Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности творчески одарённых детей.
опыты и эксперименты на тему

Отчёт о проделанной работе с музыкально одарёнными детьми музыкального руководителя. Представлены разные формы работы: творческие объединения по интересам, конкурсы различного уровня, участие в концертах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с "Золотой петушок"

с. Бутырки"

Лысогорского района, Саратовской области

"Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности

творчески одарённых детей".

Музыкальный руководитель: Хлебникова И.А.

2015 г.

                

слайд 1

слайд 2

В каждом человеке есть солнце.

Только дайте ему светить.

Сократ

        (слайд 3)

        В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение, так как талантливый человек - особая ценность для общества. Возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания.

        (слайд 4)

        Долг педагога заключается в том, чтобы суметь среди воспитанников группы  выявить одаренных, талантливых детей, помочь им проявить свои способности,   показать путь для самореализации.   Ведь зачастую детский  талант бывает незаметным. Многие из детей, как правило не раскрываются сами, а родители не ведают о том природном даре, который присутствует у их детей.

        (слайд 5)

        Работа с одаренными детьми — процесс, требующий особых знаний и собственных специфических средств. Одним из основных средств может выступить педагогическая поддержка. В педагогической поддержке проблема принципиально рассматривается как ситуация открытых возможностей: для ребенка — стать успешным настолько, насколько он сможет сам, для педагога — оказать поддержку возможностям ребенка и создать условия для их развития с учетом реальных перспектив. Одаренная личность наделена собственной потребностью.

        (слайд 6)

Отсюда вытекают необходимые условия работы с одаренными детьми:

  • сохранение индивидуальности;
  • поддержка собственной творческой потребности;
  • знание психологических особенностей «одаренных».

        (слайд 7)

        Работа с детьми по развитию творческой  одаренности в нашем  детском саду реализуется в рамках реализации приоритетного направления (художественно-эстетическое). В ДОУ в разное время функционировали следующие формы организованной образовательной деятельности:

  1. Творческое объединение «Колокольчик», направлено на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства;
  2.  Игра на детских инструментах "Гусельки";
  3. Развитию способностей средствами театральной деятельности;
  4. Творческое объединение "Художники-умельцы", которое предусматривает ознакомление дошкольников  с народными промыслами России.

(слайд 8)

Распределение детей по творческим объединениям происходит на основе интересов и желаний детей.

Алгоритм распределения детей  по творческим объединениям

1. Посещение детьми НОД.

2. Диагностика: анкетирование родителей, наблюдение, тестирование детей.

3. Опрос детей о желании или нежелании посещать творческие объединения.

4. Согласие родителей на посещение ребенком творческого объединения.

5. Заполнение карты индивидуальных особенностей и интересов дошкольника.

        (слайд  9)

        Опыт, который дети приобретают занимаясь в творческих объединениях, позволяет успешно применять полученные знания на праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

        В мероприятиях, проводимых в ДОУ, всегда находится местечко для выступления детей, посещающих  творческие объединения.

        (слайд  10)

        Так, на заключительном мероприятии проекта "Мой ласковый и нежный зверь", который был направлен на формирование любви и заботы по отношению к животным, группа девочек исполнила песню Т.Попатенко "Котёнок и щенок".

        (слайд  11)

        А на спортивном празднике посвящённом Дню Защитника Отечества, который проходил с участием родителей, исполнили любимую песню многих поколений В.Шаинского "Крейсер Аврора".

        (слайд 12 )

        На выпускном утреннике Даша Ванина показала всем свои голосовые данные с помощью песни Е.Зарицкой "Раз ладошка...".

        (слайд 13 )

        Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, бубне, барабане, различных самодельных шумовых музыкальных инструментах. Они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Зная это, мной была разработана программа занятий игры на детских музыкальных инструментах "Гусельки".

        (слайд  14)

        Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента.         Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль музыкального руководителя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.

        (слайд  15)

        Наиболее удавшиеся музыкальные номера так же представляли на суд зрителей. Особенной популярность пользовалось произведение "Ах, вы, сени".

