Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"
статья на тему

Пахер Лилия Викторовна

Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пахер Лилия Викторовна - воспитатель, МБДОУ ДСОРВ»Рябинушка»

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

            Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является наиболее актуальной. Патриотическое воспитание  - процесс продолжительный и трудоемкий. Невозможно говорить о его полной реализации в дошкольном возрасте. Но начинать работу по формированию нравственно-патриотических качеств личности  нужно как можно раньше. Работа по нравственному воспитанию должна проводиться регулярно и в системе. (Богомягкова Е.Н., 2017).

Задача педагогов – сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Поэтому большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов работы с детьми. Особенно интересным и эффективным видом современных технологий становится интерактивная игра, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности; которая предлагает нам условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи. Поэтому, одной из новых форм  в практике нашего дошкольного образования можно считать квест.

Мы предлагаем разработку тем квестов по патриотическому воспитанию  согласно календарному планированию в течение  всего года. (Таблица).

Таблица

Календарное планирование тем квестов

Сентябрь

Путешествие по Хакасии

Октябрь-Ноябрь

Богатыри земли русской

Декабрь

Зимние олимпийские игры

Январь

Что такое рождество

Февраль-Март

Один день из жизни солдата

Апрель

Готовлюсь в космонавты

Май

Зарница

Июнь

Маленькая страна

Июль-Август

Всей семьей на пути к здоровью

Мы живем в Хакасии. А что может быть интересно человеку? Все, что связано с его именем. Поэтому  одна из интереснейших наших квест-игр - это «Путешествие по Хакасии». Мы провели ее для закрепления и углубления знаний о Хакасии для детей 6-7 лет. Используя различные приемы, мы пытались заинтересовать детей и одновременно решить задачи:

Образовательные задачи:

-создать  условия  для  ознакомления  детей  с традициями  празднования хакасского  нового  года.

-содействовать  расширению представлений о родном крае, его столице, городах;

- познакомить  детей с государственной символикой- гербом;

Развивающие задачи:

развивать нравственные качества:

- самостоятельность;

- взаимопомощь;

- дружбу.

Воспитательные задачи.

- развивать интерес к хакасскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям хакасского  народа;

- создать условия для развития чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- создать условия для формирования толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям.

           Дети приглашены на большой праздник - Чыл-пазы, Новый год по хакасскому календарю! Им  необходимо  взять  с  собой  ленточки  (чалома), но злой Хара хан захотел помешать празднику  и  спрятал  ленточки.  Но он  оставил  часть карты,  на которой указано, где    можно  их  найти.

Испытания проходили по отдельным частям карты. Конечная цель была найти спрятанные ленточки. Выполненное задание – это очередной кусок карты со следующим заданием. Дети продемонстрировали свои знания, умения, самостоятельность, инициативность, смелость, находчивость. Были использованы все виды детской деятельности. Испытания для них были необычными, запоминающимися, увлекательными, веселыми, игровыми.

             На первом испытании дети разгадывали хакасские загадки, где они показали свои знания, смекалку, находчивость. Получив второй кусок карты, они отправились на второе испытание – викторина: «Что вы знаете о Хакасии?». Дети рассказывали чем богата Хакасия, назвали ее столицу, национальность людей, живущих в Хакасии, города. Третье испытание называлось: «Герб Хакасии». Здесь дети рассказывали о гербе Хакасии, что означают его части и цвета, а далее из приготовленных шаблонов герба, самостоятельно вырезали все его части и составляли аппликацию: «Герб Хакасии». Получив четвертый кусок карты, детишки были познакомлены с веселыми, шуточными  хакасскими  народными играми: «Построй юрту» и «Смотаем нитки в клубки». Это испытание было самое веселое, музыкальное, дети показали свою ловкость, смекалку, находчивость. Далее – «Национальное блюдо» - талкан (печенье). Здесь ребята готовят из предложенных продуктов и рецепта печенье. Ну, а это испытание конечно же было самое «вкусное».  Получив шестой кусок карты,  ребята находят  ленты под столом. Дети размышляют и отвечают на вопросы: а почему  ленточки   таких  цветов? (Белая ленточка символизирует чистоту дел и помыслов, красная - символ солнца, тепла, жизни и достатка, синий - чистое небо, связь с Космосом, с "верхним миром").

И в заключении, дети вместе с ведущей  обходят  3 раза берёзу по ходу солнца, обращаясь к  берёзе, и завязывая на нее ленточки.

Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети   познакомились с историческим прошлым и культурным обликом Хакасии, научились свободно мыслить, фантазировать;  совершенствовалось речевое общение детей в игровой деятельности; научились  выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.

Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию,  заданную ФГОС ДО и становится  отличной возможностью  для педагога и детей увлекательно  и оригинально  организовать жизнь в детском саду. Квест, с его  почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.  (Шеина Л.И., 2017).

Подводя итоги, хочется пожелать всем коллегам, применять квесты в практике работы со своими  детишками, делать их яркими, запоминающимися,  увлекательными и непредсказуемыми.

                        Литература:

Статья в журнале

 Богомягкова Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. 2017.  - №1. - С. 19-23.

Шеина Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. – Т. 46. – С. 439–441.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности творчески одарённых детей.

Отчёт о проделанной работе с музыкально одарёнными детьми музыкального руководителя. Представлены разные формы работы: творческие объединения по интересам, конкурсы различного уровня, участие в концер...

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»

Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...

Консультация "Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности"

В консультации раскрываются некоторые методы и приемы развития у детей самостоятельности и инициативности в разных видах детской деятельности....

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...