Картотека пальчиковых игр по тематике по программе "От рождения до школы"
картотека (средняя группа) по теме

Кочуева Галина Владимировна
В данном материале представлена подборка пальчиковых игр для детей среднего возраста по темам (март- май) в соответствии с требованиями ФГОС
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл март21.96 КБ
Файл апрель, май28 КБ

Предварительный просмотр:

«8 Марта»

(1-я неделя марта)

Зернышко

Посадили в землю зернышко,

(«положите» в ладонь ребёнка «зернышко»)

На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети!

(сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

Расти, зернышко, расти!

(ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)

Появляются на стебельке листочки,

(соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)

Распускаются на стебельке цветочки,

(сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

Пальчиковая игра "Весна"   
Стучат всё громче дятлы,    (
Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).
Синички стали петь.          
(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.     (
Движения повторяются).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,     (
Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из под старой травки  (
Ладони сомкнуты "ковшом").
Уже глядит цветок...  (
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).
А из под старой травки
Уже глядит цветок     (
Движения повторяются).
Раскрылся колокольчик  (
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна, (
Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,  (Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").
Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

Шаловливые сосульки    

Шаловливые сосульки    (Складываем ручки щепоткой и острым концом

                                            показываем вниз по очереди каждой рукой)

Сели на карниз.               (Садимся на корточки.)

Шаловливые сосульки      (Так же)

Посмотрели вниз.           (Наклоняем голову.)

Посмотрели чем заняться?        (Пожимаем плечами)

Стали каплями кидаться.      (Взмахиваем кистями рук одновременно)

Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон!           (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

«Знакомство с народной культурой и традициями»

(2-я–4-я недели марта)

Весна

«Кап-кап-кап»,- капель звенит,      (Хлопаем в ладоши)

Словно с нами говорит.             (Хлопаем ладонями по ногам)

Плачут от тепла сосульки            (собираем слезы в ладошку)

И на крышах талый снег.            (Гладим себя по голове)

А у всех людей весною

Это вызывает смех!        (Покружимся вокруг себя и улыбнемся)

Пчёлки 
Домик маленький на ёлке! (Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы растопырены (ёлка)

Дом для пчёл, а где же пчёлки? (На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей).
Надо в дом постучать,
 («Улей» прижат к «ёлке».  Дети заглядывают в «улей») 
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
 (Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки)
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
 (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
Раз, два, три, четыре, пять!

Цветы

Наши алые цветки распускают лепестки.

(раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(потихоньку пошевелить пальчиками)

Наши алые цветки, закрывают лепестки,

(сомкнуть пальцы вместе в бутон)

Тихо засыпают, головками качают.

(кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук).

                         ***

Вот сорока прилетала,

Угощать всех кашей стала:

Кушай, Крошка,

И Алёшка,

И Антошка,

И Серёжка,

И для старшего немножко!

Кашу пальчики поели,

Заплясали и запели.

Левая ладонь – «раскрытый клюв»

Правая – пальцы в кулачке.

Отгибать и массировать пальцы,

начиная с мизинца.

Четыре хлопка «тарелочками»

Вращение кистями.

Божья коровка

По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец - это «усы» божьей коровки)

На ней красная рубашка. (накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью)

Маленькая крошка, (правой рукой погладить «божью коровку»)

На спине горошки. (указательным пальцем правой руки ставить точки на спинке «божьей коровке»)

На водопой

Жарким днем лесной тропой («шагают» по столу).

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают

За мамой лисицей крался лисенок, (по одному пальчику, начиная с мизинца).

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).

Волчиха вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

Я художник

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)

На ней быка изобразил, 
А рядом с ним корову. 
(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «My-у!..») 

Направо дом, Налево сад... 
(Пальцы складываются домиком.) 
(Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми пальцами-«ветер раскачивает ветки»).

В лесу двенадцать кочек. 
На ветках яблочки висят, 
И дождичек их мочит.
 (Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони) 
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.) 

Потом поставил стул на стол, (Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.) 
Тянусь как можно выше. 

(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.) 

Уф! Свой рисунок приколол

Совсем неплохо вышел! (Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь. улыбка удовлетворения на лице).

