Картотека пальчиковых игр по тематике по программе "От рождения до школы" в средней группе
картотека (средняя группа) по теме

Кочуева Галина Владимировна

Планирование пальчиковых игр в средней группе  в соответствии с темами по программе "От рождения до школы".

Цель. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx29.13 КБ
Файл yanvar_fevral.docx32.05 КБ
Файл sentyabr_oktyabr_noyabr.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Динамические упражнения

«На дворе мороз и ветер»

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети, (гуляют)

Ручки, ручки потирают, (потирают ручки)

Ручки, ручки согревают.

Чтоб не зябли наши ручки

Мы похлопаем в ладошки. (Хлопают)

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко. (Топают)

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем.

Нам мороз теперь не страшен

Все мы весело попляшем.

Вот как мы плясать умеем,

Вот как ножки мы согреем. (А.Ануфриева, О.Милюкова)

 «Новый год» 
У всех Новый год,
И у нас Новый год. (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)
 
Возле ёлочки зелёной

Хоровод, хоровод. 
К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)
Он игрушек, и хлопушек,
И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)
Он добрый у нас,
Он весёлый у нас, – (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)
Возле ёлочки зелёной
Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)
 

 «Елка» 
Горит огнями елочка, под нею тени синие, Поднимаем руки вверх
Колючие иголочки, как будто в белом инее.
 Опускаем через стороны, вниз
Огни на елке яркие повсюду зажигаются.
 Наклоны вправо, влево 
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются Ходьба на месте, улыбка
«Зимой» 
Мы погреемся немножко,
 Натираем плечи
Мы похлопаем в ладошки,
 Хлопаем в ладоши
Ножками потопаем
 Топаем на месте 
И себя похлопаем.
 Хлопаем по коленям 

 Дыхательные упражнения

 Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозом

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение:

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. (Н.Нищева)

Пальчиковая гимнастика

«На елке»
Мы на елке веселились,       Ритмичные хлопки в ладоши. 
И плясали, и резвились,      Ритмичные удары кулачками. 
После добрый Дед Мороз  «Шагают» по столу средним и указательным 
Нам подарки преподнес.    
 пальцами обеих рук. 
Дал большущие пакеты,
    «Рисуют» руками большой круг. 
В них же – вкусные предметы:
 Ритмичные хлопки в ладоши. 
Конфеты в бумажках синих,
 Загибают пальчики на руках, начиная с больших.
Орешки рядом с ними,
 
Груша, яблоко, один
 
Золотистый мандарин.
 
«Ёлка» 
Елка быстро получается,
 
если пальчики сцепляются.
 
Локотки ты подними,
 
пальчики ты разведи.
 Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставить вперед. 
Локотки к телу не прижимать.

 «Варежка» 
Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?  Сжать пальцы в кулачок. 

Нету пальчика, пропал,      Все пальцы разжать, кроме одного. 

в свой домишко не попал». 
Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла!      Разогнуть оставшийся согнутым палец. 
Ищешь, ищешь и найдешь,
 Сжать пальцы в кулачок.

Здравствуй, пальчик, 
как живешь?
 

«Новый год»
 
Наступает Новый год!  (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод.   (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики,  (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. фонарики 
Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки.     (Легко и плавно двигать кистями )
В гости дед Мороз идет,  (Пальцы шагают по коленям или по столу) 
Всем подарки он несет.  (Трем друг об друга ладони) 
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать: (Хлопаем по коленям или по столу, одна рука –ладонью, другая – кулаком, а затем меняем) 
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (По очереди массажируем каждый палец)
 

Снежок

Раз, два, три, четыре,                Загибаем пальчики по одному 

Мы с тобой снежок лепили,  «Лепим» двумя руками 

Круглый, крепкий,                  Чертим руками круг  

Очень гладкий,                        Одной рукой гладим другую  

И совсем, совсем не сладкий. Грозим пальчиком  

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять  

Загибаем пальчики по одному 

Мы во двор пришли гулять.     

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками 

Бабу снежную лепили,  

«Лепим» комочек двумя ладонями 

Птичек крошками кормили,       

Крошащие движения всеми пальцами 

С горки мы потом катались,       

Проводим указательным пальцем  правой руки  по ладони левой руки 

А ещё в снегу валялись.    

Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой  

И снежками мы кидались        

имитируем движения по тексту                                

Все в снегу домой пришли.     

Отряхиваем ладошки 

Съели суп и спать легли.    

Движения воображаемой ложкой,  руки под щёки 

Снеговик

Мы слепили снежный ком         Лепим двумя руками комок, 

Шляпу сделали на нем              Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову, 

Нос приделали и вмиг              Приставляем кулачки к носу, 

Получился снеговик              Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика. 