        (слайд 16 )

        Театральное творческое объединение - это наш помощник на любом мероприятии, так как театральная деятельность  - это самый любимый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.         Всякую выдумку, впечатление от окружающей жизни мы воплощаем в живые образы и действия. Входя в образ, ребёнок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало,  получая огромное эмоциональное наслаждение. Для меня, как наставника важно, что занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

        (слайд  17)

        Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Часто на сцене нашего ДОУ проходят театрализованные представления по сказкам: "Красная шапочка" (старший возраст) и  "Курочка Ряба"(2 младшая группа), "Лисичка со скалочкой" и т.д. Но наибольшей популярностью пользуются небольшие сценки, разыгрывание по ролям стихотворных произведений (сценка на выпускном утреннике "Провожала в первый класс мамочка Никитку", "Семья", "На горшках"), показ номеров в календарных праздниках.

(слайд  18)

        Так любимым номером детей стала танцевальная композиция "Бабушки" под песню Н.Добрынина "Бабушки-старушки".

        С этим номером дети поучаствовали не в одном конкурсе и везде имели успех и одобрение жюри: грамота за участие в параде достижений народного творчества "Огней так много золотых" в Лысогорском районе. Этот номер стал победителем (I место) во всероссийском  творческом конкурсе "Весеннее вдохновение".

        (слайд  19)

        Большой любовью детей пользуется творческое объединение "Художники-умельцы" по развитию художественно-творческих способностей у детей.

        (слайд 20 )

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВНах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки в детском саду и за его пределами, создание Большой книги «Ярмарка народных промыслов».

        (слайд 21 )

        Работы детей отправлялись на конкурсы различного уровня и так же имели успех. Так работы Лизы Хлебниковой и Даши Ваниной были оценены во всероссийском конкурсе прикладного творчества "Весна благоухает нам" (Диплом победителя II и III степени). Специальным призом жюри III регионального заочного конкурса детского творчества "Возраст делу не помеха!" награждена Лиза Хлебникова в номинации "Прикладное искусство".

        (слайд  22)

        Особой популярность последнее время пользуются образовательные проекты.  Это форма проведения мероприятия, которая смогла объединить несколько направлений развития творческих способностей детей: и вокальные, и танцевальные, и игра на инструментах и декоративно-прикладное. 27 марта 2015 года прошло заключительное мероприятие проекта "Жаворяточки".

        (слайд  23)

        В проектной деятельности подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. Так, ребята предлагали  оригинальные  идеи, либо поддерживали  и немного видоизменяли  идею другого ребенка. А моя задача, как педагога заключалась в поддержке инициативы детей, подчеркнув, что ещё никто не предлагал такой вариант, что открывало новое пространство для творческой деятельности.

        

        (слайд  24)

        А как любят наши дети танцы, как они раскрываются в этом виде творчества.  И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.         

        (слайд 25 )

        На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать музыка.

         Хореографическую композицию "Лилипутики" мы решили представить на всероссийский творческий конкурс  "Весеннее вдохновение" и заняли 1 место.

        (слайд 26 )

        Уже несколько лет подряд сценарий выпускного утренника строится с учётом индивидуальных способностей детей.  Каждому ребёнку предлагается такой номер, где он может проявить свои возможности и талант в полной мере, показать чего он достиг за время нахождения в ДОУ. В результате чего праздник получается интересным, насыщенным. У родителей и гостей складывается впечатление, что наш детский сад это место скопления талантов. А нам, педагогам приятно, что мы смогли раскрыть и развить способности наших воспитанников.

        (слайд 27)

        От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остается много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ. Для этого мы передаем в группы некоторые атрибуты, украшения, элементы костюмов. 

        В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на инструментах шумового оркестра, на которых исполняют маленькие песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими могут «сочинить» и свои. Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, характеризуя персонажи разными музыкальными инструментами. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сердитый».

        Музыкальный руководитель совместно с воспитателем продумывает планирование работы, оформляет музыкальный уголок в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Наблюдает за детьми вместе с воспитателем в самостоятельной музыкальной деятельности.

        (слайд 28 )

        Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей. Музыкальный руководитель консультирует педагогов, дает необходимые рекомендации, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

        (слайд 29 )

        Подводя итог можно сказать, что роль музыкального руководителя в развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, чтобы побуждать ребёнка проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе.

        (слайд 30 )

        Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одарённых, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества. Желательно, чтобы усилия дошкольного учреждения, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны в дальнейшем учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Всё будущее страны связывают с развитием подрастающего поколения.

        Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребёнку от рождения.

(слайд 31 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»

Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...

Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"

Статья: "Квест технология, как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников"...

Консультация "Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности"

В консультации раскрываются некоторые методы и приемы развития у детей самостоятельности и инициативности в разных видах детской деятельности....

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...