Картотека пальчиковых игр по тематике.
картотека (старшая, подготовительная группа)

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx62.87 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1

 «Осень, осень»

  Осень, осень,                                       (трем ладошки друг о друга)

  Приходи!                                             (зажимаем кулаки по очереди)

  Осень, осень,                                       (трем ладошки друг о друга)

  Погляди!                                              (ладони на щеки)

  Листья желтые кружатся,                  (плавное движение ладонями)

  Тихо на землю ложатся.                    (ладони гладят по коленям)

  Солнце нас уже не греет,                  (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

  Ветер дует все сильнее,                     (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

  К югу полетели птицы,                      («птица» из двух скрещенных рук)

  Дождик к нам в окно стучится.         (барабанить пальцами тo по одной, то по                                другой ладони)

  Шапки, куртки надеваем                    (имитируем)

  И ботинки обуваем                             (топаем ногами)

  Знаем месяцы:                                     (ладони стучат по коленям)

  Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.        (кулак, ребро, ладонь)

Карточка №2

«Золотая осень»

Если на деревьях листья пожелтели,            (сжимают и разжимают пальцы)

Если в край далекий птицы улетели,            (машут кистями рук)

Если небо хмурится, если дождик льется,   (закрывают ладонями глаза, открывают и поднимают руки вверх, вниз)

Это время года осенью зовется.                    

 Дует, дует ветер,                                            (дуют на кисти рук)

Дует, задувает,                                                (трясут кистями рук)

Желтые листочки С дерева срывает.            (руки медленно опускаются вниз)

Карточка №3

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,           (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.                (сжимаем и разжимаем кулачки)
Лист берёзы,                                  (загибаем пальчики, начиная с большого)
Лист рябины,
Листик тополя,
Лист осины,
Листик дуба мы соберём,             («шагаем» по столу средним и
Маме осенний букет отнесём.       указательным пальцем)

Карточка №4

«Деревья в лесу»

Друг от друга деревья росли далеко    (показать дерево обеими кистями)

Человеку пройти этот путь нелегко,   (шагать указательным и средним  пальцами)

Только корни деревьев                         (приложить кисти друг к другу тыльными сторонами, пальцы вниз)

Однажды сплелись,                               

Будто дерева два навсегда обнялись.   («Деревья»)

Карточка №5

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять                    (поочерёдно загибают пальчики на руке,  начиная с большого)          

Будем листья собирать                          (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,            (поочерёдно загибают пальчики на руке,   начиная с большого)         

листики тополя, листья осины,                

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём.               («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

Карточка №6

 «Листопад»                        

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:    (руки поднять вверх. Покачивая кистями из

стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают)

С клёна – кленовый. (пальцы выпрямить и максимально развести в стороны)

С дуба – дубовый,   (пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу)

С осины – осиновый, (указательный и большой соединить в виде колечка)

С рябины- рябиновый. (пальцы выпрямить и слегка развести в стороны)

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят! (хлопки в ладоши)

Карточка №7

«У Лариски- Две редиски»

У Лариски-         (по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная   

Две редиски.        с       большого, на одной или обеих руках)             

У Алёшки-

Две картошки.

У Серёжки – сорванца_

Два зелёных огурца.

А у Вовки-

Две морковки.

Да ещё у Петьки

Две хвостатых редьки.

Карточка №8

«У девчушки Зиночки»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:     (дети делают ладошки «корзинкой»)

Вот пузатый кабачок,

Положила на бочок,

Перец и морковку,

Уложила ловко,

Помидор и огурец.        (сгибают пальчики, начиная с большого)

Наша Зина - молодец!   (показывают большой палец)

Карточка №9

«Овощи»

Чищу овощи для щей             (вертикальные движения руками, словно

отряхиваем от земли)
Сколько нужно овощей?       (пожимают плечами)
Три картошки,                        
(загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки,                        (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки,         (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок,         (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок        
(загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста,    
(«раздвигаем» в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз!                                        
(выставляем большие пальцы рук)
Два!                                        (указательные - другие в кулаке)
Три!                                        
(выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен,                      
(хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка,      (показать большой палец)
Выйди вон!                           (спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

Карточка №10

«Фруктовая ладошка»

(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

 Этот пальчик – апельсин,

 Он, конечно, не один.