Зимой

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева 

И гулять бегут все детки.  

Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки 

Лепят бабу под окном,    

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим 

Дружно катят снежный ком.

Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики» 

Лыжи,  

Скользить по столу ладонями вперед-назад 

 Санки  

  Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

  синхронные движения вперед-назад 

  И коньки    

  Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе 

  Мчатся наперегонки. 

Елка

Зелененькая  елочка            Ладони расположены под углом друг к  другу,                                                                                                               пальцы переплетены и  выпрямлены. 

Колючие иголочки.            Руки перед собой, пошевелить пальчиками 

Ветки распушила               Руки опустить и потрясти ими 

Снежком припорошила.    Погладить себя обеими руками

      

Строитель

Копаю, копаю лопаткой снежок,          Имитируем движения 

Построю из снега домок-теремок.       Над головой из ладошек делаем крышу 

И окна, и двери я вырублю в нем,         Ребром ладоней "вырубаем" 

Почищу дорожки, посыплю песком.         Имитируем движения 

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!     Одной рукой изображаем зайчика 

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!» Пожимаем свои руки 

Падал снег на порог

Падал снег на порог,            Руки над головой, перебирая пальцами,

                                                   медленно опускаем вниз 

Кот лепил себе пирог.         Ладони приставляем к голове, изображая уши 

А пока лепил и пек,             Лепим пирог 

Ручейком пирог утек.         Ладони друг к другу, постепенно сгибаем пальцы                                                 навстречу друг другу, пока тыльные стороны                                                        ладоней не соприкоснуться 

Снежный ком

Взяли дети белый ком,                     Изображаем ком 

Будем строить снежный дом          Движения, изображающие лепку снежков 

Мы польем его водой,                     Имитируем движения 

Домик будет ледяной                           "поливаем водой" 

Ком за комом мы кладем,                Ставим кулачок на кулачок 

 Вот и вылепили дом.                      Рисуем в воздухе ладонями домик  

 Медведь в берлоге

Медведь в берлоге крепко спит,        Руки сложены лодочкой под щечкой 

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,                      Загибаем поочередно пальцы 

Колючий ежик и барсук

Только заиньке не спится,               Делаем зайчика: указательный и средний                                                              пальцы подняты вверх, большой палец                                                                   придерживает мизинец и безымянный 

 Убегает от лисицы.                  Пальцы то же. Кисть руки переворачиваем                                              вниз и "убегаем" указательным и средним пальцами. 

 Мелькает он среди кустов,

 Напетлял — и был таков.              Разводим руки в стороны 

 

Белый пух

Сыплет белый , снежный пух,        Плавно  опускаем кисти рук  сверху вниз    

Устилает все вокруг.                        Разводим руки в разные стороны          

Пух на шапках,                                 Показываем на названные вещи, 

Пух на шубках,                                 (или поочередно загибаем пальцы) 

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно — ух!                         Щекочем себя и встряхиваемся 

Кто  щекочет  —  пух!                    Ладошки перед собой, дуем на них 

Дедушка Мороз

Закрывайте окна,

Закрывайте двери,                                     Соединяем ладошки вместе 

Закрывайте уши,                                                  Закрываем ушки 

Закрывайте нос.                                                     Закрываем нос 

Ходит, бродит по дорогам              Ходим указательным и средним пальцами 

Старый дедушка Мороз.

 Щиплет уши, щиплет нос,              Щипаем названные части тела 

 Щиплет щёчки дед Мороз

Зайка

Зайка серенький сидит          Делаем зайку (смотри выше) 

И ушами шевелит.                Шевелим указательным и средними пальчиками   

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,                                   Обнимаем себя руками 

Надо лапочки согреть.                                    Растираем ручки 

Вот так, вот так                                         или хлопаем одной рукой другую 

 Надо лапочки согреть.

 Зайке холодно стоять,                        Переворачиваем "зайчика вниз ушками"-                                                                 теперь это ножки  

 Надо зайке поскакать.                      "Прыгаем" с одной ножки на другую 

 Вот так, вот так

 Надо зайке поскакать.

 Волк тут зайку испугал!                    Левой рукой изображаем пасть волка 

 Зайка прыг и убежал!                           Прячем правую руку за спину 


***
Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).

 Елочка

  Перед нами елочка: ( Пальцы рук сплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки»)

  Шишечки, иголочки.  ( Кулачки, указательные пальчики выставлены)

  Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз)

  Зайчики и свечки, (  «Ушки» из указат. и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

  Звезды, человечки. ( Ладони сложены, пальцы растопырены, средний и указательный стоят на столе)

 Наряжаем ёлку

Раз, два, три, четыре, пять Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.

