"Занятия по выбору как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности"
статья на тему

Бронивец Юлия Павловна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл j_p.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Время образования, которое состоит  только в познании мира, закончилось. Поддержка  разнообразия  детства, с создание условий для познания ребенком  своего «Я», своих особенностей  и возможностей для самоопределения и лучшей реализации  своих сил – новая достойная гуманизма задача образования.

Педагогика, направленная на  самоопределение личности, характеризуется установкой на индивидуализацию педагогического процесса.

…. Индивидуализация - важная задача, поскольку, чем более индивидуальный подход, тем  более гладко проходит реализация программы. Проблем с дисциплиной становится меньше, а приобретенных навыков  - больше.

 Индивидуальный подход означает, что расписание  жизнедеятельности группы учитывает потребности   каждого  ребенка как в активном действии , так  и в отдыхе.  

В режиме дня должно быть отведено время на занятия по выбору - где  дети учатся самостоятельно делать выбор  и реализовывать свои интересы и способности. Это достигается за счет насыщенной, избыточной образовательной среды. Воспитатели принимают на себя ответственность за то, что бы день был веселым и интересным для детей.

С этой целью  организуются  Центры активности, которые  дают детям  возможность  самостоятельно индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Материалы,  содержащиеся в центрах,  стимулируют активность детей, заставляют их использовать все органы чувств.  Создание центров требует определенной организации  помещения и обстановки однако это не налагает ограничений  на  игру детей,  не привязывает определенных занятий  к определенным центрам.

Группа представляет собой лабораторию, в которой дети проводят  эксперименты в качестве исследователей, художников, ученых, практикуются в дружеских взаимоотношениях. Ответственность за превращение группы в подобную лабораторию лежит на воспитателях.  Они отвечают за такую организацию  учебных материалов, которая подталкивала бы детей к непрерывным творческим экспериментам открытиям, решению проблем.

В начале, педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так на может возникнуть какая - то проблема, с которой к детям обращается сказочный  персонаж, воспитатель другой группы, либо это проблема, которая возникла у самих детей.
С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог  продумывает, какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах, какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения,  какие индивидуальные задания можно подобрать.

Чтобы научиться выбирать из нескольких вариантов оптимальный, нужна практика.

 На первых порах помогают приемы социоигровой педагогики, разные способы объединения  в малые группы «Социумы».  Занятия в малых группах      позволяют детям  уделить больше времени приобретению собственного опыта, а в распоряжение  воспитателя окажется больше способов для индивидуализации занятия. В этих условиях у детей появляются  многочисленные возможности реализовать себя в роли лидера, принимать решения, которые оказывают влияние и них самих и на  окружающих. Дети учатся  делать реальный выбор и брать на себя ответственность  в той мере, в которой это представляется целесообразным исходя из их возраста и возможностей.

Старшие дошкольники принимают активное  участие в выборе темы, планировании, сами принимают решение, в каком центре они сегодня будут работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата  предполагается  достичь.   

После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана —т. е. работа в центрах.  Задания  подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.  С какими  - то из них  дети могут справиться самостоятельно,  а где - то выполняют работу при участии воспитателя.  Важно обращать  внимание на выбор занятия детьми, на качество их работы, наличие интереса к занятию  не зависимо от  того индивидуально они работают или в группе. Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка определяется  его готовностью к самостоятельной работе, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку. 
При этом  дети  имеют возможность перемещаться от центра к центру. Это возможно только в том случае, если дети взаимодействуют друг с другом, практикуются в умении договариваться, решать проблемы. А воспитатели помогают детям размышлять над своими действиями и способствуют их самообучению, а не руководят этим обучением. Воспитатели  уважением относятся к идеям детей, взаимодействуют с детьми, когда они играют или работают.

Во время работы детей в центрах активности воспитатель может: 
-  работать в одном из центров;
- переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется;
- переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды;
- наблюдать за конкретным ребенком. 
Спланированная работа может быть не закончена за один день.  В этом случае, ребенок может продолжить работу в последующие дни.

Завершение занятия может быть разнообразным. Дети переходят от одной компании к другой, рассказывают, чем они занимались, что удалось? Что не получилось? Почему? А можно обсудить эти вопросы и  презентовать получившиеся продукты вернувшись на круг. Это способствует  тому, что ребята учатся  анализировать свою работу, делать выводы, давать оценку себе и своим товарищам.

 А главное, в развивающей среде, где воспитатели побуждают детей следовать своим интересам, у детей возникает сильное чувство собственной значимости,  развивается самоинициативность, что побуждает  их к самостоятельному добыванию знаний. Это является особенно актуальным для реализации потенциальных возможностей, способностей и потребностей  каждого ребенка в рамках общих задач и содержания образования.


-  ребенку - самореализоваться в процессе разнообразной детской деятельности;

        - педагогам - творчески подойти к выработке индивидуально-личностной модели В формы поддержки детских инициатив:

-  «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.

 - «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.

  - Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом,  передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.

- Мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества.

- Игровая основа деятельностных  взаимодействий  всех участников реализации инициатив детей в продуктивной деятельности. 

«...Современный мир характеризуется ростом индивидуального самосознания.

 Для личности актуальным становится поиск своего пути в профессии, авторского стиля деятельности, права на индивидуальную траекторию развития...»

Т.М. Ковалева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности творчески одарённых детей.

Отчёт о проделанной работе с музыкально одарёнными детьми музыкального руководителя. Представлены разные формы работы: творческие объединения по интересам, конкурсы различного уровня, участие в концер...

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»

Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...

Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"

Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"...

Консультация "Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности"

В консультации раскрываются некоторые методы и приемы развития у детей самостоятельности и инициативности в разных видах детской деятельности....

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...