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.    (ребром ладони стучат по столу)

 Повар леща берёт

 И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

 Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон.          (загибают пальчики, начиная с большого)

И очень доволен он!                   (разводят руками)


«Сливы»

Толстый палец и большой в сад за сливами пошёл,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец- самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

( Поочерёдно загибать пальцы правой, а затем левой руки)



Предварительный просмотр:

«Весна»

(1-я–3-я недели апреля)

Весна

«Кап-кап-кап»,- капель звенит,      (Хлопаем в ладоши)

Словно с нами говорит.             (Хлопаем ладонями по ногам)

Плачут от тепла сосульки            (Собираем слезы в ладошку)

И на крышах талый снег.            (Гладим себя по голове)

А у всех людей весною

Это вызывает смех!        (Покружимся вокруг себя и улыбнемся)

Птенчики в гнезде

Улетела птица-мать

Малышам жуков искать. (Пальцы обеих рук расставляем ,большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями).

Ждут малютки-птенцы

Мамины гостинцы. (Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью «гнездо». Шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде).

Птичка

Я пройдусь по лесам - Изобразить деревья обеими руками

Много птичек там. - Изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки.

Все порхают, - Помахать руками, как крыльями.

Поют, - Изобразить двумя руками открывающиеся клювы.

Гнезда теплые вьют.- Сложить ладони в виде чаши.

Скворечник.

Скворец в скворечнике живет

(Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно)

И песню звонкую поет.

(Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются)

Летела сова

Летела сова, (Машем руками)

Весёлая голова.

Летела-летела,

На головку села. (Кладём руки на голову)

Села, посидела,

Головой повертела

И опять полетела. (Снова машем руками)

                  ***

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.( пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит. (трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу).

Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)

Позвала нас в гости кошка, (ладони на щеках, качаем головой)

И пошли мы по дорожке. (пальцы «шагают» по коленям или по столу)

Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)

Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)

Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)

Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)

Видим дерево высокое, (наставляем кулачки друг над другом)

Видим озеро глубокое.(волнообразные движения кистями)

Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)

 Собираю ягоды

Сорву я малинку (Одну ладошку повернуть вверх и согнуть как лукошко, другой рукой изобразить, как собирают ягоды.)

Насте в корзинку.

Найду земляничку (Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку.)

Полине- сестричке.

Смородину в баночке

Соберу для Яночки.

Крыжовник в стакане

Несу я для Вани,

А маленькому Мише

Нарву я спелых вишен!

Фрукты

Соединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга

На базар ходили мы,

(дети соединяют мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(дети соединяют безымянные)

Есть лимоны, апельсины,

(дети соединяют средние)

Дыни, сливы, мандарины,

(дети соединяют указательные)

Но купили мы арбуз —

(дети соединяют большие)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Фруктовая ладошка

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос.

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик-ананас,

Фрукт для вас и для нас.

 

(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладошками вокруг и на себя).

«День Победы»

(4-я неделя апреля — 1-я неделя мая)

Капитан

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо- страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

 Солдаты на параде

Аты-баты, шли солдаты,                          Дети ходят на месте.

Аты-баты, на базар,                                  Ритмично хлопают.

Аты-баты, что купили?                            Рисуют правой рукой в  воздухе вопрос.

Аты-баты, самовар.                              Руки кладут на пояс, слегка наклоняются назад, выпятив                                                                                                                                            живот вперед.

Аты-баты, сколько стоит?                      Рисуют правой рукой в  воздухе вопрос.              

Аты-баты, три рубля.                         Изображают, что  отсчитывают деньги.

Аты-баты, кто выходит?                   Рисуют правой рукой в воздухе  вопрос.

Аты-баты, это я.                               Указательным пальцем  показывают на себя.

На постой.

 Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.

 (Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)

 Солдаты: Тук-тук!

 (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)

 Дети: Кто там?

 Постукивают друг о друга мизинцы.)

 Солдаты: Два солдата пришли переночевать!

 (Постукивают указательные пальцы.)

 Дети: Спросим у мамы. Мама!

 (Постукивают мизинцы.)

 Мама: Что дети?

 (Постукивают безымянные.)

 Дети: Два солдата пришли переночевать!

 (Постукивают мизинцы.)

 Мама: Спросите у папы.

 (Постукивают безымянные.)

 Дети: Папа!

 (Постукивают мизинцы.)

 Папа: Что, дети?

 (Постукивают средние пальцы.)

 Дети: Два солдата пришли переночевать!

 (Постукивают мизинцы.)

 Папа: Впустите!

 (Постукивают средние пальцы.)

 Дети: Входите!

 (Постукивают мизинцы.)

 Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать!

 (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.)

 Солдаты: Войдем!

 (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)

 (Руки вытягиваются вперед.)