Будем ёлку наряжать Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны

Мы повесим шарики, Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики

Яркие фонарики, Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад

Весёлого Петрушку, Показывают длинный нос

И разные игрушки: Вытягивают ладони вперёд

И мишку - шалунишку Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону

И заиньку – трусишку Прикладывают раскрытые ладони к голове

Новогодний праздник

Ждали праздника мы долго.       Трём ладошку о ладошку.

Наконец пришла зима.              Сжать кулаки, прижать их друг к другу.

Наконец пришла зима           Пальцы «идут» по столу, по коленкам.

В гости ёлку привела.   Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются

К ёлке все мы подошли,

Хороводы завели.              Круговые движения кистями рук.

Покружились, поплясали,      Кисти рук опустить, расслабить.

Даже чуточку устали.

Дед Мороз скорей приди,  Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.

Нам подарки принеси.

Подарки

Дед мороз принес подарки:    «Шагают» пальчиками по столу.

Буквари, альбомы, марки,        на каждое название загибают

Кукол мишек и машины,        по одному пальчику, сначала на

Попугая и пингвина,              правой, потом на левой руке.

Шоколадок пол мешка         делают из пальчиков правой руки

И пушистого щенка!     мордочку щенка, согнуты

Гав! Гав!                       средний и указательный пальчики – «ушки»



Предварительный просмотр:

Тема «Зима»

Проказы матушки зимы

Снеговик

Мы слепили снежный ком         Лепим двумя руками комок, 

Шляпу сделали на нем              Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову, 

Нос приделали и вмиг              Приставляем кулачки к носу, 

Получился снеговик              Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика. 

Елочка

  Перед нами елочка: ( Пальцы рук сплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки»)

  Шишечки, иголочки.  ( Кулачки, указательные пальчики выставлены)

  Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз)

  Зайчики и свечки, (  «Ушки» из указат. и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

  Звезды, человечки. ( Ладони сложены, пальцы растопырены, средний и указательный стоят на столе)

     Зайка

Зайка серенький сидит          Делаем зайку (смотри выше) 

И ушами шевелит.                Шевелим указательным и средними пальчиками   

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,                                   Обнимаем себя руками 

Надо лапочки согреть.                                    Растираем ручки 

Вот так, вот так                                         или хлопаем одной рукой другую 

 Надо лапочки согреть.

 Зайке холодно стоять,                        Переворачиваем "зайчика вниз ушками"-                                                                 теперь это ножки  

 Надо зайке поскакать.                      "Прыгаем" с одной ножки на другую 

 Вот так, вот так

 Надо зайке поскакать.

 Волк тут зайку испугал!                    Левой рукой изображаем пасть волка 

 Зайка прыг и убежал!                           Прячем правую руку за спину 

Как зимуют птицы

 Воробьи

Пять воробьев на заборе сидели,              

Один улетел, а другие запели.                  

И пели, пока не сморила усталость.

Один улетел — и их трое осталось.          

Сидели втроем и немного скучали,                 Показать пять пальцев, а затем 

Один улетел, а двое остались.                                    загибать их по одному.  

Сидели вдвоём и снова скучали

 Один улетел и остался один.

 Один посидел, да и взял - улетел.

                        ***

Мы распахнём пошире дверь   Руки скрестить на груди, потом резко развести 

И выпустим на волю голубей.   их в стороны, ладонями вверх.

И, крыльями взмахнув легко,   Махи руками – имитация полёта голубей.

Они взлетают высоко.

Вернувшись из полёта,   Выполняют «птичку»: ладони повёрнуты к себе, большие пальцы 

Воркуют друзья:          выпрямлены и переплетены – головка, остальные сомкнутые   Воркуют друзья:

Жить без свободы птицам нельзя!       пальцы – крылья. Помахать ими.

     

                Кукушка

Летела кукушка мимо сада,  (Руки согнуты в локтях, скрещены перед грудью. Выполняют плавные, волнообразные движения от предплечья до кончиков пальцев)

Поклевала  (Лицевая сторона левой ладони развёрнута вверх, пальцы от себя, пальцы правой руки – в «щепотку», клюют)

Всю рассаду,  (Положение рук меняется, выполняются те же действия, что во время проговаривания слова «поклевала»)

И кричала : «Ку – ку!» (Пальцы имитируют крик – раскрывая и закрывая клюв)

Мак в кулак,                               (Пальцы сжимаются)

Раскрывай один кулак.  (По очереди раскрывают каждый кулак по два раза)

Зимний спорт

           Зимой

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки.

Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком.

Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

Братья-лежебоки (народная игра).