 Этот пальчик – слива,

 Вкусная, красивая.

 Этот пальчик – абрикос,

 Высоко на ветке рос.

 Этот пальчик – груша,

 Просит: «Ну-ка, скушай!»

 Этот пальчик – ананас,

 Фрукт для вас и для нас.

(показывают ладошками вокруг и на себя)

Карточка №11

«На базар ходили мы»

(соединяют подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга)

На базар ходили мы,                (мизинцы)

Много груш там и хурмы,      (безымяннные)

Есть лимоны, апельсины,       (средние)

Дыни, сливы, мандарины,      (указательные)

Но купили мы арбуз-             (большие.)

Это самый вкусный груз!     (пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)

Карточка №12

«Сливы» 

Толстый палец и большой в сад за сливами пошёл,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец-самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

( поочерёдно загибать пальцы правой,а затем левой руки)

   

Карточка №13

«Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт. (кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик)

Второй их собирает.                     (разгибаем указательный палец)

Третий их домой несёт.               (разгибаем средний палец)

Четвёртый высыпает.                  (разгибаем безымянный)

Самый маленький – шалун.        (разгибаем мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

Карточка №14

«Мы идём грибы искать!»

Раз, два, три, четыре, пять,   (пальчики сжаты в кулачок, разгибаем каждый

пальчик)
Мы идём грибы искать!        («шагаем» по столу средним и указательным

пальцем»)
Этот пальчик в лес пошёл,   (загибаем пальчики начиная с мизинца)
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

Карточка №15

«Я корзину в лес беру»

Я корзину в лес беру,                    (сложить ладошки лодочкой)

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»  (разводят руки в стороны)

Подосиновик, масленок,               (поочередно сгибают пальчики на обеих

Подберезовик, опенок,                  руках, начиная с мизинца правой руки)

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,                  («шагаем» по столу средним и

Все грибы несу с собой.                указательным пальцем»)

А мухомор не понесу                    (большой палец левой руки отставляют, Пусть останется в лесу!                грозят ему)

Карточка №16

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,          (пальчики обеих рук «здороваются»)

В лес идём мы погулять.               (обе руки  «идут» указательными и    средними пальцами по столу)        

За черникой, за малиной,                (загибают пальчики, начиная с  

За брусникой,    за калиной.                                    большого)   

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

«Здравствуй, ягода».

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава-мурава!

Здравствуй, ягода лесная!

Ты поспела и вкусна

Мы лукошко несем

Всю тебя мы соберем.     (пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками)

Карточка №17

«Магазин одежды»

Открываем магазин,                (соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны)

Протираем пыль с витрин.     (ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот)

В магазин заходят люди,        (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой)

Продавать одежду будем.        (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки)

(дети называют различную одежду)        

Магазин теперь закроем,                (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони)

Каждый пальчик мы помоем.   (массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки)

Потрудились мы на «пять» —  (потираем ладони)

Пальцы могут отдыхать.           (поглаживаем каждый палец)

Карточка №18

«Будем вещи мы стирать»

Раз, два, три, четыре, пять          (последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать:             одной руки с пальцами другой руки)

Платье, брюки и носочки,          (загибаем пальчики, начиная с большого,

Юбку, кофточку, платочки.        на обеих руках)

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.        (кулачки имитируют стирку)

Карточка №19

«У рубашки два манжета»

У рубашки два манжета,           (показывают манжеты на двух руках)

Воротник                                    (показывают воротник)

И рукава,                                    (проводят ладонями по рукавам)

И застежка есть, чтоб легче     (показывают застежку сверху вниз)

Проходила голова.

Пуговицы застегнем                 (имитируют движения)

А потом гулять пойдем.           («шагаем» по столу средним и указательным  пальцем»)

Карточка №20

«Наша обувь»

Посчитаем первый раз,                          (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Сколько обуви у нас.                          

