Консультация "Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности"
консультация

В консультации раскрываются некоторые методы и приемы развития у детей самостоятельности и инициативности в разных видах детской деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44

Консультация

«Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Подготовила и провела:

старший воспитатель Зарубина Е.Ю.

Саров 2019

Слайд 1

Консультация с элементами практикума «Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Слайд 2   Актуальность.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Слайд 3 Актуальность.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является (выдержки из Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»:

I. Общие положения

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.4. Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

2.11.2. В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования 

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики и возможности детей:

  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
  • способен проявлять способность к волевым условиям;
  • способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей;
  • способен проявлять способность к принятию собственных решений.

Кроме этого, многие специалисты отмечают, что развитие инициативы, является одной из основополагающей установкой социальной ситуации развития ребенка. Инициативность является непременным условием познавательной и творческой деятельности ребенка, психических процессов, формирования личностных качества.

Слайд 4   Понятие «самостоятельность» и «инициатива»

Самостоятельность –  независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи. (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушаков). Самостоятельность дошкольника понимается как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия.

Понятие «инициатива» в педагогическом словаре определяется как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия. Инициатива — эта активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. 

Инициативный ребенок, что это значит?

Игра «Ассоциация» (передавая по кругу мяч,  назовите ассоциации, которые возникают, когда вы слышите словосочетание «Инициативный ребенок»).

Подводя итог, можно сделать вывод, что инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

Вопрос: как вы думаете, в каких видах детской деятельности может проявляться инициатива и самостоятельность ребенка (высказывания педагогов: игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая и т.д.).

Слайд 5   При каких условиях возникает инициатива?

  • Наличие развивающей предметно-пространственной среды, разнообразной

по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности. Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который обеспечит выбор деятельности по интересам, позволяющий ребенку включиться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

  • наличие условий для свободного выбора деятельности, а так же участников

совместной деятельности? Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.

  • стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы

взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.

  • участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к

поиску нового, проявлению творческой активности, формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами. 

Слайд 6 Следующий шаг – как активизировать ребенка?

При проектировании образовательного процесса, необходимо учитывать сферу инициативности. В педагогической практике выделены несколько сфер инициативы:

- творческая (под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника, включенность в какую либо деятельность связанную с творческой деятельностью).

- целеполагания и волевого усилия (умение ставить цель деятельности).

-коммуникативная (это установление отношений ребенка с взрослым и сверстниками)

- познавательная (стремления к деятельности).

Эти сферы определяются конкретными видами деятельности, определяемые Стандартом.

Задание: определите и назовите, в каких видах деятельности возникает та или иная сфера  инициативы?

К сожалению, не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

Высказывание:

Планета детства - это море глаз, которые смотрят на нас по – разному. У одних сияющие озорные глаза, в которых одни вопросы и восторг от всего происходящего. Беспокоят другие – равнодушные, которым не интересно, что происходит рядом с ними; тревожат настороженные, испуганные, неуверенные, может быть потому, что им как - то неуютно со всеми.

Слайд 7  Не директивная помощь

Один из способов поддержки детской инициативы - оказание не директивной помощи детям. Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Не директивный подход – это особое отношение к человеку, его уникальному внутреннему миру, дающему возможность ощутить собственную ценность.  Не директивный подход подразумевает

- наличие партнерской позиции взрослого;

- уважение к каждому ребенку в группе;

- принятие всех детей в группе;

- создание ситуации,  побуждающей детей активно применять свои знания и умения (проблемные ситуации, ситуации успеха, предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.). При этом не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий (ориентация ребенка «помоги себе сам», «попробуй сам решить свою проблему», «обратись за помощью к сверстнику» и т.д.).

При не директивном подходе следует придерживаться общих рекомендаций (см. памятку).

Для развития детской инициативности нужно:

1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", формировать установки «Я могу», «Я сумею»; создавать ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»; использовать предвосхищающую положительную оценку « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»)

2. Давать задания интересные или где у ребенка есть личный интерес что-то делать.

Слайд 8   Следующий шаг – как поддерживать инициативу у ребенка, следуя за его интересами.

Этапы формирования инициативы.