Солнце красное взошло,                Ладошка лежит на столе тыльной-

Лежебок будить пришло.              стороной вверх. Растопырить пальцы,

                                                            как лучи солнышка, и  «светить» над  

                                                            спящими братцами.

Первым старший брат проснулся,  Поднять другой рукой и чуть-чуть

Приподнялся, потянулся.                  потянуть большой палец вверх,

Только встать с перины лень,          остальные лежат на столе.

Впереди весь целый день.

Снова он в кроватку лег                     Положить его обратно.                    

И толкнул соседа в бок.                       Постучать три раза по

                                                                  указательному пальчику.

Вот и брат второй проснулся.            То же самое проделать

Приподнялся, потянулся.                    со среднем пальцем.

Только встать с перины лень.

Впереди ведь целый день.

Снова он в кроватку лег

И толкнул соседа в бок.

Вот и третий брат проснулся,             Тоже самое проделать со средним

Приподнялся, потянулся,                     пальцем.

Только встать с перины лень,

Впереди ведь целый день.

Снова он в кроватку лег

И толкнул соседа в бок,

Вот четвертый брат проснулся,           То же самое проделать    

Приподнялся, потянулся.                      с безымянным пальцем.

Только встать с перины лень,

Впереди ведь целый день.

Снова он в кроватку лег

И толкнул соседа в бок.

Вот и младший брат проснулся,       Поднять и чуть-чуть потянуть  

Вот поднялся, потянулся                    вверх мизинец.

И сказал: »А ну, давайте,                   Потеребить его вверх – вниз,

Братцы милые, вставайте!                держа двумя пальцами за кончик.

Тут уж братцы все проснулись,        Поднять все пальчики и ритмично

Поднялись да потянулись                  сжимать и разжимать кулачок.

И кричат: »Ура! Ура!

Нам же завтракать пора!»

Наварили кашки,                                Одну руку повернуть ладонью

Сели возле чашки.                              вверх - «чашечка», указательным

                                                                 пальцем другой руки как бы поме-

                                                                 шивать – «варим».

Первый кашу ел- хвалил,                  Нагнуть большой палец к ладошке,

Второй кашу ел - пролил,                  а потом выпрямить. То же самое

Третий кашки съел немножко.         проделать со всеми, кроме мизинца.

А четвертый четверть ложки.

Пятому - какая жалость -                   Взять мизинец за кончик и водить

Кашки вовсе не досталось.                из стороны в сторону, как будто

Целый день он горевал:                     он очень расстроился.

«Ну, зачем же я вставал».

      Спортсмены

Чтоб болезней не бояться,  

(Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны)

Надо спортом заниматься.

Играет в теннис — теннисист,

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет — футболист,  

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

В хоккей играет — хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

вверх, к плечам, в стороны.

Тема «День защитника Отечества»

Профессия «Военный»

                   ***

Пальцы эти — все бойцы,  Дети показывают ладони с выпрямленными                     пальцами.

Удалые молодцы.        Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Два — больших и крепких Пальцы сжаты в кулак, подняты только

малых                                                                    большие.

И солдат в боях бывалых.        

Два — гвардейца-храбреца,        Показывают указательные пальцы

Два — сметливых молодца.        Показывают средние пальцы.

Два — героя безымянных,        Показывают безымянные пальцы

Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки — Показывают мизинцы.

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять. Поочередно считают пальцы на

левой руке

Будем молодцев считать. Начиная с мизинца, затем на правой руке.

Пальцы встали дружно в ряд — Показывают ладони, разводят в стороны   пальцы и сводят их.

Десять крепеньких солдат.   Показывают ладони с прямыми пальцами,                                                               хлопают в ладоши.

       Кораблик

Вот плывет кораблик мой,

(руки — «полочка», покачиваются)

Он плывет ко мне домой.

(руки вперед, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)

Крепко я держу штурвал,

(«держать штурвал»)

Я ведь главный капитан

(четыре хлопка в ладоши)

     Самолеты

Мы сегодня самолеты,

(сидят на пятках и вращают руками, изображая мотор)

Мы не дети, мы пилоты.

(четыре хлопка в ладоши)

Руки — нос, и руки — крылья

(«нос», «крылья»)

Полетела эскадрилья.

(встать, разбежаться, расставив руки в стороны)

Герои-богатыри

       Богатыри
Раз, два, три, четыре, пять –

(Загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших)

Будем сказки мы читать.
Там богатыри живут,
Всех по- разному зовут.
(Показать ладони, как раскрытую книгу)
Это три богатыря:
(Показать большой, указательный и средний)
Старший - Муромец Илья,
(Пошевелить большим пальцем)
А Добрыня – средний тут,
Никитичем его зовут.
(Пошевелить указательным пальцем.)
И Поповича Алёшу –
Младшего мы видим тоже.
(Пошевелить средним пальцем.)
Как они умны, сильны.
(Показать руками голову. Мускулатуру.)
Берегут покой страны.
(Левая рука на пояс. Взгляд из-под правой руки.)