Туфли, тапочки. Сапожки             (на каждое название обуви загибают по одному  пальчику, начиная с большого)

Да ещё ботинки

Для Наташки и Серёжки,                  

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Карточка №21

«Мокрые туфли»

Капельки кап-кап запели,

Намочили лица, мы их вытирали.

Туфли посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем.

И все капельки встряхнем.

От дождя убежим

Под кусточком посидим.  

(кисти рук опустить вниз, стряхивать капельки. Ритмичные движения ладонями, руки на плечи, круговые движения, встряхиваем капельки, пальчики бегут, ладонь левая накрывает правую, прижать к груди)

Карточка №22

«Обувь»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем обувь мы считать:(загибают по очереди пальцы на руке)

Раз – туфли, (поочередно разгибают пальчики из кулачка,   

Два – сапожки, начиная с большого)

Три ботинки,

Четыре – босоножки

И, конечно, тапки – пять

Ножкам надо отдыхать.

Карточка №23

«Головные уборы»

В шапочках желтых мы стали цыплята,        (машут руками, как цыпленок

 крылышками)                                                                                 

В шапочках белых мы стали зайчата,            (показывает заячьи ушки)

В шапочках красных мы стали грибочки,     (соединяет руки над головой)

В шапочках черных – черника на кочках,     (присаживается на корточки)

В шапочках синих дождинками стали          (встают, ставят руки на пояс)

И по дорожкам легко поскакали.                  («прыгают»  пальчиками  в

воздухе)

Карточка №24

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,                        (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:                      (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку,  ковшик, ложку      (загибают пальчики по одному начиная с большого)

И  большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                       (опять трут ладошкой ладошку)

Только чашку мы разбили.                (загибают пальчики)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть  сломали.

Так мы  маме помогали.                     (сжимают и разжимают кулачки)

Карточка №25

«В магазине»

Мы в новом магазине посуду покупали: (руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять)
Тарелки, блюдца, чашки (поднимать поочередно пальцы правой руки)
На полках выбирали
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, (поднимать поочередно пальцы левой руки)
Шумовку и масленку. .

Карточка №26

«Чайник»

Привет, я – чайник                     (показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка, Руку вбок.

А вот мой носик.                      (другую руку вверх и в сторону)

Если буду я кипеть,                 (хлопаем рукой по макушке)

Я буду свистеть                       (изображаем свист)

С печки меня возьмешь,        (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальешь.                 (наклон в сторону, где рука-носик)

Карточка №27

«Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.               (пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара «туча»)

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.           (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки «снежинки летят»)

Ветер дунул, загудел –            (подуть на кисти рук)

Рой снежинок вверх взлетел. (встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими)

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится. (вращать кистями, попеременно скрещивая руки)

Карточка №28

«Зима»

Пришла зима,        (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз.   (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима,        (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос.       (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег,                      (плавные движения ладонями)

Сугробы,               (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед.                (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед!   (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем))

Теплые штаны наденем,     (ладонями проводим по ногам)

Шапку, шубу, валенки.      (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

Руки в варежках согреем    (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики.    (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Карточка №29

«Прилетайте, птички!»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко. 
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
(«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны)

Карточка №30

«Снегирь и сорока»

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили, по-прежнему, с нами,

Мы будем кормить их,

Конечно же, сами.

(насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Это ребенок может проделать одной рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем)

Карточка №31

«Котята»

 (ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,  (покачиваем руками, не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят: 
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых
И самых красивых. 
(постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)

Карточка №32

«Овечка»

Кучерявая овечка               (показать «кудряшки» на голове)

Переходит через речку.     («идем» пальчиками по столу)

Щуря желтые глаза, ей навстречу шла коза     (показать «рога»)

- Не пущу тебя, овечка,      (наклонить голову с «рогами»)

Не пройдешь ты через речку! (погрозитьпальцем)

Лошадь мимо проходила и овечку пропустила.    (руки развести в стороны) 

 

Карточка №33

«Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка,            (показывают, как доят корову)

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,                     (делают «мордочки» из пальчиков)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,             (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье                     (снова «доят»)

Молоко коровье.

Карточка №34

«Звери»   

Зайцы спрятались от волка.

Чья- то им досталась норка…

(прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой)

Серый волк зубами щёлк-

(соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!

(руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле

Орешки щёлкает в тепле.

(щелчки пальцами)

Пересчитала мама медвежат-

В берлоге все послушные лежат.

(соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в «замок»)

Карточка №35

«На водопой»

Жарким днем лесной тропой           («шагают» по столу)
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок,    
(на каждое двустишие разгибают по
За мамой лисицей крался лисенок,    
одному пальчику, начиная с мизинца)
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата,    
(делают «ушки» «шагают» по столу)
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
Улыбнись лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!

Карточка №36

«На ёлке»

Мы на ёлке веселились,                (ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали, и резвились.                 (ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз              («шагают» средним и указательным)

Нам подарки преподнёс.                (пальцами обеих рук по столу)

Дал большущие пакеты,                 («рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:      (делают ритмичные хлопки)

Конфеты в бумажках синих,           (загибают на обеих руках пальчики, начиная с Орешки рядом с ними,                                 большого)

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

Карточка №37

«Наступает Новый год!»        

(хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод.        

(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

Висят на елке шарики,        (поочередно соединяем пальцы на двух руках,

образуя шар)

Светятся фонарики.            (делаем «фонарики»)

Вот сверкают льдинки,       (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки.           (легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет,     (пальцы шагают по коленям или по столу)

Всем подарки он несет.       (трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:       (хлопаем по коленям или по столу, одна рука —

ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.       (по очереди массажируем каждый палец)

Карточка №38

«Дед Мороз»

Этот пальчик – Дед Мороз. (руки сжать в кулачки, выставив вверх большие пальцы)

У него есть красный нос,    (поочередно отгибают из кулачков указательные пальцы)

Есть седая борода. (отгибают средние пальцы)

Очень ждем его всегда! (делают ладонями подзывающие движения)

Со Снегуркой он придет («шагают» пальчики по столу)

И подарки принесет. (хлопают в ладоши)

Карточка №39

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок          (хлопки)

Кати по снегу свой снежок -                (показать руками, как лепим снежок)

Он превратится в толстый ком            (сомкнуть и округлить кисти рук)

И станет ком снеговиком.                    (обвести руками в воздухе две окружности)

Его улыбка так светла!                         (хлопки)

Два глаза… шляпа…нос…метла…    (показывать по тексту)

Но солнце припечет слегка -               (ладонь правой руки приложить к левой, пальцы растопырить «солнце»)

Увы! – и нет снеговика.                         (развести руками)

Карточка №40

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять                (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.            («идём» по столу указательным и средним

                                                            пальчиками)

Бабу снежную лепили                      ("лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,            (крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались            (ведём указательным пальцем правой

 руки по ладони левой руки одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.                  (кладём ладошки на стол,то одной

стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли.             (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.     (движения воображаемой ложкой, рук под щёки)

Карточка №41

Белые медведи.

Белые медведи мороза не боятся,             (руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять)
Нравится им в море ледяном купаться.   (руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять)
Не страшны им в Арктике 
Клыкастые моржи,                                 (поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого)
На рыбу и тюленей охотятся они.        (поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого)

Карточка №42

«В жарких странах»

Если в жаркую страну
Я случайно попаду,          (сжимать – разжимать пальцы в кулаки)
То увижу там шакала,      (соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам)
Кенгуру, гиппопотама,    (разогнуть большой и указательный пальцы правой руки)
Обезьяну, тигра, льва,      (разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки)
Крокодила и слона.          (разогнуть большой и указательный пальцы левой руки)
Хорошо живется им –      (разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки)
Не бывает снежных зим.   (хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны)

Карточка №43

Мартышки и книжки.
Две проказницы мартышки
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полизать
И как будто почитать.       (выполнять движения, соответствующие тексту)
Ловко принялись за дело
И очки они надели.            (показать руками «очки»)
К носу книжку поднесли,  (две ладошки приблизить к лицу)
Вдруг подальше отвели
Ничего в очках не видно.   (ладошки отдалить от лица)
И мартышкам так обидно! (вытираем щечки, «слезы»)

Карточка №44

«Есть у курицы цыплёнок»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

(большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца)

