-исследовательской деятельности  способствует развитию познавательной активности дошкольников. У большинства воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира.  Самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

На мой взгляд, практическая значимость работы заключается в том, что обобщенные материалы могут быть использованы педагогами дошкольного образования в практике работы с детьми дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности, инициативы и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»

Совещание управленческих команд образовательных организаций Канского района в рамках работы Августовского педагогического совета 2018 года.Тема: «Создание условий на уровне муниципалитета и обра...

Консультация "Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности"

В консультации раскрываются некоторые методы и приемы развития у детей самостоятельности и инициативности в разных видах детской деятельности....

Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников

Совещание управленческих команд образовательных организаций Канского района в рамках работы Августовского педагогического совета 2018 года.Тема: «Создание условий на уровне муниципалитета и обра...

Консультация для педагогов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы"

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициативность ярче всего проявляется в общении, пр...

Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников

Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.Пробле...


 

Комментарии

Боброва Елена Александровна

МЫ РОДИТЕЛИ БЛАГОДАРНЫ МАРИНЕ СЕРГЕЕВНЕ ЗА ТАКУЮ ИНТЕРЕСНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ.ТЕПЕРЬ ДОМА ПРОВОДИМ ОПЫТЫ.МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ.ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ ,ПРЕВРАТИЛО  НАШИ ВЕЧЕРА В СКАЗОЧНОЕ ШОУ!!А САМОЕ ГЛАВНОЕ У ДЕТЕЙ ТАКОЙ ИНТЕРЕС К ЭКСПЕРЕМЕНТАМ!!