             Банька

Над трубою дым поднимается,

(сложите ладони вместе и сделайте несколько волнообразных движений снизу вверх)

Да по небу дым расстилается

(раскройте ладони и разведите руки в разные стороны)

Не хлебы пекут – банька топится,

А народ спешит к ней, торопится

(соедините кончики пальцев своих рук, а ладони не соединяйте, сами пальцы растопырьте)

Прибежала нянька: «Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька, Обожди-ка, нянька!»

Пусть ребёнок пытается попасть своим большим пальцем между вашими большими и указательными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте. 

Прибежал Нафанька: «Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька, Обожди, Нафанька!»

Малыш снова пытается попасть в баньку, но уже указательным пальцем между вашими указательными и средними пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Анька: «Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька, Обожди-ка, Анька!».

Малыш пытается попасть своим средним пальцем между вашими средними и безымянными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Манька: «Ой, пустите в баньку!»

«Не стопилась банька, Обожди-ка, Манька!»

Малыш пытается попасть своим безымянным пальцем между вашими безымянными пальцами и мизинцами. Сведите пальцы и не пускайте. 

Прибежал наш Ванька: «Ой, пустите в баньку!»

«Заходи-ка в баньку, Мы помоем Ваньку! Жарко-жарко-жарко!».

             Бабушкины пирожки (русская народная игра).

Стала бабушка                             Жестом «созывать гостей».

Гостей созывать,

Стала милая гостей созывать:

-И Тимоша приходи,                  Загибать пальчики, начиная с большого.

 Андрюша приходи,

Да и Проша приходи

И Митрошу приводи.

А уж Ванечка,                              Дойдя до мизинца, потеребить его

Моя лапочка,                                за кончик несколько раз.

Ну, пожалуйста!

Стала бабушка

Гостей угощать:                           Потереть ладошки друг от друга.

Стала милая

Гостей угощать:

-Тимошке пирожок,                    Загибая пальчики на другой руке,

И Антошке пирожок,                   начиная с большого.

Да и Проше пирожок,

И Митроше пирожок,

А уж Ванечке,                               Дойдя до мизинца, нажать на его кончик

Моей лапочке,                              несколько раз.

Мятный пряничек!

Стала бабушка                             Поднять руки и помахать ею,

Гостей провожать,                       словно прощаясь.

Стала милая

Гостей провожать:

-Прощевай, Тимоша,                  Загибать пальчики, начиная с большого.

 Прощевай, Антоша,

Прощевай и Проша,

Да и ты Митроша

А уж Ванечка,                          Дойдя до мизинца погладить его не сколько

Моя лапушка,                           раз.

Посиди еще

Вместе с бабушкой.

Наша армия

           Наша армия

Сегодня праздник всех отцов, (Сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех, кто готов, (Хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (Сжимают и разжимают пальцы)

            Кораблик

По реке плывёт кораблик,

(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека,

(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке,

(Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты!

(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

       Самолет

Я построю самолет,

(разводим руки широко в стороны)

Шлем надену — и в полет.

(показываем «шлем» над головой)

Сквозь волнистые туманы,

Полечу в другие страны,

(шевелим пальчиками)

Над морями и лесами,

Над горами и полями,

(делаем «брызгающие» движения пальцами)

Облечу весь шар земной.

(обхватываем воображаемый шар)

А потом вернусь домой.

(взмахивающие движения ладонями)

Тема «8 марта»

Мамин праздник

Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

 себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

             ***

(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
У Маланьи у старушки
(Сложить руки углом, показать избушку.)
Жили в маленькой избушке
(Показать семь пальцев.)
Семь сыновей,
(Очертить брови пальцами.)
Все без бровей,
(Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими ушами,
(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
Вот с такими носами
(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)
Вот с такими усами,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой головой,
(Показать руками большую окладистую бороду.)
Вот с такой бородой!
(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
Они не пили, не ели,
(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
На Маланью все глядели,
(Дети показывают загаданные действия.)
И все делали вот так...

                  ***

Стала Маша гостей созывать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
А Митрошечка- до свидания.



Предварительный просмотр:

Тема: День знаний

( 1-я неделя сентября)

«Капустка»

Туки-туки-туки-тук,

Рубим вместе в десять рук (Ребрами ладоней стучать по столу)

Мы капусту жмем-жмем (Сжимать и разжимать кулачки)

Мы капусту трем –трем (Потереть ладони)

Ты, капустка, солись (Сложить пальцы щепотью. Большими пальцами поглаживать подушечки остальных пальцев, словно солим капусту)

Нам зимой пригодитесь!