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

(показать все пальчики, «играя» ими)

 

Карточка №45

«Две курицы» 

 В сарае две курицы жили      (большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)
Цыплят на прогулку водили
Цыплят на прогулку водили  
(постепенно разгибаем остальные пальцы)
За каждой ходили четыре ребёнка,
Четыре красивых послушных цыплёнка.
Четыре красивых цыплёнка  
(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме текста)
Цыплята любили все вместе гулять,
Толкаться, пищать, червячков искать.
Толкаться, пищать, червячков искать
(пальцы переплетаем, быстро ими шевелим)
Как только стемнеет – все к мамам бегут, (пальцы сгибаем, прижимаем к ладони)

Карточка №46

«Петушок»

Наш красивый петушок

(обе руки сжаты  в кулачки)

Кверху поднял гребешок.

(разжать ладони)

Крылышками машет.

(кистями помахать в воздухе)

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.

(указательными пальцами постучать по столу)

Пёстрых курочек зовёт.

(кистями рук сделать манящие движения)

Карточка №47

«Бегония»

Какое красивое имя – бегония!              (ритмично сжимать и разжимать пальцы рук)

Как будто все время куда-то бежит.      (указательными и средними пальцами «бежим» по столу)

Живет на окошке красавица скромная   (поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца)

И убегать никуда не спешит.                  (хлопки)

 

Карточка №48

«Фикус»

Ну-ка, фикус, похвались -                           (хлопки)

Вот какой огромный лист!                          (растопырить пальцы рук)

Сделан будто бы из кожи,                           (потереть ладони)

Фикус, мы тебе поможем:                           (сжимать и разжимать кисти рук)

Каждый толстенький твой лист                  (прижать ладони друг к другу)

Вымоем старательно.                                   (поглаживаем кисти «моем»)

Зеленей ты становись                                   (хлопки)

Ростом - с воспитателя!                               (потянуться, руки поднять вверх)

Карточка №49

«Герань»

На окно скорее глянь:           (показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветёт герань.    (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названья помним!   (раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)

Карточка №50

«Кактус»

Я с виду колючий, но добрый внутри,          (растопырить пальцы, затем сжать кисти рук «рукопожатие»)

Не бойся, дружок, на меня посмотри.           (погрозить пальцем)

Хоть я и погладить себя не даю,                    (поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

Зато всех на свете я очень люблю.                (то же, начиная с мизинца)

Карточка №51

«Мне купили для одежды»

Мне купили для одежды

Шкаф вместительный, большой.         (показывают, какой большой шкаф)

Он красивый и удобный

И зовется «платяной».

Уберу в него одежду:                               (загибают по одному пальчику, 

начиная с большого,

Майки, шорты и трусы                            на одной руке,

Брюки, куртки и рубашки,                      а затем на другой)

И носки с футболками уберу на полки я.

Карточка №52

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,                                  (загибают пальчики, начиная с Много мебели в квартире.                           большого на обеих руках)

В шкаф повесим мы рубашку,                    

А в сервант поставим чашку.                     (сжимают и разжимают кулачки)

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть- чуть на стуле.          (загибают пальчики, начиная с большого)

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.             (попеременно хлопают в ладоши                                                                                                                           

 Много мебели в квартире.                                

Карточка №53

«Эту мебель мы купили»

Эту мебель мы купили              (ритмично сжимают

С папой вместе в магазине.       и разжимает пальцы рук)

Это стул, на нем сидят.             (загибают пальцы на руке,

Это стол, за ним едят.                перечисляя мебель)

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

Карточка №54

«Будем ручками играть»

Будем ручками играть

И про транспорт вспоминать.      (соединяют пальцы с большим пальцем)

Полетим на самолёте,

Облака, вы как живёте?               (изображают крылья самолёта)

В лодочке качаемся

И волнам улыбаемся                   (ладошки « в лодочку», изображают волны)

Мотоцикл мы разгоняем,

Наперегонки играем                     (сжимают пальцы в кулак, расслабляют)

С ветром, солнцем и друзьями.    (руки в трубочку-дуют «ветерком»;

 руки вверх-это лучи солнца. Руки показывают на друзей)

Называйте транспорт с нами.            