1 этап – зарождения инициативы, на котором все иногда останавливается, и просто не замечая ее появления взрослый порой не находит способа для ее поддержки. На этом этапе на первый план выходит создание РППС, предоставляющую ребенку возможность удовлетворить собственные интересы, поддержать возникшую инициативу по организации собственной деятельности; ввести правила нормативного поведения детей в среде, способствующие поддержке партнерского стиля общения детей в группе; инициировать самостоятельное создание детьми нормы поведения; «проявить» момент выбора, сделать этот этап «видимым», проявить его как для взрослого, так и для ребенка.  Это достигается через использование особых форм деятельности. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской  инициативы является групповой сбор. (Эта форма работы появилась и укрепилась достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «Утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.) и «Утро радостных встреч» программы «Радуга».) Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Групповой  сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться  вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как: чувствовать себя значимым; управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми;  веселиться и развлекаться. Цель группового сбора: выявление детских интересов, формирование мотивации к предстоящей деятельности, создание общего положительного эмоционального фона.   

Зафиксировать результаты обсуждения можно, применив в образовательном процессе технологии моделирования, где происходит применение знаков и символов в обозначении центров активности, дублированных на «Экране выбора» группы; обозначении норм и правил поведения, как общепринятых группой детей, так и введенных по собственной инициативе. На «Экране выбора» с помощью знаков дошкольник отражает свое желание, свой выбор, свои планы на день, которые, по его мнению, являются важными и с ними должны считаться все и взрослые, и сверстники. Главная задача данного пособия – сделать видимым самостоятельный выбор ребенком тех дел, которыми он будут заниматься. Однако, предоставляя ребенку действовать по собственной программе, педагогу необходимо учитывать риски (возможно):

  • ребенок не захочет каждый день делать выбор;
  • ребенок захочет выбрать те виды деятельности, которых нет на экране;
  • ребенок захочет поменять свой выбор.

Следует отметить, что детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений; когда сами дети приобретенный опыт и знания будут переносить в свою самостоятельную деятельность.

Слайд 9   Виды мотиваций

А для этого необходима поддержка со стороны взрослого через создание необходимой мотивации, направленной на овладение способами действий, способов достижения практических и интеллектуальных целей.

 «Мотив» (от лат. movere - двигать, толкать) – обозначает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. В педагогической практике выделяют несколько типов мотиваций, посмотрите на экран:

  •  игровая мотивация,
  •  мотивация общения,
  •  мотивация личной заинтересованности.

В основе этих мотиваций лежит приоритетная сфера деятельности, определяемая возрастными возможностями.

Игровая мотивация (условно «Помоги игрушке»): например, в младшем возрасте у детей возникает потребность чувствовать свое превосходство и компетентность. Так как взрослый не может взять ведущую роль, тем самым заглушив превосходство ребенка, в роли безопасного партнёра выступает игрушка. Это универсальная мотивация для 3-летних детей для поддержания инициативы, чувствовать свое превосходство и компетентность. Игрушки приходят в группу с просьбой о помощи. Они нуждаются в самых разных предметах (дома, фрукты, железная дорога и т.п.), которые они не могут сделать сами, но которые наверняка сделают эти умные и добрые дети. Подчеркнем, что превосходство выражается в этом случае в реальной помощи, пусть даже игрушечным персонажам. Эта мотивация наиболее эффективна именно в группе, где искренняя готовность хотя бы части детей вовлекает в решение задачи и всех остальных. На фоне принятой цели воспитатель показывает, как именно сделать нужную вещь (нарисовать, слепить, построить), т.е. знакомит детей со способом достижения поставленной цели. 

В основе мотивация общения (условно «Помоги мне») лежит потребность ребенка в общении, в коммуникации. В связи с расширением информационного кругозора, становлением сюжетно - ролевой игры, как ведущей формы, возникает острая потребность в общении. Подобная потребность остро выражена у детей среднего возраста.

Мотивация личной заинтересованности (условно «Научи меня», «Создание предметов своими руками для себя») связана с развитием познавательных интересов, расширением сферы собственной компетентности, что характерно для старших дошкольников. Этот вид мотивации используется с целью повышения интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребенок не будет проявлять активность в неинтересной деятельности.

С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать (лат.- возбуждаю, поощряю) - значит побуждать к действию, давать толчок, поощрять. К методам, которые обеспечивают регулирование, корректировку и стимулирование поведения и деятельности воспитанников, принадлежат соревнования (физические, моральные, эстетические), поощрения (одобрение, похвала, благодарность, награда, важное поручение) и наказания (неодобрение, замечание, выговор, предупреждение).

         Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым  его любознательность.(см. опыт работы О.А.Левкиной+ знаменательные даты)

Слайд 10

На этапе возникновения инициативы и самостоятельности необходимо:

  • строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу

педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности;

  •  учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.
  •  продумать построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
  • учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.
  • оценивать ребенка не по способностям в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.
  • поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.

Слайд 11

2 этап — непосредственная проявление инициативы и самостоятельности. Пример, система «TimeChoice». В режиме дня ежедневно выделено определенное время, когда каждый ребенок в группе может заняться тем делом, которое он выбрал (обозначив его на «Экране выбора»). Для педагога, это время наблюдения за проявляющимися склонностями ребенка, удовлетворенности его интересов той насыщенностью развивающей предметно-пространственной среды, которую он создал. Во время «Time Choice» у ребенка формируется внутренний план действий, когда он, делая выбор, моделирует предстоящую собственную деятельность. Подходя к «Экрану выбора», ребенок формулирует (внутренне, а иногда ребенок проговаривает ее вслух) задачу, составляет план действий по ее реализации, а так же подготавливает условия для разворачивания деятельности, реализовывает поставленные собственные задачи, завершает деятельность, представляет ее результаты (по желанию) в среде.

«Экран выбора» позволяет ребенку увидеть количество желающих заняться собственным делом именно в этом центре активности. Фотография подчеркивает значимость личности сверстника, который уже «заявил» себя в этом центре для возможной совместной деятельности, или подчеркивает необходимость (если сверстник не заинтересовал — как партнер) развернуть деятельность рядом или вынести ее за пределы центра (применяя легко трансформируемые, мобильные инструменты деятельности). 

Формы поддержки детской инициативы.

  • Групповой сбор — часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.
  • Средства поддержки и фиксации выбора ребенка (пособие «Экран выбора», «Доска выбора»: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.
  • Проектная деятельность
  • Детский «мастер – класс». При создании «мастер – класса» дети не получают информацию в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственно исследовательско-познавательной, продуктивной, творческой деятельности. Ребенку предоставляется свобода выбора и самостоятельности.
  • Доска «Детские вопросы и ответы»
  • Стенд «Мои интересы»
  • в ДОУ. Персональная выставка — это способ активного взаимодействия участников образовательного процесса, индивидуальная демонстрация творческого мастерства, она проводится с целью создания условий для творческого самовыражения дошкольников.
  • Трансляция успехов (фотоколлаж с изображением детей, стенгазеты с изображением детей и их увлечениями; индивидуальные коллекции детей, организация персональных выставок в соответствии с их интересами; фото построек или поделок отдельных детей)

Индивидуальные игровые пространства

Слайд 12 Примерные формулировки

  • Создать в группе ситуацию «Закончились салфетки»
  • Обеспечить детей (игровым, дидактическим и др.) материалом для развития……………..
  • Поддержать детей в стремлении………………
  • Помочь организовывать сюжетно ролевую игру……………………
  • Помочь  найти атрибуты для ….
  • Посоветовать создать (конструкцию, рисунок, поделку)
  • Обсудить:
  • куда поместить (книгу, рисунок, игрушку)
  • как сделать  постройку, дом, поделку
  • где разместить выставку
  • какие книги подобрать для ….
  • у кого дома есть …..
  • варианты изготовления
  • кто может сделать…., принести…..придумать…..
  • Предложить оформить выставку (работ, игрушек, книг), придумать  …..
  • Рассмотреть …….
  • Выбрать место для …
  • Поручить  проверить , как …..
  • Привлечь внимание детей к …..
  • Показать детям, как …., что можно сделать из ……
  • Предложить детям придумать (замок, схему), как сделать …., изменить….

Запись:

Оля Т. предложила игру «Гуси-лебеди».  Предложить детям изменить игру, придумать новые правила.

Саша Н. принес рисунок. Обратить внимание детей на интересное изображение самолета. Поручить Саше научить других детей рисовать самолет.

Слайд 13  

3 этап – рефлексия. На этом этапе каждый педагог анализирует результаты наблюдений, свои (недирективные) возможности и возможности среды, которую он создал.

Закончить свое выступление  я хочу словами Ш.А.Амонашвили  

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) об...

Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Цель: повышение компетенций педагогов при оказании  недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с  технологией «Детский сове...

Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"

quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...

Описание образовательной практики "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества."

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является «развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности»....

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества»

laquo;Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества»...