«Зайцы»

Скачет зайка косой

(фигурка «зайка»)

Под высокой сосной,

(фигурка «дерево» правой рукой)

Под другою сосной

(фигурка «дерево» левой рукой)

Скачет зайка второй.

(фигурка «зайка»)

«Грибы»

Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).

Вылезли на кочке - мизинец

Мелкие грибочки: - безымянный

Грузди и горькушки, - средний

Рыжики, волнушки. - указательный

Даже маленький пенек - большой

Удивленья скрыть не мог. - большой

Выросли опята, - указательный

Скользкие маслята, - средний

Бледные поганки - безымянный

Встали на полянке – мизинец

Тема: Осень

(2-я–4-я недели сентября)

Осень ранняя

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальцем)

«Грибок»

Вот грибок, какой,

Вот грибок большой.

Вот грибочек маленький,

Сидит, как на завалинке,

Шляпкою качает,

С ребятами играет.

«Ветер по лесу летал»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот- дубовый, вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной.

Вот – с березки, золотой.

Вот - последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(загибаем пальчики в соответствии с текстом)

Дары осени

«Чищу овощи для щей» (вертикальные движения руками, словно отряхиваем земли)
Сколько нужно овощей?(пожимают плечами)
Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз! (выставляем большие пальцы рук)
Два! (указательные - другие в кулаке)
Три! (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка,(показать большой палец)
Выйди вон! (спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

"Хозяйка однажды с базара пришла".

Хозяйка однажды с базара пришла, "Шагают" пальчиками. 

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальнику. 

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок. 

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают по одному пальчику.

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок. 

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику. 

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок. 

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке Ладони складывают крест накрест.

Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальчику.

Петрушка и свекла. Ох!.. Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! "Едят" суп.

 «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(выполняем имитирующие движения пальцами)

Какого цвета осень

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с  мизинца, правая – с большого пальца.

Вышел дождик погулять.

Беспорядочные удару по столу пальчиками обеих рук.

Шёл неспешно, по привычке,

«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

Часто и ритмично бьют в ладоши.

– Ох!

Один хлопок.

И ушел

Ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.

"АРБУЗ"

Я — большой арбуз усатый,

Я зеленый, полосатый.   (Гладим ладонями голову и проводим указательными пальцами под носом, показывая усы)

Греет солнышко бочок.

Я поспел, как только смог.   (Наклоняем голову и прижимаемся щекой к ладони. Другой ладонью гладим свободную щеку, изображая, как солнышко греет бочок)

С грядки вы меня возьмите

И на части разделите.   (Указательными пальцами обеих рук проводим несколько линий от макушки до шеи)

 "Пять весёлых капелек":

Пять весёлых капелек по земле стучат,

Пять весёлых капелек земле говорят:

(стучат по полу пальчиками двух рук, начиная с больших, произнося звуки всё тише и тише, и совсем тихо стуча мизинчиками)

Тук – тук - тук,

Там – там - там,

Тим – тим - тим,

Тик – тик - тик,

Тип – тип - тип.

- Выглянуло солнышко. Волшебный лес наполнился разными звуками.

Давайте походим по лесу и послушаем.

- Ж - ж - ж (кто так жужжит)

- 3 - з - з (а так кто)

- Ц- ц - ц (кто это)

- Шур – шур – шур (кто шуршит в листве)

- Пи - пи - пи.

- Тук – тук - тук.

- Ш – ш – ш - мяк.

- Это шишка упала на крышу лесного домика. А кто в домике живёт? Звери!

Я в мире человек

(1-я–3-я недели октября)

Я расту здоровым

«Физкультурник»

Физкультурник по дорожке

Тренирует свои ножки.

Высоко их поднимает,

Бодро, весело шагает.

(пальчики ходят по коленям)

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

(пальчики ходят по коленям медленно, делая широкий шаг)

Руки вниз, затем вперед.

(поднимаем вместе указательный палец и мизинец вперед)

Прыгнул, сделал поворот.

(пальчики подпрыгнули)

Физкультурой заниматься

Любит маленький народ.

(пальчики ходят по коленям)

Мышка мыла лапку

Мышка мылом мыла лапку:     (Имитация мытья рук.)

Каждый пальчик по порядку.   (Отогнуть из кулачка по очереди все пальцы.)

Вот намылила Большой,           (Соответственно.)

Сполоснув затем водой.           (Встряхнуть кистями рук.)

Не забыла и Указку,                 (Потереть указательный палец.)

Смыв с него и пыль, и краску.