(надавливают подушечками пальцев друг на   друга на соответствующих руках)

Карточка №55

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:    (сжимать и разжимать пальчики)

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.   (поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали. (сжать пальцы в кулачок, начиная с большого)

Карточка №56

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать!

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками, Загибают пальчики обеих рук).

Карточка №57

«Бойцы-молодцы»

Пальцы эти все бойцы,                (показать раскрытые ладони)

Удалые молодцы.

Два-больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два-гвардейца-храбреца,

Два-сметливых молодца.

Два героя безымянных,              (сжать пальцы в кулаки и поочередно

Но в работе очень рьяных!        разжимать пальцы на обеих руках

Два –мизинца-коротышки-        одновременно, начиная с больших)

Очень славные мальчишки!

Карточка №58

«Сегодня праздник всех отцов»

Сегодня праздник всех отцов,                   (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов,                   (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,                       (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!                       (сжимают и разжимают пальцы)

Карточка №59

«Подарите мне фуражку»

Подарите мне фуражку,

 (ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук)

Сапоги и автомат.           

 (разводить пальцы обеих рук, начиная с больших)

Стану воином отважным, 

(интенсивное сжимание рук в кулаки)

Защищать вас буду рад. 

(пальцы сцепить в «замок»)

Карточка №60

 «Такие разные дела»

Раз, два, три, четыре!                (сжимают пальчики по    одному в кулачки)

Много дел на белом свете.       (разжимают пальчики по одному из кулачков)

Вот военные идут - они границу берегут.           (пальчики «шагают»)

А швея иглу берет и одежду людям шьет.          (имитируют движения руки иглой при шитье)

Дворник улицу метет, звонко песенку поет       (подражают движения дворника)

Птичница во двор пришла, курам зерна принесла.    (выполняют упражнение «Кормление птиц»)

Карточка №61

«Много есть профессий знатных»

Много есть профессий знатных,  

(соединять пальцы правой руки с большим)

И полезных и приятных                

(соединять пальцы левой руки с большим)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…  

 (загибают по одному пальчику)

Сразу всех не называю,                 

 (сжимать и разжимать кулачки)

Вам продолжить предлагаю.        

 (вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Карточка №62

«Что принёс нам почтальон?»

Что принёс нам почтальон?            

 (сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.            

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты.              

 (на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

Карточка №63

«Наши мамы»

 

Много мам на белом свете,   (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер,     (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,    (сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!    (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

Карточка №64

«Распускаются цветы»           

Распускаются цветы            (постепенно раскрываем сомкнутые в виде

 бутона ладони)

Удивительной красы.

Этой раннюю весной,

Ветерок зовет с собой.          (ручками поманили к себе)

Пробежаться по тропинке,    (имитируем бег пальчиками по столу)

Посчитать на речке льдинки (загибаем поочередно пальчики одной руки)

И увидеть как из почки,

Появляются листочки.          (сложить ладошки друг на друга в виде

листочка)

Карточка №65

«Сосульки»

Шаловливые сосульки         (складываем ручки щепоткой и острым концом  показываем вниз по очереди каждой рукой)                   

Сели на карниз.                     (садимся на корточки)

Шаловливые сосульки         (так же)

Посмотрели вниз.                 (наклоняем голову)

Посмотрели чем заняться?  (пожимаем плечами)

Стали каплями кидаться.     (взмахиваем кистями рук одновременно)

Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон!          (взмахиваем кистями рук по очереди)

   

Карточка №66

«Здравствуй»

 

Здравствуй, Солнце золотое!

 Здравствуй, небо голубое!

 Здравствуй, вольный ветерок!

 Здравствуй, маленький дубок!

 Мы живем в родном краю -

 Всех я вас приветствую!

(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,

   похлопывая друг друга кончиками)

Карточка №67

«Москва»

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы    (хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.              (поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.     (сгибать, разгибать пальчики)

Карточка №68

«Родина моя!»

Посмотрю на карту я:          (вытягивают вперед прямы ладони)             

Вот российская земля.         (по очереди соединяют одноименные пальцы рук)

Есть леса тут и озера,                       

Горы, реки и моря.                           

