Коллекционирование пуговиц как культурная практика
материал (средняя группа) на тему

Ясиневич Алевтина Ивановна

Широкое распространение в детском саду получили культурные практики. Детское коллекционирование является ярким примером культурной практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Теремок» пгт Опарино Кировской области

Коллекционирование пуговиц как культурная практика

                                                                                                Выполнила

                                                                                                воспитатель I кв. кат.

                                                                                                А.И.Ясиневич

 Детское коллекционирование является ярким примером культурной практики дошкольников, поскольку основано на свободном выборе, самостоятельности детей, протекает в разных формах и своем темпе.

 Собирать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематические картинки, открытки, камни и т.д.

  Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания,  способствует развитию познавательных умений, формирует у детей представления о значимости предметов коллекций, удовлетворяет потребность «собирательства чудесных сокровищ» так присущую маленьким детям.

 Дети редко приходят в группу с пустыми руками. Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им  нравится.

 Как началась в нашей группе культурная практика – коллекционирование?

Девочка, идя утром в детский сад, нашла на дороге пуговицу необычной форм. Зайдя в группу, продемонстрировала свою находку. Я удивилась вместе со всеми, рассматривая её. Предположили, кто её мог потерять. Предложила посмотреть на свою одежду, найти на ней пуговицы. Дети оживлённо начали рассматривать друг друга. Кто – то сбегал в раздевалку и принёс верхнюю одежду, кто – то взял лупу. Пришли к выводу, что пуговицы очень различаются и пришиты по-разному.

 Я сказала, что у меня дома в шкатулке есть красивые пуговицы, и если дети хотят их увидеть, могу принести. Дети сразу же выразили желание тоже найти дома интересные пуговицы. Вечером рассказали родителям, они поддержали нашу идею. И началось увлекательное путешествие в мир пуговиц.

 В группе появились образцы пуговиц, сгруппированные по видам: "Детские пуговицы", "Металлические и форменные пуговицы", "Пуговицы для верхней одежды", "Пуговицы-украшения", «Пуговицы с четырьмя дырками», «Пуговицы с двумя дырками». Дети предложили их разместить на лучиках солнца.

  Далее  стали возникать вопросы: как появилась первая пуговица, что означает слово "пуговица"? Два мальчика   вызвались посмотреть ответы на эти вопросы с родителями дома в интернете, а на следующий день с гордостью рассказывали всем. Дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы.

 Когда дети одевались,  им приходилось застегивать пуговицы. Если кто-то ошибался, то мог услышать: "Коли  первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк", таким образом  дети  знакомились с пословицами.

 Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу красивых вещей. Девочки с удовольствием демонстрировали интересные украшения: браслеты, бусы из пуговиц.

 Воспитанники выкладывали узоры из пуговиц. Ярослав сделал открытие: оказалось, что пуговицу можно использовать как волчок.

 Данил решил сделать рамку для рисунка маме, и помогла ему в этом случайно оказавшаяся рядом пуговица. Он обмакивал её в гуашь и делал печатки. В итоге, перепачкавшись, он сделал вывод, что к пуговице надо приделать палочку, чтобы руки были чистые. Так у нас появился материал для рисования – печатки из пуговиц.

 С пуговицами можно делать красивые аппликации, использовать их в лепке, заполнять ими раскраски (не обязательно их наклеивать на рисунок), выкладывать ими верную дорогу в лабиринтах для детей, цифры, использовать как фишки в настольных играх.

 Особый восторг вызвал у детей процесс приготовления печенья "Пуговицы". Несмотря на то, что в каждой "пуговке" пришлось делать нужное количество дырочек соломинкой для коктейля, было оформлено больше полусотен "пуговичек". И конечно, печенье, приготовленное своими руками, оказалось необыкновенно вкусным. Воспитанники не только попробовали его сами, но и угостили сотрудников детского сада, детей и родителей.

Педагоги, узнав о нашей коллекции, принесли показать свою: альбомы «Памятные монеты», «Монеты РФ регулярного выпуска с 1991 г», «Марки». В данный момент мы собираем коллекцию фигурок из киндер – сюрпризов.                        Коллекционирование является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов доступного и интересного вида совместной деятельности детей и взрослых (познавательно-исследовательской).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей младшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) ( Коллекция «СЕМЕЙСТВО ЛАДЫ». Основание - ИСТОРИЧЕСКОЕ)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ)В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»...

Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений  в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) Коллекция «Магниты». Основание – пут...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

«Коллекционирование как форма культурных практик современного дошкольника»

laquo;Коллекционирование как форма культурных практик современного дошкольника»...