Средний мылила усердно, -     (Соответственно.)

Самый грязный был, наверно!

Безымянный тёрла пастой:       (Потереть щепотью указательный палец.)

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла:       (Движения выполняются очень быстро.)

Очень он боялся мыла!

Сороконожки

Две сороконожки ( Средний и указательный пальчики перемещаются)

Бежали по дорожке.

Встретились, (Ладошки друг напротив друга)

Обнялись, (Ладошки переплелись)

Насилу расстались - (Ладошки разжались)

И – попрощались! (Ладошки машут, прощаясь)

Я и моя семья

              ***

Пальцы — дружная семья, 
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.) 
Вот большой! 
А это — средний. 
Безымянный и последний — 
Наш мизинец, малышок! 
У-у-у! Указательный забыли. 
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.) 
Будем их соединять 
И движенья выполнять... (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому) 

     «Семья»

Этот пальчик дедушка,

этот пальчик – бабушка,

этот пальчик – папочка,

этот пальчик мамочка,

этот пальчик – я –

вот и вся моя семья!

        ***

Как у нас семья

Большая да веселая!   (Топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят,   (Загибают большие пальцы на обоих руках)

Два учиться хотят.   (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются.   (Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.   (Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.   (Загибают мизинцы)

Познаем себя

Наш малыш

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Пальчики пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять (все пальчики под счет по очереди загибаются)

Мы во двор пришли гулять. («идем» указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, (лепим комочек двумя ладошками)

Птичек крошками кормили, (показываем всеми пальчиками , как «крошим» пальцами хлеб)

С горки мы потом катались, (указательным пальцем правой руки ведем по ладошке левой руки)

А ещё в снегу валялись. (кладем ладошки на стол по очереди то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки друг об друга)

Съели суп и спать легли. (изобразили движения ложкой и положили руки под щеку)

За работу!

(Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.)

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большаку - дрова рубить.

(Разгибаем большой палец.)

Печки все - тебе топить.

(Разгибаем указательный и т. д.)

Тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А тебе - посуду мыть.

А потом всем песни петь.

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево.)

Профессии моих родителей

«Наперсток»

– Шьет иголка, шьет иголка               Левая ладошка раскрыта, в правой руке –

Пальцу больно, пальцу колко.            воображаемая иголка.

А наперсток в тот же миг                   Иголка «шьет» и задевает кончики   пальцев.    

К ребятам на пальчик                          Дети как будто надевают наперсток на палец.

Прыг!

Говорит иголке:                                   «Шьют».

– Шей,

А колоться ты не смей!                        Грозят пальцем.

Повар

Повар готовил обед, Ребром ладони стучат по столу.

А тут отключили свет. Загибают большой палец на левой руке.

Повар леща берет

И опускает в компот. Загибают указательный палец.

Бросает в котел поленья, -средний

В печку кладет варенье - безымянный

Мешает суп кочерыжкой поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень довольный он, - мизинец

Угли бьет! Разводят руками.

Профессии

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Моя малая Родина

Пальцы вытяни пошире.

Пальцы вытяни пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Сжать их вместе, три, четыре -

И на месте поплясать:

На носок, потом на пятку,

Дружно делаем зарядку.

Пальцы растопырить, затем убирать в кулак по одному, потом раскрыть пальцы «фонариком».

Подушечки мизинцев сомкнуть, остальные прижать к ладоням, кроме больших, затем подушечки больших пальцев сомкнуть, после - соприкосновение подушечек мизинцев, а следом больших.

«Топ- топ, топотушки»

ТОП-ТОП, ТОПОТУШКИ (Фонарики)

ПЛЯШЕТ ЗАЙЧИК НА ОПУШКЕ. (Загибаем и разгибаем большие пальцы на обеих руках)

ПЛЯШЕТ ЕЖИК НА ПЕНЬКЕ, (Загибаем и разгибаем указательные пальцы на обеих руках)

ПЛЯШЕТ ЧИЖИК НА СУЧКЕ, (Загибаем и разгибаем средние пальцы на обеих руках)

ПЛЯШЕТ ПЕСИК НА КРЫЛЕЧКЕ, (Загибаем и разгибаем безымянные пальцы на обеих руках)

ПЛЯШЕТ КОТИК ВОЗЛЕ ПЕЧКИ. (Загибаем и разгибаем мизинцы на обеих руках)

ПЛЯШЕТ МЫШКА ВОЗЛЕ НОРКИ, (Загибаем и разгибаем большие пальцы на обеих руках)

ПЛЯШЕТ КОЗОЧКА НА ГОРКЕ, (Загибаем и разгибаем указательные пальцы на обеих руках)