Я люблю тебя, Россия,           (крепко сжимают пальц в «замок»)                    

Ты же Родина моя!                  (прикладывают руки к груди) 

Карточка №69

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,                      (сложенными вместе ладонями дети  изображают  как плывёт рыбка)

Рыбке весело играть.                           

Рыбка, рыбка, озорница,                     (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.                    (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,                     (снова изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.                      (делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,                 (снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.

Карточка №70

«Какие бывают рыбки?»

 Мы в подводном мире, друг,

(выполняют движения руками, как будто плывут «брасом», одновременно сжимая и разжимая ладошки обеих рук)

Рыбы плавают вокруг:

(делают поочерёдные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой)

Рыба-меч, рыба-пила,

(поочерёдно соединяют пальцы обеих рук большим, начиная с мизинца)

Рыба-удильщик и рыба-игла.

Карточка №71

«Мы построили скворечню»

 Мы построили скворечню

Для весёлого скворца.                     (попеременно постукиваем кулачками друг

о друга и по столу)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.                     (сводим руки над головой)

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:                     (попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.                     (соединяем каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза)

Карточка №72

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,          

Милая касаточка,          

Ты где была,                                            

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну – красну.

(на каждую строку палец «здоровается»  дважды с одним пальчиком, начиная с  указательного, - сначала на правой, потом на левой руке)

Карточка №73

«Грядка»

Я давно весну ждала,

У меня свои дела

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку.

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена.

Посажу я к ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.          

(прикасаемся по очереди каждым пальцем к большому пальцу, вытянуть вперёд ладонь, попеременно опускать и поднимать ладонь. Погладить пальцами ладонь, прижать все пальцы руки к большому пальцу «щепоткой». Разбрасывание семян имитация, вытянуть ладошки вверх)

Карточка №74

«Мы по глобусу шагаем» 

Мы по глобусу шагаем,
Пальцы дружно поднимаем.
Перепрыгнули лесок,
На гору забрались,
Оказались в океане –
Вместе покупались.
Пошагали в Антарктиду,
Холодно, замерзли.
На ракету все мы сели –
В космос улетели.

(движение пальцев по тексту)

Карточка №75

«Планеты»

Раз, два, три, четыре, пять,           (хлопаем в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий,  (загибаем пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши,           (хлопаем в ладоши)

Карточка №76

«Хлеб»

 Рос сперва на воле в поле,              (дети слегка покачивают руками,

 поднятыми вверх)

Летом цвел и колосился,                   

А потом обмолотили,                      (постукивают кулаками друг о друга)

Он в зерно вдруг превратился.       (выполняют упражнение «Пальчики  здороваются»)               

 Из зерна – в муку и тесто,               (сжимают и разжимают кулаки.

 В магазине занял место.                   (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

 Вырос он под синим небом,              (поднимают руки вверх)

 А пришел на стол к нам – хлебом.    (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)

Карточка №77

«Муку в тесто замесили»

 Муку в тесто замесили,         (сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили:          (прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,              (поочерёдно разгибают пальчики обеих рук,

начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.          (обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!                         (гладят живот)

Карточка №78

«Пельмени»

Мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу.

Отделяя фарша горстку

На кружок кладу я горстку

Я края соединяю

Пальчиками их сжимаю

Пельменьки получаю.

(движения согласно тексту)

Карточка №79

«Каша»

Каша в поле росла,

К нам в тарелку пришла.

Всех друзей угостим.

По тарелке дадим.

Птичке – невеличке

Зайцу, лисичке,

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке.

(руки вверх, шевелить пальцами, пальчики идут, мешают кашу, загибают пальчики)

Карточка №80

«Насекомых называем»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:                          (сжимать и разжимать кулачки)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.                (поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!                         (вращать мизинцем)

Прячьтесь!                                             (спрятать руки за спину)

Карточка №81

«Пчела»

Прилетела к нам вчера                          (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк                    (на каждое название насекомого загибают пальчик)

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                             (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,                        (машут ладошками)

От усталости упали.                             (роняют ладони на стол)

Карточка №82

«На парад»

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

Карточка №83

«Капитан» 

 

Я плыву на лодке белой              (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями)

По волнам с жемчужной пеной.  (друг к другу, слегка приоткрыв)

Я - отважный капитан,                 (проговаривая стишок, показывать, как  лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук

сами волны, потом по тексту показать чайку, скрестив руки, соединив

ладони тыльной стороной и помахать)

Мне не страшен ураган.  