                                       

                                                 ***

Командир позвал солдат: Становитесь дружно в ряд! (Показывают большой палец).

Первый встал, за ним второй, эй, братишка, быстро в строй, а последний очень мал, он чуть-чуть не опоздал. Встали братики – ура! На войну идти пора! (Поочередно показывают все пальцы).

Лето

(2-я–4-я недели мая)

Игрушки

На большом диване в ряд       (Попеременно   хлопают   в  ладоши   и

Куклы Танины сидят:                                            стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,             (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

 И котенок, и слоненок.

 Раз, два, три, четыре, пять.           (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане                 (Попеременно   хлопают   в  ладоши

Мы игрушки сосчитать.                                     и стучат  кулачками.)

Я с игрушками играю

Я с игрушками играю:   (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)                                                                                                     

  Мячик я тебе бросаю   (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»)
Пирамидку собираю   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)
Грузовик везде катаю.   (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»)

Петушок

Петушок наш вдруг проснулся,

(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)

Прямо к солнцу повернулся.

(повертеть кистью руки в разные стороны)

Кукарекнул раз, два, три!

(разводить и сводить указательный и большой палец)

Ты сегодня не проспи.

Мышка и кошка

Мышку кошка обижала.           (Из пальцев правой руки – «мышка».)

Мышка в норку забежала.       («Мышка» убегает в «норку», сделанную из пальцев левой руки.)

Погрозила кошке злой:           (Погрозить указательным пальцем.)

«Разберусь ещё с тобой!

Станешь чистить свою шубку, (Кистевое движение правой рукой «Кошка умывается».)

Я с тобой сыграю шутку! (Похлопать в ладоши.)

Сброшу с полки банку с клеем. (Встряхнуть кистями обеих рук.)

Коготки твои я склею!             (Согнуть пальцы, их подушечки касаются соответствующих бугорков на ладони.)

Долго будешь в душе мыться,   (Потереть по очереди каждый палец на обеих руках.)

Но не сможешь ты отмыться!»

Котенок-шалун

Котенок мамочку зовет:

-Мяу–мяу, мяу–мяу.

(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)

Он не напился молока:

-Мало–мало, мало–мало.

(скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы)

Покормит мама молочком:

-Мур–мур-мур, мур–мур– мур.

(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)

Свернется маленьким клубком:

-Ур–ур–ур, ур–ур–ур.

(ритмично потирают кулачок о кулачок)

Потом с клубочком поиграет.

Цап–цап–цап, цап–цап–цап.

(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)

И нитку быстро размотает.

Ап–ап–ап, ап–ап–ап.

(делают ритмичные круговые движения руками перед собой)

Утята

(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.

Третий, четвертый – за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугался.

Громко-громко запищал:

– Пи-пи-пи!

– Не пищи, поищи!

Смелые гуси

Шли на речку важно гуси:

Говорили: «Га - га - га».

(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)

Кто захочет нас обидеть,

Не забудет никогда.

Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, - (ритмично вытягиваем шею)

Больно щиплемся. Беги!

(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)

Крыльями захлопать можем. (ритмично похлопывают руками по бокам)

Мимо нас ты не ходи! (ритмично потопывают)

Пироги

Мы печем отличные

Пироги пшеничные.

пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу)

Кто придет к нам покупать

Пироги отличные? (трут ладони друг о друга)

Папа, мама, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие все, кто может, (сжимают и разжимают пальцы)

Пусть приходят с ними тоже.

(при повторении массируют пальцы на другой руке)

Бутончик

К ночи бутончик собрал лепестки

(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем

Цветы раскрываются

(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)

Солнышко село, и

сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) по программе "От рождения до школы"

В картотеке представленны комплексы утренней гимнастики для второй младшей группы детского сада. Материал составлен с использованием учебно-методических пособий библиотеки прогораммы "От рождения до ш...

Картотека пальчиковых игр по тематике по программе "От рождения до школы" в средней группе

Планирование пальчиковых игр в средней группе  в соответствии с темами по программе "От рождения до школы".Цель. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро ...

Картотека пальчиковых игр по тематике.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 6-7 лет по программе "От рождения до школы"

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 6-7 лет по программе "От рождения до школы"...

Картотека пальчиковой гимнастики по различным тематикам

Представляю вашему вниманию картотеку пальчиковой гимнастики, которой пользуюсь сама в работе. Очень удобная! Здесь можно найти гимнастику на любую тему....

Картотека пальчиковых игр. Морская тематика.

Цель: пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи,памяти,общей моторики рук....