ПЛЯШУТ УТКИ НА РЕКЕ, (Загибаем и разгибаем средние пальцы на обеих руках)

ЧЕРЕПАХА НА ПЕСКЕ. (Загибаем и разгибаем безымянные пальцы на обеих руках)

ТОП-ТОП, ТОПОТУШКИ, (Загибаем и разгибаем мизинцы на обеих руках)

ПЛЯШУТ ЛАПКИ, (Фонарики)

ПЛЯШУТ УШКИ, (Берем себя за ушки)

ПЛЯШУТ РОЖКИ (Делаем рожки)

И ХВОСТЫ, (Делаем хвост сзади из рук)

ЧТО СТОИШЬ? ПЛЯШИ И ТЫ. (Фонарики)

«Какая у кого песенка?»

У ходиков песня такая:     Руки-стрелки

-Тик. Тик. Тик.

У птички-синички – такая:   Ладошки клювиком.

-Пик. Пик. Пик.

У поросенка – такая:      Кольцо из большого и указательного пальцев.

-Рюх. Рюх. Рюх.

У ежика песня такая: Левая рука с растопыренными пальцами-колючками и по ней шлепки правой ладонью.

-Плюх. Плюх. Плюх.

У кисоньки песня такая:   Рука гладит кошечку.

-Мяу. Мяу.

А у рыбешки какая?   Закрывают рот рукой.

Россия- моя страна

«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (
вытягивают вперед прямые ладони )
Вот российская земля. (
поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера, 
Горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия, (
крепко сжимают в «замок» )
Ты же Родина моя! (
прикладывают руки к груди)

Край родной.

Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)

Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! («Обнимашки»)

«(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.)

       Дом на горе.

На горе мы видим дом.   (Кистями рук сложить домик) .

Много зелени кругом.   (Волнообразные движения кистями рук) .

Вот – деревья, вот – кусты   (Руками сделать «деревья» и «кусты») .

Вот – пушистые цветы!    (Пальцами показать бутон – распускающийся цветок) .

Окружает все забор.   (Перед собой показать «забор» из пальцев) .

За забором – чистый двор.   (Погладить ладонями стол) .

Мы ворота открываем    (Кистями рук показать ворота, ворота открываются) .

К дому быстро подбегаем.   (Пальцами «пробежаться» по столу) .

В дверь стучимся: «Тук – тук – тук! »   (Постучать кулаками по столу) .

Кто – то к нам идет на стук.   (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться) .

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли.     (Вытянуть вперед руки, как – будто преподнося что – то)

          Пчела.

Прилетела к нам вчера  Машут ладошками

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек На каждое название насекомого загибают пальчик

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали . Роняют ладони на стол..

Разве это пальчики?

Мы на пальчиках считали

И ужасно хохотали:

Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,

Любит хвастать просто так.

Как дела? — спроси его.

Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманет,

Погрозит, укажет путь,

А потом в носу застрянет:

Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.

Щелкнет по лбу – будет шишка,

Щелк по шару – лопнет шар,

Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра

Выбирает имена:

Может Петя? Или Вова?

Или Алла Пугачева?

Мальчик-с-пальчик? Карабас?

Все уж было тыщу раз!

Надоело, спать пора,

Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю–

Очень маленьких люблю!

 «Мальчик-с-пальчик»

Мальчик-с-пальчик, где ты был? (Делаем круговые движения большим пальцем.)

С эти братцем – в лес ходил, (Загибаем по очереди сначала мизинец,)

С этим братцем щи варил, (затем безымянный палец и т.д.)

С этим братцем песни пел,

С этим братцем кашу ел,

Оттого и растолстел. (Круговые движения большим пальцем.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал к программе "От рождения до школы" средняя группа

Диагностический материал по всем разделам программы " От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой...

Календарно-тематическое планирование в средней группе по программе "От рождения до школы". Средняя группа. Ноябрь 1 неделя

Тема недели: «Транспорт: едем, плывем, летим»Интеграция образовательных областейВиды детской деятельностиСовместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областейОрганизац...

Календарно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы". Средняя группа. Ноябрь 2 неделя

Тема недели:  «Люди своей страны»Интеграция образовательных областей, задачиВиды детской деятельностиСовместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областейОрганиза...

Календарно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы". Средняя группа. Ноябрь 3 неделя

Календарно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы". Средняя группа. Ноябрь 3 неделя....

Календарно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы". Средняя группа. Ноябрь 4 неделя

Календарно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы". Средняя группа. Ноябрь 4 неделя....

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Средней группы №9 МДОУ ЦРР д/с №32 г. Яровое

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Средней группы №9 МДОУ ЦРР д/с №32 г. Яр...