Чайки белые кружатся,                              

Тоже ветра не боятся.                                 

Лишь пугает птичий крик                        

Стайку золотистых рыб.                        (пальцами, сжатыми вместе

И, объездив чудо-страны,                        выпрямленными ладонями с пальцами,

Посмотрев на океаны,                             прижатыми друг к другу изобразить рыбок)

Путешественник-герой,                          (плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде)

К маме я вернусь домой.                         

Карточка №84

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют                (сжимать и разжимать пальцы рук)

И головки убирают,                           (открывать и закрывать глаза)

Словно синие цветки,

Распускают лепестки                         (сводить и разводить пальцы «веером») Наверху качаются,                             (качание и наклоны кистей вправо-влево)

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой                        (круговые движения кистями)

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Колокольчики-цветы                           (повороты кистями вправо-влево)

Очень вежливы, а ты?                         (ладони сверху опустить на стол)

Карточка №85

«Бутончик»

К ночи бутончик собрал лепестки

(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем

Цветы раскрываются

(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)

Солнышко село, и

сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)

Карточка №86

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,     (запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

 Утром весенним раскрыл лепестки.  (развести пальцы рук)

 Всем лепесткам красоту и питанье    (ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

 Дружно дают под землей корешки.   (ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

Карточка №87

«Скоро в школу»

Семь вещей у нас в портфеле:                       (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь,                                   (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

Карточка №88

«В школу»

В школу осенью пойду.

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

(загибают по одному пальчику с мизинца)

Но свой садик не забуду!

(грозят указательным пальчиком)

Карточка №89

«Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.        (дети ритмично скрещивают руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.              (плавно покачивают руки вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.     (ритмично потирают щеки)

А весной на носик ставит

Точки - точки - точки.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!   (ритмично постукивают пальцем по носу)

Карточка №90 

Я рисую лето 

Я рисую лето:                       (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской –               (рисуют в воздухе «солнце»)

Солнце,

На газонах розы,                  (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо         (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей.                 (на столе рисуют пальцем «ручей»)

Карточка №91

«Радуга»

Гляньте: радуга над нами,  (нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,                    (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами,                                (руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной,   (нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной.      (дотронуться до головы)

Карточка №92

«Что делать после дождика?»

Что делать после дождика?        (соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!                 (щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой)

Что делать после дождика?       (соединяем все пальцы рук с большими)

Кораблики пускать!                   (рисуем обеими руками восьмёрку)

Что делать после дождика?       (соединяем все пальцы с большими)

На радуге кататься!                   (руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу)

Что делать после дождика?       (соединяем все пальцы с большими)

Да просто улыбаться!                (улыбаемся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека стихов на осеннюю тематику

материал для заучивания наизусть...

Картотека игр по железнодорожной тематике

Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является ознакомление детей с железной дорогой, железнодорожными профессиями, воспитание уважения и гордости к компании ОАО «РЖД»...

Картотека подборка на экологическую тематику

Картотеки к проекту "Волшебный мир природы"...

Картотека пальчиковых игр по тематике по программе "От рождения до школы" в средней группе

Планирование пальчиковых игр в средней группе  в соответствии с темами по программе "От рождения до школы".Цель. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро ...

Картотека пальчиковых игр по тематике по программе "От рождения до школы"

В данном материале представлена подборка пальчиковых игр для детей среднего возраста по темам (март- май) в соответствии с требованиями ФГОС...

Картотека пальчиковой гимнастики по различным тематикам

Представляю вашему вниманию картотеку пальчиковой гимнастики, которой пользуюсь сама в работе. Очень удобная! Здесь можно найти гимнастику на любую тему....

Картотека пальчиковых игр. Морская тематика.

Цель: пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи,памяти,общей моторики рук....