Проект во второй младшей группе "Знакомство с бытом русского народа"
проект (младшая группа) по теме

Елисеева Любовь Николаевна

Проект во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_byt.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект занятия во второй младшей группе «Знакомство с бытом русского народа»

Любовь Елисеева 
Проект занятия во второй младшей группе «Знакомство с бытом русского народа»

Цель: формировать эмоционально положительное отношение к предметам быта русской традиционной культуры.

Задачи:

- Конкретизировать первоначальные представления о предметах быта (печь, лавка, колыбель, стол, познакомить с их назначением;

- Формировать первоначальный интерес к культуре своего народа в процессе восприятия малых форм русского фольклора (потешки, колыбельные)

- Способствовать отражению полученных впечатлений в речевой, игровой, музыкальной деятельности.

Оборудование: деревенская печь, чугунок, ухват, ведра, коромысло, колыбель с куклой, мягкая игрушка кота, самовар, деревянная посуда, сундук, старинная одежда русского народа.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, нас сегодня в гости бабушка Арина ждет! Ждет – пождет в гости внуков. Всех- то она любит, всех приголубит! Бабушка Арина в деревянном доме живет. Как он называется?

Дети. Изба

Бабушка Арина. Ладушки мои пришли. Здравствуйте! Много у меня внуков и для каждого доброе слово найдется. Проходите.

У меня в деревне нет многоэтажных домов, а стоят маленькие домики. В них нет воды, нет газа, а раньше не было даже света. За водой люди ходят на реку или берут воду в колодце. А что же люди делают, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).

Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь.

И в моей избе есть печь. Посмотрите ребята.

На ней я готовлю себе еду.

А топится печка дровами, бросаю их в печку, поджигаю, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.

-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?

- Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические печи, на которых готовят еду ваши мамы.

А в печи люди готовили, когда не было газовых плит. Печку ласково называют печка – матушка, она и греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А какие щи, и каши, и киселя приготовить можно! И молока топленого, и пирогов, и блинов, и оладушек напечь. Готовили все в чугунках (показ, они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны (емкость, сделанная из чугуна – очень прочного металла). А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. Снизу печи было углубление для хранения дров. А еще на печи можно было погреться. Чугунок ставят и вынимают из печи специальным приспособлением, который называется ухват, а дрова в печке, чтобы они сильнее разгорались, или чтобы не выпали из печки, помешивают специальной палкой – кочергой.

Я очень люблю греться на печи.

- Ой, кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

(Ответы детей).

- Да, это котик.

Показываю кота на печке.

- а вы знаете про него потешки и расскажете мне.

А потешки – это маленькие смешные истории, чтобы потешить или рассмешить, или заговорить маленьких деток.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

- Давайте поиграем с котиком.

Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с котиком сидит на кровати, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик).

- А вот еще одна потешка. Давайте расскажем её все вместе.

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький лобок.

Приди, котя, ночевать,

Мою детыньку качать.

- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).

Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную.

Бабушка Арина и дети. Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И утащит во лесок.

Он утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

- В русской избе шкафов и шифоньерок не было совсем. Где же русские люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. Их делали прочными, в них и вещи хранили и даже спали на них, такие они были большие. (открываю сундук, показываю что там.)

Садитесь за стол, мои дорогие, притомились, небось. А на что вы сели?

Дети: лавочки.

Бабушка Арина. Удобно вам? У меня большие лавки, чтобы вся семья помещалась. Тут ко мне лиса прибегала, на лавочку примостилась, сама легла на лавочку, а хвостик под лавочку. Любите играть? Давайте поиграем пальчиками.

Этот пальчик хочет спать, Дети загибают пальцы по

Этот пальчик прыг в кровать, порядку.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

Тише пальчик не шуми, Грозят большому пальцу.

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

Всем гулять идти пора. Разжимают все пальцы.

Воспитатель. Бабушка Арина, а это что? (Показывает самовар)

Бабушка Арина. Дети, вы знаете что это?

(ответы детей)

Бабушка Арина. Ребята, это самовар - батюшка, как мы его называем. Вода в нем быстро нагревается и долго не остывает. Раньше не было чайников и чай кипятили в самоварах, вода в нем быстро нагревается и долго не остывает, наливали кипяток в блюдца.

Ой, ребятки, пирогами запахло, это моя печка - матушка для вас постаралась, оладушек напекла.

Воспитатель. Спасибо бабушка Арина, нам возвращаться пора в группу, мы там чай с пирогами попьем, а дети хотят отблагодарить тебя потешкой.

Ладушки – ладушки,

Испекла нам бабушка

Сладкие оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Бабушка Арина. До свидания, мои дорогие, еще ко мне приезжайте.

Дети. До свидания, бабушка Арина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Быт и традиции народов Южного Урала»

Наш проект дает возможность донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала, знаний о культуре и традициях уральского края.  Работа над проектом имеет большое значение для формирования...

МАДОУ ЦРР д/с №2 г. Калининграда Творческий проект во второй младшей группе На тему: "Русская матрёшечка"

Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как, в них играть. Беседуя с ...

Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» в рамках проекта «Естественнонаучное лето-2019» (неделя археологии, день быта русского народа)

Конспект открытого комплексного занятияв старшей группе«Семейные обычаи на Руси»в рамках проекта «Моё естественнонаучное лето-2019»(неделя археологии, день быта русского народа...

ООД «Русская изба» «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, расширять представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие)....

Проект «Русская изба» по знакомству детей с историей быта русского народа»

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей своего народа. Народная культура ...

ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ РУССКОГО НАРОДА»

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны- России, ее достопримечательностями, воспитание любви и привязаннос...

Знакомство с культурой и бытом русского народа « Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

1.Прививать интерес  к духовной культуре.2. Познакомить детей с русской избой, ее убранством, устройством , с предметами русского быта.3. Знакомить детей  с народным творчеством .4. Воспитыв...